HTM
Номер журнала «Новая Литература» за февраль 2024 г.

Алекс Ведов

Цикл

Обсудить

Философская поэма

 

Купить в журнале за июнь 2019 (doc, pdf):
Номер журнала «Новая Литература» за июнь 2019 года

 

На чтение потребуется 4 часа | Цитата | Скачать в полном объёме: doc, fb2, rtf, txt, pdf

 

 

От автора

Данное произведение можно назвать трактатом о прошлом и будущем. Это своего рода философская фантазия на темы генезиса мироздания, его развития и эсхатологии; эволюции жизни как особого аспекта общемировой истории, и включённых в неё места и роли человека как вида и человека как отдельной личности. По ходу изложения автор опирается на современную естественнонаучную картину мира, но в основе исходит из представлений, близких креационизму. А поэтому порой прибегает к образному языку, который кажется ему самым подходящим средством – отсюда и «поэма».

По сути, в «Цикле» высказаны те же основные идеи, что и в ранее написанном произведении автора – эссе «Созерцатель». Но здесь это делается несколько под другим углом зрения, в ином контексте и с иначе расставленными смысловыми акцентами.

 

Опубликовано редактором: Игорь Якушко, 30.06.2019
Оглавление

48. Часть 48
49. Часть 49
50. Часть 50

Часть 49


 

 

 

Наблюдатель, перенеся фокус внимания на новый разумный вид, в очередной раз убедился бы, что эволюция идёт с ускорением. Этот вид семимильными шагами прогрессировал биологически и социально, завоёвывал жизненное пространство и расширял свои возможности. Свидетель видел бы, как люди в течение десятков тысяч лет (весьма быстро по меркам земной истории и развития Жизни) расселяются по всей суше, становясь повсюду главной действующей силой в живой природе. Как меняется сам человек физиологически и социально, совершенствуются его навыки и орудия, становится всё более сложным и опосредованным его отношение к окружающей реальности, наполняется новым содержанием его внутренний мир.

Человеческие достижения во всех областях одно за другим проплывали бы перед взором наблюдателя, всё более убеждая его в том, что Homo sapiens – качественно новая ступень эволюции. Первые наскальные рисунки и статуэтки, изображающие животных и духов. Каменный топор и копьё. Шитьё одежды. Ловушки на животных и рыболовные снасти. Лечение раненых и больных. Приручение волка и превращение его в собаку. Изобретение лука и стрел. Переход от кочевого образа жизни к оседлому. Смена беспорядочных половых связей на семью. Изготовление муки и хлеба из зерновых. Целенаправленное выращивание разных съедобных растений. Одомашнивание и культивирование пород диких животных. Средства передвижения на воде: плот, затем лодка. Выплавка металла из руды и металлические изделия. Украшения, предметы культа и бытовая утварь. Легенды, предания, мифы. Образование из племён больших сообществ и поселений, давших начало народам. Каменные постройки и первые города. Колесо и рычаг. Мотыга и плуг. Земледелие и скотоводство. Возникновение счёта. Формирование различных языков. Письменность.

Последнее было важнейшим изобретением, по значимости равное овладению огнём и изготовлению первого каменного орудия. С письменности фактически началась человеческая история и человеческая цивилизация. Отныне сведения можно было фиксировать и передавать не только непосредственно от одного индивида другому, но и многим другим, в пространстве и времени – всем, кто усвоил ту же знаковую систему. Это внесло новый порядок и связность в человеческое бытие: отныне люди стали осознавать себя создателями, хранителями и пользователями знаний.

Письменность укрепила бы наблюдателя в мысли, что активность человека направлена не только на вещественно-энергетическую сторону действительности. И раньше такое можно было о нём предположить. Огонь и орудия – да, это было крайне важно, это было необходимо для выживания. Но как только у человека появилось время, свободное от насущных забот, он занялся чем-то таким, к чему не был принуждён; чем-то, что не определялось внешними обстоятельствами и что шло изнутри.

Другими словами, у человека обнаружилась поразительная особенность – одна из тех, что резко выделяла его из животного мира – тяга и способность к творчеству. Этот странный движущий мотив был в чём-то сродни исследовательскому инстинкту, уже знакомому наблюдателю. Он так же не сводился к чисто биологически обусловленным формам поведения и проявлялся у наиболее развитых представителей своего вида. Однако был характерен только для людей с их развитым мозгом.

Вскоре после того как у первых людей возникла членораздельная речь, появилась и стала развиваться устная культура. Были безвестные первые таланты, лучше других владеющие речью и имевшие уже зачатки воображения. Они рассказывали сородичам истории – отчасти правдивые, а отчасти придуманные; предания и мифы о событиях, запечатлённых в коллективной памяти и дополненных фантазией сочинителя и рассказчика. Возможно, ещё раньше люди начали изображать на стенах пещер разных существ и друг друга, сцены охоты и быта. Потом стали мастерить первые неуклюжие скульптуры, примитивные украшения, приспособления, чтобы извлекать мелодичные звуки – первые музыкальные инструменты (полые кости с просверленными дырочками).

