Алекс Ведов
Философская поэма
На чтение потребуется 4 часа | Цитата | Скачать в полном объёме: doc, fb2, rtf, txt, pdf
От автора Данное произведение можно назвать трактатом о прошлом и будущем. Это своего рода философская фантазия на темы генезиса мироздания, его развития и эсхатологии; эволюции жизни как особого аспекта общемировой истории, и включённых в неё места и роли человека как вида и человека как отдельной личности. По ходу изложения автор опирается на современную естественнонаучную картину мира, но в основе исходит из представлений, близких креационизму. А поэтому порой прибегает к образному языку, который кажется ему самым подходящим средством – отсюда и «поэма». По сути, в «Цикле» высказаны те же основные идеи, что и в ранее написанном произведении автора – эссе «Созерцатель». Но здесь это делается несколько под другим углом зрения, в ином контексте и с иначе расставленными смысловыми акцентами.
Оглавление 53. Часть 53 54. Часть 54 55. Часть 55 Часть 54
Вернёмся к нашему гипотетическому наблюдателю, чья роль в нашем повествовании становится всё менее значимой, отходит на задний план по мере того как на передний выходят наблюдатели реальные. Однако его всеохватным взглядом со стороны всё же ещё воспользуемся. Продолжая своё наблюдение за развитием цивилизации, он бы всё более убеждался в том, что разум дал человеку много новых возможностей. Но он не взялся бы утверждать, что жизнь у существ разумных однозначно лучше, чем у их шерстистых предков, разумом не обладавших. Да, человек разумный и социализированный многого достиг в том, чтобы изменить условия собственного бытия. Никакой другой вид не сравнился бы с ним в этом. Но что касается человеческого места и роли в мире, как человек исполнял эту роль, и как чувствовал себя на этом месте – здесь было над чем задуматься. Дело было не в том, что человек, как и все другие живые организмы, испытывал страдания. Всякий конкретный представитель вида Homo Sapiens точно так же во многом нуждался, болел, старел и неизбежно умирал. И даже не в том, что для человека по сравнению с другими видами расширился спектр возможных негативных переживаний – сообразно тому, насколько он социализировался и насколько усложнялись его жизнь и его внутренний мир. (Космический свидетель уже давно осознал этот странный и злой парадокс эволюции: с развитием и совершенствованием живых существ увеличивается и количество страданий, которым они подвержены). Всё это не останавливало желания людей жить и улучшать свою жизнь. Цивилизация развивалась, социальный и технический прогресс шёл вперёд. Дело было в том, что человек по природе своей оказался отнюдь не только созидателем нового. Он также был и разрушителем по отношению к биосфере. Уже первобытные люди истребили некоторых животных совсем. Других хищников в природе инстинкты удерживали от того, чтобы уничтожать подчистую кормовую базу в ареалах своего обитания и неограниченно размножаться. Ведь от этого зависела жизнь самих хищников. Таким образом в биосфере стихийно регулировались отношения в пищевых цепочках. Однако на людей, всеядных и занявших самую вершину этих цепочек, такие инстинкты уже мало действовали. Люди стали всё больше руководствоваться недавно приобретённым разумом. А он подсказывал, что если здесь закончились объекты для охоты, то можно переселиться в место, где есть другие. Владея огнём, орудиями и другими средствами приспособления, человек становился главным и наиболее сильным хищником везде, куда бы ни приходил. Коллективному разумному человеку не мог противостоять ни один зверь. Никакие неблагоприятные обстоятельства, будь то засухи, похолодания или массовые вымирания растений и животных, не останавливали лавинообразного роста численности людей и их победного наступления на новые территории. Человеческий вид в самом начале своего эволюционного пути громко заявил о себе как о новой силе, способной повлиять на Жизнь в масштабе планеты. Но вероятно, не это