HTM
Номер журнала «Новая Литература» за апрель 2017 г.

Анастасия Бабичева

Сборники (№21, часть 3). Возвращение в полынную сказку: о сборнике стихотворений Р. Вереска

Обсудить

Критическая статья

Опубликовано редактором: Вероника Вебер, 10.07.2010
Иллюстрация. Автор: ReDonIS. Название: "Зимняя канавка (серия)". Источник: http://www.photosight.ru/photos/3824337/

 

 

 

Каждый текст – и только он – диктует правила, по которым о нем можно и нужно говорить. Поэтому, следуя логике текста, начну разговор о сборнике стихотворений «Хламидомонада» Родиона Вереска с самого конца.

 

В последнем стихотворении сборника («Восхождение») в заглавной метафоре передана, на мой взгляд, основная тема сборника – тема возвращения. Да, таков весь сборник – попытка вернуться в то особое пространство, которое описано в стихотворениях «Хламидоманады». Это пространство детства, совершенно особенная, терпкая, как полынный запах, сказка. Сказка не просто как выдумка. Сказка – как вера в жизнь, как сама жизнь, в которой живут и здравствуют мама и бабушка:

 

…Волк Ивана живой водой поливал,
Царевна руки заламывала…
В бабушкиных глазах
Не был заметен обман…
Бабушка никогда не обманывала,
Она просто сказки рассказывала,
В которые, может, веровала сама

(«Тридесятое царство»)

 

Это возвращение к родному из чужого – к единственной женщине, к матери от всех других. А еще это возвращение в локацию из географии – в свое место из всех других мест. И пространство это – утраченный город Ленинград.

 

Городская поэтика Ленинграда в этом сборнике чрезвычайно показательна. Так сложилось, что для современной российской культуры (именно культуры, а не только литературы) тема Ленинграда, Петербурга, Питера – под всеми известными именами – уверенно оформилась в целую субкультуру, в отдельный и полноценный культурный пласт. И даже не будучи ленинградцем, петербуржцем или питерцем, внимательный читатель угадывает эту поэтику еще до того, как одно из имен города или одна из его многочисленных узнаваемых примет называются прямо. Вот и у Родиона Вереска Ленинград – не по имени или приметам (точнее, не столько по ним), но по ощущению: по настроению внесезонного сплина; по дефициту солнца – не только как климатическому феномену, но как образу мысли; по совершенно особой цветовой и звуковой гамме, более всего близкой излому осени; даже по особому языку – немного усложненному и болезненному, чуть резкому, с особым лексическим строем, с особой ленинградской номинативностью:

 

…Плоский мощёный остров. Волны цвета индиго.
Одиночеству триста лет, и плесень грызёт фасады.
Нечем запить таблетку. Не к кому плыть на льдине.
Детство – слепая зигота, юность – хламидомонада.

(«Хламидомонада»)

 

Так и определенная специфика существования, зафиксированная в текстах Родиона Вереска, в наибольшей степени возможна именно в Ленинграде. В небольшом по объему сборнике «Хламидомонада» написан (хотя и не завершенный) цикл жизни, цикл года: от лета с обратной внутренней хронологией до нулевой точки отсчета, до января. Но в этом цикле нет весны с ее традиционной символикой – нет обновления, рождения вновь. В сборнике возможно и желанно не возобновление, не новое начало, но только возврат – возврат в лето наизнанку (от августа к июню), во вселенскую осень, в природу зимы.

 

И, нужно заметить, что определение «сборник» присвоено этой подборке стихов абсолютно заслуженно. Это не просто коллекция текстов, имеющихся у автора на определенный момент времени. Каждый из этих текстов прочно и удачно объединен с остальными в единое стихотворное пространство. Во-первых, вовлечен интересный принцип организации текстов – своего рода принцип градусника: постепенное понижение от летний жары к зимним морозам. Во-вторых, эффектно работает набор лейтмотивов, о которых говорилось выше, и которые пронизали каждую строку. Наконец, эффект усиливает буквальный переход одного текста в другой: лексические или тематические связки между концом предыдущего и началом следующего, плавное перетекание без пробелов:

 

…Жизнь повернула на юг, но всё продолжается монолог
За закрытой дверью в поднебесье ползущего лифта.

