HTM
Номер журнала «Новая Литература» за январь 2019 г.

Игорь Белисов

Замутнение. Опыт популярной политэкономии

Обсудить

Статья

На чтение краткой версии потребуется 1 час 15 минут, полной – 1 час 20 минут | Цитата | Скачать в полном объёме: doc, fb2, rtf, txt, pdf

 

Купить в журнале за июль 2015 (doc, pdf):
Номер журнала «Новая Литература» за июль 2015 года

 

Опубликовано редактором: Вероника Вебер, 28.07.2015
Оглавление


1. Часть 1
2. Часть 2

Часть 1


 

 

 

Нет никакой необходимости верить в ту или иную истину, чтобы отстаивать её, как нет необходимости любить какую-либо эпоху, чтобы оправдывать, так как всякий принцип доказуем, а всякое событие закономерно. Совокупность явлений будь то плоды духа или же времени может быть принята либо отвергнута в зависимости от нашего сиюминутного настроения: аргументы, подсказанные нашей интеллектуальной честностью или нашими капризами, совершенно равноценны. Нет ничего, что нельзя было бы доказать или оправдать от самой абсурдной гипотезы до самого чудовищного преступления.

Эмиль Сиоран «О разложении основ», 1949 г.

 

 

Меньше всего мне хотелось бы заниматься политикой. Если включить телевизор и посмотреть актуальные сегодня дебаты или, что то же самое, окинуть взглядом уходящую перспективу доступной истории человечества, волей-неволей приходишь к печальному наблюдению: в политику всегда рвутся либо экспрессивные горлопаны, с пеной у рта утверждающие собственную фанатичность, либо хладнокровные циники, ведущие игру на текущем раскладе обстоятельств и сил в расчёте сорвать при удачном стечении собственный куш. И то и другое человека интеллигентного отвращает. Не хочется быть ни клоуном, ни хапугой. Остаётся взирать с отшиба процесса, как сменяют друг друга портреты у власти с теми или иными общественными последствиями. И всё-таки есть одно тревожное соображение, вынуждающее интеллигента в политике как-то участвовать. Соображение это простое как револьвер, сформулировано оно задолго до нас: если ты не займёшься политикой, то политика займётся тобой.

Непосредственным поводом к этой статье – а точнее, не поводом, а необходимостью – стал диалог, развернувшийся в форуме между мною и Лачином, человеком боевого задора и моим товарищем по «Новой Литературе», на фоне известной публикации «Танец Гитлера». В череде обсуждений я подкинул такую идею: рассмотреть философию С. Кургиняна, в частности, его громко заявленный «Проект Сверхмодерн», и соотнести это с проблематикой фашизма-антифашизма, близкой для Лачина и интересной для многих. Результатом долгой дискуссии стало некоторое схождение наших мнений, но ещё больше осталось двусмысленного и неясного, одним словом – вопросов. Лачин настоятельно, из разных подач, рекомендовал мне написать на эту тему статью. Я подумал и понял, что это предложение, от которого нельзя отказаться.

 

 

■ □ ■ □ ■ □

 

Итак, что же это за зверь такой – «Сверхмодерн»? Для начала, процитирую автора этой концепции[1]:

 

Проект "Сверхмодерн" это попытка изменить вектор развития человеческого общества, начиная с нашей страны которой нет места в мире Постмодерна. При этом люди должны будут взять "барьер сложности", чтобы из разобщённых и слабых стать сильными и сплочёнными, превратившись из обывателей общества с культом потребления в сообщество творческих людей, не подверженных низменным страстям, а наоборот готовых к реализации самых фантастических проектов по построению нового счастливого миропорядка, к движению от Социального Ада к Социальному Раю.

 

ИДЕАЛЫ СВЕРХМОДЕРНА:

Гуманизм

Равноправие

Общие цели вне зависимости от народа и национальности (наднациональные идеи)

Всеобщая образованность

Прогресс и развитие на благо всех

Творчество как главный смысл бытия

Движение из Социального Ада к Социальному Раю

Победа Жизни над Смертью

 

ВЗАИМООТНОШЕНИЯ СВЕРХМОДЕРНА С МОДЕРНОМ, ПОСТМОДЕРНОМ, КОНТРМОДЕРНОМ, ИДЕЯМИ КОММУНИЗМА

Сверхмодерн является следующей ступенью развития человечества после проекта Модерн. Сверхмодерн принимает у Модерна эстафетную палочку развития и движения и поднимает их на качественно новую высоту. Но, в отличие от Модерна, в Сверхмодерне отсутствуют проблемные места Модерна, которыми, с одной стороны, является попытка создания культа человека, которая не удалась из-за того, что он не стал человеком с большой буквы, и с другой стороны отсутствие метафизического взгляда на мир, что повлекло за собой невозможность создания Нового человека.

