Алекс Ведов
Эссе(на чтение потребуется 47 минут) Опубликовано редактором: Вероника Вебер, 15.05.2013
Оглавление 11. Часть 11 12. Часть 12 Часть 12
О глупости можно писать бесконечно, но думаю, уже хватит. Напоследок нужно сказать пару слов ещё об одной важной характеристике глупости. Это отношение к итогу каких-то событий, в которые глупец вовлечён или которые как-то его касаются. Разумный человек, в общем, способен учесть все доступные его уму существенные факторы, влияющие на ситуацию, в том числе и его собственное отношение к исходу этой ситуации. Если на текущие события оказывает влияние ещё что-то, что не поддаётся его контролю, то и в этом случае разумный способен скорректировать своё отношение к тому, что получится в результате. Разумный, в общем, видит и учитывает все существенные плюсы и минусы, все важные составляющие и векторы – как объективные, так и субъективные (которые нередко оказываются важнее объективных). Чем человек разумнее, тем большее число значимых факторов он подводит к общему балансу, чтобы в результате спрогнозировать итог, и уж, во всяком случае, подготовиться к нему. Кроме того, разумный понимает, что никакой итог, в общем, не однозначен и не окончателен: у любой ситуации были предпосылки и причины в более объёмном контексте действительности, и будут также многочисленные разнообразные следствия. Одним словом, подход разумного человека в оценке каких бы то ни было событий – интегральный. Подход же дурака – преимущественно фрагментарный. Оценка дураком любой сколько-нибудь сложной ситуации зачастую отчаянно грешит неполнотой. В оценке любой проблемы он видит только часть (и, как правило, не самую существенную), упуская из виду всю картину или общую тенденцию развития событий. Он не склонен рассматривать явления в более широком контексте. Он ухватывает преходящие, случайные моменты и отбрасывает устойчивое и закономерное. Он часто не способен видеть даже и тогда, когда события подошли к концу. Поэтому явный итог для дурака часто оказывается неожиданностью. Что касается итога неявного, то часто глупый проявляет сильные эмоции там, где ничего по большому счёту не произошло; ликует там, где впору прослезиться; негодует или сетует там, где стоило бы порадоваться.
Такое положение вещей очень хорошо иллюстрирует старая китайская притча. У человека в клетке жили обезьяны; он давал им по три кило бананов утром и по четыре вечером. Однажды он по какой-то причине объявил им, что теперь будет наоборот: он будет давать им по четыре утром и по три вечером. На что обезьяны сильно возмутились и стали беситься. Тогда мудрый человек сказал, что он отменяет своё решение, и всё будет по-старому, чем тотчас успокоил их и очень обрадовал. Так вот, глупые очень часто ведут себя в жизни как те обезьяны: они тратят много эмоций (преимущественно, отрицательных) на переживание ситуаций, которые сами по себе (по большому счёту и трезвому рассуждению) мало что, а то и совсем ничего для них не меняют. А тем более, тех ситуаций, которые, опять-таки по большому счёту, от них не зависят.
Если бы глупцы умели подводить общий знаменатель тому, что с ними происходит, и в особенности тому, что делают они сами, в мире было бы куда меньше физических и моральных страданий, неразберихи и бестолковщины, отходов и грязи, бессмысленной суеты, напрасных дел, бесполезных занятий, ненужных вещей… можно долго перечислять. Одним словом, жить было бы легче и приятнее. Но, к сожалению, глупость – неустранимое человеческое качество и будет существовать столько, сколько само человечество. И ещё, чтобы расставить все точки над «i»: я достаточно много уделил внимания глупости не только потому, что считаю данную тему интересной и важной (а она действительно интересна и важна); не потому, что много пострадал в жизни от дураков, хотя было (а кто от них не страдал?); и не потому что глупость мне лично столь ненавистна (хотя дураков, в особенности активных, честно признаться, не очень люблю). Дело ещё и в том, что аспекты глупости, которых я коснулся, в какой-то мере присущи и мне самому (а если бы это не было так, то и анализировать её было бы, по меньшей мере, нескромно). Надеюсь всё же, что присущи не все и не слишком.
Оглавление 11. Часть 11 12. Часть 12 |
![]() Нас уже 30 тысяч. Присоединяйтесь!
![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() Миссия журнала – распространение русского языка через развитие художественной литературы. Литературные конкурсыБиографии исторических знаменитостей и наших влиятельных современников:![]() Только для статусных персонОтзывы о журнале «Новая Литература»: 24.02.2025 С каждым разом подбор текстов становится всё лучше и лучше. У вас хороший вкус в выборе материала. Ваш журнал интеллигентен, вызывает желание продолжить дружбу с журналом, чтобы черпать всё новые и новые повести, рассказы и стихи от рядовых россиян, непрофессиональных литераторов. Вот это и есть то, что называется «Народным изданием». Так держать! Алмас Коптлеуов 16.02.2025 Очаровывает поэзия Маргариты Графовой, особенно "Девятый день" и "О леснике Теодоре". Даже странно видеть автора столь мудрых стихов живой, яркой красавицей. (Видимо, казанский климат вдохновляет.) Анна-Нина Коваленко 14.02.2025 Сознаюсь, я искренне рад, что мой рассказ опубликован в журнале «Новая Литература». Перед этим он, и не раз, прошел строгий отбор, критику рецензентов. Спасибо всем, в том числе главному редактору. Переписка с редакцией всегда деликатна, уважительна, сотрудничество с Вами оставляет приятное впечатление. Так держать! Владимир Локтев ![]()
![]() |
||
© 2001—2025 журнал «Новая Литература», Эл №ФС77-82520 от 30.12.2021, 18+ 📧 newlit@newlit.ru. ☎, whatsapp, telegram: +7 960 732 0000 Согласие на обработку персональных данных |
Вакансии | Отзывы | Опубликовать
|