Дмитрий Зуев
Рассказ
Я вышел из Бургер Кинга ровно в полдень. Солнце, повисшее на шпиле Николаевской башни, ослепило меня сквозь кованый флюгер, и я сощурился, посмотрев на циферблат старых городских часов. После долгой сырой зимы воздух, наконец, прогрелся. Окинув взглядом пешеходную Советскую улицу, я ступил на брусчатку. Я шёл на встречу с Машей. Это она сказала мне, что музею требуется экскурсовод. Она работала в просветительском отделе и была поклонницей моих мазутных граффити. Я рисовал по вечерам на стенах старым машинным маслом и углём. Когда я увидел её, она пыталась обогнать группу школьников, наряженных в синие пиджачки и полосатые галстуки. Сработал старый механизм, и молот внутри башенных часов начал бить в колокол. Маша, которая выглядела моложе школьников, втянула шею в плечи и улыбнулась мне. Почему она, взрослая девка, двадцать шесть лет, до сих пор назначает встречи у магазина комиксов – я знал. Маша – большой, с регулярными месячными и таблетками от головной боли в сумке, ребёнок поколения девяностых. Она ходит в кино, она любит чёрно-белые фотографии. Но посмотреть от начала до конца выпуск новостей по телевизору она не может. Как не может и слушать передачи по радио. Её избалованный картинками мозг не способен воспринимать ничего, кроме иллюстраций. А в иллюстрациях она знает толк. Потому и пошла работать в музей. – По финансовому отделу не скучаешь? – её щека пахла пирожным. – Ничего, креплюсь. Без бабок тяжело. Но привыкаешь. Я, да, распускал сопли. В апреле совсем не хочется бродить по городу в поисках работы. Говоря по совести, я не знал точно, куда подамся. Маша выручала меня, устроила встречу со своим начальством.
Директор музея выглядел, как жаждущий отпуска психотерапевт. Этот Геннадий Эдуардович, необычной судьбы человек, начинал когда-то в лётном училище, не прошёл медосмотр в самый ответственный момент, после затяжной депрессии устроился охранником в галерею, а через год стал завхозом. Он не угомонился, написал проект по изуродованию городского парка истребителями времён Великой Отечественной войны и через три месяца стал директором. Основательный был мужчина. Трагизма в нём было на троих, больше, чем если бы он прошёл через все войны, о которых мечтал. Я сказал ему тогда: – Работа в галерее – моя мечта. – Вам надо пройти медосмотр, – сказал он, поглядывая на подгнивающую лепнину потолка. – Зайдите в бухгалтерию за направлением. Дело было в пятницу, а в субботу вечером я приехал в Промышленный район. У подъезда Маши топтались голуби. Лапы их напоминали дождевых червей. Я докурил и шагнул под козырёк, миновал два пролёта, нажал звонок и помахал бутылкой перед вытаращенным глазком. Девочки сидели на подоконнике и пили вино. – Леся – бухгалтер, но в душе она художник, ходит в баптистскую церковь, – представила Маша свою подругу. – А это Зуев. Он художник, но в душе бухгалтер. За окном темнело. Я зажигал и снова тушил газовую плиту, рассказывая об искусстве сумасшедших «Ар брют» американцев. Баптистка Леся кидалась виноградом в голубей, бросая голые ноги по подоконнику, как надувной танцор в парке. Маша ругала музей за консерватизм: – Завтра открытие выставки Павлова. А я не хочу её открывать. Этот дед, когда все рисовали квадратами и треугольниками, изобрёл