обескуражило бы наблюдателя. В конце концов, человек есть часть живой природы, а её законы жестоки и неумолимы. Одни должны умирать, чтобы жили другие – так всегда было в эволюции, так есть, и так, видимо, будет – и ничего тут не поделаешь. Дискретные формы жизни не могут не бороться друг с другом за место под солнцем, и борьба эта заканчивается гибелью многих из них. Homo Sapiens получился созданием весьма агрессивным. Разум нисколько не умерил его агрессивности, а только сделал её осознанной (а значит, более целенаправленной) и снабдил орудиями для её реализации. Причём человек, как никакой другой вид, оказался склонным обращать эту агрессию на представителей своего же вида. Обезьяны тоже постоянно дрались по каким угодно поводам. Но только у их потомков насилие над себе подобными стало намеренным и организованным. Уже первобытные племена вовсю воевали между собой, выясняя, кто на данной земле хозяин и за кем будущее. И вся дальнейшая человеческая история шла под знаком непрерывных войн и убийств людьми друг друга. Когда появились государства с их узаконенным насилием и войсками, взаимное уничтожение людей стало нормой. Это тёмное, разрушительное начало в человеке проявлялось и в других формах. Например, в его воздействии на биосферу Земли. Поначалу оно было не столь заметно. Но за пять или шесть тысяч лет развития науки и техники, промышленности и технологий ущерб, нанесённый живой природе, неизмеримо вырос. Какой вывод сделал бы наблюдатель? Вероятно, тот, что человек – вовсе не какое-то высшее достижение эволюции. Ибо что брать за критерий – разумность? Но может ли быть разум окончательным аргументом сам для себя? В качестве судьи в данном вопросе он явно пристрастен. Но главное, что разумность сама по себе – благо относительное. Занимая столь важное место в человеческой натуре, разум вовсе не главенствует, а скорее, находится на службе у её биологических аспектов. Жизнь людей неизменно доказывает, что разум усиливает как лучшие, так и худшие наши стороны. Если судить по роли, которую человек благодаря своему разуму играл и играет до сих пор в живой природе; далее, если судить по тому, что в основном из себя представляла человеческая жизнь на протяжении всей истории, – то этот критерий явно не работает. И к тому же, эволюция ещё, скорее всего, не закончена. Более близкой к истине кажется другая характеристика вида «Человек разумный». Это такая стадия эволюции, на которой силы, участвующие в ней и противоборствующие, достигли наибольшей напряжённости конфликта. О каких силах идёт речь? Чтобы понять, нужно вернуться к тому, что вообще такое есть Жизнь с точки зрения эволюции всей Вселенной.
Купить доступ ко всем публикациям журнала «Новая Литература» за июнь 2019 года в полном объёме за 197 руб.:
Оглавление 53. Часть 53 54. Часть 54 55. Часть 55 |
Нас уже 30 тысяч. Присоединяйтесь!
Миссия журнала – распространение русского языка через развитие художественной литературы. Литературные конкурсыБиографии исторических знаменитостей и наших влиятельных современников:Только для статусных персонОтзывы о журнале «Новая Литература»: 22.04.2024 Вы единственный мне известный ресурс сети, что публикует сборники стихов целиком. Михаил Князев 24.03.2024 Журналу «Новая Литература» я признателен за то, что много лет назад ваше издание опубликовало мою повесть «Мужской процесс». С этого и началось её прочтение в широкой литературной аудитории .Очень хотелось бы, чтобы журнал «Новая Литература» помог и другим начинающим авторам поверить в себя и уверенно пойти дальше по пути профессионального литературного творчества. Виктор Егоров 24.03.2024 Мне очень понравился журнал. Я его рекомендую всем своим друзьям. Спасибо! Анна Лиске
|
|||||||||||
Copyright © 2001—2024 журнал «Новая Литература», newlit@newlit.ru 18+. Свидетельство о регистрации СМИ: Эл №ФС77-82520 от 30.12.2021 Телефон, whatsapp, telegram: +7 960 732 0000 (с 8.00 до 18.00 мск.) |
Вакансии | Отзывы | Опубликовать
|