Как только человек осознал свой внутренний мир, в каком-то смысле альтернативный внешнему, у него появилась удивительная потребность тем или иным способом отображать этот внешний мир, притом внося свои коррективы. К этому добавлялось и стремление выразить своё отношение к происходящему. Также у него обнаружилось смутное, интуитивное представление о красоте (предвосхищение понятия о гармонии). На уровне ощущений, пока не понимая почему, он отличал красивое от уродливого, предпочитая первое. И, насколько ему это было доступно, пытался привносить в свою жизнь элементы чего-то более приятного взору или слуху.

Всё это не имело прямой практической пользы, иногда вообще никакой. Однако свидетельствовало о том, что человек из всех созданий эволюции наименее детерминирован средой, в которой он обитает. И всё, что он делает, все результаты его преобразующей и созидательной деятельности (то, что потом в совокупности он назвал культурой), содержит в себе больший или меньший компонент свободы от давления законов природы.

Письменность возникла из таких вот свободных творческих усилий человека по отображению мира. По сути, она и есть концентрированная суть отображения. Перейти от устной речи к системе визуальных обозначений и символов, связанных с названиями предметов, а потом явлений и отношений – для того нужна была и большая фантазия, и развитое логическое мышление.

Такое новшество поначалу не казалось имеющим первостепенной важности, как некоторые другие. Практическое значение оно, конечно, имело: так было легче хранить и передавать другим важные сведения. Но по сравнению с освоением новых территорий, земледелием и металлургией, наверное, это выглядело каким-то пустяком, чуть ли не забавой. Тем не менее, со временем его влияние и значимость неимоверно выросли – так, что оно стало определять облик и направление цивилизации.

Однако, что удивительно было бы для наблюдателя: это было оперированием не материальными объектами или энергетическими потоками, а информацией. Чем-то невещественным, невесомым по сравнению с материальными артефактами; что было связано с передачей сведений, по сути – с состояниями сознания в процессе межличностной коммуникации. Но значимость этой трудноуловимой сущности возрастала в человеческой жизни с каждым новым поколением.

 

 

 

(в начало)

 

 

 

Купить доступ ко всем публикациям журнала «Новая Литература» за июнь 2019 года в полном объёме за 197 руб.:
Банковская карта: Яндекс.деньги: Другие способы:
Наличные, баланс мобильного, Webmoney, QIWI, PayPal, Western Union, Карта Сбербанка РФ, безналичный платёж
После оплаты кнопкой кликните по ссылке:
«Вернуться на сайт магазина»
После оплаты другими способами сообщите нам реквизиты платежа и адрес этой страницы по e-mail: newlit@newlit.ru
Вы получите доступ к каждому произведению июня 2019 г. в отдельном файле в пяти вариантах: doc, fb2, pdf, rtf, txt.

 


Оглавление

48. Часть 48
49. Часть 49
50. Часть 50
518 читателей получили ссылку для скачивания номера журнала «Новая Литература» за 2024.02 на 29.03.2024, 18:28 мск.

 

Подписаться на журнал!
Литературно-художественный журнал "Новая Литература" - www.newlit.ru

Нас уже 30 тысяч. Присоединяйтесь!

 

Канал 'Новая Литература' на yandex.ru Канал 'Новая Литература' на telegram.org Канал 'Новая Литература 2' на telegram.org Клуб 'Новая Литература' на facebook.com Клуб 'Новая Литература' на livejournal.com Клуб 'Новая Литература' на my.mail.ru Клуб 'Новая Литература' на odnoklassniki.ru Клуб 'Новая Литература' на twitter.com Клуб 'Новая Литература' на vk.com Клуб 'Новая Литература 2' на vk.com
Миссия журнала – распространение русского языка через развитие художественной литературы.



Литературные конкурсы


15 000 ₽ за Грязный реализм



Биографии исторических знаменитостей и наших влиятельных современников:

Алиса Александровна Лобанова: «Мне хочется нести в этот мир только добро»

Только для статусных персон




Отзывы о журнале «Новая Литература»:

24.03.2024
Журналу «Новая Литература» я признателен за то, что много лет назад ваше издание опубликовало мою повесть «Мужской процесс». С этого и началось её прочтение в широкой литературной аудитории .Очень хотелось бы, чтобы журнал «Новая Литература» помог и другим начинающим авторам поверить в себя и уверенно пойти дальше по пути профессионального литературного творчества.
Виктор Егоров

24.03.2024
Мне очень понравился журнал. Я его рекомендую всем своим друзьям. Спасибо!
Анна Лиске

08.03.2024
С нарастающим интересом я ознакомился с номерами журнала НЛ за январь и за февраль 2024 г. О журнале НЛ у меня сложилось исключительно благоприятное впечатление – редакторский коллектив явно талантлив.
Евгений Петрович Парамонов



Номер журнала «Новая Литература» за февраль 2024 года

 


Поддержите журнал «Новая Литература»!
Copyright © 2001—2024 журнал «Новая Литература», newlit@newlit.ru
18+. Свидетельство о регистрации СМИ: Эл №ФС77-82520 от 30.12.2021
Телефон, whatsapp, telegram: +7 960 732 0000 (с 8.00 до 18.00 мск.)
Вакансии | Отзывы | Опубликовать

Поддержите «Новую Литературу»!