HTM
Номер журнала «Новая Литература» за февраль 2024 г.

Анастасия Бабичева

Новелла о Вале: Книга Несоответствий (№12)

Обсудить

Критическая статья

Опубликовано редактором: Игорь Якушко, 1.05.2009
Иллюстрация. Автор: Сергей Иванов_3. Название: "***". Источник: http://www.photosight.ru/photos/3083868/

 

 

 

Начну с того, что о первой работе Светланы Клигман в «Новой Литературе» я уже писала в одной из критических статей. Поэтому увидеть анонс ее второй работы в списке ожидающихся публикаций было особенно интересно. Тем более, новеллу. Тем более, с таким названием. Собственно, именно «такое название» позже побудило меня озаглавить статью «Книга несоответствий». И вот почему.

 

Встречают, как известно, по одежке. Такой одежкой от литературы служит, конечно, название; особенно, для изданных в интернете, то есть не имеющих обложки. «Рассказы Вали городские да были деревенские» – одежка для меня чрезвычайно привлекательная. Во-первых, сразу конфликт, да не один, а два: «рассказы/были» и «город/деревня». Хм, интересно. Во-вторых, ритм, да не простой, а этакий былинный, эпический, из старины, а это значит, жди как минимум стилизации. Хм, очень интересно! А может, в этом названии кроится тонкая ирония; может, это игра с читателем? Хм, я абсолютно заинтригована! Это не какое-нибудь бледненькое номинативное названьице, это настоящий заголовок! Вот такие обещания я читала в нем, встречая работу, но… то ли я прочла неверно, то ли автор одел текст в неподходящее платье.

 

Конфликта, кажется, здесь нет никакого. Хотя справедливости ради скажу, что в каждой части новеллы, конечно, можно найти свою проблематику: вот детские мечты сталкиваются со взрослыми реалиями, но благополучно находят компромисс; вот курочку жалко, но кушать, как известно, хочется всегда; а вот, вообще, анекдот на тему противостояния внутреннего голоса и его хозяйки. Но ни один из этих «узлов повествования» не претендует на место серьезного конфликта. И уж тем более, не раскрывает того, что обещал заголовок. Несоответствие.

 

Стилизации или некой аллюзии на былинность и эпос тоже не нахожу. Но опять же справедливости ради скажу, что определенная стилизация все же есть; как я понимаю, автор хочет, чтоб текст звучал просто, этак по-народному, чтоб можно было уловить и деревенские корни, и незамысловатость детской речи. И все бы ничего, если бы во фрагменте «Внутренний голос» эта стилизация не превратилась в отдающую пошлостью, грубоватую фамильярность, в голый быт.

 

«Как-то в четверг, после работы, договорились они с девчонками в сауну сходить – попариться, намазаться медком да в бассейне повизжать, ну и, само собой, поделиться самыми что ни на есть свежайшими новостями. Сидят они, расслабленные, все в меду, а подруга Танечка и говорит: «Слушайте сюда, девочки! Я ведь это – знаю теперь, что такое «внутренний голос». Ну типа как в книжках пишут: «И тут внутренний голос ей сказал…» – мне тоже сказал…» – Таня гордо всех оглядела. Катя ей: «А чё сказал-то?». «Угу», – поддержала Катерину Валя и слегка толкнула Танечку локтем, мол, продолжай давай, милая, не томи. «Ну в общем так, – торжественно, как всегда, начала Таня, – собираюсь я, значит, на день рождения к этому… да чёрт с ним, всё равно не знаете. Оделась, причесалась, макияжик навела, стою, значит, в зеркало на себя, красивую, любуюсь, и вдруг голос в голове: «Не ходи!»…»

 

Искренне полагаю, что подобных сцен более чем достаточно в повседневной жизни; я устала от них и не хочу читать их в художественной литературе. Что касается героини, то после таких пассажей теряется всякая связь с чувствительной девочкой Люшей, больше нет ни лирики, ни философичности, ни тонкости. Поэтому в «Ко-ка, девушка городская» я уже не удивляюсь, встречая фразу «Ох, и ржали же все!»… И даже если это стилизация, то все равно – несоответствие.

