HTM
Мстить или не мстить?
Читайте в романе Ирины Ногиной
«Май, месть, мистерия, мажоры и миноры»

Анастасия Бабичева

Новелла о Вале: Книга Несоответствий (№12)

Обсудить

Критическая статья

Опубликовано редактором: Игорь Якушко, 1.05.2009
Иллюстрация. Автор: Сергей Иванов_3. Название: "***". Источник: http://www.photosight.ru/photos/3083868/

 

 

 

Начну с того, что о первой работе Светланы Клигман в «Новой Литературе» я уже писала в одной из критических статей. Поэтому увидеть анонс ее второй работы в списке ожидающихся публикаций было особенно интересно. Тем более, новеллу. Тем более, с таким названием. Собственно, именно «такое название» позже побудило меня озаглавить статью «Книга несоответствий». И вот почему.

 

Встречают, как известно, по одежке. Такой одежкой от литературы служит, конечно, название; особенно, для изданных в интернете, то есть не имеющих обложки. «Рассказы Вали городские да были деревенские» – одежка для меня чрезвычайно привлекательная. Во-первых, сразу конфликт, да не один, а два: «рассказы/были» и «город/деревня». Хм, интересно. Во-вторых, ритм, да не простой, а этакий былинный, эпический, из старины, а это значит, жди как минимум стилизации. Хм, очень интересно! А может, в этом названии кроится тонкая ирония; может, это игра с читателем? Хм, я абсолютно заинтригована! Это не какое-нибудь бледненькое номинативное названьице, это настоящий заголовок! Вот такие обещания я читала в нем, встречая работу, но… то ли я прочла неверно, то ли автор одел текст в неподходящее платье.

 

Конфликта, кажется, здесь нет никакого. Хотя справедливости ради скажу, что в каждой части новеллы, конечно, можно найти свою проблематику: вот детские мечты сталкиваются со взрослыми реалиями, но благополучно находят компромисс; вот курочку жалко, но кушать, как известно, хочется всегда; а вот, вообще, анекдот на тему противостояния внутреннего голоса и его хозяйки. Но ни один из этих «узлов повествования» не претендует на место серьезного конфликта. И уж тем более, не раскрывает того, что обещал заголовок. Несоответствие.

 

Стилизации или некой аллюзии на былинность и эпос тоже не нахожу. Но опять же справедливости ради скажу, что определенная стилизация все же есть; как я понимаю, автор хочет, чтоб текст звучал просто, этак по-народному, чтоб можно было уловить и деревенские корни, и незамысловатость детской речи. И все бы ничего, если бы во фрагменте «Внутренний голос» эта стилизация не превратилась в отдающую пошлостью, грубоватую фамильярность, в голый быт.

 

«Как-то в четверг, после работы, договорились они с девчонками в сауну сходить – попариться, намазаться медком да в бассейне повизжать, ну и, само собой, поделиться самыми что ни на есть свежайшими новостями. Сидят они, расслабленные, все в меду, а подруга Танечка и говорит: «Слушайте сюда, девочки! Я ведь это – знаю теперь, что такое «внутренний голос». Ну типа как в книжках пишут: «И тут внутренний голос ей сказал…» – мне тоже сказал…» – Таня гордо всех оглядела. Катя ей: «А чё сказал-то?». «Угу», – поддержала Катерину Валя и слегка толкнула Танечку локтем, мол, продолжай давай, милая, не томи. «Ну в общем так, – торжественно, как всегда, начала Таня, – собираюсь я, значит, на день рождения к этому… да чёрт с ним, всё равно не знаете. Оделась, причесалась, макияжик навела, стою, значит, в зеркало на себя, красивую, любуюсь, и вдруг голос в голове: «Не ходи!»…»

 

Искренне полагаю, что подобных сцен более чем достаточно в повседневной жизни; я устала от них и не хочу читать их в художественной литературе. Что касается героини, то после таких пассажей теряется всякая связь с чувствительной девочкой Люшей, больше нет ни лирики, ни философичности, ни тонкости. Поэтому в «Ко-ка, девушка городская» я уже не удивляюсь, встречая фразу «Ох, и ржали же все!»… И даже если это стилизация, то все равно – несоответствие.

