Владимир Зюськин
Критическая статья
На чтение потребуется 7 минут | Цитата | Подписаться на журнал
Роль художественной литературы
Думаю, никто не будет спорить с тем, что высокое предназначение литературы – познание мира и человека в нём. Любое происшествие, любую историю можно описать протокольным языком, а можно – художественным, то бишь посредством создания образов. Такая манера воссоздания события делает читателя его свидетелем, который словно бы видит, слышит, осязает происходящее. И чем талантливее художественный вымысел, тем сильнее его воздействие на чувства и разум человека. Впрочем, это свойство не только литературы, но и других видов искусства.
* * *
В тяжкий час пускать слезу Не к лицу поэту. Стойко боль перенесу. Я стою на этом.
Но когда во весь экран – Человечье горе, Сердце бьёт, как барабан, Пелена во взоре.
Но когда звучит печаль Музыкой великой, Слышу Божий глас: причаль К берегу, похныкай.
И когда стихи звучат – Крик души (без позы), Ощущаю тот же чад, Источаю слёзы.[1]
Вспомните пушкинское: «Над вымыслом слезами обольюсь». Виртуальный мир художественного реалистического произведения некоторым даже дороже реального. Вместе с тем журнальный, книжный мир наводнены произведениями авангардными, модернистскими, постмодернисткими, которые, в большинстве своём, далеки от правды жизни. Что вызвало данные направления? Подвизающиеся в них, с позволения сказать, новаторы объясняют свою абракадабру как шаг вперёд от реализма, который кажется им примитивным. Однако возможности метода реализма неисчерпаемы. И, я думаю, отход от него вызван беспомощностью. Христос, будучи богочеловеком, мог идти по воде. Это чудо, ибо противоречит физическим законам. Чудо также и талант, чей вымысел способен вызвать глубокое волнение, вплоть до слёз. Человек, лишённый таланта, но одержимый манией писать, это сделать не может и начинает фокусничать. Благодаря чему кой-кому из ловких иллюзионистов удаётся создать видимость «ходьбы по воде». Вот так и авангардные писатели, которые якобы являют новое слово в литературе. Стремление создать что-то необычное нередко овладевает и одарёнными авторами. Глядя на заумную прозу, поэзию они пытаются соответствовать моде. Так, творческой потенцией не обделены авторы журнала «Новая Литература»: Об этом можно судить, прочтя их реалистические рассказы: «Грязь» (Золотарь), «Док», «Ключница» (Захаров), «Тюльпаны» (Измайлова), Но прошу прощения у этих уважаемых мной литераторов: читая «Зомбофарш» Золотаря, «ЭПОС», «Племя» Захарова, «Обездвиженным мухам посвящается» Измайловой, я испытывал не только психологический, но и физиологический дискомфорт. Тошнота подступала к горлу. Хотелось склониться над унитазом и очиститься от этой вычурной, манерной, претенциозной литературной синтетики. Предчувствую реакцию на это высказывание названных авторов: рутинёр, пожилой человек, чьи вкусы сформировались на произведениях прошлого века и окостенели. А литература двинулась вперёд. Считает, что у нас сдвиг по фазе, а самому уже без году восемьдесят.
Возраст – аргумент не в мою пользу
Действительно, в декабре прошлого года мне исполнилось 79 лет. И если уж президент США в этом возрасте допускал косяки, нёс порой откровенную чушь, то что взять с простого гражданина. И тут сказать мне нечего, кроме как: виноват. Слишком долго живу. Я поздравил себя с Днём рождения, написав в этот день стихотворение.
Семьдесят девять
Сегодня парадную форму наденем И сядем за стол в этом славном кафе. Сегодня мне стукнуло семьдесят девять. Спасибо, Всевышний: не по голове.
По-прежнему мыслю. Пока не в маразме. И, кажется, делаю всё по уму. Хотя и могу ошибаться я. Разве Возможно себя оценить самому?
Но вроде не слышу смешки за спиною. От дел злободневных я не в стороне. И муза покамест не в ссоре со мною. Не брезгует. Часто приходит ко мне.
А с тем, что сейчас не за женскую ножку, Лишь только за ножку фужера берусь, Смириться пора, хоть и грустно немножко. Однако не самая горькая грусть.
Подняли бокалы, давайте же вздрогнем, Чтоб нам не дрожать на ветру неудач. Предстану я скоро пред ликом Господним. Но это не повод пускаться вам в плач
Сегодня. А впрочем, и после не стоит – Когда в мир иной отойду я, зане У Бога нет мёртвых. И слёзы – пустое. Спасибо вам всем за вниманье ко мне.
