Форум журнала "Новая Литература"

20 Январь 2020, 21:09:32



Добро пожаловать, Гость. Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь.

Войти
Страниц: [1]   Вниз
  Печать  
Автор Тема: Обсуждение: Мини-повесть «Иероглиф»  (Прочитано 6301 раз)
0 Пользователей и 1 Гость смотрят эту тему.
Татьяна Ахтман
Модератор
Новичок
*****

Рейтинг: 0
Offline Offline

Сообщений: 0


Просмотр профиля Email
« : 10 Ноябрь 2007, 20:16:04 »

Ахтман Татьяна. Мини-повесть «Иероглиф».

...Была свирепая для этих мест зима со слякотным снежком. Тёплая одежда была скверной, но прикупить что-нибудь Лиза не решалась. Видимо, у неё как-то замкнулось в голове – экономить на себе, – и это стало малым самоубийством, вроде символической жертвы, мол, мне ничего не надо.

Она боялась магазинов: цены казались заранее невозможными, потому надевала что есть, стыдясь своих отражений. Привычки прошлой жизни сыграла с ней злую шутку. Возник замкнутый круг: неуверенность мешала привести себя в порядок, а дурацкий вид усиливал растерянность.

Нужно было остановиться, успокоиться, но это казалось невозможным в начале эмигрантского марафона, когда позади ещё не простыл след прошлой жизни, похожей на лихорадочные сборы.

Ей необходимо было отстраниться от обстоятельств, сосредоточиться на себе – что может быть важнее? Но Лиза не знала этой и многих житейских мудростей, и потому штурмовала обстоятельства, как смертник, теряя силы и годы, со страстью отдаваясь самопожертвованию, развращая близких своим "мне ничего не нужно", запутывая их в надсадном альтруизме. Так случается с теми, кто мерит собой других людей, приписывая им свои чувства и мысли, как естественную норму, в ожидании невозможной взаимности. Однажды сын сказал: “Мама, я не могу относиться к тебе так, как ты ко мне – ты слишком...”

Сообщить модератору   Записан
Ями
Постоялец
***

Рейтинг: 0
Offline Offline

Сообщений: 77


Просмотр профиля
« Ответ #1 : 26 Март 2008, 10:58:47 »

 --а что это у Вас там за срочные дела, от которых буквально падаете под бременем? Так, что оживить может только скандал на каком-нибудь соседнем форуме?  Вы что ли, в своём клубе держите крышу, как Кариатида?
Улыбающийся)) шучу... шучу...

не желаете ли выпить со мной кофий с самогоном в честь грядущего Дня Космонавтов? И закусить баклажаном?

Мы оказались в Ницце поздно вечером, оробели .... в кафе зайти, и в какой-то закрывающейся лавчонке отоварили свои кровные на нечто, что выглядело крупнее другого за те же деньги... Пристроились на лавочке лицом к променаду и принялись за "это"... что оказалось полусырым баклажаном со скудной присыпочкой ...

А  вечером я решила побаловаться горячим шоколадом - заранее припасенным... утопила его в кипятке (кипятильник тоже заранее) и так радовалась своей сметливости... потом, пару дней прошло, как обнаружила в шкафчике чайник и кучу чаёв, кофе с какао и т.п. оплаченном нами... горничная перестала приносить, раз мы не пользуемся... и т.п.

Потом мы осваваивась... и в этом занятии прошла жизнь
Сообщить модератору   Записан
Ями
Постоялец
***

Рейтинг: 0
Offline Offline

Сообщений: 77


Просмотр профиля
« Ответ #2 : 26 Март 2008, 11:03:39 »

дневник Бунина... в войну ... жил в Ницце бедно
...но спорит всё с кем-то доказывет и обличает... и хроники... Он, хотя и понятный, но чужой мне человек - сословно или душевно? А Пушкин близок... И Гоголь, которого он ругает.


Из записок Бунина 43 год:
IX. Четверг. Пришел Бахр. и сказал, что в Grasse приходят немцы.

