HTM
Номер журнала «Новая Литература» за апрель 2025 г.

Алекс Ведов

Цикл

Обсудить

Философская поэма

 

Купить в журнале за июнь 2019 (doc, pdf):
Номер журнала «Новая Литература» за июнь 2019 года

 

На чтение потребуется 4 часа | Цитата | Скачать в полном объёме: doc, fb2, rtf, txt, pdf

 

 

От автора

Данное произведение можно назвать трактатом о прошлом и будущем. Это своего рода философская фантазия на темы генезиса мироздания, его развития и эсхатологии; эволюции жизни как особого аспекта общемировой истории, и включённых в неё места и роли человека как вида и человека как отдельной личности. По ходу изложения автор опирается на современную естественнонаучную картину мира, но в основе исходит из представлений, близких креационизму. А поэтому порой прибегает к образному языку, который кажется ему самым подходящим средством – отсюда и «поэма».

По сути, в «Цикле» высказаны те же основные идеи, что и в ранее написанном произведении автора – эссе «Созерцатель». Но здесь это делается несколько под другим углом зрения, в ином контексте и с иначе расставленными смысловыми акцентами.

 

Опубликовано редактором: Игорь Якушко, 30.06.2019
Оглавление

48. Часть 48
49. Часть 49
50. Часть 50

Часть 49


 

 

 

Наблюдатель, перенеся фокус внимания на новый разумный вид, в очередной раз убедился бы, что эволюция идёт с ускорением. Этот вид семимильными шагами прогрессировал биологически и социально, завоёвывал жизненное пространство и расширял свои возможности. Свидетель видел бы, как люди в течение десятков тысяч лет (весьма быстро по меркам земной истории и развития Жизни) расселяются по всей суше, становясь повсюду главной действующей силой в живой природе. Как меняется сам человек физиологически и социально, совершенствуются его навыки и орудия, становится всё более сложным и опосредованным его отношение к окружающей реальности, наполняется новым содержанием его внутренний мир.

Человеческие достижения во всех областях одно за другим проплывали бы перед взором наблюдателя, всё более убеждая его в том, что Homo sapiens – качественно новая ступень эволюции. Первые наскальные рисунки и статуэтки, изображающие животных и духов. Каменный топор и копьё. Шитьё одежды. Ловушки на животных и рыболовные снасти. Лечение раненых и больных. Приручение волка и превращение его в собаку. Изобретение лука и стрел. Переход от кочевого образа жизни к оседлому. Смена беспорядочных половых связей на семью. Изготовление муки и хлеба из зерновых. Целенаправленное выращивание разных съедобных растений. Одомашнивание и культивирование пород диких животных. Средства передвижения на воде: плот, затем лодка. Выплавка металла из руды и металлические изделия. Украшения, предметы культа и бытовая утварь. Легенды, предания, мифы. Образование из племён больших сообществ и поселений, давших начало народам. Каменные постройки и первые города. Колесо и рычаг. Мотыга и плуг. Земледелие и скотоводство. Возникновение счёта. Формирование различных языков. Письменность.

Последнее было важнейшим изобретением, по значимости равное овладению огнём и изготовлению первого каменного орудия. С письменности фактически началась человеческая история и человеческая цивилизация. Отныне сведения можно было фиксировать и передавать не только непосредственно от одного индивида другому, но и многим другим, в пространстве и времени – всем, кто усвоил ту же знаковую систему. Это внесло новый порядок и связность в человеческое бытие: отныне люди стали осознавать себя создателями, хранителями и пользователями знаний.

Письменность укрепила бы наблюдателя в мысли, что активность человека направлена не только на вещественно-энергетическую сторону действительности. И раньше такое можно было о нём предположить. Огонь и орудия – да, это было крайне важно, это было необходимо для выживания. Но как только у человека появилось время, свободное от насущных забот, он занялся чем-то таким, к чему не был принуждён; чем-то, что не определялось внешними обстоятельствами и что шло изнутри.

Другими словами, у человека обнаружилась поразительная особенность – одна из тех, что резко выделяла его из животного мира – тяга и способность к творчеству. Этот странный движущий мотив был в чём-то сродни исследовательскому инстинкту, уже знакомому наблюдателю. Он так же не сводился к чисто биологически обусловленным формам поведения и проявлялся у наиболее развитых представителей своего вида. Однако был характерен только для людей с их развитым мозгом.

Вскоре после того как у первых людей возникла членораздельная речь, появилась и стала развиваться устная культура. Были безвестные первые таланты, лучше других владеющие речью и имевшие уже зачатки воображения. Они рассказывали сородичам истории – отчасти правдивые, а отчасти придуманные; предания и мифы о событиях, запечатлённых в коллективной памяти и дополненных фантазией сочинителя и рассказчика. Возможно, ещё раньше люди начали изображать на стенах пещер разных существ и друг друга, сцены охоты и быта. Потом стали мастерить первые неуклюжие скульптуры, примитивные украшения, приспособления, чтобы извлекать мелодичные звуки – первые музыкальные инструменты (полые кости с просверленными дырочками).

Как только человек осознал свой внутренний мир, в каком-то смысле альтернативный внешнему, у него появилась удивительная потребность тем или иным способом отображать этот внешний мир, притом внося свои коррективы. К этому добавлялось и стремление выразить своё отношение к происходящему. Также у него обнаружилось смутное, интуитивное представление о красоте (предвосхищение понятия о гармонии). На уровне ощущений, пока не понимая почему, он отличал красивое от уродливого, предпочитая первое. И, насколько ему это было доступно, пытался привносить в свою жизнь элементы чего-то более приятного взору или слуху.