(«Я жил на окраине»)

 

И следующее:

 

Выйдя из лифта, ты спустишься в спящий двор…

(«Гербарий»)

 

Итак, вторю автору и возвращаюсь – к упомянутому первым последнему стихотворению. «Восхождение» не только описывает ключевое понятие – возвращение, но и буквально реализует его: заставляя возвратиться к только что прочитанным текстам, чтоб снова узнать, снова создать тот мир, в который ищет возвращения лирический герой «Хламидомонады»:

 

…Скрипнуть дверью; разувшись, расправить крылья
Дождевого плаща, конфорку зажечь –
Только огонь чтоб не слишком сильный, –
И помешивать чёрный кофе с ванилью
На голубином 16 этаже.

(«Восхождение»)

 

 

 

Пользовательский поиск

Клуб 'Новая Литература' на facebook.com  Клуб 'Новая Литература' на g+  Клуб 'Новая Литература' на linkedin.com  Клуб 'Новая Литература' на livejournal.com  Клуб 'Новая Литература' на my.mail.ru  Клуб 'Новая Литература' на odnoklassniki.ru  Клуб 'Новая Литература' на twitter.com  Клуб 'Новая Литература' на vk.com  Клуб 'Новая Литература' на vkrugudruzei.ru

Мы издаём большой литературный журнал
из уникальных отредактированных текстов
Люди покупают его и говорят нам спасибо
Авторы борются за право издаваться у нас
С нами они совершенствуют мастерство
получают гонорары и выпускают книги
Бизнес доверяет нам свою рекламу
Мы благодарим всех, кто помогает нам
делать Большую Русскую Литературу

Рассылка '"НОВАЯ ЛИТЕРАТУРА" - литературно-художественный журнал'



Собираем деньги на оплату труда выпускающих редакторов: вычитка, корректура, редактирование, вёрстка, подбор иллюстрации и публикация очередного произведения состоится после того, как на это будет собрано 500 рублей.

Сейчас собираем на публикацию:

18.05: Андрей Усков. Грусть, тоска, печаль и радость (рассказ)

 

Вы можете пожертвовать любую сумму множеством способов или Яндекс.Деньгами:


В данный момент ни на одно произведение не собрано средств.

Вы можете мгновенно изменить ситуацию кнопкой «Поддержать проект»




Купите свежий номер журнала
«Новая Литература»:

Номер журнала «Новая Литература» за март 2017 года

Номер журнала «Новая Литература» за февраль 2017 года  Номер журнала «Новая Литература» за январь 2017 года

Номер журнала «Новая Литература» за декабрь 2016 года  Номер журнала «Новая Литература» за ноябрь 2016 года

Номер журнала «Новая Литература» за октябрь 2016 года  Номер журнала «Новая Литература» за август-сентябрь 2016 года

Номер журнала «Новая Литература» за июнь-июль 2016 года  Номер журнала «Новая Литература» за май 2016 года

Номер журнала «Новая Литература» за апрель 2016 года  Номер журнала «Новая Литература» за март 2016 года

Номер журнала «Новая Литература» за февраль 2016 года  Номер журнала «Новая Литература» за январь 2016 года



 

 



При перепечатке ссылайтесь на newlit.ru. Copyright © 2001—2017 журнал «Новая Литература».
Авторам и заказчикам для написания, редактирования и рецензирования текстов: e-mail newlit@newlit.ru.
Меценатам, спонсорам, рекламодателям: ICQ: 64244880, тел.: +7 960 732 0000.
Купить все номера 2015 г. по акции:
Литературно-художественный журнал "Новая Литература" - www.newlit.ru
Реклама | Отзывы | Подписка
Рейтинг@Mail.ru
Поддержите «Новую Литературу»!