3. IX.

Все хорошие дни, а все слабость.

Нынче на рассвете высадка англичан в Италии, утром ужасная бомбард. Парижа. [...]

7. IX. Вторн.

Нынче письма из Ниццы: Елена Александр. Пушкина (фон Розен Мейер) умерла 14 Авг. после второй операции. Еще одна бедная человеч. жизнь исчезла из Ниццы - и чья же! родной внучки Александра Сергеевича! И м. б. только потому, что по нищете своей таскала тяжести, которые продавала и перепродавала ради того, чтобы не умереть с голоду! А Ницца с ее солнцем и морем все будет жить и жить! Весь день грусть. [...] Оргия нажив в Париже.

8. IX. Среда.

Огромная весть: в 61/2 ч. вечера узнали, что Италия вышла из войны, капитулировала - и никто в мире, кроме Руз[вельта], Черч[илля] и Сталина, не знал, что сговорились об этом еще 3 сент. (августа?).239 Что же с нами-то теперь будет?

121/2 ночи. Молодая луна за домом, ни одного огня в сумрачно видной долине, выстрелы. Итальянцы бегут"


............
.............
31. XII. 42. Четв.

Грустил ужасно.

"Встречали" Нов. г. втроем (Б. уехал куда-то): во время боя часов выпили по стакану белого вина и "поужинали": по 5 соленых ржавых рыбок, по несколько кружков картошки и по три кружочка, оч. тоненьких, колбасы, воняющей дохлой собакой.

Холодно, но довольно хорошая погода.

Ноябрь, декабрь были почти сплошь солнечны.

Еще год прожит из маленькой человеческой жизни!


1943

1. I. 43. Пятница. Господи, спаси и помоги.

3. I. 43. Воскр.

Письмо от Н. И. Кульман: умерли Бальмонт и проф. Оман. Исчез из мира и из моей жизни Б[альмонт]! А живо вижу знакомство с ним, в Москве, в номерах "Мадрид" на Тверской! Был рыжий, стрижен ежиком, налит сизой кровью, шея, щеки в крупных нарывах...

Солнечно, довольно тепло, но налеты мистраля.

1. 2. Понед.

Ночь была сырая, с мгой. Проснулся в 4, не спал до 6. Заснул и проснулся в 9. Чувствую себя однако сносно.

Паулис произвед. вчера Хитлером в маршалы, сдался в Царицыне, с ним еще 17 генералов. Царицын почти полностью свободен. Погибло в нем будто бы тысяч 300. Но в Берлине речи - 10-летие власти Хитлера.

2. 2. Вторник....."




Читала, что Сталин к нему подсылал... - из своих спец.чел.   - соблазняли едой и званиями, звали  в "великие". Он передачу съел, а ехать отказался.



« Последнее редактирование: 26 Март 2008, 11:17:57 от Ями » Сообщить модератору   Записан
Ями
Постоялец
***

Рейтинг: 0
Offline Offline

Сообщений: 77


Просмотр профиля
« Ответ #3 : 26 Март 2008, 11:05:46 »

22 марта 1828 года Владимир Сергеевич Филимонов прислал А. С. Пушкину
свою поэму "Дурацкий колпак" с такой надписью-обращением:

А. С. Пушкину

Вы в мире славою гремите;
Поэт! в лавровом вы венке.
Певцу безвестному простите:
Я к вам являюсь - в колпаке.


Пушкин, в тот же день прочтя поэму, ответил стихами: В. С. Филимонову при
получении поэмы его "Дурацкий колпак"

Вам музы, милые старушки,
Колпак связали в добрый час,
И, прицепив к нему гремушки,
Сам Феб надел его на вас.
Хотелось в том же мне уборе
Пред вами нынче щегольнуть
И в откровенном разговоре,
Как вы, на многое взглянуть,
Но старый мой колпак изношен,
Хоть и любил его поэт;

Он поневоле мной заброшен:
Не в моде нынче красный цвет.
Итак, в знак мирного привета,
Снимая шляпу, бью челом,
Узнав философа-поэта
Под осторожным колпаком.




