HTM
Номер журнала «Новая Литература» за март 2024 г.

Игорь Белисов

Жертвенник. О сакральном и профанном литературного творчества

Обсудить

Философское эссе

На чтение потребуется 12 часов | Скачать: doc, pdf, rtf, txt | Хранить свои файлы: Dropbox.com и Яндекс.Диск
Опубликовано редактором: Андрей Ларин, 28.03.2014
Оглавление

214. Жизнь священная
215. Три ипостаси тела священного
216. Оборотень

Три ипостаси тела священного


 

 

 

Своим исследованием Агамбен, в частности, обнаруживает три различные ипостаси, в которых сакрализация человека предстает перед нами наиболее явственно. Все эти три наглядных примера – из жизни Древнего Рима. Давайте, присмотримся к ним повнимательней…

 

«В конце пятидесятых годов Эрнст Канторович опубликовал в Соединенных Штатах "Два тела короля"…"очерк политической теологии Средневековья"».

«Описывая погребальные церемонии французских королей, в которых важную роль играла восковая маска покойного суверена… Канторович находит возможные истоки этой традиции в церемонии апофеоза римских императоров... После того как суверен умирал, с его восковой imago "продолжали обращаться, как с прикованным к постели больным… Это продолжалось до тех пор, пока на седьмой день наконец оно не признавалось мертвым"… Использование воскового изображения связано с вечностью королевского сана, который "никогда не умирает"».

«Отзывающийся гротеском ритуал, предписывавший обращаться с изображением, как с живым человеком, а затем в торжественной обстановке предать его огню, отсылает нас к области… в которой политическое тело короля словно сближается или даже сливается с подлежащим убийству, но не подлежащим жертвоприношению телом homo sacer».

«Исследователи пришли к мысли о сходстве homo sacer и devotus – того, кто посвящает собственную жизнь богам подземного мира, дабы спасти город от серьезной опасности. Ливий оставил нам яркое и подробное описание обряда devotio[33], который имел место в 340 году до нашей эры во время битвы при Везении. Римское войско дрогнуло под натиском противников-латинян, и тогда консул Публий Деций Мус, командовавший легионами… испросил дозволения у понтифика пройти ритуал посвящения богам:

"Янус, Юпитер, Марс-отец, Квирин, Беллона, Лары, божества пришлые и боги здешние, боги, в чьих руках мы и враги наши, и боги преисподней, вас заклинаю, призываю, прошу и умоляю: даруйте римскому народу квиритов одоление и победу, а врагов римского народа квиритов поразите ужасом, страхом и смертью. Как слова эти я произнес, так во имя государства римского народа квиритов, во имя воинства, легионов, соратников римского народа квиритов я обрекаю в жертву богам преисподней и Земле вражеские рати, помощников их и себя вместе с ними"».

«Посвятивший себя богам, но выживший в бою человек исключался как из мира профанного, так и из мира священного, потому что этот человек был sacer. Он не мог никоим образом возвратиться в профанный мир, ибо именно благодаря его жертве вся община могла спастись от подземных богов».

«Тело суверена и тело посвятившего себя богам человека являются звеньями одной цепи».

«Надпись, найденная в Кирене, сообщает, что изображение могло быть изготовлено еще при жизни человека, которого он должен был собой замещать. Надпись... представляет собой текст клятвы, которая была заключена между колонами, отправлявшимися в Африку, и гражданами, остававшимися в городе, и служила порукой их взаимных обязательств. В момент произнесения клятвы следовало слепить из воска colossi и бросить их в огонь с такими словами: "пусть истает и исчезнет тот, кто преступит эту клятву, он, весь род его и все его имение"».

«Изображение должно было представлять, подобно самому телу, но более наглядно, то в человеке, что обречено смерти, и что своим положением на границе между двумя мирами представляло угрозу, от которой следовало охранить сообщество живых».

«Все эти фигуры – человека, принесшего обет, но оставшегося в живых, homo sacer и суверена – объединяет... то, что во всех этих случаях мы имеем дело с жизнью... пережившей смерть и в силу этого несовместной с миром людей. Vita sacra нет места в Городе – в случае с принесшим обет погребение изображений оказывалось замещающим ритуалом, который возвращал человека к обычной жизни; в случае с императором удвоение погребального обряда позволяло сохранить vita sacra, которой предстояло обожествление в церемонии апофеоза; наконец, в случае с homo sacer перед нами неустранимый остаток жизни – голая жизнь, исключенная и по самой природе своей уже вверенная смерти, жизнь, которую не властны вернуть никакой обряд или жертва».

 

 

 


Оглавление

214. Жизнь священная
215. Три ипостаси тела священного
216. Оборотень
258 читателей получили ссылку для скачивания номера журнала «Новая Литература» за 2024.03 на 16.04.2024, 13:29 мск.

 

Подписаться на журнал!
Литературно-художественный журнал "Новая Литература" - www.newlit.ru

Нас уже 30 тысяч. Присоединяйтесь!

 

Канал 'Новая Литература' на yandex.ru Канал 'Новая Литература' на telegram.org Канал 'Новая Литература 2' на telegram.org Клуб 'Новая Литература' на facebook.com Клуб 'Новая Литература' на livejournal.com Клуб 'Новая Литература' на my.mail.ru Клуб 'Новая Литература' на odnoklassniki.ru Клуб 'Новая Литература' на twitter.com Клуб 'Новая Литература' на vk.com Клуб 'Новая Литература 2' на vk.com
Миссия журнала – распространение русского языка через развитие художественной литературы.



Литературные конкурсы


15 000 ₽ за Грязный реализм



Биографии исторических знаменитостей и наших влиятельных современников:

Алиса Александровна Лобанова: «Мне хочется нести в этот мир только добро»

Только для статусных персон




Отзывы о журнале «Новая Литература»:

24.03.2024
Журналу «Новая Литература» я признателен за то, что много лет назад ваше издание опубликовало мою повесть «Мужской процесс». С этого и началось её прочтение в широкой литературной аудитории .Очень хотелось бы, чтобы журнал «Новая Литература» помог и другим начинающим авторам поверить в себя и уверенно пойти дальше по пути профессионального литературного творчества.
Виктор Егоров

24.03.2024
Мне очень понравился журнал. Я его рекомендую всем своим друзьям. Спасибо!
Анна Лиске

08.03.2024
С нарастающим интересом я ознакомился с номерами журнала НЛ за январь и за февраль 2024 г. О журнале НЛ у меня сложилось исключительно благоприятное впечатление – редакторский коллектив явно талантлив.
Евгений Петрович Парамонов



Номер журнала «Новая Литература» за март 2024 года

 


Поддержите журнал «Новая Литература»!
Copyright © 2001—2024 журнал «Новая Литература», newlit@newlit.ru
18+. Свидетельство о регистрации СМИ: Эл №ФС77-82520 от 30.12.2021
Телефон, whatsapp, telegram: +7 960 732 0000 (с 8.00 до 18.00 мск.)
Вакансии | Отзывы | Опубликовать

Поддержите «Новую Литературу»!