HTM
Номер журнала «Новая Литература» за февраль 2024 г.

Алекс Ведов

Созерцатель

Обсудить

Философское эссе

 

 

 

Я писал это не для всех, но для тебя одного:
мы достаточно большая аудитория друг для друга.

        Эпикур

 

 

 

Чем яснее и светлее в человеке сознание, созерцание мира,
тем неотступнее преследует его загадочность бытия,
тем сильнее будет он чувствовать потребность подвести итоги,
сделать какой-либо конечный вывод о жизни и бытии вообще;
тем менее человек будет доволен просто тем,
что он живёт и постоянно лишь предотвращает нужду.

       Артур Шопенгауэр

 

 

 

Если твои дела нужны Миру,
они будут нужны и тебе.

        Слова Ванталы

 

 

Опубликовано редактором: Игорь Якушко, 2.09.2010
Оглавление

8. Манифест необязательности
9. Солнце и тень странника
10. Великая одиссея

Солнце и тень странника


 

 

 

Необязательность твоей жизни я бы сравнил с необозримым отрытым пространством со множеством дорог, хоженых и нехоженых, прямых и запутанных, лёгких и трудных. Твой личный путь со всеми его особенностями, со своим ландшафтом, – это твой вертикальный минор, а все трудности, опасности, перипетии этого пути, внешние и внутренние – всё то, что составляет обязательное в твоей жизни. Тогда твой экзистенциум – это и есть странник, тот, кто путешествует, кто выбирает путь и преодолевает трудности. А вертикальный мажор – это солнце над головой странника, дающее ему силы и радость на пути, согревающее его, освещающее ему дорогу.

По какому бы пути ты ни шёл, это по отношению к солнцу горизонтальный путь. Ты никогда не достигнешь солнца и не станешь им. Оно всегда будет над тобой, оно всегда будет расположено по отношению к тебе вертикально, на недосягаемой для тебя высоте. Но ты можешь выбрать стремиться к нему, ты можешь пытаться стать ближе к нему. Ты можешь для этого найти путь, который ведёт наверх, и начать совершать восхождение.

Ты не можешь и не должен тащить вместе с собой других. Ты можешь только обозначить для других путь, который ты видишь. Можешь позвать других в этот путь. Если они окажутся твоими попутчиками, ты можешь помочь им в том или этом. Но чаще всего путь у каждого оказывается своим, и никто его за него не пройдёт.

Поэтому я и говорю, что всё сказанное – только для тебя, и ни в коей мере не может быть массовым руководством к внутреннему преображению. Это не инструкция по пользованию бытовой техникой. Всеобщие рекомендации тут не годятся.

Всё, что я сказал о привнесении в твою жизнь понимания необязательности всего – только самая общая основа для выработки более конкретных и определённых подходов к собственной жизни. Я даю тебе, если угодно, универсальный психологический ключ или, лучше сказать, отмычку, которой ты открываешь замки на пути к свободе. А этих всевозможных замков немало и внутри тебя, и снаружи. И общество, и ты сам немало преуспели в их изготовлении. Их конструкции могут быть весьма хитроумными и изощрёнными. И надо очень потрудиться, чтобы открыть их. Но оно того стоит.

Понимание необязательности открывает тебе вертикальную перспективу твоей жизни. Оно даст тебе лёгкость, чтобы иметь возможность восходить. Если в мировосприятии превалирует сознание обязательности, оно делает человека тяжёлым и практически непригодным к восхождению. И, кроме того, такое восприятие отнимает у человека настоящую, вертикальную перспективу, заменяя её всякими суррогатами, не дающими настоящего удовлетворения ни уму, ни сердцу. Фактически, всякая иная перспектива, не служащая восхождению, есть по сути бесперспективность.

Я хотел бы напомнить, что вся жизнь в своём эволюционном развитии – неуклонное восхождение; усилие, направленное вверх, несмотря ни на что. Если человек к чему и призван, то это – продолжать и усиливать данную тенденцию, но уже сознательно. Всё остальное, что человек может придумать и совершить ради оправдания своей жизни – вторичное, частное, производное. Но при этом вполне можно жить этим вторичным, и основная масса людей живут именно так. Потому что, повторяю в сотый раз, человеческое предназначение коренится во всё большем раскрытии в себе свободы и гармонии, а это по существу не может быть чем-то вынужденным и обязательным. Это как раз, в противоположность смерти, страданию, проблемам, – в наименьшей степени осознаётся, как нечто обязательное. Это само обыденному сознанию даже кажется второстепенным, несущественным, не служащим целям жизни. Тем, без чего вполне можно обойтись.

Но на самом деле именно необязательность лежит в основе жизни, и без неё она бы даже не возникла. И задумайся: всё самое лучшее в жизни – доброта, любовь, сострадание, красота, юмор, творчество, познание, дружба, сотрудничество – всё, что делает жизнь самоценной; всё, что поддерживает её и делает если не замечательной в целом, то, по крайней мере, сносной на преобладающем фоне трудностей, страданий и смертей – всё это необязательно. Всё перечисленное проистекает оттуда же, откуда и собственно сама жизнь – из свободы, из необязательности. А всё уродующее и подавляющее жизнь; всё, что делает её для конкретного человека тяжёлой, горькой, бессмысленной, полной бед, лишений, потерь, проблем, разочарований; что кладёт ей неизбежный конец – всё это приходит со стороны необходимости, сдавившей жизнь со всех сторон. Обязательность привходит в жизнь оттуда же, откуда страдание и смерть.

Однако довольно пафоса. Полагаю, что о значении понимания необязательности сказал уже достаточно, и больше к этой теме постараюсь не возвращаться. Но прежде чем обсуждать, что же тебе нужно на твоём пути, стоит понять, что тебе не нужно, что мешает и сбивает с пути, от чего необходимо избавиться. Прежде чем отправляться в путь, нужно открыть двери, не так ли? А они на замке. К тому же, если приглядеться, то можно обнаружить кандалы с замком даже у себя на ногах.

Но теперь у тебя есть ключ, открывающий все замки.

 

 

*   *   *

 

Тебе не надо прекращать быть деятелем. Я уж не говорю о том, что тебе ни в коем случае не следует изолироваться от мира, убегать от жизни, превращаться в какого-то отшельника и затворника. Ибо от мира, будучи его частью, не убежишь и не изолируешься. В любом случае тебе придётся участвовать в жизни, а значит – прилагать какие-то усилия, направленные на окружающий мир. Но это горизонтальные усилия, а преобладающими в твоей жизни пускай станут вертикальные. Роль деятеля пусть отойдёт на второй план и уступит место роли странника и созерцателя.

Роль странника – потому что, понимая необязательность всего, ты понимаешь и равнозначность всех дорог в жизни. И поэтому, выбирая ту или иную дорогу, ты не привязываешься ни к ней, ни ко всему, что встречается тебе на пути. Ты не столько путник, идущий к какой-то определённой цели (нет такой цели, ценность которой была бы абсолютна), а именно странник, путешественник, ищущий, совершенно вольный, подобный птице в небе. Путешествие самоценно, если совершается с осознанием целостности всей своей жизни.

Роль созерцателя – как раз для того, чтобы двигаться с этим осознанием. Для того, чтобы различать вертикальное и горизонтальное в своём существе, чтобы руководствоваться вертикальным измерением. Иначе ты не странник, не путешественник, не ищущий, а просто неприкаянный, бездомный, никчемный бродяга.