сколько нежности и такта
« Последнее редактирование: 26 Март 2008, 11:16:01 от Ями » Сообщить модератору   Записан
Ями
Постоялец
***

Рейтинг: 0
Offline Offline

Сообщений: 77


Просмотр профиля
« Ответ #4 : 29 Июнь 2010, 15:43:30 »

Моя история.

1996 год


Я не просто дилетант в науке под названием "история", но вполне осознаю себя не состоявшейся, как профессионал, ни в одной из наук и ремёсел и горько сожалею об этом. 
Вместе с тем, думаю, что отчасти это объяснимо не только неудачливостью или ленью, но скорее, сосредоточенностью на диалоге, который веду
всю жизнь сама с собой обо всём на свете.
Этот диалог редко обретал завершение в форме, которая бы устраивала меня, но камертон, отчётливо звучащий в моём тайном бытие, позволял гармонизировать жизнь, насколько это было возможно в варварских обстоятельствах советского пространства и времени - и я бессознательно берегла его...
Должно быть, я была одной из тех "загадочных душ", которые мыкаются на Руси, СССР или как бы не называлось это евразийское пространство. "Была" потому что оказавшись за его пределами, обрела определённость и простоту достаточные, чтобы немного успокоиться, отрешиться от судьбы с тем, чтобы попробовать самой артикулировать звучащие во мне голоса и определить их в доступную мне культурную форму - перенести на бумагу.

Попытаюсь объяснить суть происшедшей со мной метаморфозы - как из душ "загадочных" я перешла в "простые", заботящиеся о форме...
Есть люди, которым для "счастья" недостаточно понимания того жизненного фрагмента, который они переживают сейчас. Им необходима полная "картинка" Мира, как и положено, с Китами и Слонами в основании. Они могут согласиться на некую условность - на заход и восход солнца, таблицу умножения... но!
- всё остальное должно пребывать в соответствии с выбором основ - аксиом, которые они согласны соблюдать как закон. Определив то, что можно и что нельзя, как данность, они ощущают себя свободными.
В противном случае эти люди обречены на поиск и создание собственной системы мироздания и этот непосильный труд подчиняет всю их жизнь, превращая её в "странность."
Надо ли говорить, что в моей прошлой жизни "законом" стало его отсутствие, когда говорят одно, делают другое, думают третье, а потенциально свободные души свободны лишь в одиноком законотворчестве.
Можно уйти в искусство, в искусственную жизнь и так и поступали в России всегда, погружаясь в литературу и выныривая из неё с обрывками приглянувшихся иллюзий и идей, из которых, множа путаницу, когда вместо понятного "не убий" возникает загадочное "возлюби", создавали свои мертворождённые миры и пытались их обживать загадочные души...
Надо ли говорить, что литература бывает разная... И тут проявляет себя сила рокового свойства, разделяющая людей.
Мой фатум заставлял меня соизмерять свою жизнь с некой ирреальностью, о которой горячо и неясно рассказывали мне незнакомые, но бесконечно дорогие голоса. Требования, которые предъявлялись мне тамошней жизнью казались мне безумством, а я казалась безумной окружающим меня людям.

