Игорь Якушко
Редакционная статьяОпубликовано редактором: Вероника Вебер, 16.12.2011![]()
Ровно десять лет назад, 17 декабря 2001 года литературно-художественный журнал «Новая Литература» открыл свои двери для авторов и читателей по адресу: http://newlit.ru/. В тот момент он содержал всего несколько десятков произведений 21 автора, перекочевавших сюда из Литературной коллекции моего самого первого сайта. Иллюстраций не было. Да и дизайн отличался от нынешнего. Выглядел сайт примерно вот так. С этого момента (и даже раньше) началась интенсивная жизнь нового издания. Журнал мыслился в качестве сетевой альтернативы знаменитым «толстым» бумажным журналам, которые к этому моменту стали закрываться, не вписавшись в новые экономические условия. Но задача была не просто продолжить журнальные традиции, а реализовать новый формат взаимодействия между писателем и читателем, свободный от рыночной конъюнктуры. Сделать это было необходимо потому, что в условиях исторического перелома культурный кризис не должен превращаться в бездонную воронку, способную поглотить общество без следа: всегда должна оставаться возможность опереться на нематериальные основы человечности. Для меня такой опорой всегда была художественная литература. И, как показал опыт – не только для меня. Стало быть, для того чтобы в условиях хаоса самому сохранить нравственные ориентиры, надо воспользоваться возможностью объединить тех, кто желает того же. Интернет даёт такую возможность, но при условии, что действовать придётся интенсивно, долго и целенаправленно. Так постепенно журнал стал делом жизни, смыслом, опорой, звездой и, в конце концов – как я и верил в это изначально – основной работой. Не думаю, что тут следует задаваться вопросом, хорошо или плохо это получилось. Как и любое большое дело, журнал «Новая Литература» изобилует достоинствами и недостатками. Кому-то важно одно, кому-то – другое. Мне важно, что литературный журнал состоялся. У «Новой Литературы» большая постоянная аудитория читателей, лояльные авторы (среди которых много по-настоящему талантливых писателей и поэтов), наконец, достойный статус и, что самое важное, по-прежнему отличные перспективы. А вот о чём следует сказать обязательно – так это выразить благодарность всем, кто был с нами на протяжении этих лет, и всем, кто присоединился к нам недавно. Самоотверженная работа редакторов, энтузиазм авторов, активность читателей – без этого бы ничего не получилось. Спасибо вам, мои дорогие друзья! За десять лет многое изменилось. Культурная среда бурлит настолько интенсивно, что невозможно предположить, каких результатов ждать от ближайшего будущего. Может вполне оказаться, что новые формы искусства, невиданные ранее, займут место литературы, как это произошло в своё время с устным народным творчеством, которое сменили книги. Похоже, что и бумажной книге недолго осталось быть носителем информации. Но суть художественной литературы, как искусства – притчи, иносказательно будоражащей наши воображение, интеллект и совесть, и тем формирующей человеческое в человеке – останется навсегда, пока нам есть, чему учить детей. И, в общем-то, не важно, в какой форме мы будем делать это – литература останется искусством, пока мы рассказываем друг другу истории, и пока мы внемлем тому, что нам рассказывают. А раз так, то бумажные тиражи уходят в прошлое, продолжая лишь щекотать авторское самолюбие. Они не отражают главного – связи писателя и читателя. Не книга становится главным способом передачи информации, в том числе, и текста литературного произведения, а – монитор и средства связи. Литература перестаёт быть односторонней, она становится интерактивной. Некоторые писатели этого не выдерживают: закрывают свои болги, тщась восстановить былую дистанцию между собой и читателем, чтобы продолжать вещать свысока. Многие писатели продолжают по инерции стремиться на бумагу, не осознавая, что оказались в равном положении с любым другим человеком: издать свою книгу сейчас может каждый. Очень многие читатели, опьянённые нахлынувшей свободой самовыражения, ощутили себя писателями и заполнили информационное пространство своими несостоявшимися художественными произведениями. Всё это – признаки революции в художественной литературе. И после неё останутся лишь те творцы, кто первым осознает новые формы искусства и реализуется в них. Остальные – отхлынут обратно в наблюдатели. Но когда и как это произойдёт, не знает никто. В такой буре и наш журнал не может оставаться незыблемым утёсом посреди океана: мы постоянно меняемся, ищем новые формы и пробуем определить направления развития. Не только потому, что такая политика является единственным условием выживания, но и для того, чтобы