HTM
Номер журнала «Новая Литература» за апрель 2018 г.

Екатерина Бернацкая

Лимонная роща Орландо

Обсудить

Повесть

 

Купить в журнале за январь 2016 (doc, pdf):
Номер журнала «Новая Литература» за январь 2016 года

 

На чтение краткой версии потребуется полтора часа, полной – 1 час 40 минут | Цитата | Скачать в полном объёме: doc, fb2, rtf, txt, pdf
Опубликовано редактором: Вероника Вебер, 20.01.2016
Оглавление

11. 10 глава
12. 11 глава
13. 12 глава

11 глава


 

 

 

– Античная система стихосложения возникла ещё в Древней Греции в восьмом веке до нашей эры, – учил Магистр, – и в Древнем Риме, куда в третьем веке до нашей эры она перешла из Греции.

– А сейчас? В какой мы сейчас части мира зарождаем поэзию: в Греции, в России?

В Лимонной Роще, – просто ответил Магистр.

– Но такая, говорят, не существует.

– Раньше, возможно, она не существовала. Или существовала в твоих мечтах. А сейчас существует. Так же и я думал о тебе, не о тебе конкретно, я просто создал мечту и не забывал её, и ты – результат её воплощения. Так же и ты глубоко замечтался. Ведь нельзя же сказать, что тебя сейчас не существует?

– Нет, – категорически произнёс Орландо.

– И раньше ты существовал, но в некой возможной перспективе. Так что не смей сомневаться, Орландо, в существовании Лимонной Рощи. Ведь это первый шаг к поднятию завесы сна. Здесь все твои чувства, которые надобно соединить в разум. Так вот, продолжим нашу лекцию.

Певцов изображали с лирой в руках, отсюда и название «лирика».

– Значит, само понятие лиры заложено в стихе?

– Да, но бывают и агрессивные стихи.

– Как люди?

– Стих – почти всегда как человек. Со смертью поэзии в людях, как ты видишь, вымерло почти всё человеческое. Но давай теперь не будем отвлекаться, потому что дальше моё изложение требует глубокой сосредоточенности и вдумчивости.

Магистр Поэзии рассказал Орландо про системы построения стиха. Равносложие, говорил он, для стихов религиозно-моральной направленности, а, например, Антиох Кантемир бунтовал против этой системы, вот и стихи он писал назло сатирические.

– Значит, были и тогда поэты-революционеры?

– Всегда были, каждый поэт такой, даже первый.

– Тоническая система стиха, – продолжил Магистр, – от греческого Tonos – напряжение, ударение…

Так он поведал юному Орландо обо всех премудростях правильного стихосложения, об организации звукового состава, об упорядоченности расположения ударных слогов среди безударных, размерах стихотворных, и всё юноша внимательно слушал и во всё вникал, пока не дошла очередь до стихотворных стоп.

– Зачем мне нужны стихотворные стопы? – возмутился он. – Я не хочу, чтобы мои стихи несли в себе ценность стопы. Лишь молитву, я хочу, чтобы молитву нёс мой стих. Ещё Агнелий писал:

 

Писать не умеют поэты, дыханьем одним,

краткие строки им подавай,

с простенькой рифмой.

 

Вот и вся ваша стопа! Краткая строка да простенькая рифма. Не мудрено написать стих определённой стопой. Дайте только образец! Но составить и упорядочить дух стиха – вот что трудно. А стопа не может облачаться в барабанный дождь, ибо и дождь звучит неравномерно, и стук его не вписывается в такты, и паузы в нём неровны.

– Орландо, ты нетерпелив. Прежде чем разрушать традиции, изучи их. Подкреплённый знаниями древних, ты будешь увереннее себя чувствовать, и стихи тебе будут подчиняться беспрекословно, и тот серебряный стих во сне тебе тоже доверится. К тому же, если ты будешь идти против правил от незнания, то будешь самодуром, а если от знания к прогрессу – то творцом. Итак, если не хочешь прослыть идиотом и не опуститься до сокрушённых стихов, обучать после других своему мастерству, ты должен изучить неизвестное и отдать дань предкам.

Орландо стало стыдно, и он признал, что поспешил со своими выводами необдуманно и горячо попросил прощения у Магистра, после чего Магистр продолжил.

Так Магистр Поэзии рассказал Орландо все правила подражания стихам – хорей, ямб, дактиль, амфибрахий и анапест. Ямб, хорей, говорил он, – двусложные стопы, но ямб – стопа с ударением на первом слоге, а хорей – с сильными местами на нечётных слогах стиха. Хорей с греческого языка переводится как плясовой, вот и стихи читаешь, как танец слогов, этакий хоровод, печальный или грустный, но видится в нём большая крепкая дружба слов. Ямб же совсем нетанцевальный. Стоят слоги, как солдаты, чётко, твёрдо, и смотрят все одинаково и не сводят с тебя глаз, даже в лирическом стихе, они строго организованы в том смысле, что им совсем не хочется пуститься в пляс. Но если ямб взывает к чувствам и восклицает, то он пламенен и страстен, как никакой другой стоп.

И есть трёхсложные стопы – дактиль, амфибрахий и анапест. Они только и различаются, что ударением в начале стихотворной строки. Так дактиль с ударением на первом слоге, амфибрахий на втором, а анапест на третьем.

Орландо уже немного подустал, его утомило не только уже вечернее время (речь Магистра автор сократил, как только смог, упомянув лишь яркие моменты занятий, чтобы не затянуть с лишними деталями, которые можно прочесть в любой энциклопедии и других длинных премудрых книгах), но и любопытство, жгучее желание приступить к практике.