Всё это не имело прямой практической пользы, иногда вообще никакой. Однако свидетельствовало о том, что человек из всех созданий эволюции наименее детерминирован средой, в которой он обитает. И всё, что он делает, все результаты его преобразующей и созидательной деятельности (то, что потом в совокупности он назвал культурой), содержит в себе больший или меньший компонент свободы от давления законов природы.

Письменность возникла из таких вот свободных творческих усилий человека по отображению мира. По сути, она и есть концентрированная суть отображения. Перейти от устной речи к системе визуальных обозначений и символов, связанных с названиями предметов, а потом явлений и отношений – для того нужна была и большая фантазия, и развитое логическое мышление.

Такое новшество поначалу не казалось имеющим первостепенной важности, как некоторые другие. Практическое значение оно, конечно, имело: так было легче хранить и передавать другим важные сведения. Но по сравнению с освоением новых территорий, земледелием и металлургией, наверное, это выглядело каким-то пустяком, чуть ли не забавой. Тем не менее, со временем его влияние и значимость неимоверно выросли – так, что оно стало определять облик и направление цивилизации.

Однако, что удивительно было бы для наблюдателя: это было оперированием не материальными объектами или энергетическими потоками, а информацией. Чем-то невещественным, невесомым по сравнению с материальными артефактами; что было связано с передачей сведений, по сути – с состояниями сознания в процессе межличностной коммуникации. Но значимость этой трудноуловимой сущности возрастала в человеческой жизни с каждым новым поколением.

 

 

 

(в начало)

 

 

 

Купить доступ ко всем публикациям журнала «Новая Литература» за июнь 2019 года в полном объёме за 197 руб.:
Банковская карта: Яндекс.деньги: Другие способы:
Наличные, баланс мобильного, Webmoney, QIWI, PayPal, Western Union, Карта Сбербанка РФ, безналичный платёж
После оплаты кнопкой кликните по ссылке:
«Вернуться на сайт магазина»
После оплаты другими способами сообщите нам реквизиты платежа и адрес этой страницы по e-mail: newlit@newlit.ru
Вы получите доступ к каждому произведению июня 2019 г. в отдельном файле в пяти вариантах: doc, fb2, pdf, rtf, txt.

 


Оглавление

48. Часть 48
49. Часть 49
50. Часть 50
610 читателей получили ссылку для скачивания номера журнала «Новая Литература» за 2025.04 на 30.05.2025, 19:35 мск.

 

Подписаться на журнал!
Литературно-художественный журнал "Новая Литература" - www.newlit.ru

Нас уже 30 тысяч. Присоединяйтесь!

 

Канал 'Новая Литература' на yandex.ru Канал 'Новая Литература' на telegram.org Канал 'Новая Литература 2' на telegram.org Клуб 'Новая Литература' на facebook.com (соцсеть Facebook запрещена в России, принадлежит корпорации Meta, признанной в РФ экстремистской организацией) Клуб 'Новая Литература' на livejournal.com Клуб 'Новая Литература' на my.mail.ru Клуб 'Новая Литература' на odnoklassniki.ru Клуб 'Новая Литература' на twitter.com (в РФ доступ к ресурсу twitter.com ограничен на основании требования Генпрокуратуры от 24.02.2022) Клуб 'Новая Литература' на vk.com Клуб 'Новая Литература 2' на vk.com
Миссия журнала – распространение русского языка через развитие художественной литературы.



Литературные конкурсы


Литературные блоги


Аудиокниги




Биографии исторических знаменитостей и наших влиятельных современников:

Герман Греф — биография председателя правления Сбербанка

Только для статусных персон




Отзывы о журнале «Новая Литература»:

20.04.2025
Должна отметить высокий уровень Вашего журнала, в том числе и вступительные статьи редактора. Читаю с удовольствием)
Дина Дронфорт

24.02.2025
С каждым разом подбор текстов становится всё лучше и лучше. У вас хороший вкус в выборе материала. Ваш журнал интеллигентен, вызывает желание продолжить дружбу с журналом, чтобы черпать всё новые и новые повести, рассказы и стихи от рядовых россиян, непрофессиональных литераторов. Вот это и есть то, что называется «Народным изданием». Так держать!
Алмас Коптлеуов

16.02.2025
Очаровывает поэзия Маргариты Графовой, особенно "Девятый день" и "О леснике Теодоре". Даже странно видеть автора столь мудрых стихов живой, яркой красавицей. (Видимо, казанский климат вдохновляет.)
Анна-Нина Коваленко



Номер журнала «Новая Литература» за апрель 2025 года

 


Поддержите журнал «Новая Литература»!
© 2001—2025 журнал «Новая Литература», Эл №ФС77-82520 от 30.12.2021, 18+
Редакция: 📧 newlit@newlit.ru. ☎, whatsapp, telegram: +7 960 732 0000
Реклама и PR: 📧 pr@newlit.ru. ☎, whatsapp, telegram: +7 992 235 3387
Согласие на обработку персональных данных
Вакансии | Отзывы | Опубликовать

Поддержите «Новую Литературу»!