Елена Зайцева
РецензияОпубликовано редактором: Игорь Якушко, 26.09.2009![]()
В прошлом году в Минске вышла книжечка стихов Алёны Горных «Words». Это сборник верлибров, того, к чему отношение никак не установится (вдруг просто проза в столбик?). Бывает, конечно, проза, но здесь стихи. И построчная, стиховая организация даёт всё то же, что и в «обычных», рифмованных стихах: паузы, усиления-ослабления, переклички, скорость регулирует… В конце концов ведь рифма – это связь, звуки, связанные через повторение. «Уйду» и «найду». Но вот, скажем, ты уходишь и не собираешься ничего находить. Стих поэтому и свободный, что можно уйти как угодно, зацепить это «уйду» за любое слово-намерение-чувство. Но и несвобода тоже никуда не исчезла, зацепки необходимы, любые, но в любом случае. А какие могут быть зацепки, сцепления между словами? Смысловые, звуковые.
там время течет медленно,
Подчеркнула я, и вот зачем. «Противно» и «уйду» – ударнее, сильнее других слов, они своего рода опоры, оценка/действие, причина/следствие. Это смысловая связь. Если говорить о звуковой, то она здесь не «эховая», не рифму даёт, а «эволюцию», дорожку – от брезгливо-студенистого «противно» до твёрдого «уйду». И эти связи осуществляются, наводятся именно в таком, конечном положении в строке этих «противно» и «уйду». Такое положение выделяет их, делает сопоставимыми. В прозоварианте это пропадёт – или сойдёт на совсем уж несущественный, неинтересный минимум… Я вполне понимаю, что на максимум и это не сильно-то похоже. Можно и не определить, легко сбить, расстроить. Могло быть и «а я уйду скоро», вот уже и никакой связи. Но «а я уйду скоро» было бы хуже. Т.е. да, связь прозрачная и зыбкая и чуть ли не возмутительная (за уши притянуто!), и кажется, что можно переиграть, переделать – а вот и не переигрывается…
Как раз посерёдке, между «противно» и «уйду», – «хорошо». Такой вот подушкой, амортизацией, притормаживанием. Ведь прямой и быстрый путь между «противно» и «уйду» какой? Хлопнуть дверью, только меня и видели. Но у нас-то ситуация другая. Я ведь не прямо сейчас ухожу. Я скоро уйду. И без сцен. Поэтому и «хорошо» здесь так кстати – в качестве прослойки, смягчения. А в таком качестве оно оказывается, находясь в конце этой строки (по горизонтали) и между этими строками (вертикаль) – т.е. именно на этом месте…
И это «противно» – «хорошо» – «уйду», конечно, не единственная связка. Можно посмотреть, что происходит, например, со «временем». Происходит вот что: первые четыре строчки начинаются временем («там-временем»), им же и заканчиваются. Цикл. Квадратненький такой циферблатик получается. И он отбрасывает тень вниз, на всё говоримое, дальше происходящее (задаёт тон, настраивает, – даже настаивает, учитывая повторения, учитывая зацикливание как вообще жёсткий, внушающий приём)… Т.е. здесь не только «время течет медленно» будет о времени, а все эти диваны, друзья, хорошо, плохо – всё будет в этой тайм-тени. Уже не об отдельных связях впору говорить, а о «сплошной заливке»…
Ещё текстик (тоже полностью):
Утром солнце нежно светило красным.
Тут нет растрёпанности (блоговости, болтливости), но есть приключение. В каком-то смысле любой текст должен быть приключением, иначе зачем он нужен. Приключения: мы смотрели на солнце – оказалось, из автобуса – оказалось, из себя (мои мысли об…) – оказалось, очень из себя (зубы!) – но, может, и не очень (поэзия – вокруг, в автобусе, вовне, а не во мне). Т.е. мы по всему этому, как по кочечкам, добираемся до какого-то умиротворения, до выхода – и уже вовсе, как понимаете, не из автобуса, до Выхода можно сказать. Шли, шли и к миру пришли, вот что с нами приключилось. Такого рода приключения – конечно, стихи...
«…И никаких, боже упаси, "ангелов и демонов"» (из ЖЖ-отзыва о сборнике). Да, никаких. Никаких усталых жалюзи и одиноких розанов. Прежде всего это нераздражающие, некривляющиеся текстики. Вменяемые. Не несимпатичные, вот такой вариант…
|
![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() Миссия журнала – распространение русского языка через развитие художественной литературы. Пробиться в издательства! Собирать донаты! Привлекать больше читателей! Получать отзывы!.. Мы знаем, что вам мешает и как это исправить! ![]()
о вашем произведении
Издайте бумажную книгу со скидкой 50% на дизайн обложки: ![]() 👍 Совершенствуйся! Отзывы о журнале «Новая Литература»: 06.09.2023 Впечатление от июльского номера НЛ 2023 г. — прекрасное! Подбор сильных авторов, проделана большая редакторская работа по оформлению и подаче текстов. Талантливые проза, поэзия, интересное и глубокое содержание, разнообразие жанров. Всё продумано до мелочей. Галина Мамыко 07.08.2023 Решимость голосующих редакторов и оценки, прозвучавшие на странице обсуждения рассказа, придают новых сил. Геннадий Литвинцев 22.07.2023 У вас очень хороший журнал, действительно большое разнообразие вкусов и предпочтений. Так держать! Алмас Коптлеуов 20 процентов от сделки ![]() Сделай добро: ![]() |
||
Copyright © 2001—2023 журнал «Новая Литература», newlit@newlit.ru 18+. Свидетельство о регистрации СМИ: Эл №ФС77-82520 от 30.12.2021 Телефон, whatsapp, telegram: +7 960 732 0000 (с 8.00 до 18.00 мск.) |
Вакансии | Отзывы | Опубликовать
Вешалки для верхней одежды от производителя. Купить вешалки плечики для одежды. |