Чтобы стремиться к солнцу, нужно ориентироваться на него. Нужно смотреть вверх, нужно иметь вертикальный взгляд, вертикальное восприятие мира. А такой взгляд вверх очень разнится с горизонтальным. Вертикальный взгляд – взгляд созерцателя. Именно он отличает странника от бродяги. Я хочу, чтобы ты выработал именно такой взгляд.

Ты скажешь: всё это общие слова, а что конкретно мне делать?

На это только могу повторить, что я не собираюсь тебя вести за руку по жизни. Я даже не даю тебе карты. Я только даю тебе надёжный компас. Я только показываю, что нужно менять не столько образ жизни, сколько образ мысли, и каким образом это надо менять. И тогда нужные перемены в твоём образе жизни начнут происходить как естественное следствие перемен в тебе самом.

И ещё могу добавить, что делать надо то же самое, что ты делал раньше. Возможно, не всё. Возможно, после осмысления всего, что ты узнал от меня, многие занятия тебе покажутся лишними, бессмысленными, не стоящими сил и времени. Возможно, многие связи с другими людьми, которые ты считал устоявшимися, крепкими, полезными, покажутся обременительными, станут со временем ослабевать или разорвутся совсем. Возможно, появятся новые связи и занятия, о которых ты и предполагать не мог.

Во всяком случае, отношения со всем и со всеми, с чем ты взаимодействуешь, в общем и целом будут становиться всё менее напряжёнными и болезненными. И всё более лёгкими и гармоничными.

Но для начала, повторяю, нужно избавиться от всего лишнего. На вертикальном пути, прежде чем решать, что надо делать, нужно определиться с тем, чего делать не надо. Решить для себя, что нужно отсечь от своей жизни, или, по возможности, оградить себя от этого, минимизировать его влияние.

Ведь ты делаешь упор на то, что в тебе уже есть, и на то, что в тебе самодостаточно. Ведь невозможно двигаться, опираясь на то, чего у тебя нет; чего ещё надо достичь, и неизвестно, получится это или нет. И невозможно двигаться к большей свободе и гармонии, находя опору в том, что несвободно и дисгармонично; в том, что коренится в причинной обусловленности. Вертикальное измерение своей жизни можно открывать только потому и за счёт того, что твоё существо, взятое в своей тройственной целостности (вертикальный минор – экзистенциум – вертикальный мажор), избыточно по отношению к причинной обусловленности. Без этой изначальной избыточности не было бы никакой возможности для движения вверх. Даже стремления такого бы не возникло.

Я хочу сказать, что всё необходимое для начала движения у тебя уже есть. Человеческое существо не может ощутить потребность во внутреннем совершенствовании, не может ощутить зов вертикального в своей жизни, пока его целостность не сформирована, он не созрел для этого во всех отношениях. Это – проявление мудрости закона всеобщего развития. И, поскольку ты уже достаточно экипирован для такого пути, нужно отбросить всё то, что тебе мешает.

И – набраться решимости и терпения.

 

 

*   *   *

 

Всякий человек, если он достаточно разумен, с возрастом постепенно избавляется от того ложного и надуманного, что внушили ему с детства другие или насчёт чего заблуждался он сам. Этот процесс естественный и редко отслеживается и осознаётся самим человеком. Просто в какой-то момент человек открывает для себя, что он долгое время руководствовался тем, что никак не отвечало его самым главным запросам. Стремился к тому, чего на самом деле нет, или к недостижимому. Тратил время, силы, средства, свою жизнь на то, что этого явно не заслуживало. То, что он считал ценным и значимым, при ближайшем рассмотрении, как оказалось, таким вовсе не является; а по-настоящему ценным является совсем другое, чему он раньше не придавал значения. Тогда человек говорит себе, что он приобрёл опыт, что он стал более мудрым.

Так вот, этот процесс постепенного, неосознанного «помудрения» на вертикальном пути можно сделать осознанным и поэтому ускоренным. И тогда тебе, вероятно, незачем будет проходить через многочисленные виды горького опыта; не нужно тратить силы и время на достижение несуществующих или несущественных целей; не придётся разочаровываться самому и разочаровывать других; ни к чему таранить лбом стены, когда рядом есть открытые двери.

Это важно потому, что, помимо экономии времени и сил, позволит твоему вертикальному минору в большей степени и легче интегрироваться воедино. То есть стать более органичным и управляемым для твоего экзистенциума. Позволит стать ему более гармоничным, внутренне мобильным, целостным, прозрачным и лёгким. Впустить в себя больше солнца с той стороны.

Собственно говоря, в этом направлении двигался каждый, кто стремился развить и максимально реализовать свой дух. Насколько далеко удалось разным людям продвинуться по этому пути и что удалось на нём найти – это уже другой вопрос. Кто-то обрёл просветление, кто-то – освобождение. Кто-то – великое знание или великую мудрость, которыми поделился с другими. Кто-то увидел свет на пути, принёс его частицу и тем самым повлиял на жизнь в масштабе Земли, приблизив цель эволюции.

Но во всех этих случаях важно одно: направление вверх. Ты можешь ничего из перечисленного не достичь. И, скорее всего, так и будет. Но вертикальное направление – это в любом случае то направление, которое стоит открыть и по которому стоит двигаться. Здесь не будет ошибки. Настоящая перспектива – там, наверху. Если ты совершаешь усилия, направленные туда, то, к чему бы они ни привели, они зря не пропадут. В этом ты можешь быть уверен.

Всё, что не помогает тебе в этих усилиях (не говоря уже о том, что мешает им, тянет вниз, назад или вбок) – вот это и есть то, от чего лучше избавиться. А такого в тебе предостаточно. Сразу нужно честно признаться себе в этом, равно как и в том, что от всего ты вряд ли избавишься. Но от части – вполне можно.

Лично тебе для начала нужно было иметь правильную картину мира и своего места в ней. Ведь ты уже был знаком с другими картинами, и ни одна тебя не устроила. Тебе нужна была твоя. Такую картину я дать тебе постарался – не знаю, насколько это у меня получилось. Если получилось, то всё лишнее само постепенно покинет тебя по мере прорастания нового мировосприятия. Возможно, другому человеку понадобилось бы наоборот, прежде чем вырабатывать правильный взгляд, сначала понять, в чём он вольно или невольно заблуждается насчёт себя и своего места в мире.

Но всё-таки стоит указать, сколько ненужного барахла люди несут с собой по жизни, и как крепки сети, которыми окутан их разум. Большая часть трудности состоит в том, что и это балласт, и эти сети порождены самим разумом и кажутся ему обязательными. Они как бы являются его неизбежным побочным продуктом, сковывающим его собственные возможности.

Прежде всего, это многоразличные мифы о месте человека в мире, обусловленные чисто человеческими пристрастиями, что далеко не всегда осознаётся. Человеческий разум – великий мифотворец, это одна из его главных функций. Он за всю прошедшую историю нагородил столько небылиц, что их, наверное, хватит на всю оставшуюся. Я поэтому и не собираюсь перечислять их все. Тем более что по ходу дела уже касался их. Лучше рассмотреть установки сознания, их порождающие.

Взять, например, ту ложную неосознанную установку, что бытие в целом антропоморфно. То есть человек выдумал некоего творца мира по своему образу и подобию и положил эту установку в основу множества больших и малых религий. Ну вот хочется людям, чтобы Первооснова всего сущего, как она есть сама по себе, непременно обладала бы человеческими чертами! Даже логику, страсти, мотивы Творцу приписывают вполне человеческие.