 

Постмодерн и Контрмодерн являются Антиподами (противоположностью) Сверхмодерна, главным признаком которых являются социальный Ад, отсутствие развития, отрицание движения, стремление к смерти.

 

Исследования Сверхмодерна прочно связаны с коммунистической традицией, базовые основы которой были сформулированы в марксизме. Именно в марксизме была сформулирована проблема отчуждения, частным и наиболее ярким случаем которой явилась эксплуатация. Сверхмодерн прямой наследник "Красного проекта", попытка реализации которого была предпринята в СССР и в ряде других стран. Недостатком "Красного проекта" была излишняя материалистичность, отсутствие метафизического понимания мира, хотя определённые попытки перенести "Красный проект" на метафизическую почву были предприняты, в частности, в рамках Русского космизма и в работах отдельных философов и писателей. Тем не менее, все прорывы и достижения "Красного проекта" становятся базовой основой Сверхмодерна, той точкой, с которой он стартует к новым высотам.

 

Философия симпатичная. Для человека, пожившего в разных формациях, начиная с эпохи развитого социализма и развенчания коммунизма в СССР, и кончая эпохой олигархического капитализма и развенчания олигархии в постсоветском пространстве, есть что сравнивать и из чего выбирать – выбирать хотя бы в фантазии. Между двумя этими развенчаниями более актуален, разумеется, кризис сегодняшний, кризис не просто локально-имперский, а кризис глобальный, кризис цивилизации – кризис постиндустриального общества, кризис общества потребления, кризис Постмодерна как философской ауры этого общества. Какими бы терминами ни маскировалось нынешнее положение дел, в политэкономическом плане это кризис капитализма.

В этой ситуации есть соблазн примкнуть к движению коммунистов – по естественному мотиву «сколько можно терпеть?». В самом деле, за прошедшую четверть века постсоветский трудящийся человек сыт по горло прелестями капитала. Нам становится всё ясней, что демократические волеизъявление, декларируемое как достижение новейшей Росси и бывших союзных республик – не более чем жалкая фикция, ловко маскирующая собой вытеснение народа за предел реальной политики, а экономические свободы, якобы доступные всем, для абсолютного большинства обернулись жёсткой эксплуатацией.

Здесь мне вспоминается говорухинское «Так дальше жить нельзя», был такой фильм. Это прозвучало в 1990-м году. Иными словами, мотив «сколько можно терпеть?» двигал людьми и тогда. Через год СССР развалился. На коммунизме поставили крест. Дальше – инфляция, нищета, разворовывание страны, криминальные капиталы и, наконец, создание государства, управляемого олигархами.

Так, как на излёте СССР, жить было «нельзя».

А так, как теперь – можно?

На КПРФ, преемницу КПСС, надежды практически нет, она под контролем у олигархов и сама – часть олигархии. Апокрифические коммунисты, с которыми ассоциирует себя Лачин, считают, что мирными средствами ничего не добиться, придётся повоевать. Особенно на этом настаивает А. Тарасов, леворадикальный теоретик и практик («Король двух гетто. Беседа с Александром Тарасовым»), весьма убедительно нам доказывая, что «капитализм – это фашизм», что главным источником эксплуатации и социальной несправедливости является государство как таковое, что при коммунизме, согласно марксизму, государство будет не нужно, и что нет иного пути, как государство взорвать и зажечь пожар мировой революции.

Неуютная перспектива. Честно говоря, катаклизмов не хочется. Это-то и останавливает интеллигента, делая его фактически обывателем. Однако катаклизмы случаются независимо от наших желаний, на каком-то этапе всё равно происходит война, мы всё равно оказываемся вовлечёнными, и, перефразируя, можно сказать: если ты не займёшься войной, то война займётся тобой.

 

Вот она – уже здесь, на пороге нашего дома. В год, когда я пишу эту статью, уже второй год как тонет в войне Украина. Чем это завершится, пока никто не может сказать. Ясно только одно: это не локальный конфликт, а глобальная конфронтация. Это всё та же хроническая война между Западом и Востоком, которая тянется, флюктуируя, из одной эпохи в другую, то в форме холодной войны, то в форме открытых боевых действий, то в форме шпионских интриг, то в форме экономических санкций, то в форме горячих точек, то в форме мегамасштабных 1-й, 2-й (и латентной 3-й) мировых войн.

Мы должны чётко осознавать: любая война – это экономика. В какие бы лозунги ни рядились доктрины противоборствующих сторон, подлинное содержание этой борьбы – конкуренция за господствующее положение в экономике, за владение ресурсами жизнеобеспечения: природными, техногенными и… людскими. Главная цель всякой войны – смена власти, то есть хозяина, будь то на своей, родной территории или же на сопредельных, оспариваемых. Хозяин – вот ради чего льётся кровь. Хозяин демократический либо авторитарный, соборно-общественный либо самодержавный, либеральный либо тоталитарный, в любом случае, это хозяин. Ему править хозяйством. Во что это на практике выльется, может показать только время.