 

А если по большому счету… Мои взгляды на искусство широки, ведь мы пережили постмодерн, а это многому учит. Но все же я уверена, что книга всегда пишется с какой-то целью, она что-то говорит. Литературу не создают просто, чтоб написать, или от нечего делать. (Создают? Но литературу ли…) О чем говорит новелла Светланы Клигман? Как читатель, я не могу ответить на этот вопрос. Взросление (или, наоборот, не-взросление) человека – нет; как я уже говорила, в определенный момент связь двух героинь, девочки и женщины, совершенно теряется. Жизнеописание – нет; слишком мало эпизодов, слишком бледные акценты, да и цельность опять же отсутствует. Драматизм не прописан, ирония слишком очевидна. Поэтому по прочтении читатель во мне растерян и ощущает пустоту…

 

Но закончить хочу на позитивной ноте: один из фрагментов новеллы, полагаю, в полной мере может существовать как самостоятельное художественное произведение. Это, конечно, «На-Ножках». Совершенно светлое, цельное, тонкое повествование; добрый рассказ, которому веришь. Как критик я понимаю, что Светлана Клигман, вероятно, хотела написать такую же – тонкую, светлую – новеллу о том, как добрая девочка Люша продолжает смотреть на мир с искренним участием и интересом, хотя и глазами взрослой девушки Валентины. Так ли это? Если так, то, возможно, стоит попытаться преодолеть критичное в данном случае несоответствие между замыслом и его реализацией?

 

 

 

508 читателей получили ссылку для скачивания номера журнала «Новая Литература» за 2024.02 на 28.03.2024, 19:50 мск.

 

Подписаться на журнал!
Литературно-художественный журнал "Новая Литература" - www.newlit.ru

Нас уже 30 тысяч. Присоединяйтесь!

 

Канал 'Новая Литература' на yandex.ru Канал 'Новая Литература' на telegram.org Канал 'Новая Литература 2' на telegram.org Клуб 'Новая Литература' на facebook.com Клуб 'Новая Литература' на livejournal.com Клуб 'Новая Литература' на my.mail.ru Клуб 'Новая Литература' на odnoklassniki.ru Клуб 'Новая Литература' на twitter.com Клуб 'Новая Литература' на vk.com Клуб 'Новая Литература 2' на vk.com
Миссия журнала – распространение русского языка через развитие художественной литературы.



Литературные конкурсы


15 000 ₽ за Грязный реализм



Биографии исторических знаменитостей и наших влиятельных современников:

Алиса Александровна Лобанова: «Мне хочется нести в этот мир только добро»

Только для статусных персон




Отзывы о журнале «Новая Литература»:

24.03.2024
Журналу «Новая Литература» я признателен за то, что много лет назад ваше издание опубликовало мою повесть «Мужской процесс». С этого и началось её прочтение в широкой литературной аудитории .Очень хотелось бы, чтобы журнал «Новая Литература» помог и другим начинающим авторам поверить в себя и уверенно пойти дальше по пути профессионального литературного творчества.
Виктор Егоров

24.03.2024
Мне очень понравился журнал. Я его рекомендую всем своим друзьям. Спасибо!
Анна Лиске

08.03.2024
С нарастающим интересом я ознакомился с номерами журнала НЛ за январь и за февраль 2024 г. О журнале НЛ у меня сложилось исключительно благоприятное впечатление – редакторский коллектив явно талантлив.
Евгений Петрович Парамонов



Номер журнала «Новая Литература» за февраль 2024 года

 


Поддержите журнал «Новая Литература»!
Copyright © 2001—2024 журнал «Новая Литература», newlit@newlit.ru
18+. Свидетельство о регистрации СМИ: Эл №ФС77-82520 от 30.12.2021
Телефон, whatsapp, telegram: +7 960 732 0000 (с 8.00 до 18.00 мск.)
Вакансии | Отзывы | Опубликовать

Актуальные букмекерские конторы для профессионалов для ставок на спорт
Поддержите «Новую Литературу»!