Долго не буду распространяться на эту тему. Просто повторю уже ранее сказанное: бесконечное не может быть познаваемо и объяснимо путём экстраполяции свойств конечного в бесконечность. То, что угодно придумывать конечным существам по этому поводу, – может быть отчасти верно, отчасти нет, но никоим образом не может быть адекватным и исчерпывающим.

И дело было бы ещё не так плохо, если бы люди заблуждались, проецируя на Бога только хорошие человеческие качества. Но ведь проецируется и кое-что похуже, что как бы выражает чаяния о мировой справедливости, а в действительности является проекцией тёмной части собственной натуры. Все эти образы изначальной греховной природы человека, апокалипсиса, страшного суда, вечного ада – просто свидетельства того, что религии создавались отнюдь не только светлыми и одухотворёнными личностями. Туда же внесли свой немалый вклад и личности с явно выраженными садомазохистскими комплексами, и человечество до сих пор пожинает плоды этого.

Но Бог и Сатана, добро и зло, рай и ад, небеса и земля, тёмное и светлое – всё это только внутри каждого человека. Всё это есть, поскольку и пока жив человек, наделяющий их реальностью в своём воображении. Но Изначальное не знает всех этих выдумок. Оно просто существует, давая всему возможность самореализации, вот и всё. Я тоже уже об этом говорил.

Точно так же дела обстоят и с тем, что люди считают святым. «Святое» – это что-то такое, что как бы обладает исключительной, абсолютной, безусловной ценностью и значимостью, придающее ценность и значимость всему остальному. Но всё, что человек считает «святым», может существовать в качестве какого-то более или менее (чаще менее) гармоничного порождения человеческого сознания, и только там. Заметь: у каждого – своё представление о том, что свято. Святое лелеет в своём сознании и священник, и обитатель социального дна, закоренелый и убеждённый преступник, – так, как он его понимает. Даже те, кто исповедует сугубо атеистическое и материалистическое мировоззрение – даже и они создают святыни. И ты хорошо с ними знаком: родина, партия, грядущая победа коммунизма, ради которой ничего и никого не жаль…

А в истории, вспомни-ка, каким только воистину ужасным человеческим деяниям не придавался статус «во имя чего-то святого»! Захватнические походы, войны, суды инквизиции, массовые репрессии, теракты – всё это совершалось и совершается под знаменем и с именем тех или иных «святынь».

Без нижних и тёмных частей человеческой натуры «святое» почти никогда не обходится. Ты сам не раз замечал: где «святое» или «святыни», там рядом обязательно и какие-нибудь жертвоприношения, или кто-нибудь страдающий за них или из-за них. Где «святое» и «святыни», там нет места свободе, радости, смеху, лёгкости – всему тому, что естественно; зато всегда присутствуют – явно или неявно – обязательность, скорбь, тяжесть, страдание. И, в конечном счёте, отрицание жизни как она есть, в её первичной необусловленности. Где «святое», там всегда доминирует какая-то каменная серьёзность, омертвелость, вымученность и задавленность, пестование и культивирование всего этого, и даже какое-то мазохистское наслаждение этим. Но это противоестественно: «святое» существует потому, что существуют страдание и смерть. Они всегда маячат на заднем плане образа любой «святыни».

Святыни, как ночной кошмар, довлеют над человеческим сознанием, какие бы формы оно ни принимало.

Но на самом деле нет абсолютно ничего святого. «Святое» – это не естественная реальность Изначального; это псевдореальность, произвольно созданная человеческим извращённым воображением. Это традиционно въевшаяся в человеческое сознание категория, применимая к тому, чего нет, но неприменимая к тому, что есть.

Есть Изначальное, есть инверсная реальность, есть в ней глубоко спрятанный реинверсный потенциал, который неравномерно развёртывается, двигая её к реинверсии. Но ничего «святого» во всём этом нет ни на грош. И дела не меняет, что какой-то ничтожно малой части этой инверсной реальности на острие этого процесса вздумалось приписать какой-то другой части несуществующие свойства.

Есть только естественное – то, что существует реально, вне человеческих выдумок, и происходит реально только то, что может происходить. Это может быть более или менее свободным и гармоничным. Вот и всё. Остальное сверх того нагромоздил человеческий разум, идущий на поводу у подсознательного, инстинктов, эмоций, страстей.

Чтобы проявить вертикальное в себе, нужно иметь определённую смелость выйти из-под влияния всевозможных святынь, ложных авторитетов, мрачных догм. А для этого нужно проверять всё на пробном камне необязательности. Если в чём-то есть элемент обязательного – в этом есть и элемент лжи. Истина, свобода, гармония ни к чему никого не обязывают.

 

 

*   *   *

 

То же самое можно сказать и о многочисленных условностях, которые люди напридумывали, чтобы регламентировать и регулировать свои отношения с окружающим миром и друг с другом. Сюда относится много чего: и обычаи, и обряды, и ритуалы, и предрассудки, и суеверия, и бесчисленные правила поведения, разумные и не столь, которыми опутана жизнь любого человека в любом обществе. Об этом тоже можно говорить очень долго – тема необозримая. Но отвлекаться на это мы не будем. Достаточно сказать, что без правил, конечно, не обойтись. Особенно без тех, что ограничивают от определённых действий одних по отношению к другим.

Но есть масса абсолютно ненужных правил, которые предписывают тебе выполнять бесполезные дела, вести бессмысленные разговоры, вести себя строго определённым образом, хотя в этом нет никакой необходимости. Или налагают более или менее жёсткий запрет на определённый образ мыслей, речи, действий, жизни. Вот такого рода правила тебе, вероятно, придётся нарушать или обходить, что не всегда найдёт понимание окружающих, в том числе и близких тебе.

Если ты обладаешь сознанием целостности себя, тебе не нужны все эти правила. Чтобы иметь нормальные отношения с другими, тебе не нужно руководствоваться какой-то общепринятой моралью, не надо заботиться о соблюдении законов. Потому что в этом случае в тебе автоматически вырабатывается понимание того, чего недопустимо, нельзя делать; и что нужно делать, чтобы жизнь твоя и окружающих тебя людей стала лучше, свободнее, светлее, гармоничнее.

Если ты обладаешь настоящим пониманием единства жизни и её роли в Инверсуме, понимания её всеобщей взаимосвязанности и её единой судьбы, и себя как её частицы, то у тебя никогда не возникнет желания уродовать, коверкать, уничтожать её. У тебя никогда не появится стремления причинять вред живому, независимо от того, какую форму оно приняло. Я не говорю, что ты обязательно должен проникнуться горячей любовью ко всему живому, и особенно к ближнему. И не призываю тебя к этому. Невозможно стимулировать кого-то полюбить ближнего через призыв, что подтверждает и жизнь вокруг, да и вся человеческая история после того, как этот призыв был брошен.

Но я говорю, что для тебя станет естественным сострадание всем живым существам, желание поддерживать жизнь, всячески оберегать и укреплять её, пытаться сделать её легче и лучше там, где это зависит от тебя. А меру такого участия в каждом конкретном случае ты определишь сам – никто за тебя этого не сделает…

Повторяю, что не всегда это будет находить адекватное понимание и поддержку окружающих. Поэтому если ты действительно будешь продвигаться ко всё большему обретению целостности собственного существа и единства жизни, то имей в виду, что это неизбежно повлечёт за собой перемены в твоей жизни, возможно, не обязательно во всём позитивные с твоей нынешней точки зрения.

