HTM
Номер журнала «Новая Литература» за апрель 2025 г.

Владимир Юрлов

От вазы ума остались лишь осколки

Обсудить

Эссе

Опубликовано редактором: , 14.08.2008
Иллюстрация.  Автор: Юрий Фирсанов.  Название: Композиция "Антракт".  Источник: http://www.artlib.ru/index.php?id=11&idp=15&fp=2&uid=1113&iid=9908&idg=69&user_serie=0

 

 

 



* * *


Исключительно важной особенностью творчества, мне кажется, является способность не отдавать первенство событиям или сюжетным линиям, а описывать состояния души. Вот почему детективы мне кажутся пресным чтивом.



* * *


Литература – это то, чего не достигли мы ещё в земной жизни, или то, чего мы никак не можем забыть.



* * *


Жить в искусстве – значит получить руководство к счастливому существованию.



* * *


Примитивно сказано о бытие мира до нашего появления на свет. Как же он жил без нас?



* * *


Улыбнитесь, когда увидите руины.



* * *


Написать однажды что-то гениальное в сто раз прекраснее, чем рожать всю жизнь серый жемчуг мечты. Вопрос о писательской плодовитости всегда стоит ребром.



* * *


Для меня писать – значит исходить духом, а потом нужно оклематься и снова ждать этого блаженного часа.



* * *


Привольно льётся мой язык;

Знаю, растрачу его силу.

Или пусть спит во мне беспечно,

Как шаловливое дитя.



* * *


Искусство – это образ природы, нарисованный воображением.



* * *


Мысли, как выдвижные ящики, не должны пересекаться.



* * *


Я хочу смотреть без зависти на мир,

Видеть всех женщин обнажёнными и не питать к ним вожделенья,

Понять великий смысл вещей и умолчать о нём,

Увидеть яства и пройти мимо великолепного застолья,

Услышать прекрасной музыки мотив и уши засыпать песком морским,

Но невозможно это, ведь я из рода человеческого.



* * *


Написанное мной – это не что иное, как удачное собрание обаятельных случаев, перевоплощённых рвущейся на волю фантазией.



* * *


Если некоторым читателям покажется, что я пишу ни о чём, то они будут правы в том узком смысле, что я не обращаю внимания на события, ограниченные временем и пространством. Я не пишу о том, как встретился с друзьями, как мы вышли к реке и долго купались там до самого вечера. Всё это вещи, случающиеся каждодневно, и из-за своей повторяемости они теряют свою значимость. Их всегда нужно описывать в прошедшем времени. Да, был, да, делал, ну и что? Моё сокровенное желание – выйти из обладания временем и пространством и описать те зыбкие процессы мышления, происходящие в моей душе.

Мысли подобны искрам. Почти неощутимо они рвутся на волю. Они кажутся нереальными, потому что обобщены и происходят мгновенно. Исследуя жизнь методом интуитивно-философского сознания, я прихожу к тому, что моё произведение никоим образом не становится обделённым или уродливым из-за того, что хищническим образом лишено какой бы то ни было фабулы. Наоборот, оно приобретает явные преимущества, ибо строго следует законам логического развития, и для меня это – наиболее совершенная форма, которая может быть представлена в произведениях такого типа и содержания. О чём оно? О душе. О чьей? О моей ограниченной и изолированной, человеческой душе, ведь я – человек, а человек, размышляя о таком тонком предмете, как душа, может написать только о своей, если, конечно, он не дьявол и не своровал чужую. Интересен ли читателю предмет столь трудно описуемый и сложно ощутимый? Может быть, и в первую очередь по причине того, что в литературе о таком важном предмете, как о душе человеческой, было сказано так туманно и таким скользким языком, что многие до сих пор так и не поняли, что такое эта самая душа, зачем она нужна, и как ей пользоваться. Парадоксально, но нужно учиться пользоваться тем, чем обладаешь, не растрачивать ценное богатство понапрасну, не торговать им в закоулках, не уничтожать его самовольно, а давать ему положительный выход, основанием к которому может служить множество разных причин, одна из которых – желание любить. Любить цветы, вещи, других людей или ремесло, которому ты посвятил всю свою жизнь.

Создатель, прошу, дай мне силы описать, что такое любовь, и в первую очередь мне нужны поэтические силы, ибо то, что ощутимо сердцем, а не разумом, должно быть непременно описано поэтическим способом, в стихах или в благозвучной прозе, неважно есть ли у строк рифмовка. Боже, оплодотвори меня и дай мне силы описать любовь, как силу, дающую силы.

            Любовь – это метание звёзд, а звёзды красивы.

            Любовь – это ночное солнце, питающее сердце.

            Любовь бескорыстная, укрепляющая – вот о чём я хочу петь.

            Любовь, ждущая ответа, но не любовь-присоска.

            Любовь – это то, к чему протягиваешь руки.

            Лагуна или гладь озера, спящего в ночи, – это моя любовь.