 

А если по большому счету… Мои взгляды на искусство широки, ведь мы пережили постмодерн, а это многому учит. Но все же я уверена, что книга всегда пишется с какой-то целью, она что-то говорит. Литературу не создают просто, чтоб написать, или от нечего делать. (Создают? Но литературу ли…) О чем говорит новелла Светланы Клигман? Как читатель, я не могу ответить на этот вопрос. Взросление (или, наоборот, не-взросление) человека – нет; как я уже говорила, в определенный момент связь двух героинь, девочки и женщины, совершенно теряется. Жизнеописание – нет; слишком мало эпизодов, слишком бледные акценты, да и цельность опять же отсутствует. Драматизм не прописан, ирония слишком очевидна. Поэтому по прочтении читатель во мне растерян и ощущает пустоту…

 

Но закончить хочу на позитивной ноте: один из фрагментов новеллы, полагаю, в полной мере может существовать как самостоятельное художественное произведение. Это, конечно, «На-Ножках». Совершенно светлое, цельное, тонкое повествование; добрый рассказ, которому веришь. Как критик я понимаю, что Светлана Клигман, вероятно, хотела написать такую же – тонкую, светлую – новеллу о том, как добрая девочка Люша продолжает смотреть на мир с искренним участием и интересом, хотя и глазами взрослой девушки Валентины. Так ли это? Если так, то, возможно, стоит попытаться преодолеть критичное в данном случае несоответствие между замыслом и его реализацией?

 

 

 

Пользовательский поиск

Клуб 'Новая Литература' на facebook.com  Клуб 'Новая Литература' на g+  Клуб 'Новая Литература' на linkedin.com  Клуб 'Новая Литература' на livejournal.com  Клуб 'Новая Литература' на my.mail.ru  Клуб 'Новая Литература' на odnoklassniki.ru  Клуб 'Новая Литература' на twitter.com  Клуб 'Новая Литература' на vk.com  Клуб 'Новая Литература' на vkrugudruzei.ru

Мы издаём большой литературный журнал
из уникальных отредактированных текстов
Люди покупают его и говорят нам спасибо
Авторы борются за право издаваться у нас
С нами они совершенствуют мастерство
получают гонорары и выпускают книги
Бизнес доверяет нам свою рекламу
Мы благодарим всех, кто помогает нам
делать Большую Русскую Литературу

Рассылка '"НОВАЯ ЛИТЕРАТУРА" - литературно-художественный журнал'



Собираем деньги на оплату труда выпускающих редакторов: вычитка, корректура, редактирование, вёрстка, подбор иллюстрации и публикация очередного произведения состоится после того, как на это будет собрано 500 рублей.

Сейчас собираем на публикацию:

13.02: Евгений Даниленко. Секретарша (роман)

 

Вы можете пожертвовать любую сумму множеством способов или Яндекс.Деньгами:


В данный момент ни на одно произведение не собрано средств.

Вы можете мгновенно изменить ситуацию кнопкой «Поддержать проект»




Купите свежий номер журнала
«Новая Литература»:

Номер журнала «Новая Литература» за ноябрь 2016 года

Номер журнала «Новая Литература» за октябрь 2016 года  Номер журнала «Новая Литература» за август-сентябрь 2016 года

Номер журнала «Новая Литература» за июнь-июль 2016 года  Номер журнала «Новая Литература» за май 2016 года

Номер журнала «Новая Литература» за апрель 2016 года  Номер журнала «Новая Литература» за март 2016 года

Номер журнала «Новая Литература» за февраль 2016 года  Номер журнала «Новая Литература» за январь 2016 года



 

 



При перепечатке ссылайтесь на newlit.ru. Copyright © 2001—2017 журнал «Новая Литература».
Авторам и заказчикам для написания, редактирования и рецензирования текстов: e-mail newlit@newlit.ru.
Меценатам, спонсорам, рекламодателям: ICQ: 64244880, тел.: +7 960 732 0000.
Купить все номера 2015 г. по акции:
Литературно-художественный журнал "Новая Литература" - www.newlit.ru
Реклама | Отзывы | Подписка
Рейтинг@Mail.ru
Поддержите «Новую Литературу»!