Трудность проявления вертикального в обыденной жизни состоит в том, что оно с этой обыденной жизнью почти никак не соотносимо. Я говорю «почти» потому, что это всё-таки влияет на то, к чему ты будешь стремиться и что выбирать, а чего будешь сторониться и избегать. Хоть главные перемены и будут происходить у тебя внутри, они не могут не выражаться и наружу, в твоём поведении, в твоём отношении к людям и к событиям жизни. Вполне возможно, что не всем это понравится и тебе особой пользы не принесёт. Надо быть готовым и к этому.

Ещё один миф, подстерегающий ищущего на вертикальном пути, выработан многими, кто по нему шёл. Поэтому это миф, так сказать, более высокого порядка, но от этого он не перестаёт быть мифом. Я имею в виду убеждённость в том, что человеческое предназначение исполняется не иначе как путём усилий. Я бы даже сказал, что даже если человек открыл в себе вертикальное измерение, он может встретить повсюду множество сведений в пользу того, что теперь он впряжён в некое пожизненное ярмо, что он тем самым взял на себя некие обязательства перед всем миром.

Это заблуждение по двум причинам.

Во-первых, никаких обязательств ни перед кем он не имеет, потому что никто их на него не возлагал. Их возлагать просто некому. Это просто его личный выбор. Так решил его экзистенциум. Тут нет абсолютно никаких поводов для гордости за свою почётную миссию. И никто его за это не вознаградит и даже не похвалит.

Во-вторых, вертикальное восхождение происходит в общем не за счёт усилий, хотя не исключено, что усилия понадобятся. Оно происходит за счёт осознания, за счёт внутреннего раскрытия навстречу свободе и гармонии, за счёт предоставления себя чему-то большему и лучшему. Усилия – это прерогатива горизонтального, это усилия, направленные в мир; то, что необходимо при взаимодействии с окружающей инверсной реальностью. А чтобы взаимодействовать с Супержизнью, нужно нечто иное, чем усилие.

Та же обязательность, засевшая в твоём сознании и окрасившая весь твой вертикальный минор в свой любимый и родной цвет, твердит тебе, что нужно выбрать путь Великой Трудности, Великой Серьёзности, Великого Усилия, Великой Борьбы, Великого Самопожертвования, и что другого пути быть не может. Что двигаться как-то по-другому – как бы нечестно и недостойно духовного искателя. Истинное состояние ты якобы должен заработать, заслужить; доказать себе или ещё кому-то там наверху, что ты его достоин. «Мы не ищем лёгких путей». М-да, ты это уже, кажется, проходил…

Всё это – ложь. Её нагородила та часть твоего существа, которая в действительности не хочет становиться гармоничнее и свободнее. Это – один из способов, которыми она воздвигает барьер на пути проникновения в тебе вертикального. Чуть дальше я познакомлю тебя с ней поближе.

Истинный вертикальный путь – путь Великой Лёгкости и, если угодно, Великой Несерьёзности. Но не той лёгкости и несерьёзности, которые ассоциируется в твоём уме с незрелостью, инфантильностью, несмышлёностью. Я имею в виду состояние Изначального, Супержизни, которые не знают усилия, озабоченности, серьёзности и обязательности. Я говорю о том свободном, лёгком и радостном творческом состоянии, похожем на состояние игры.

Вот такое состояние стоит в себе взращивать. Чтобы двигаться к Супержизни, надо становиться всё более похожим на Неё. Надо впустить Её в себя и дать Ей завладеть твоим существом настолько, насколько это возможно. Это и есть вертикальный путь.

 

 

*   *   *

 

Можно очень долго перечислять всё то, что мешает обретению твоей целостности. Это заняло бы слишком много времени, и к тому же моя задача – помочь тебе выработать нужный взгляд на мир. Скажем так, стратегическую систему мышления, некий универсальный подход, который помог бы тебе самому решать тактические проблемы: отвечать на постоянно возникающие вопросы более-менее частного характера и ориентироваться в повседневной жизни. Просто приобрети привычку соотносить всё происходящее с тем, что тебе открылось в результате нашего общения. И тогда постепенно в твоём сознании начнёт вырисовываться ясная картина окружающего мира, определяющая твоё собственное отношение ко всему, с чем ты соприкасаешься.

Ты уже понял, что такое новое отношение предполагает некую отстранённость от множества явлений, занятий, вещей, людей, событий. Это не значит – целиком находиться в стороне, это значит – находиться выше и как можно большей частью своего существа. Ты уже не позволишь себе раствориться в обществе, стать частью какого-то коллектива, механическим бездумным исполнителем той или иной социальной роли. Ты уже не так легко позволишь другим вовлечь себя в ненужные тебе дела, занятия и разговоры.

А если избежать подобного всё-таки не удаётся, то ты найдёшь способ придавать тому, что ты делаешь и говоришь, максимальную согласованность с окружающими тебя вещами, событиями, людьми. И при этом – минимально ограничивая собственную внутреннюю свободу и их свободу извне.

Если ты будешь придерживаться вертикального пути, то ты сам очень быстро почувствуешь, как в твою жизнь всё больше входит лёгкость, свобода, гармония. Будет всё меньше того, что отравляет жизнь и делает её суетливой, утомительной, абсурдной, болезненной. Станет меньше поводов для борьбы с обстоятельствами, меньше препятствий, меньше всевозможного противодействия со стороны других. Ты начнёшь замечать, как много вокруг доброго юмора и красоты, которых, ты, возможно, не замечал раньше. Ты почувствуешь настоящий вкус жизни, такой, какой она является на самом деле – свободной от оков причинной обусловленности и радующейся самой себе. Все «продвинутые» в духовном отношении люди, все настоящие учителя человечества, все мудрецы разных времён и народов знали этот вкус и стремились, чтобы его узнали другие.

Однако всё сказанное не означает, что ты самоустранишься из жизни, перестанешь участвовать в обычных делах, станешь безучастным к тому, что занимает и беспокоит других людей, не подозревающих о переменах в тебе. Напротив, ты станешь более внимательным и чутким ко всему на свете. Просто твой отклик, твоя реакция, твоё соучастие станут другими – своевременными, точными и по-настоящему, в самом широком смысле слова – нужными и действенными.

Применительно к обыденной жизни вертикальный путь – это не уход от жизни, это перераспределение акцентов внимания. И главное – с обязательности на необязательность.

И, однако, тебе всё равно непонятно: а как же перераспределить эти акценты, как по-новому смотреть на мир, как привнести в свой внутренний мир эту свободу и большую гармонию? В смысле – что надо делать для этого? Какие внутренние усилия совершать?

Когда эту проблему осмысливает только рациональный ум, он крутится на месте, как белка в колесе. Конечно, он не может решить эту проблему, ибо он является частью вертикального минора, – пускай и важной, возможно, главной частью. Я повторяю, что эту проблему решает не ум, так как это проблема вертикального выбора. Ум только отображает и фиксирует. Её решает экзистенциум.

Я бы сказал, что двигаться к обретению собственной целостности можно двумя путями: негативным и позитивным, хотя правильнее будет сказать, что это два аспекта единого Пути.

Негативный аспект состоит в том, что ты избавляешься от ненужного. От того, что мешает обретению целостности, перекрывает канал сообщения вертикального минора и вертикального мажора, не может и не хочет интегрироваться в единую гармоничную целостность. В принципе, этот аспект пути совершается не без усилий, прилагаемых твоим экзистенциумом к твоему вертикальному минору. Это аспект, зависящий от тех частей твоего существа, которые подконтрольны тебе самому. Это – стремление «снизу вверх».

Позитивный аспект – в том, что твой экзистенциум и вертикальный минор просто спонтанно раскрываются навстречу вертикальному мажору в те моменты, когда канал с ним по каким-то причинам (или без причин) расширяется. Это те замечательные моменты, о которых я говорил в самом начале. Это и есть чистый путь без усилий, путь «сверху вниз».

