Андрей Волков
Повесть
На чтение потребуется 1 час 50 минут | Цитата | Подписаться на журнал
Оглавление 2. 22 октября 3. 24 октября 4. 25 октября 24 октября
День рождения прошёл лучше, чем я мог предполагать. Макс Кеслер, кинообозреватель из «The Washington Post», пригласил меня и трёх наших общих друзей на ретроспективу фильмов Дона Долера. Сказал, что Долер лично будет вести эту ретроспективу и, возможно, даже удастся с ним пообщаться. – А после, – сказал Макс, – посидим в хорошем ресторане неподалёку. Столик я уже заказал. Заманчивое предложение, однако. Дон Долер интересная для меня фигура. Классик фантастики категории «В», на фильмах которого я вырос. Помню, как ещё в детстве сбегал вместе с друзьями с уроков в школе, дабы в очередной раз посмотреть «Чужеродный фактор» в грайндхаусном кинотеатре через дорогу. Мы рады были хоть на короткое время вырваться из пут затхлого провинциального быта, окунуться в мир фантазии и волшебства. Дон Долер был нашим кумиром, возможно, оттого, что сам был в душе ребёнком. Не зря и Христос учил быть как дитя. Да, это было дорогое для меня время! То, что было важно в детстве, остаётся с нами на всю жизнь, несмотря на то, что вкусы и взгляды, сформировавшиеся в юности, с течением времени могут меняться. Впрочем, я не очень-то изменился с тех пор. Во всяком случае, мне хочется в это верить. На ретроспективе, проходившей в Огайо, куда мы выехали ещё двадцать второго вечером (Макс, впрочем, уже был там – он живёт в Огайо), показывали почти все фильмы Долера (исключением стал лишь загадочный «Ночной зверь») в течение двух дней. Сейчас я как раз вернулся с последней его картины, «Кровавая резня», явившейся во многом уступкой продюсерам, в отличие от остальных. Конечно, для меня самыми дорогими были его фильмы периода моих детства и юности «Чужеродный фактор» и «Демон», и если первый по прошествии многих лет показался немного наивным (хотя для таких малобюджетных фильмов это явный плюс), то «Демон» был также страшен как в то время, когда и я, и этот фильм были молодыми. На показе «Чужеродного фактора» присутствовал Роджер Эберт, известный кинокритик, что было весьма неожиданным, во всяком случае, для меня. Правда, он воздержался от каких-либо речей, а потому не стал выходить на сцену, зато деловито записывал в блокнот свои впечатления о ретроспективе. Впрочем, на сцену вышел сам Дон Долер. Он был уже немолод, одет в простую рубашку цвета хаки, но глаза его светились тем же энтузиазмом и вдохновением, как в период его активной работы в кино. Долер много говорил о своих старых работах, делился планами на будущее, а я сидел и думал, что хорошо, что хоть кто-то в Америке по-прежнему занимается пусть примитивным, но всё-таки искусством, не думая о том, сколько фильм заработает в прокате. – Сейчас уже почти никто не работает для зрителя, – говорил Долер, стоя у микрофона в центре сцены. – В Голливуде одна коммерция, один конвейер. А ведь искусство не может быть массовым (и как же Долер в этом стал похож на классика уже «высокого» искусства Иосифа Бродского, говорившего то же самое). Истинная фантастика обязательно должна быть малобюджетной. Большой бюджет и компьютерная графика затемняют режиссёрам ум и усиливают давление со стороны стервятников-продюсеров. Тут зал разразился аплодисментами, доставившими большое удовольствие старине Дону, судя по его довольному виду. – Нельзя соревноваться за право извлечь из кошельков людей как можно больше денег, – продолжил Долер после небольшой паузы. – Когда ты делаешь фильм, ты должен соревноваться только с самим собой, со своими прошлыми проектами. Не надо думать о том, лучше ты других или хуже. Надо просто снимать так, как ты хочешь, то, что