Я не хочу ничего говорить о низменной любви, корыстной, связанной с половыми инстинктами. Такая любовь переменчива и может приносить множество страданий, как любой зов человеческой плоти.



* * *


– Пантеизм, иррациональное, Гегель, роль Рембо, состояние тела под солнцем – какое всё это может иметь значение, если шею мою сжала неумолимая петля виселицы и до смерти остались считанные секунды?

– Такое же самое значение, если бы до смерти оставалось тысячелетие.

– Что же мне делать?

– Растянуть свою секунду и войти в транс вечности.

– Останется ли у меня время, чтобы подготовиться к смерти?

– Забудь об этом. Ты давно мёртв. Не трать время понапрасну и входи в обитель транса. Тобой овладеет только иррациональное, а это именно то, к чему ты так долго стремился. Интересно, правда?



* * *


Вы знаете, что я болен заразой века? Книгой. Да нет, не той, что я прочитал вчера и которая оказалась скучной. Книга в абстракции – это хуже, чем порча, чем сифилис, чем чума. Кстати, есть такая книга. Она множится, попадает к людям в умы, и, как настоящая проказа, начинает там орудовать незримо. Хорошая книга сначала всегда в подполье, а потом становится сразу монархом. Она доминирует, давит, дрессирует и конструирует мой ум непрестанно, но эта работа невидима. Да, я болен, неизлечимо болен, но что я могу с этим поделать? Лечиться уже поздно. Нужно садиться и писать дальше.



* * *


– Я – Шарль Бодлер! Вот кто я теперь!

– Вы в сотый раз подражаете.

– Нет. Я переродился и теперь живу по-настоящему. Понимаете, теперь я – Шарль Бодлер, а не тот, кем вы меня представляли раньше.

– Это пикантно. Между прочим, это сумасшествие или просто шутка?

– Ни то, ни другое. Просто очередная реинкарнация.

– В игровой форме?

– Нет, это очень серьёзно. Вы можете мне поверить. Посмотрите на моё лицо.

– Оно страдальческое.

– Точь-в-точь как у Бодлера.

– Ах, так это вы написали про мёртвую лошадь?

– Да, но мне кажется, вы не до конца вникли в суть стихов. Оказывается, лошадь до сих пор жива.

– Не может быть! Это омерзительно!

 

 

 

424 читателя получил ссылку для скачивания номера журнала «Новая Литература» за 2025.04 на 21.05.2025, 19:53 мск.

 

Подписаться на журнал!
Литературно-художественный журнал "Новая Литература" - www.newlit.ru

Нас уже 30 тысяч. Присоединяйтесь!

 

Канал 'Новая Литература' на yandex.ru Канал 'Новая Литература' на telegram.org Канал 'Новая Литература 2' на telegram.org Клуб 'Новая Литература' на facebook.com (соцсеть Facebook запрещена в России, принадлежит корпорации Meta, признанной в РФ экстремистской организацией) Клуб 'Новая Литература' на livejournal.com Клуб 'Новая Литература' на my.mail.ru Клуб 'Новая Литература' на odnoklassniki.ru Клуб 'Новая Литература' на twitter.com (в РФ доступ к ресурсу twitter.com ограничен на основании требования Генпрокуратуры от 24.02.2022) Клуб 'Новая Литература' на vk.com Клуб 'Новая Литература 2' на vk.com
Миссия журнала – распространение русского языка через развитие художественной литературы.



Литературные конкурсы


Литературные блоги


Аудиокниги




Биографии исторических знаменитостей и наших влиятельных современников:

Герман Греф — биография председателя правления Сбербанка

Только для статусных персон




Отзывы о журнале «Новая Литература»:

20.04.2025
Должна отметить высокий уровень Вашего журнала, в том числе и вступительные статьи редактора. Читаю с удовольствием)
Дина Дронфорт

24.02.2025
С каждым разом подбор текстов становится всё лучше и лучше. У вас хороший вкус в выборе материала. Ваш журнал интеллигентен, вызывает желание продолжить дружбу с журналом, чтобы черпать всё новые и новые повести, рассказы и стихи от рядовых россиян, непрофессиональных литераторов. Вот это и есть то, что называется «Народным изданием». Так держать!
Алмас Коптлеуов

16.02.2025
Очаровывает поэзия Маргариты Графовой, особенно "Девятый день" и "О леснике Теодоре". Даже странно видеть автора столь мудрых стихов живой, яркой красавицей. (Видимо, казанский климат вдохновляет.)
Анна-Нина Коваленко



Номер журнала «Новая Литература» за апрель 2025 года

 


Поддержите журнал «Новая Литература»!
© 2001—2025 журнал «Новая Литература», Эл №ФС77-82520 от 30.12.2021, 18+
Редакция: 📧 newlit@newlit.ru. ☎, whatsapp, telegram: +7 960 732 0000
Реклама и PR: 📧 pr@newlit.ru. ☎, whatsapp, telegram: +7 992 235 3387
Согласие на обработку персональных данных
Вакансии | Отзывы | Опубликовать

Поддержите «Новую Литературу»!