Но такой аспект от тебя практически не зависит. Ты не можешь это вызывать искусственно по своему желанию – надо ли говорить, что ты тогда постоянно пребывал бы в таком состоянии? К сожалению, вертикальный мажор не подчиняется твоей воле. Он является и заполняет твоё существо только тогда, когда ты достаточно чист и гармоничен. Гармония и свобода – это то, на что он отзывается, он не знает других способов сообщения и взаимодействия. Поэтому ты не можешь повлиять на него иначе, как создавая ему условия для проявления, а это и есть негативный аспект пути.

Правда, есть существенный нюанс. Как бы то ни было, коли ты сформировался как разумное существо, вертикальный мажор остаётся связанным с тобой, даже во сне, в обмороке, в коме. Куда, как ты думаешь, девается твоя личность во время сна или потери сознания, и откуда она потом возвращается? Вертикальный мажор сначала принимает, а потом индуцирует, так сказать, «обратно» в мозг, всё, что составляло твоё «Я», когда мозг восстанавливает способность нормально функционировать. Вертикальный мажор действует на протяжении всей твоей жизни, даже когда ты сам этого не осознаёшь.

Я говорю это к тому, что у каждого человеческого существа есть более или менее тесная связь с собственным вертикальным мажором. Я вынужден применять слова «твой», «собственный», хотя никому принадлежать вертикальный мажор не может, как не может быть собственником или хозяином кого-либо или чего-либо. Скорее можно было бы говорить о взаимосвязи, взаимодействии, сотрудничестве определённого вертикального мажора, соответствующего только тебе, и остальной части твоего существа – того, кем ты себя привык считать.

Чем эта связь теснее, тем более гармоничен внутренний мир личности. И тем сильнее выражены её творческие способности. Более того: тем сами эти способности светлее и выше. Развивая свои творческие способности, давая выход своему творчеству в любой области, человек тем самым делает свой внутренний мир гармоничнее. А значит, привносит гармонию (пусть в какой-то микроскопической доле, но всё же) и в окружающую реальность.

Творчество – это тоже косвенный способ расширить связь со своим вертикальным мажором. Причём способ более эффективный, чем путь борьбы со своими внутренними препятствиями. Но – поскольку способ более свободный, то и менее подвластный человеку. К сожалению, творческие способности даны не всем. Но первый путь у любого человека есть всегда.

Что касается лично тебя, то ты сам себя знаешь достаточно хорошо. И ты знаешь, в каком направлении стоит тебе развиваться.

 

 

*   *   *

 

На вертикальном пути нет и не может быть каких-то однозначных и пригодных для всех рецептов. Созерцатель и странник этого пути может выйти и на протоптанную другими дорогу, но редко когда она оказывается его собственной дорогой. Чаще путь себе приходится прокладывать самому, имея в качестве ориентира только солнце над головой. Если ты сможешь стать одной из тех личностей, которые обрели целостность собственного существа, которые сделали вертикальный мажор постоянно присутствующим и действующим в жизни – тогда уже никакие усилия и поиски тебе уже не будут нужны. Жизнь в таком состоянии и есть настоящая жизнь, которая оправдывает и сама себя, и все трудности на пути к ней. Это не вымысел: во все века имеются многочисленные и совершенно недвусмысленные свидетельства просветлённых личностей, сумевших достичь таких высот. Я не могу сказать, получится ли это именно у тебя. Когда речь идёт о подобных вещах, то никто не может знать наверняка.

Но, как бы то ни было, не стоит и жить напряжённым ожиданием каких-то чудесных перемен. Просто следуй вертикальному пути, будь верен ему и будь готов ко многим переменам, в том числе и к такой главной перемене. В любом случае, независимо от итога (возможен ли он вообще?), вертикальный путь – это единственное, что может придать твоему существованию измерение подлинной жизни и смысла. Смысл не может быть отделён от жизни и выражен в каких-то абстрактных истинах. Он конкретный, актуальный и живой, не «где-то там», а «здесь и сейчас», он – в следовании бытию, в самом переживании бытия, превосходящем все формулировки и ограничения. Если ты на вертикальном пути, то тебе на нём нечего терять, на нём ты можешь только приобрести, причём – всё сразу.

Это не должно показаться тебе просто красивыми фразами, потому что ты имеешь опыт переживания такого состояния. В такие моменты ты знаешь, что нужно просто быть в этом состоянии, и больше не нужно ничего. Между тобой и всей полнотой существования нет границы. Какие здесь могут быть нужды, трудности, беды, проблемы, ошибки? Куда ещё надо стремиться, чего достигать, чего менять? Что может случиться с тобой, или с кем бы то ни было, плохого или неправильного?

На самом деле трудность только одна – не быть этой всеобъемлющей полнотой и самодостаточностью.

Есть что-то, что не позволяет тебе и другим стать этой полнотой. Ты знаешь, что именно: вся инерция инверсной реальности, частью которой является и часть тебя. Можно ли преодолеть эту инерцию раз и навсегда?

Ответ, хоть и напрашивается сам собой, не столь прост.

С одной стороны, если бы было можно всем и каждому, то все давно стали бы уже просветлёнными. Эволюция органической жизни на Земле, возможно, достигла бы своей критической верхней точки. И, возможно, Инверсум уже бы прекратил своё существование под напором хлынувшей гармонии. Но мы видим, что этого не происходит.

С другой стороны, если бы это было в принципе невозможно для отдельной человеческой личности, мы бы тогда не были знакомы с многочисленными случаями прорыва человеческого сознания к тому, что превышает его. То есть факт преодоления в определённом смысле налицо.

Ты спросишь: можно ли считать такие случаи окончательным преодолением причинной обусловленности отдельно взятой личностью?

Я бы сказал так: можно, но ровно настолько, насколько вертикальный мажор каждой такой личности смог принести свободы и гармонии в инверсную реальность. То есть, насколько вся остальная часть существа оказалась к нему восприимчивой и насколько приняла участие в его преобразующем влиянии на мир.

Картина на самом деле такова: тот, кто преодолевает причинную обусловленность, существует как бы наполовину. Вернее, и существует, и нет.

Со стороны вертикального минора по направлению к экзистенциуму, «снизу вверх» – это тот, кто прилагает определённые усилия, проделывает определённую работу. Это реинверсный потенциал, фокусирующийся через весь эволюционный путь на острие «Я», и осознающий себя в качестве «Я».

Со стороны вертикального мажора по направлению к экзистенциуму уже нет никого отдельного. Нет никакого ограниченного существа, нет человеческой личности в обычном понимании. Гармония вертикального минора, которую смогла создать и поддерживать на протяжении жизни эта личность, приобщается к гармонии её вертикального мажора. И таким образом вливается в его бесконечность.

Таким образом, невозможно отделить того, кто преодолевает причинную обусловленность, – ни от самого мира причинной обусловленности, ни от свободы за его пределами, в пользу которой причинная обусловленность преодолевается.

Проще говоря, «Я» – это взаимодействие конечного и бесконечного, в результате которого конечное, приобретая всё большую свободу и гармонию, растворяется в бесконечном. А бесконечное, так сказать, «обогащается» новым опытом прохождения через состояние конечного. Всякий отдельный «кто-то», всякое «Я», есть точка схождения того и другого, и момент в их взаимодействии. И для существования «Я» необходимы оба аспекта – и конечный, и бесконечный.