творцы, собравшиеся здесь в качестве авторов, оказались готовы и получили возможность стать во главе новейших форм искусства, формирующихся у нас на глазах. Поэтому ближайшие годы внесут немало перемен в редакционную политику журнала, изменят сервисы сайта. Что это будут за изменения, заранее сказать нельзя. Единственное, за что можно поручиться – журнал по-прежнему будет стимулировать авторов только самых лучших, с точки зрения художественной ценности, произведений: их строгий редакционный отбор сохранится и, скорее всего, усилится. Это даёт основания обещать читателю, по-прежнему, встречаться в «Новой Литературе» только с достойными внимания произведениями. Но как реализовать это намерение? Ведь Интернет живёт по свои законам, и эти законы отличаются от принципов художественной ценности и сами они интенсивно меняются. Простейший пример – рейтинги самых читаемых произведений и самых популярных авторов, ежемесячно публикующиеся на главной странице сайта. Любой не лишённый вкуса читатель заметит, что посещаемость интернет-страниц и ценность опубликованного на этих страницах не совпадают. И таких примеров много. Как разрешить это противоречие? Только одним способом – следовать законам среды, в которой развивается журнал, то есть, законам Интернета. Но, не нарушая при этом ключевого принципа своего развития – ориентации на художественную ценность. Практически это означает, что для популяризации достойных произведений требуется применять методы интернет-раскрутки. А это – постоянный компромисс между нематериальными ценностями и материальными расходами. Развиваться в условиях такого компромисса непросто, но возможно. Вот почему к юбилею «Новой Литературы» я преподношу авторам столь необычный подарок – Программу поощрения авторов. Впервые в истории «Новой Литературы», а возможно, и вообще – русского литературного Интернета, за свои стихи и прозу наши авторы будут получать материальное вознаграждение. Конечно, оно невелико, но зато и не влечёт за собой передачи авторских прав на произведение. Программа поощрения авторов нужна журналу для того, чтобы следовать тем самым законам Интернета: она является подготовительным этапом к тому, чтобы полностью отказаться от публикации уже опубликованных в Интернете произведений. Необходимость публиковать только оригинальные тексты и только высшего качества как раз и является компромиссом между требованиями среды и целями развития. Ну, а авторам, я уверен, такой сюрприз будет приятен. Ведь это ещё один индикатор признания ценности созданного ими – плюс к тому, что публикуемое произведение прошло строгий редакционный отбор и корректорскую правку, проиллюстрировано и предложено вниманию достойнейшей читательской аудитории, сформировавшейся за 10 лет развития проекта. Друзья, я поздравляю всех вас, кто чувствует себя причастным к нашему празднику, крепко жму руки всей редакционной команде, всем авторам, всем читателям. Желаю всем нам продолжать жить и работать вместе, получать от этого удовлетворение, уверенность друг в друге и вдохновение к жизни.
|
![]() Нас уже 30 тысяч. Присоединяйтесь!
![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() Миссия журнала – распространение русского языка через развитие художественной литературы. Литературные конкурсыБиографии исторических знаменитостей и наших влиятельных современников:![]() Только для статусных персонОтзывы о журнале «Новая Литература»: 24.02.2025 С каждым разом подбор текстов становится всё лучше и лучше. У вас хороший вкус в выборе материала. Ваш журнал интеллигентен, вызывает желание продолжить дружбу с журналом, чтобы черпать всё новые и новые повести, рассказы и стихи от рядовых россиян, непрофессиональных литераторов. Вот это и есть то, что называется «Народным изданием». Так держать! Алмас Коптлеуов 16.02.2025 Очаровывает поэзия Маргариты Графовой, особенно "Девятый день" и "О леснике Теодоре". Даже странно видеть автора столь мудрых стихов живой, яркой красавицей. (Видимо, казанский климат вдохновляет.) Анна-Нина Коваленко 14.02.2025 Сознаюсь, я искренне рад, что мой рассказ опубликован в журнале «Новая Литература». Перед этим он, и не раз, прошел строгий отбор, критику рецензентов. Спасибо всем, в том числе главному редактору. Переписка с редакцией всегда деликатна, уважительна, сотрудничество с Вами оставляет приятное впечатление. Так держать! Владимир Локтев ![]()
![]() |
||
© 2001—2025 журнал «Новая Литература», Эл №ФС77-82520 от 30.12.2021, 18+ 📧 newlit@newlit.ru. ☎, whatsapp, telegram: +7 960 732 0000 Согласие на обработку персональных данных |
Вакансии | Отзывы | Опубликовать
Ворота распашные из профнастила с калиткой . Эллиот Майлз (Т Л Свон) купить книгу на сайте "Читай-город" |