Как видно, и сам я выразил опасение в своём здравомыслии, но и развеял его тут же. Думаю, любой, кто прочтёт это стихотворение, убедится в здравости моего мышления. Вот, вроде бы, снял с себя подозрение. Можно двигаться дальше.
«А вот это и впрямь шедеврально»
– написала Дина Измайлова в комментариях по поводу рассказа Олега Золотаря «Н…н». Что же так восхитило её? Матерное слово, которое легло в название произведения? Понимаю, рассказ – жёсткая сатира на будущее человечества. Но прогноз настолько мрачный и настолько ненаучный, что вызывает резкое неприятие. К тому же в этом рассказе, как и в других Олега Золотаря, игнорируются причинно-следственные связи. Неизвестно, откуда что взялось, и всё обрывается без объяснений. Почему, например, Лидия Фёдоровна набирает в свой отдел только мужчин? Ведь она сама раньше была мужчиной. Выходит, женщины ей ближе. Впрочем, автору это абсолютно не важно. Он зло смеётся не только над будущим, где вместо денег в ходу гашиш, но и над читателем, употребляя то и дело непонятные термины. «На ксилиловую милоту у него была аллергия (скорее всего, последствия трансгендерной фито-симуляции), и беднягу раздувало прямо на глазах». В рассказе таких абракадабр множество. Олег ёрничает, откровенно издеваясь. «Вы не боитесь, дорогуша, что вас изнасилуют или даже заставят купить лотерею?» Элитный район будущего – пятиэтажки, окружённые ржавыми гаражами. Героиня рассказа живёт в канализационном люке. Шлюзы, капсулы, ласты, таксисты-рыбы и прочее – всё должно поражать читателя и вызывать кривую усмешку. Герои рассказов Василия Шукшина – чудики, непохожие на обычных людей. Но они живые. И всё, что с ними происходит, вызывает сочувствие, хотя юмор там тоже присутствует. И героиня «Н…н», по идее, достойна жалости, ибо, чтобы выжить, вынуждена поменять пол. Но какая жалость, если это не человек, а схема, как и другие персонажи рассказа?! Нет, не хочется обливаться слезами над таким вымыслом, да и смеяться – тоже. Если заменить «Н…н» на «Вы…н», название будет больше соответствовать повествованию. Но что же всё-таки восхитило в этом рассказе Дину Измайлову? Она увидела... [👉 продолжение читайте в номере журнала...]
Чтобы прочитать в полном объёме все тексты, опубликованные в журнале «Новая Литература» в январе 2023 года, оформите подписку или купите номер:
|
Нас уже 30 тысяч. Присоединяйтесь!
Миссия журнала – распространение русского языка через развитие художественной литературы. Литературные конкурсыБиографии исторических знаменитостей и наших влиятельных современников:Только для статусных персонОтзывы о журнале «Новая Литература»: 27.12.2024 Мне дорого знакомство и общение с Вами. Высоко ценю возможность публикаций в журнале «Новая Литература», которому желаю становиться всё более заметным и ярким явлением нашей культурной жизни. Получил одиннадцатый номер журнала, просмотрел, наметил к прочтению ряд материалов. Спасибо. Геннадий Литвинцев 17.12.2024 Поздравляю вас, ваш коллектив и читателей вашего издания с наступающим Новым годом и Рождеством! Желаю вам крепкого здоровья, и чтобы в самые трудные моменты жизни вас подхватывала бы волна предновогоднего волшебства, смывала бы все невзгоды и выносила к свершению добрых и неизбежных перемен! Юрий Генч 03.12.2024 Игорь, Вы в своё время осилили такой неподъёмный груз (создание журнала), что я просто "снимаю шляпу". Это – не лесть и не моё запоздалое "расшаркивание" (в качестве благодарности). Просто я сам был когда-то редактором двух десятков книг (стихи и проза) плюс нескольких выпусков альманаха в 300 страниц (на бумаге). Поэтому представляю, насколько тяжела эта работа. Евгений Разумов
|
||||||||||
© 2001—2025 журнал «Новая Литература», Эл №ФС77-82520 от 30.12.2021, 18+ 📧 newlit@newlit.ru. ☎, whatsapp, telegram: +7 960 732 0000 Согласие на обработку персональных данных |
Вакансии | Отзывы | Опубликовать
Пересадка волос в турции пересадка волос стоимость в турции otekhairclinic.com. . Как помочь алкоголику бросить пить. . Искронедающие полы наливные безыскровые полы. |