Поэтому сама такая постановка вопроса: «существует ли какое-то «Я», окончательно преодолевающее причинную обусловленность?» – неверна. В той части нашего существа, где начинается преодоление, некое сознающее себя «Я» есть. А в той части, которая уже преодолела, такого уже «Я» нет – его границы размываются, и оно растворяется в бесконечности вертикального мажора, отдавая ему свою гармонию. Можно ли точно сказать, что «Я» бесследно исчезает? Оно исчезает ровно в той же мере, в какой появилось и обладало реальным существованием между Супержизнью и инверсной реальностью. То, что в нём было реально с самого начала, то и осталось. С этим нет никакой проблемы, иначе как в человеческом разуме.

Но, повторяю, хоть это и выходит за рамки моего повествования, у вертикального мажора может быть бесконечно много разных лиц и воплощений. Личность – это вертикальный мажор, органически соединившийся через гармонию с определённым обладающим сознанием существом и таким образом принявший конкретный облик.

 

 

*   *   *

 

Я сделал такое длинное отступление и отчасти повторил пройденное не случайно. Тема такова, что у тебя впереди неизбежно возникнет определённая трудность, которая обычна на этом пути. Это трудность в понимании того, какова роль твоего «Я» на вертикальном пути. С этой трудностью сталкивались почти все ищущие. Если формулировать коротко, то преодоление причинной обусловленности парадоксальным образом одновременно означает и преодоление собственного «Я».

С одной стороны, твоё «Я» – это то, что приводит твой вертикальный минор в относительную целостность, придаёт ему согласованность и даже гармоничность. И выходит, что действие «Я» должно усиливаться при восхождении.

С другой стороны, твоё «Я» в то же время даёт силу всему тому в вертикальном миноре, что препятствует достижению целостности. Да и тебе ли не знать, что наш внутренний мир населяют различные сущности, выдающие себя за «Я» и стремящиеся захватить власть? В конце концов, даже то, что, кажется, является настоящим «Я» и выступает от имени ума, обладает печальной способностью к самоутверждению и изоляции от того, что находится выше его. Ложное Эго, говорят мистики и мудрецы, и есть последнее и самое большое препятствие на вертикальном пути.

Если бы ты мог как-то дистанцироваться от этого ложного Эго, видеть его на расстоянии, то ты мог бы, по крайней мере, попытаться отсечь его от своей жизни. Но вся штука в том, что его нельзя отделить от себя, нельзя провести между вами разграничительную линию. Невозможно идентифицировать его, не обнаружив при этом себя самого. Даже попытка освободиться от ложного Эго – это и есть одно из проявлений ложного Эго. Парадокс, давно подмеченный теми, кто прошёл путь здесь, на Земле. И кажется, что тут нет никакого выхода.

Правильно, для разума – никакого выхода. И это тоже мудрецы говорили. Нет никого, кому бы нужно было избавиться от ложного «Эго». Есть экзистенциум – область неопределённости, вертикально открытая с двух сторон: и в конечное, и в бесконечное, связанная и с тем, и с другим. Если конечная часть достаточно гармонична, то экзистенциум делает выбор в пользу бесконечного. Но вся штука в том, что, хоть и можно экзистенциум принять за некое статичное неизменное «Я», на самом деле это непрерывный процесс, движение, преобразование. Неизменен здесь только канал, по которому течёт этот процесс. Причём этот процесс или, лучше сказать, трансформация, преобразование, не грубо механическое, а скорее алхимическое. Я бы даже сказал, магическое, потому что оно совершается на таком глубоком уровне, куда не распространяют свою власть даже физические законы.

Правильней говорить не о том, от кого надо избавляться, а какие можно и нужно изменить процессы в своём вертикальном миноре, порождающие этого ложного «кого-то». Ты спросишь: даже если можно повлиять, опять нужен кто-то, кто влияет на эти процессы? Да, для разума на каждом шагу будут возникать такие трудности, ибо он без них не может.

Разум и создаёт всякого отдельного «кого-то». Не то чтобы само по себе это было плохо. Появление «кого-то», как я уже говорил, закономерный и естественный процесс, даже необходимый момент в формировании разума, как с точки зрения эволюции, так и индивидуального развития. «Я» – необходимый эффект нормально развитого и нормально работающего сознания. Это момент максимальной согласованности, интеграции и психических, и нейрофизиологических процессов воедино, стягивающий и те, и другие с разных сторон в точку, где они перестают быть разделёнными барьером причинной обусловленности. Это всё я говорил, но сейчас нелишне повторить.

Но – внимание! – когда процесс интеграции идёт ещё дальше и приводит к ещё большей согласованности, чем «дозволяет» причинная обусловленность, то включается некий внутренний механизм, тормозящий эту интеграцию. Те же самые процессы, вызвавшие к существованию отдельное «Я», начинают оказывать противодействие, когда это «Я» начинает расти в вертикальном направлении. Разум, находящийся в вертикальном миноре ближе всего к «Я», непосредственно окружающий зону экзистенциума, как бы говорит: «Хватит, с меня довольно! Больше мне не надо!»

Конечно, ему – не надо. Он, достигнув максимума своих возможностей (или приблизившись к нему, не столь важно) теперь будет пытаться законсервировать это состояние навсегда. Он приложит все усилия, чтобы отождествить себя самого с «Я», тем более, если ему удалось достичь определённых успехов в своём главном деле – в понимании чего бы то ни было. Разум становится закоренелым ретроградом, и потому становится преградой на пути к дальнейшему продвижению. Он стремится захватить все внутренние механизмы контроля любых процессов в вертикальном миноре и стать единоличным монархом.

Он должен в один прекрасный момент уступить место, передать влияние тому, что выше и больше его. «Мавр сделал своё дело, и мавр должен уйти». Или, по крайней мере, ослабить хватку. Но он не уходит, не уступает, не сдаёт свои позиции, не ослабляет хватки. И так становится по существу одним из инструментов противодействия, которое оказывает инверсная реальность давлению Супержизни.

Он становится ложным «Эго».

Нужно ли бороться с ним? Но, с учётом того, что ты понял – кому с ним бороться? Борьба только укрепит его. Всё, что разделяет вертикальный минор, всякие внутренние противоречия и конфликты – его пища. Вертикальный путь – это путь по преимуществу не борьбы и не усилий. Это пусть свободы и гармонии.

Ложное Эго нужно не подпитывать, а просто оставить в покое, предоставить самому себе. Здесь могут помочь разные психотехнические средства: созерцание, медитации, всевозможные упражнения по концентрации внимания, контроля за дыханием и так далее… Все эти методы могут быть эффективными, но требуют специальных условий и серьёзной длительной подготовки. К тому же всё это, скорее всего, не твоё. Вряд ли тебе твой контекст жизни позволит серьёзно практиковать что-нибудь подобное. Если это у тебя получится – хорошо. А если нет, если обстоятельства просто этого не позволят?

Опираться в поисках нужно на то, что у тебя есть в любую секунду. А не на то, чего ещё предстоит достичь, к тому же непонятно как.

Поэтому лучше всего полагаться на осознание необязательности всего, в том числе и собственного «Я» со всеми его проявлениями. В любой момент твоей жизни, что бы ты ни делал, что бы ни говорил, ни думал, – просто удерживай понимание того, что тебя со всеми твоими внутренними противоречиями просто нет. Особенно во взаимоотношениях с другими людьми, где «Эго» стремится проявиться с наибольшей силой.

Живи с пониманием, что нет ничего того, что составляет ложного тебя и даёт ему основу для существования. И это решаешь ты сам – вернее, та часть тебя, которая выбрала истинное существование. Сделай такое понимание основой для восприятия окружающего мира.