импрессионизм в мордовском селе. Фу, гадость! Если бы что-то стоящее. Лучше бы они выставили твои подтёки на стене, интереснее. Она спрыгнула с подоконника, залезла в стол и достала воздушный шарик. Потом подошла к раковине, надела его на гусак и открыла воду. Шар оформился. Она завязала его, вышла в коридор и вернулась с вечерними туфлями в руках. Положила водяную бомбочку в носок туфли, открыла нижнюю дверь холодильника и запихала обувь меж замороженных пакетов. Содержимое очередной бутылки вина у девочек близилось к донышку. Маша сбегала в комнату и включила музыку. Katy Perry бодро запела. Я залез в морозилку, достал лёд из туфли и стал делать коктейли с холодным кофе и ромом. Проверил, чтоб налито было по уровню, подошёл к окну и поставил бокалы. – Я такая пьяная, когда дура, – сказала Леся и прижалась к стеклу. – Так что ты рисуешь? – Что попало, – я достал телефон и не сразу нашёл нужную фотографию. Пролистнул парочку селфи с волосатой грудью. – Это лучшее, что я видела в Оренбурге, – сказала она и икнула. Посиделки затянулись, а расходиться никто не хотел. Маша загрустила, что пьяная и не может больше алкоголя. Леся кинула в голубя виноградиной и чуть не выпала из окна. Я стал рисовать на салфетке профиль Павлова, которого никогда в жизни не видел. Katy Perry снова запела «I kissed a girl», и Маша вспомнила невнятно, как они с Лесей в университетские годы ночевали вдвоём в одной палатке. Они уставились друг на друга, включив обаяние на максимум, глаза их смотрели в разные стороны. Леся икнула, они подались вперёд, и губы их слепились в нежном поцелуе. Я достал фотоаппарат и сфотографировал это дело.
В воскресенье, как стемнело, я пришёл к лучшей стене района, ограде Казанского собора, чтобы сделать граффити на красивой кирпичной кладке и произвести на подруг впечатление. Через два часа в мороке под жёлтым фонарём остановки «Брестская» появились чёрные силуэты целующихся Леси и Маши. Украшали их два веера цветастых брызг, разлетающихся от девчачьих взъерошенных затылков, будто шрапнель поцелуя пробила головы навылет. Я подписал внизу жирной струёй баллона «I kissed a girl…» и отошёл к фонарю, чтобы сделать фото. Меня окликнули: – Э, саранча, ты неправильно себя ведёшь. Я на мослы упаду только перед матерью и перед Богом, – они разглядели меня и прибежали от павильона на противоположном берегу Брестской. Я слышал, как они ржали в палисаднике. – Ты это сделал? Я пожал плечами. В рюкзаке брякнули баллоны с краской. – Ты не мог другую стену найти, утырок? Моя бабка этот храм строила и меня в нём крестила. От души будет, если ты это отмоешь своим хлебососом. – Я сотру. Я снял рюкзак, засунул руку, достал баллон, кинул им под ноги и побежал. Я бежал долго и честно. Мелькали дворы, арки, серые общежития «Пентагона», кусты, мусорные баки, вязы, клёны. Вернувшись к собору, я дождался в уступе «китайской стены», пока апологеты разойдутся. Начало светать, и кадр получился таинственный. Через три часа я сидел в кухне и тёр режущие от бессонной ночи глаза. Чайник на плите закипал и остывал, а я увлечённо редактировал снимок. Наконец зашел в ВК и выложил фото. Потом набросил джинсы, свитер и побежал на троллейбусную остановку, чтобы не опоздать в музей к началу первого рабочего дня.