Теперь история рассудила нас. Кривое зеркало зла разбилось, миллионы осколков зла разлетелись по миру и попали в сердца и глаза людей... А я, подобно Каю в ледяной Лапландии, пытаюсь собрать из слов нечто
магическое, что расколдует всех.
Зачем я пишу... Я не очень люблю это занятие. Я люблю свободное течение мыслей. Безответственные откровения - легкомыслие... Я знаю точно, что не заработаю и не прославлюсь, что не переделаю Мир и
людей, что вряд ли создам нечто завершенное, что понравилось бы мне самой и стало оправданием пережитой суеты.
Просто... эти записки жизненно важны мне. Они входят в ритуал моей жизни, как и уборка квартиры, Они входят в ритуал моей жизни, как и уборка квартиры, приготовление обеда, возня с цветами - что-то вроде уборки моего мира...
Я называю это занятие "история".
Для собственного благополучия мне важно "говорить, думать, поступать" в унисон и подобного жду от других людей, поэтому у меня нет друзей. Круг моих близких сузился до моей семьи - мужа и сыновей.
Иногда мне не хватает общения - хочется поделиться счастливой или мучительной мыслью или минутой. Но теперь я знаю, что для меня это роскошество, без которого вполне могу обходиться, как давно научилась
обходиться без сахара в чае. Спрашивают: "Не любите сладкого?" Да нет же, люблю - люблю и не люблю горький, но могу потерпеть, увы, толстею: "Есть хочется, худеть хочется..." - общения хочется, двоемыслия не
хочется...
Пишу чтобы обустроить свой день и заплатить за съём экологической ниши с видом на интеллигентность.
Говорю: "занимаюсь историей" и тем выбиваю почву из под ног чужака - пока он будет ориентироваться в чуждой ему сфере, я предоставлена сама себе - свободна, что, собственно, и ценно в экологических джунглях, где каждый норовит съесть чужую свободу.
Я выбираю правила честной дуэли - я предана цивилизации. Я называю её "английский бокс"- спаси бог от более употребительных определений, которые в моём доморощенном контексте вызывают справедливый гнев у
учёных людей.
Но какие-то слова я должна использовать, и нет сомнений, что не услежу и непременно сваляю дурака в словесной разборке, где не так уж много осталось имён существительных, наполненных общепонятным
смыслом, таким как "дерево", "стол"... Обещаю урезонивать себя всякий раз, когда приближаюсь к хлебу профессионалов, к которым, напоминаю, сама не принадлежу.
Почему эти свои записки назвала "история?". Потому что это слово моё - я нашла его заброшенным - откопала на свалке в Иерусалиме и таскала за собой, деля последний кусок, все эти годы... Меня, советского
маугли, поразило, что это слово в переводе с греческого звучит как "расследование". Так, я могла бы назвать свои записки "расследование", но это эмоционально обещает детектив - "экшен", а у меня, скорее, намерения
не подхлёстывать, а умиротворять страсти.
Я ищу перепутанные связи моих личных историй с историей Адама, чтобы найти, разумеется, философский камень, который приносит счастье...
1996г

Сообщить модератору   Записан
Ями
Постоялец
***

Рейтинг: 0
Offline Offline

Сообщений: 77


Просмотр профиля
« Ответ #5 : 29 Июнь 2010, 15:59:35 »




http://grani.agni-age.net/articles4/ahtman6.htm


http://vpetsatlenie.blogspot.com/2010/05/blog-post_7386.html



http://www.philsci.univ.kiev.ua/biblio/Ejnchtejn-f-r.html

http://www.youtube.com/watch?v=Qx-f_TeJrFo&feature=related

http://www.youtube.com/user/MsRagazzino#p/f/14/5rkNBH5fbMk


http://www.youtube.com/user/MsRagazzino#p/f/2/rTWUrbnVKOA


http://www.youtube.com/watch?v=Hz449y_yN_A








Сообщить модератору   Записан
Администратор Форума "Новая Литература"
Администратор
Ветеран
*****

Рейтинг: 0
Offline Offline

Сообщений: 1690


Просмотр профиля WWW Email
« Ответ #6 : 01 Июль 2010, 10:59:21 »

Предупреждение администратора форума. Размещение ссылки без указания, куда она ведёт, может быть расценено как спам, и удалено. Дополните, пожалуйста, свои ссылки комментарием для читателей.
Сообщить модератору   Записан
Ями
Постоялец
***

Рейтинг: 0
Offline Offline

Сообщений: 77


Просмотр профиля
« Ответ #7 : 10 Октябрь 2010, 14:59:14 »

"И, покинув корабль, натрудивший в морях полотно,
Одиссей возвратился пространством и временем полный"
О. Мандельштам




В середине 90-х я была настолько ошеломлена переживаниями, что пребывала в состоянии забытья.
Мне встретилась книга Мераба Мамардашвили  "Как я понимаю философию"
Для меня она была глотком живой воды.
 Тогда даже сами "права человека" были забыты, как и десять заповедей. Люди жили, как роботы. Отношения складывались хаотично и каждый уносил своё переживание и воспоминание, не зная устройства памяти, не умея строить отношений с самим собой, с другими, с миром.


