Елена Зайцева
Критический обзорКритический обзор №15 У нас новый прозаик, Виктор Крючков. Это такой экзистенциальный воин, человек в чёрном – тематически. «Одиночество, непонимание, сплошной банал», «инерция репутаций», «отрешенные, погруженные во внутреннее созерцание, лица пассажиров. Все летят, спешат, мчатся...», всё это давит, и «нет меня – есть оболочка, которая занимается рутинными делами, кого-то слушает, кому-то пытается помочь. Усталость. Опустошенность», и нужен «экшн», нужно всему этому дать бой. Стилистически же это скорее некий курьёз. Герои, объясняющиеся на каком-то невообразимом «канцелярите» (« – Но одним из немаловажных факторов, остановивших меня, было следующее событие», « – Знаешь, после нескольких жарких дискуссий по этому поводу я понял, что безвреднее объяснять окружающим свои убеждения зелеными бета-волнами, которые выпускает систематично каждый телевизор»), метафоры уровня «резвый и шустрый, как вода в унитазе», «застывшим сфинксом у окна Стас курил в открытую форточку». Не говоря уже о «шелухе информационного мусора», о таких «находках», как «Голову его обрамляли кудри белокурых волос» или «Старая, видавшая лучшие времена темно-синяя куртка «аляска» прикрывала худые плечи, которые вполне могли принадлежать девчонке. Серая шапка решительно обтягивала голову». Кому же вполне могла принадлежать голова?.. Чего-чего шелуха? Мусора?.. Я не знаю, о какой прозе мы говорим, если герой «брел медленно, праздным шагом, пригибаясь под мощными гроздями спелого виноградника». Надо бы рассказать, как это – праздно, потом – почему не прошагаешь праздно и пригибаясь (да ещё и под тяжестью), и уже потом – что человек просто сам не знает, о чём пишет. Что же до войны (до воинов)... За что бьёмся? «Она лежала на смятой постели, небольшое оранжевое полотенце едва прикрывало её наготу, и блики от огоньков свечей плясали на её смуглом теле. Свечи горели давно – парафиновые потёки застывшими огарками приросли к столу и изголовью кровати... – Тебе было больно?.. Ты просто прелесть, Маша...», «Меня ждала Богдана, в моей рубашке на голое тело, с распущенными волосами, с каким-то журналом в руках и самым прекрасным розовым полотенцем на голове. – Привет, – как-то испуганно, робко улыбнулась она мне, – а почему так долго? Ты в порядке, милый?..» Просто прелесть, как экзистенциальные воины отдыхают. Утомившись в бою. Со сплошным баналом...
...И у нас «старый» поэт, Кир Захарчук. В том смысле, что его сборник «Общая тетрадь» в нашем журнале уже давно. Не безумно талантливо, но симпатично. Видно, как идёт эта волна, трансляция, без которой вообще ничего, ни безумно талантливого, ни просто симпатичного, не бывает. Нельзя сказать, чтобы он с этой волной управлялся – тем более не скажешь, чтобы управлял – но плывёт довольно свободно. Даже расслабленно. Хорошо: нет следов усилий. А плохо то, что нет и прелести усилий. Так и идёт всё, как бог на душу положит. Иногда это просто каким-то «плохим переводом» оборачивается, часто – длиннотами, несуразностями...
Не знаю, стоило ли этому мотыльку вообще здесь появляться (и в какой «старый плен» он попадёт? во мглу? но ведь «бабочка к огню» – вот плен, привязка, когда они вьются у фонарей; это, а никак не мгла, не темнота), но, как говорится, побойтесь русского языку, что это за акробатика – «Мгла укроет вокруг / Всё, что было под ним», «Попадёт, не без шуток». С шутками?.. Хотя можно предположить, что это опечатка. Но и тогда не лучше – «Попадёт, но без шуток»... Мне нравится «Создан был освещать / Край аллеи в углу, / Значит завтра опять / Ему быть одному», но и тут – почему опять-то? Ведь он же один, одинок – непрерывно. Во всяком случае, на протяжении всего стихотворения... Боюсь, что такие «мелкие разбирательства» сильно напоминают придирки (боюсь и прекращаю), но эти неточности, эти ошибки – они есть. Хоть по одной вытаскивай, хоть все разом назови... Небрежностью? Ну, пусть так. И она запутывает. «Зашумляет», если можно так сказать – и звук, и смысл . Хотя и, повторю, происхождение у этой небрежности – благородное. Автор слушает. Просто он недостаточно вслушивается... |
Нас уже 30 тысяч. Присоединяйтесь!
Миссия журнала – распространение русского языка через развитие художественной литературы. Литературные конкурсыБиографии исторических знаменитостей и наших влиятельных современников:Только для статусных персонОтзывы о журнале «Новая Литература»: 27.12.2024 Мне дорого знакомство и общение с Вами. Высоко ценю возможность публикаций в журнале «Новая Литература», которому желаю становиться всё более заметным и ярким явлением нашей культурной жизни. Получил одиннадцатый номер журнала, просмотрел, наметил к прочтению ряд материалов. Спасибо. Геннадий Литвинцев 17.12.2024 Поздравляю вас, ваш коллектив и читателей вашего издания с наступающим Новым годом и Рождеством! Желаю вам крепкого здоровья, и чтобы в самые трудные моменты жизни вас подхватывала бы волна предновогоднего волшебства, смывала бы все невзгоды и выносила к свершению добрых и неизбежных перемен! Юрий Генч 03.12.2024 Игорь, Вы в своё время осилили такой неподъёмный груз (создание журнала), что я просто "снимаю шляпу". Это – не лесть и не моё запоздалое "расшаркивание" (в качестве благодарности). Просто я сам был когда-то редактором двух десятков книг (стихи и проза) плюс нескольких выпусков альманаха в 300 страниц (на бумаге). Поэтому представляю, насколько тяжела эта работа. Евгений Разумов
|
|||||
© 2001—2025 журнал «Новая Литература», Эл №ФС77-82520 от 30.12.2021, 18+ 📧 newlit@newlit.ru. ☎, whatsapp, telegram: +7 960 732 0000 Согласие на обработку персональных данных |
Вакансии | Отзывы | Опубликовать
Купить вешалки для верхней одежды в Москве: товары категории плечики для одежды. . https://hyperlike.ru картинки по запросу накрутка бустов телеграм. |