Культивируй в себе понимание того, что есть объективно существующий мир с его причинной обусловленностью, есть свобода и гармония Изначального. И есть точка взаимодействия между ними – одна из многих, которая почему-то вообразила себя каким-то отдельным независимым «Я», и ничего из-за этого не имеет, кроме проблем и страданий. Не цепляйся в уме за эту точку, за проблемы мира и свои проблемы. Просто делай, что считаешь нужным, но предоставь миру быть самим собой, а Изначальному – самим собой. Предоставь им взаимодействовать без участия твоего ложного «Эго», которое на самом деле мешает им взаимодействовать, создавая видимость активной помощи и своей необходимой посреднической роли. И тогда ты скоро начнёшь замечать, как ложное «Эго» постепенно ослабевает, сдаёт свои позиции, а твой внутренний мир заполняется новым живым бытием.

Это и означает отдать кесарю – кесарево, а Богу – Богово.

Разум помог тебе стать тем, кто ты есть. Но когда ты стал, и хочешь расти дальше, двигаться выше, он не должен становиться помехой. Он по-прежнему должен служить тебе, но именно служить, а не являться хозяином.

Ты взял разбег и набрал нужную скорость, чтобы взлететь. Но для этого в нужный момент нужно расправить крылья и перестать пытаться бежать. Когда необходимая скорость достигнута, для полёта нужен прыжок вверх, а не бег. Теперь у тебя есть понимание, что это значит – расправить крылья и совершить прыжок.

Такую технику, которую я бы назвал «техникой отсутствия», можно практиковать везде и всегда. Она универсальна, так как является сутью всех других техник, направленных на избавление от ложного «Эго». И в то же время доступна если не каждому, то, по крайней мере, всякому достаточно развитому сознанию.

Как и любая другая частная психотехника, она требует определённой настойчивости и даже усилий, но усилий – в наименьшей степени. Больше всего она требует состояния внутренней цельности, гармоничности. А оно придёт как результат максимальной осознанности самого себя в повседневной жизни. И всего, что ты от меня узнал.

И тогда постепенно отсутствие постепенно будет заменено присутствием – но не суетливым и тщеславным Эго, а тем животворящим бесконечным Присутствием, с которого мы начали наше общение. Теперь ты уже не потеряешь солнце из виду.

 

 

*   *   *

 

Если есть солнце, есть и тени. Чем ярче светит солнце, тем и тени выглядят контрастнее на фоне всего, что освещено. Я должен остановиться и на этом. Я уже объяснял, что ускоренное движение к реинверсии порождает сопротивление всей инверсной реальности. И тем более сильное в данном участке, чем более сильное стремление к гармонии и свободе проявляет этот отдельный участок.

Ты уже и сам понял, что этот эффект сопротивления ощущает не инверсная реальность (она ничего не может ощущать), и уж тем более не сам реинверсный потенциал, который является движущей силой всеобщего течения к свободе и гармонии. Эффект сопротивления ощущает вертикальный минор. Именно там существует и действует всё то, что препятствует давлению Супержизни.

Если ты достаточно наблюдателен и чуток ко всему, что происходит в твоём внутреннем мире, то ты рано или поздно замечаешь, что эти препятствующие силы действуют вовсе не разобщённо и не беспорядочно. Однажды ты интуитивно прозреваешь, что они тоже неким образом организованы и консолидированы. Можно сказать, что они каким-то противоестественным образом согласованы, но не так и не для того, чтобы быть интегрированными в «Я». Они согласованы и управляются каким-то иным руководящим центром, цель которого – в максимальном противодействии обретению целостности. Они складываются в равнодействующий вектор, направленный в противоположном направлении.

Это не ложное Эго. Ложное Эго было только поверхностной маской, под которой скрывается иное начало, – то, что является настоящим оплотом и координатором внутреннего сопротивления.

Этот центр, который можно было бы назвать «анти-Я», имеет некое подобие разумности. Он как бы тёмный зеркальный двойник «Я», не имеющий каких-то выраженных черт, нечто безликое, но как бы живое и даже обладающее собственным сознанием «Оно». И в то же время оно, как и «Я», не имеет чёткой локализации в вертикальном миноре. Хотя его действие тоже направлено по вертикали, но направлено не вверх, а вниз. Это что-то такое, что действует даже как бы сознательно, но с одной целью – не допустить расширения, роста, гармонизации сознания. Это – хозяин и повелитель твоей внутренней дисгармонии и несвободы. Это тень всех теней внутри тебя.

На самом деле оно является противоположностью не «Я», а вертикального мажора. Это его антипод – чёрная область, почти точка без определённого местоположения, в которой сфокусированы все качества вертикального мажора, но взятые со знаком «минус». И как бы их живой носитель, источник и сеятель. Это абсолютно паразитическое образование, живущее внутри тебя и обладающее поистине дьявольской властью над твоим вертикальным минором. Если тебе удавалось когда-нибудь зафиксировать на этом свой внутренний взгляд, почувствовать распространяемую им удушливую, тошнотворную, жизнеотрицающую атмосферу, – то тебе должно быть ясно, откуда берут истоки извечные представления человечества о метафизическом Зле, о Сатане как противоположном Богу начале.

Отчасти ты знаком с этим с самого детства. Ты смутно припоминаешь, как оно приходило к тебе во снах как нечто зловеще-инфернальное, некая неопределённая, но хорошо узнаваемая угроза, – несмотря на то, что являлось оно всегда в разном обличье. У него великое множество образов – его способность к мимикрии и перевоплощениям огромна. Но за всеми этими образами – всегда одно и то же, нечто затаившееся во мраке, жуткое и опасное, что знакомо тебе почти с того момента, как ты впервые осознал себя.

Это что-то такое, чему ты никогда не мог подобрать названия, но всегда чувствовал, что оно обитает где-то в недоступных твоему сознанию подвалах собственного существа. Что-то однозначно скверное, плохое, злое, вызывающее только одни отрицательные эмоции, чему нельзя привести никакого оправдания, что не имеет права быть. И в то же время оно есть, оно здесь и утверждает себя – липкое, цепкое, очень изворотливое и живучее. Это что-то абсолютно чуждое тебе, но в то же время странным образом мерзко-интимное, – именно твоё, что отрицает тебя лично. Что-то такое, что портит жизнь и всё лучшее в ней, пользуясь твоим сознанием как жилищем и полем для своих жестоких забав.

Потом ты стал распознавать это в жизни, в сотнях твоих внутренних состояний, имеющих странным образом один и тот же отвратительный, мертвящий, гнилостный привкус. Оно всегда узнаётся по охватывающему тебя мучительному, гнетущему, болезненно-тревожному ощущению, которое трудно поддаётся описанию. Оно накрывает тебя с головой, сковывает всё твоё существо, не даёт свободно дышать, делая жизнь насквозь гадкой, мрачной и безнадёжной, придавая психологическую окраску трагизма и разложения всему, с чем соприкасается.

Оно всегда узнаётся как враждебное и в то же время глумливо-издевательское присутствие, которое, тем не менее, почти невозможно схватить и даже увидеть. Оно всегда вызывает у здоровой части твоего существа одним только фактом своего существования последнюю, едва переносимую степень отвращения и неприятия. Оно всегда там, где абсурд и отчаяние, где проблемы и трудности, где страдание в любой форме, оно радуется всему этому и питается этим. Его нет там, где свобода, гармония, радость, лёгкость – оно их в присутствии просто исчезает, как тень исчезает от света.