И вот здесь следует выделить ещё одну плоскость проблемы, обычно ускользающую от общественного внимания, когда в фокус внимания ставится война между разными странами. Эта плоскость – перпендикулярная к предлагаемой.

Ведь что такое война? Это столкновение двух насилий. Это утверждение власти через подавление силой. Ближайшая цель подавления человека – подчинить его своим интересам. Отдалённая, идеальная и практическая – абсолютно поработить.

Так вот, когда речь идёт о войне между разными странами, это война «по горизонтали», в ней сталкиваются фронтами массы людей одного социального уровня. Но есть и другая война. Она идёт постоянно и почти незаметно – «по вертикали» – война между разными социальными уровнями. Её имя – классовая борьба.

Чтобы определить вертикальный конфликт внутри социальной иерархии как войну, вовсе не требуется наличие открытых боевых действий. Ведь как война «по горизонтали» по большей части бывает холодной, так же холодной может быть, и бывает, как правило, драма «по вертикали». Мы уже установили, что война – это насилие. Необходимый и достаточный признак. Стоит рядом с насилием поставить слово-синоним эксплуатация, и вся пирамида социальной иерархии с её фактическим неравенством граждан тут же осыпается фиговой листвой прикрытия срама, и обнажает исконную сущность своей сокровенной конструкции – машины войны, системы порабощения.

 

 

 

 

 

 

 

 

Внимание! Перед вами сокращённая версия текста. Чтобы прочитать в полном объёме этот и все остальные тексты, опубликованные в журнале «Новая Литература» в июле 2015 года, предлагаем вам поддержать наш проект:

 

 

 


Купить доступ ко всем публикациям журнала «Новая Литература» за июль 2015 года в полном объёме за 197 руб.:
Банковская карта: Яндекс.деньги: Другие способы:
Наличные, баланс мобильного, Webmoney, QIWI, PayPal, Western Union, Карта Сбербанка РФ, безналичный платёж
После оплаты кнопкой кликните по ссылке:
«Вернуться на сайт продавца»
После оплаты другими способами сообщите нам реквизиты платежа и адрес этой страницы по e-mail: newlit@newlit.ru
Вы получите каждое произведение июля 2015 г. отдельным файлом в пяти вариантах: doc, fb2, pdf, rtf, txt.

 

Автор участвует в Программе получения гонораров.
В соответствии с пожеланием автора, все деньги, полученные от продаж публикации,
пойдут на развитие журнала «Новая Литература».

 


Оглавление


1. Часть 1
2. Часть 2

Канал 'Новая Литература' на telegram.org  Клуб 'Новая Литература' на facebook.com  Клуб 'Новая Литература' на linkedin.com  Клуб 'Новая Литература' на livejournal.com  Клуб 'Новая Литература' на my.mail.ru  Клуб 'Новая Литература' на odnoklassniki.ru  Клуб 'Новая Литература' на twitter.com  Клуб 'Новая Литература' на vk.com  Клуб 'Новая Литература' на vkrugudruzei.ru

Мы издаём большой литературный журнал
из уникальных отредактированных текстов
Люди покупают его и говорят нам спасибо
Авторы борются за право издаваться у нас
С нами они совершенствуют мастерство
получают гонорары и выпускают книги
Бизнес доверяет нам свою рекламу
Мы благодарим всех, кто помогает нам
делать Большую Русскую Литературу



Собираем деньги на оплату труда выпускающих редакторов: вычитка, корректура, редактирование, вёрстка, подбор иллюстрации и публикация очередного произведения состоится после того, как на это будет собрано 500 рублей.

Сейчас собираем на публикацию:

08.09: Виталий Семёнов. Сон «президента» (рассказ)

 

Вы можете пожертвовать любую сумму множеством способов или сразу отправить журналу 500 руб.:

- с вашего яндекс-кошелька:


- с вашей банковской карты:


- с телефона Билайн, МТС, Tele2:




Купите свежий номер журнала
«Новая Литература»:

Номер журнала «Новая Литература» за январь 2019 года

Купить все номера с 2015 года:
Литературно-художественный журнал "Новая Литература" - www.newlit.ru


 

 

При перепечатке ссылайтесь на newlit.ru. Copyright © 2001—2019 журнал «Новая Литература».
Авторам и заказчикам для написания, редактирования и рецензирования текстов: e-mail newlit@newlit.ru.
Меценатам, спонсорам, рекламодателям: ICQ: 64244880, тел.: +7 960 732 0000.
Реклама | Отзывы
Рейтинг@Mail.ru
Поддержите «Новую Литературу»!