Согласно правилам музейного дела, некоторые элементы металлических скульптур подлежат акцентировке. Буквально в инструкции указано: необходимо натирать до блеска ключевые детали композиции. Я прошёл через тамбур, толкая одну за другой тяжёлые двери, и оказался в затенённом фойе. Опираясь маленькой рукой на терминал электронных платежей, подтягиваясь на цыпочках с кривого дюралюминиевого табурета, Артур натирал бронзовой Диане торчащие соски. На садовой скамье девятнадцатого века у противоположной стены лежал его портфель. В новой среде обитания я в первую очередь ищу сумасшедших отщепенцев. С ними жизнь мне кажется осмысленной и глубокой. В банке я дружил с кассиршей, которая пыталась вытащить из хранилища инкассаторскую сумку с двенадцатью миллионами рублей. Артур, это сразу стало ясно, по части отщепения был чемпион. Он носил суп в стеклянной банке. Вытягивал рукав пиджака, чтобы взяться за ручку двери. Кружки ходил мыть в женский туалет. Считал женщин менее отвратительными. Местные старухи его боялись. Он наведывался к ним в фонды, отдельное кирпичное здание которых мостилось на заднем дворе музея. Он слушал рассказы о дачах, лекарствах и судьбах чужих родственников, думая: «Меня окружают обыватели, жалкие мещане, звенящая пошлость». Обедали музейные работники в тесной душной комнате, дверь которой замыкала череду выставочных залов. Сначала ела бухгалтерия, потом научный отдел, затем просветительский, дальше смотрители, и, наконец, Артур. В мой первый обед он перелил суп из банки в железную тарелку и поставил на плитку, помолчал десять минут, снял тарелку, достал из портфеля ложку и посмотрел на меня: – Приятный запах. У меня больное сердце. Я пью варёный кофе только в субботу утром. Что за листочки вы показывали директору? – Рисунки. – Ну, покажите и мне, что ли. Я сходил в кабинет и принёс ему Иосифа Бродского, нарисованного на стене гаража. Бродского он не узнал, но задумался. Вечером я ходил по залам второго этажа и готовился к сдаче экскурсии. Когда смотрительница отворачивалась, я возвращался к одному полотну и пялился в декольте какой-то итальянской женщины. Вуаль на её лице художник нарисовал кистью из одного волоска. В проёме анфилады показался Артур. Мы сели на мягкую лавочку. Он достал из кармана сушку и протянул её мне. – Произвела впечатление работа с космонавтом. – Это Дарт Вейдер, – в банке я был непризнанным гением, а тут почувствовал серьёзное отношение и стал вежливым. – Есть контраст величин и ахроматический контраст. Действуют и горизонталь, и вертикаль. Трудно согласиться, что композиция не постановочная. Общий рефлекс среды радует. Работаете на диагоналях, даёте глубину. Я закрыл рот и положил сушку на банкетку. Он замолчал. – Говорите, Артур, мне термины нужны, для экскурсии. – Я в комиссии. Вы сдадите сразу. Есть в вас что-то неуловимое. Не мещанское.
Показывая людям свои рисунки в телефоне, я заранее обижался, что никто ничего не понимает в моём искусстве. Артур же понимал, но такому телефоном в нос не тыкнешь. И я сказал: – У меня на странице – новая работа. Вы есть в ВК? – Я читаю письма в субботу утром, больше времени этой напасти уделять пагубно. – Посмотрите, я старался. – Чтобы водить экскурсии, нужно иметь чувство меры, – сказал он, и я пожалел, что рассказал ему о фото.
Как же мне хотелось водить людей по залам до того, как я устроился в музей! Но уже через три дня я понял, каким наивным был. Старая бабка, ответственная за воспитание экскурсоводов, успела возненавидеть меня. У меня была теория. Я поделился ею с Машей, когда мы пили чай в кабинете. – Меня ведь привела ты. У тебя задница и ноги – на месте. Чтобы понравиться бабуле, нужно было прикидываться несчастным. А я в фантазиях старой карги засаживаю тебе в подвале фондов каждый обед! Маша рассмеялась и закинула ногу за ногу. Она подобной дискриминации со стороны музейных старух не испытывала. В обязанности её входило проводить по две экскурсии в день и бегать по школам с договорами на проведение выездных экскурсий. Маша приносила музею деньги. Мне же было некуда деваться. Я стал выполнять работу, требующую физической силы. Эту работу до меня поручить было некому. Артур, носивший даже летом костюм с начёсом, не мог таскать бронзовые бюсты и дубовые рамы из подвала.