Сейчас это аукается... весьма и весьма.

Те времена и состояния я описала в телеграфно сжатой прозе,  пытаясь удержать самое важное.  Сюжет сохранён только для очень заинтересованного читателя, у которого есть и свои собственные переживания.
 Я надеюсь, что проза моя - на добрую память.

Добрая память, как понимаю сама, - та, что не разрушает образа, идеи.
Не манипулирует сознанием, чувствами нарочно.  Далеко не всегда добрая память интересна в комплиментарном и занимательном смысле этого слова.
   

...  Если бы у меня не было моих записей, то я бы просто не поверила сама себе.

Насколько я понимаю теперь, человек помнит малость из всего, что хранится в периферийной памяти, и сортирует знания более-менее произвольно или намеренно в силу разных причин и особенностей.

В памяти есть своя география и история, есть и своя астрономия  - ТОПОГРАФИЯ души и тела .
Можно обозначить некоторые её контуры и насытить образно.

Есть вечные образы - они запоминаются в деятельности людей.
Образы зреют, насыщаются по мере развития жизни - и общества. и человека. Прорастаю в сущности.
Воссоздаются в разных именах и временах.
Литературные вариации и импровизации подобны музыкальным, и не теряют ценности и уникальности в достойном исполнении и присутствии.

Мой опыт подсказывает, что на процесс причисления себя к образу можно влиять, допуская их в свой внутренний мир ИЗБИРАТЕЛЬНО, обживая, как Жильё.
Так и есть, в сущности: "жили были"...  приходится "платить за съём экологической ниши с видом на интеллигентность" - писала в эссе "Моя история" в 1995 году.

...


вернусь к теме "образ"
..............  Одиссей - зрелый образ, и нужно суметь самому созреть для восприятия.

Я не стану в дальнейшем повторяться  об этическом аспекте - это ОСНОВА, из которой исхожу в мыслях, словах и поступках.  Святая святых  логики, откровений и всех житейских премудростей.

В своих теперешних рассуждениях я  исключаю намеренные манипуляции, как пройденный этап.
Импульсивно или сознательно, но очертила направление своих устремлений, сформулировала принцип, и не согласна возвращаться для новых опытов по своей воле.

Сегодня мне нужно, коль скоро жизнь продолжается, стараться продолжить и свой  путь в Мироздании, данном мне на хранение, и  сохранить общность с иными людьми: близкими и далёкими.

Внутренние связи сотканы не произвольно, а результат Эволюции человечества и личного духовного развития...   "мы выбираем, нас выбирают, как это часто не совпадает"
Я помню этот наивный стих и фильм  могла бы найти, но не стану отвлекаться.
Не совпадение ожидания с результатом субъективны.  Причины и следствия связаны в запредельных масштабах. Но если внять принципу, то можно в некоторой мере предвидеть и принимать участие в меру своих сил, которые меняются естественным образом.

........................
возвращаясь к теме об образе...

Двигаясь к Индии, Колумб открыл Америку - это уже не факт, а образ, подобный образу Одиссея.
Образ - ключ к к "файлу" - волшебное слово, вроде "сим-сим", открывающее собрание знаний

Имена Моцарта или Пушкина - ключ к миропониманию, к уровню духовного развития и культуры.

  Гений - человек,  причисливший своё имя к Возрождению - очеловечиванию людей.
Можно видеть, как одухотворяются люди, слушающие Моцарта, Чайковского - просветляются лица.