Оно – ещё не сама смерть, ибо смерть – просто конец, прекращение сознания, и этого «оно» в том числе. Но оно не хочет умирать. Оно ближайший друг, родственник и соратник смерти, вобравший в себя все её атрибуты, всё худшее, связанное с ней, – но ровно настолько, чтобы продолжать внутри тебя или кого угодно своё уродливое, кошмарное, противоестественное существование.

Оно практически неподконтрольно тебе. И оно добровольно не уйдёт и не исчезнет, с этим нельзя договориться, прийти к какому-то соглашению. Оно ведёт непрерывную войну с гармонией и свободой в тебе, явно и скрыто, путём тихих диверсий и яростных атак, – потому что является их естественным (вернее, противоестественным) врагом.

И при этом оно уходит корнями глубоко-глубоко в твоё собственное существо, – за грань, где ты ещё осознаёшь себя. Та нижняя часть твоего вертикального минора, которая не осознаётся тобой, куда не проникает свет сверху – его владения, его вотчина, его естественная среда обитания. Его убежище, логово, где оно скрывается. Оно боится гармонии, света, радости, потому что дисгармония – это его среда, это то, что даёт ему жизнь, которая на самом деле является анти-жизнью.

Гармония уменьшает его бытие. В её присутствии оно съёживается и прячется в ту глубину твоего вертикального минора, где её действие минимально, – как крыса в свою нору. Но вылезает оттуда при малейшей возможности, чтобы взять реванш, используя любое негативное душевное состояние; любую ситуацию, где ты допускаешь минутный недостаток самоконтроля. И при этом всегда стремится захватить тебя как можно полнее и сильнее, ввергая тебя в хаос, злость, депрессию, отчаяние, апатию, безволие, одержимость тем или иным желанием; заставляя совершать то, в чём придётся раскаиваться и последствия чего придётся исправлять.

И ты с ужасом и омерзением задаёшь себе вопрос: как такое может вообще существовать? И тем более – как такое может быть связано со мной, быть в глубине меня самого, моей потаённой частью? Откуда и каким образом такое появилось во мне?

Оно является результатом всех усилий твоего вертикального минора, направленных на то, чтобы сформироваться таким, какой он есть. Ему нет места нигде, кроме как в твоём или чьём-то другом вертикальном миноре. У него нет иного способа быть; нет других сил, которые бы породили его и поддерживали бы его существование, кроме как противодействие натиску гармонии и свободы.

При более широком взгляде ясно: в конечном счёте, это не что иное, как сопротивление всей инверсной реальности, сосредоточенное вот здесь, в точке особого приложения Супержизни, которая осознала себя в качестве твоего или любого другого «Я». Это твой или чей-то другой, но всегда собственный, личностный аспект сопротивления натиску свободы и гармонии изнутри.

Это нечто абсолютно несамодостаточное; не имеющее никакой основы существования. Нечто, обладающее степенью самостоятельности меньше нуля, потому что в Изначальном этому не может быть места: оно отрицает и свободу, и гармонию Изначального. Правильнее было бы даже сказать, – ничто; даже меньше, чем ничто, упорно выдающее себя за что-то. Но оно временно существует и утверждает самое себя в своём качестве, используя для этого силу локального сопротивления, которое оказывает инверсная реальность давлению Супержизни. Оно знает, что рано или поздно потерпит окончательное поражение и исчезнет, так как у него нет настоящего бытия. И это заставляет быть его предельно яростным, коварным и жестоким, как всякое существо, дерущееся за собственную жизнь.

Именно оно движет тёмной, худшей частью человеческой натуры. Оно находит внешнее выражение в агрессии и человеческих пороках, в злодействах и извращениях всех видов, в преступлениях и войнах, – во всём, что уродует и уничтожает жизнь. Оно есть у каждого человека, и оно тем сильнее, чем больше через данного человека действует Супержизнь, чем более выражено в нём вертикальное измерение. И оно у каждого своё.

Это внутренний враг каждого, кто идёт по вертикальному пути. И оно не отступится. Поэтому я и говорю, что совсем без борьбы, без усилий на вертикальном пути не обойтись. Я предупреждаю тебя, что оно будет сопротивляться до конца. Не имеет значения, до чьего конца – оно окончательно прекратит своё существование скорее всего только вместе с твоим вертикальным минором. Оно будет всячески стараться сбить тебя с вертикального пути, затормозить тебя на нём, создать максимум препятствий. У него есть для этого тысячи способов. Но в любом случае это противодействие лёгкости и гармонии, создание внутренней путаницы, инерции, легиона ненужных мыслей, эмоций, желаний, устремлений. Больше всего оно любит страдание – это универсальный способ, которым оно проявляет свою сущность.

Нет специальных средств борьбы с ним. Только следование вертикальному пути. Чем больше солнца, тем меньше тень. Там, где есть свобода и гармония, нет места этому.

Надо становиться прозрачным для солнца. И тогда ты начнёшь замечать, как тень будет делаться всё меньше и призрачнее. Когда ты станешь совсем прозрачным, она исчезнет.

 

 

 


Оглавление

8. Манифест необязательности
9. Солнце и тень странника
10. Великая одиссея
517 читателей получили ссылку для скачивания номера журнала «Новая Литература» за 2024.02 на 29.03.2024, 12:14 мск.

 

Подписаться на журнал!
Литературно-художественный журнал "Новая Литература" - www.newlit.ru

Нас уже 30 тысяч. Присоединяйтесь!

 

Канал 'Новая Литература' на yandex.ru Канал 'Новая Литература' на telegram.org Канал 'Новая Литература 2' на telegram.org Клуб 'Новая Литература' на facebook.com Клуб 'Новая Литература' на livejournal.com Клуб 'Новая Литература' на my.mail.ru Клуб 'Новая Литература' на odnoklassniki.ru Клуб 'Новая Литература' на twitter.com Клуб 'Новая Литература' на vk.com Клуб 'Новая Литература 2' на vk.com
Миссия журнала – распространение русского языка через развитие художественной литературы.



Литературные конкурсы


15 000 ₽ за Грязный реализм



Биографии исторических знаменитостей и наших влиятельных современников:

Алиса Александровна Лобанова: «Мне хочется нести в этот мир только добро»

Только для статусных персон




Отзывы о журнале «Новая Литература»:

24.03.2024
Журналу «Новая Литература» я признателен за то, что много лет назад ваше издание опубликовало мою повесть «Мужской процесс». С этого и началось её прочтение в широкой литературной аудитории .Очень хотелось бы, чтобы журнал «Новая Литература» помог и другим начинающим авторам поверить в себя и уверенно пойти дальше по пути профессионального литературного творчества.
Виктор Егоров

24.03.2024
Мне очень понравился журнал. Я его рекомендую всем своим друзьям. Спасибо!
Анна Лиске

08.03.2024
С нарастающим интересом я ознакомился с номерами журнала НЛ за январь и за февраль 2024 г. О журнале НЛ у меня сложилось исключительно благоприятное впечатление – редакторский коллектив явно талантлив.
Евгений Петрович Парамонов



Номер журнала «Новая Литература» за февраль 2024 года

 


Поддержите журнал «Новая Литература»!
Copyright © 2001—2024 журнал «Новая Литература», newlit@newlit.ru
18+. Свидетельство о регистрации СМИ: Эл №ФС77-82520 от 30.12.2021
Телефон, whatsapp, telegram: +7 960 732 0000 (с 8.00 до 18.00 мск.)
Вакансии | Отзывы | Опубликовать

Поддержите «Новую Литературу»!