В четверг я буксировал из фондов тумбы для выставки прялок и шалей под названием «Лёгкое дыхание». Когда я, пошатываясь, старался поместиться в двери, бабули и Артур сидели на тахте у низкого столика и говорили о молодом поколении. – И это у Казанского собора! – негодовал Артур. – Сначала его коммунисты похерили, потом какие-то казахи восстанавливали, а теперь свои – хуже варваров! Я запаниковал. Прицелился, вылетел в двери, перебежал двор, оставил тумбу у входа в музей, в темной прохладе хозяйственного коридора достал телефон из кармана и дрожащими руками удалил фотографию со своей стены. В обед, когда Артур выдал очередную порцию критики моих рисунков и удалился в свой кабинет, меня вдруг настигла мысль. Я достал телефон, зашёл на страницу Маши и увидел на её стене: нежно целующиеся девицы на фоне чуть бликующего Казанского собора. Я открыл список её друзей: в самом конце списка – Артур Смекалов. Поговорить с ней прямо я не мог. Во-первых, она решила бы, что я – непризнанный гений – боюсь комиссии, в состав которой входил Артур. Во-вторых, она к отщепенцам тёплых чувств, подобных моим, не питала. Нужно было объясниться деликатно. Я зашёл в кабинет и посмотрел в окно сквозь кованую решётку. Директор протирал зеркала своего Рено. – Мы живём с Артуром в одном районе. – Мне искренне жаль. – Чего ты так? – Мне кажется, он очень больной человек. Наверное, у него комплекс, потому что он не может. Ну, понимаешь? – Что? – Ну, понимаешь? Болезнь Блока. Не может залезть на свою возлюбленную! Была у него одна из филармонии, страдал тут. А потом назвал меня пошлой и с тех пор не заходит, – она улыбнулась.
Вечером я позвонил ему на домашний телефон. Он записал его на обратной стороне моего рисунка, сказав, что сотовый отключает после восьми. Нужно было подготовить человека к сюрпризу. – Я чувствовал, что вы позвоните, Дима, – сказал он требовательно. Через час мы встретились у памятника Дзержинскому и на какое-то время перешли на «ты». – Мы выросли в разных концах одного района. Я – на одной из первых улиц. Квартиры в сталинских домах получала интеллигенция, тогда была какая-то атмосфера. – А я в новостройках, там жили уголовники. Их отправили на химический завод и селили рядом. Хотите, покажу свой двор? Я всячески пытался миновать собор. Мы гуляли два часа: изрыли район, как черви, и попали, в конце концов, на Брестскую. – Тебе понравился мой двор, Артур? В рисунке передано настроение? – а справа проплывает стена с поцелуем. – Ты видел это безобразие? Ужас! Я не могу смотреть! – он вздохнул и зло продолжил: – В твоём рисунке дворика есть свет и тень. Цветовые пятна – крупные, они создают равновесие. Больше эффекта, чем настроения. – Ага, – кивнул я и замолчал, а потом, когда мы отошли на безопасное расстояние, сказал: – Мы должны заставлять искусство развиваться. Почему тебя так смутили эти Мадонны на стене? – Развиваться?! Опущу, что я – верующий человек, пел в церковном хоре! Исключу эмоции! И за вычетом: это вандализм и детский лепет! – А если бы на листе? – И в масштабе листа! Художник должен недоговаривать. Это пошлость, а не развитие! Как ВЫ этого не понимаете?! Он затрясся, сел на изгородь у остановки «Юных ленинцев», открыл портфель и достал пузырёк с валидолом.
Накрапывал дождь. На площадке перед музеем стояла, прижав большую лаковую сумку к коленям, рослая девица. Директор продолжал искать нового экскурсовода. Всю неделю мы наблюдали отбор. Никто не соглашался работать за маленькую зарплату. Я прошёл сквозь узкий коридор. В кабинете было прохладно и пахло мокрым песком. Маша сидела за столом и вырезала из открытки снежинку.
– Ну, кто сегодня? – Брюнетка. – Песня – та же, пою – я же! Лучше бы они разрешили водить экскурсии тебе. Начал бы зарабатывать. Нервничаешь перед сдачей? – Не возьмёт он меня. Иначе не смотрел бы девиц. – Что ж ты будешь делать? – Пойду грузчиком. Тяжести таскать научился.