ты хочешь и для кого хочешь. Я вовсе не думал тогда, в теперь уже далёком 1978 году, что мой фильм «Чужеродный фактор», который делался чуть ли не кустарным способом, станет культовым. И это несмотря на то, что мы не имели денег не только на спецэффекты, но даже на 35-миллимитровую плёнку. Да и снимали его большей частью на заднем дворе моего дома. Нам всё приходилось делать руками. Все пришельцы сделаны вручную, и хоть они неидеальны, но уж точно лучше этих напыщенных компьютерных эффектов. Костюмы монстров могут быть забавны, но мы не сомневаемся, что это именно пришельцы, а не голограммы. Кино ведь и так иллюзия. Зачем же усиливать ощущение этого при помощи компьютерной графики? Не лучше ли преображать реальность, превращать предметы реального мира в кино, делать монстров из подручных материалов, а не рисовать на компьютере? Ведь для того, чтобы создать осязаемый кинематографический мир совсем не нужна 3D-графика. Нужно быть ближе к реальности. Это самый верный способ создать культовый фильм. Под звуки аплодисментов благодарной публики Дон сошёл со сцены. Макс тут же подскочил к нему, чтобы взять короткое интервью. Я же сидел в каком-то странном состоянии, думая над тем, как я согласен с Доном. Иногда я думаю: не отражает ли примитивистское искусство (а ему, безусловно, во многом принадлежит малобюджетный жанровый кинематограф) жизнь лучше, чем кино интеллектуальное, вроде Антониони? Скорее всего, конечно, нет (да и задачи такой не ставит), однако ощущение того, что я снова оказался в детстве, не покидало меня все эти два дня, даже в ресторане, где я был весел и раскрепощён, чего обычно не бывает и чего я точно не смог бы испытать, если бы оказался на ретроспективе фильмов Антониони, хотя бы потому, что с его кинематографом я впервые познакомился уже в зрелом возрасте.
опубликованные в журнале «Новая Литература» в октябре 2021 года, оформите подписку или купите номер:
Оглавление 2. 22 октября 3. 24 октября 4. 25 октября |
Нас уже 30 тысяч. Присоединяйтесь!
Миссия журнала – распространение русского языка через развитие художественной литературы. Литературные конкурсыБиографии исторических знаменитостей и наших влиятельных современников:Только для статусных персонОтзывы о журнале «Новая Литература»: 03.12.2024 Игорь, Вы в своё время осилили такой неподъёмный груз (создание журнала), что я просто "снимаю шляпу". Это – не лесть и не моё запоздалое "расшаркивание" (в качестве благодарности). Просто я сам был когда-то редактором двух десятков книг (стихи и проза) плюс нескольких выпусков альманаха в 300 страниц (на бумаге). Поэтому представляю, насколько тяжела эта работа. Евгений Разумов 02.12.2024 Хотелось бы отдельно сказать вам спасибо за публикацию в вашем блоге моего текста. Буквально через неделю со мной связался выпускник режиссерского факультета ГИТИСа и выкупил права на экранизацию короткометражного фильма по моему тексту. Это будет его дипломная работа, а съемки начнутся весной 2025 года. Для меня это весьма приятный опыт. А еще ваш блог (надеюсь, и журнал) читают редакторы других изданий. Так как получил несколько предложений по сотрудничеству. За что вам, в первую очередь, спасибо! Тима Ковальских 02.12.2024 Мне кажется, что у вас очень крутая редакционная политика, и многие люди реально получают возможность воплотить мечту в жизнь. А для некоторых (я уверен в этом) ваше издание стало своеобразным трамплином и путевкой в большую творческую жизнь. Alex-Yves Mannanov
|
||||||||||
© 2001—2024 журнал «Новая Литература», Эл №ФС77-82520 от 30.12.2021, 18+ 📧 newlit@newlit.ru. ☎, whatsapp, telegram: +7 960 732 0000 Согласие на обработку персональных данных |
Вакансии | Отзывы | Опубликовать
|