Образы есть и у зла.
Например, злодейство сформулирована в имени "Герострат" и наказание назначено - ЗАБВЕНИЕ.
Этот образ кажется мне достаточным для равновесия добра и зла, но не утери своей  личной памяти.
Да, я помню о Герострате - олицетворявшем  дурные страсти.
Мне нужно помнить Герострата, чтобы не тащить в памяти встречи с подобными ему.
Таково понятное мне направление памяти: пытаюсь забывать злое, формулируя его и отторгая.

В этом направлении, возможно скрыта тема о прощении...
Проститься с прошлым можно, уложив свой опыт в коллективный образ.
Таким образом (тавтология) можно снять с себя ответственность ( в пропорции к своей индивидуальности, конечно)





Я пытаюсь выбирать доброе из предложенного, и соответствовать по мере сил.


Думаю, что это лучше, чем наоборот, вот и вся мудрость.

  За образом скрываются человеческие эпохи и судьбы, характеры, переживания.
Они хранят "файл" со  множестве забытых имён.

Желательно не упоминать всуе, чтобы не разрушить.

Я храню в памяти грустные примеры, когда образ, использованный плохим человеком. терялся, тускнел, и вместе с ним уходил в небытие пласт культуры.

Так, например, было со "свастикой" - изначально символ открытого лотоса, мудрости...

В этом рассуждении, опять восхищусь мудростью идеи Иудаизма, создавшей образ безымянного Бога - хранителя памяти всего человечества. И учение...



Учения - течения в океане информации. И подобно течениям могут поддерживать и направлять, а могут или увлекать в противоположность.  Здесь опять уместен Образ Одиссея...

Географические течения влияют на историю, например, Гольфстрим поощрил цивилизацию в Англии, смягчив климат и повлияв на характер людей.


...   ...
Фундаментальные учения не противоречивы в принципе.

  Ментальные, например психологические - односторонние и тяготеют к саморазрушению.
Так, сортировка памяти по принципу приятности момента?
... Я испытала взлёты духа и могу понять к чему стремятся практики медитации.
Но мой  теперешний опыт, скорее, о неуправляемости восприятия...
...тем не менее, я отстаиваю обратное

Да, можно и нужно выбирать
нет, овладеть выбором вполне не возможно...

Человек свободен в самопознании, но не свободен во владении (даже собой)

Нужно выбирать достойное из существующего, а жизнь распорядится...

Спасибо Леонардо да Винчи за спасательный круг - он поддерживает в стихии, пока человек приходит в себя после кораблекрушения... и ищет течение (учение), чтобы попасть домой - в родную Итаку...

...Я готова поступиться частностью ради целого не из эгоизма или альтруизма.  Эти понятия сковывают мысль в противоречиях, ведут  к схоластике. Ловушки для ума.
Их можно и нужно миновать на уровне этики.

Ещё один образ - "лестница Иакова" .
Этические заповеди ведут в сферу над противоречиями сознания и подсознания.

Что-то я вижу, а что-то нет. Другие - тоже.  Но есть несомненные - очевидные сферы. Да? да!
Где-то можно уступить, а где-то нет, просто потому что теряешь человеческий образ.

... ...................................

Опыты с памятью, программирования и т.п.  - чреваты не всегда ожидаемыми результатами. Вспоминания и забвения связаны.
 Надёжнее всего хранить ключ от памяти  в образах, избранных ДОБРОЙ памятью -  в классике избранной мировой памятью, проверенной временем

Так, книги на полке и картины на стенах могут напомнить, но и их нужно заново вспоминать,, чтобы не примелькались -  не стёрлись растущим равнодушием, усталостью.   Оживляя в сознании образ, достойный памяти, тем самым оживаешь и сам.
« Последнее редактирование: 10 Октябрь 2010, 16:44:58 от Ями » Сообщить модератору   Записан
Страниц: [1]   Вверх
  Печать  
 
Перейти в:  


Powered by SMF 1.1.4 | SMF © 2006, Simple Machines LLC
Manuscript design by Bloc
Поддержите «Новую Литературу»!
Рейтинг@Mail.ru