До «почтово-кофейного» дня оставались считанные часы, а он позвал меня гулять в субботу, чтобы дать последние напутствия перед сдачей. Вечером я взял растворитель, щётку и перчатки, пришёл к кирпичной стене и начал скоблить. Когда силуэт Маши превратился в грязный водоворот, ко мне по тротуару со стороны парка Дзержинского подошли рокеры в козлиных куртках. Я виновато опустил руки. – Лаваш, ты это рисовал? – сказал один. – Это мой знакомый рисовал, – сказал второй. – Это искусство, твою мать, цивил долбанный, – и первый отвесил мне по носу так, что до дому я не мог остановить кровь. На стене перед Казанским собором осталась Леся и надпись «ikiss». Так называла одна моя знакомая казашка переменную в уравнении. В субботу утром я позвонил Артуру и сказал, что приболел. По его голосу было непонятно, проверял ли он новости в ВК. Настал день сдачи. За узорными решётками высокого окна нашей лакейской шёл дождь. Музей уже не обогревался – стены метровой толщины сохраняли в узком кабинете температуру улицы. Я поднялся на второй этаж, вошёл в большой зал. Комиссия сидела на стульях, оставшихся после воскресного концерта классической музыки. Артур стоял в углу и рассматривал кракелюр на иконе Параскевы Пятницы. Мне задали вопрос. – Диагонали равновесия, цветовой центр в рефлексах, вот это красное пятно. Смысловой блик, – сказал я, и бабули посмотрели на Артура. Он даже не повернулся. Пока они совещались, я вышел на улицу, выкурил сигарету, бросил фильтр в дождевую воду на дне чугунной урны и пошёл к остановке.
Через две недели я ждал своего бригадира на прохладном утреннем перроне. Где-то вверху чирикали птички. За высокой решёткой, на вокзальной площади, дремали в моторах с распахнутыми дверьми таксисты и готовились к рейсам водители маршруток. В покрывшемся бриллиантовой пылью товарняке отражалось майское солнце. Светились жёлтым окна ремонтного цеха. Доносился оттуда стук кувалды. Я приметил для себя новую стену.
Купить доступ ко всем публикациям журнала «Новая Литература» за июнь 2017 года в полном объёме за 197 руб.:
|
Нас уже 30 тысяч. Присоединяйтесь!
Миссия журнала – распространение русского языка через развитие художественной литературы. Литературные конкурсыБиографии исторических знаменитостей и наших влиятельных современников:Только для статусных персонОтзывы о журнале «Новая Литература»: 12.09.2024 Честно, говоря, я не надеялась увидеть в современном журнале что-то стоящее. Но Вы меня удивили. Ольга Севостьянова, член Союза журналистов РФ, писатель, публицист 12.09.2024 Мне нравится дизайн и свежесть для таких молодых людей, как я! Не каждый толстый журнал может похвастаться новизной и современной харизмой! Если когда-нибудь мне удастся попасть на страницы журнала именно этого – я буду счастлив! Егор Черкасов 09.09.2024 На мой взгляд, журнал «Новая Литература» по праву занимает почётное место среди литературных журналов нового поколения! Каждый номер индивидуален и интересен. Здесь нет «лишней воды» и «авторского самотёка», всё просто и ясно. В каждом разделе журнала есть самородки – настоящие талантливые писатели! Такие произведения хочется перечитывать снова и снова! Член Союза писателей России Дмитрий Корнеев
|
|||||||||||
Copyright © 2001—2024 журнал «Новая Литература», newlit@newlit.ru 18+. Свидетельство о регистрации СМИ: Эл №ФС77-82520 от 30.12.2021 Телефон, whatsapp, telegram: +7 960 732 0000 (с 8.00 до 18.00 мск.) |
Вакансии | Отзывы | Опубликовать
|