Дактиль? – переспросил он, пытаясь вовлечь Магистра, привыкшего к одинокому созерцанию мира, к долгим монологам, к безучастности в беседе и равнодушию к собеседнику – в диалог.

– Можно я приведу пример? – продолжил Орландо.

Попробуй, – с радостью откликнулся Магистр Поэзии, удивляясь смелости своего ученика. Ведь такой вопрос был бы не то чтобы смелым, а даже дерзким в отношении Магистра Поэзии. Только перед одним его ярким взором блекли все строки. Не все стихи выдерживали испытания его вида. Стихи, сплетённые целиком из рифмы, вяли; стихи лжепророков тоже вяли. Стихи добросовестные беспомощно трепетали, и только редкие стихи, снабжённые большой долей мудрости, ведущие к истине и к святым и глубоким чувствам, возносились в его глазах.

Попробуй, – сказал Магистр.

Орландо призадумался. Магистр думал, что этому юноше понадобится как минимум полчаса, чтобы вытащить из себя строчку; чтобы набраться смелости сказать её, понадобятся сутки; и на то, чтобы оправиться от стыда недели будет достаточно. Но вдруг Орландо улыбнулся и бойко произнёс, не сделав себе никаких заметок на черновике.

 

Неповоротливый дактиль

 

Чёрной вуалью накрылась луна.

Но средь ночи никогда не узнают:

Это безрука трёхсложна стопа

Тёмным плющом её обвивает.

 

– А где же окончание «я» в третьей строке? – усмехнулся Магистр.

– А зачем оно нужно? Разве смысл дактиля непонятен?

– Дактиль благороден, и теперь ты и сам видишь, что сатира, которую прыснул твой стих, как жало скорпиона, ядовита и нечестна. А вот чтобы ты вкладывал в стихи не стопы, а смысл, и учился дисциплинировать свои мысли, мы продолжим упражняться.

 

По крайней мере, Орландо достиг своей цели, он сманил Магистра к диалогу, и теперь был полностью счастлив, но уже мог вежливо скрывать свою улыбку.

 

– Теперь амфибрахий, – строго проговорил Магистр – Как с этим ты справишься? И не распыляйся сатирами, ибо они подобны молниям. А ты знаешь, что небо молниями не раскидывается зря и зажигает небеса в определённое время. Сочини теперь амфибрахий. Но помни, что это тихая стопа стиха, она умеряет его, превращая его в длительное повествование, или же шаги стиха увеличиваются, будто человек идёт на цыпочках, и чтобы где-нибудь ненароком не скрипнуть, широкими шагами перебирается из одной точки в другую. Она тиха, загадочна, совсем мистическая, и стих читаешь, замерев дыхание.

– Сейчас, – Орландо заметно помрачнел, и от детского выражения лица не осталось и следа.

 

Шепчущий амфибрахий

 

Не страшен ни скорпион мне, ни змей.

Боюсь одного, что однажды в саду,

Когда встрепенутся от света цветы,

Не услышу я, как поёт соловей.

 

– Уже лучше, – наблюдая за Орландо, произнёс Магистр. – Но вот в последней строчке у тебя ударный не второй слог, а третий, не пятый слог, как положено, а четвёртый…

– Я поменяю! – воскликнул Орландо, в уме перебирая варианты.

 

Услышу не я, как поёт соловей.

 

– Тогда же, – торопливо произнёс сбитый с толку Орландо, – тогда же всё на своих местах.

– Хм, – нахмурился Магистр. – Ты должен управлять стопой, а не стопа тобой. В ущерб смыслу не стоит менять строчку. Будь верен своей идее и не раболепствуй перед стопой. Теперь ты видишь, к чему это приводит. Когда стих врывается в твоё сердце, ты не должен приветствовать его «Амфибрахий! Амфибрахий!», ты ему должен молча поклониться и впустить его, иначе он не поймёт, к кому ты обращаешься, и ты собьёшь его с пути.

Орландо поник головой, в его глазах замерцали робкие слёзы, но он часто заморгал, и они пропали. Высохшим взглядом он посмотрел на Магистра.

– Я готов обучаться дальше, учитель. Простите меня, пожалуйста, за мою несдержанность. Что-то в моей голове размякло от позднего часа, но я ещё твёрд и жив.

– Хорошо, ведь ляжем спать мы только после того, как ты познакомишься с анапестом. Удивительная стопа, звенящая и мерцающая, к тому же ещё неторопливая, созерцательная, рисующая в основном немые картины. Понимаешь?

– Да, – уже совсем кротко сказал он, еле шевельнув губами, и начал говорить тихо стих.

 

Немой анапест

 

Где-то отзвук далёкий, печальный.

Вдруг встревожил мою тишину.

И душе отчего-то взгрустнулось.

Не оттого ль, что он дальний?

 

Хорошо, – сказал Магистр, он вдруг тоже стал молчаливее. Ему хотелось как можно больше молчать, как можно тише молчать. Тишина, в которой они сидели, была благородной, и ни одни слова похвалы не могли бы компенсировать это молчание.

Хорошо. На сегодня хватит. Завтра рифма, – сказал Магистр и посмотрел на Орландо. Лёгкое несовершенство Орландо вызывало в его душе потоки тёплых чувств. Орландо был рождён в совершенной мечте, но пока его неуклюжесть умиляла, и, чувствуя себя нужным Орландо, Магистр ещё больше хотел заботиться о нём и полюбил его сильнее. А Орландо даже не намекнул своему учителю, годится ли он ещё в поэты или нет, достоин ли нести священную миссию, сможет ли обратить лица людей к своему гласу. Он хотел спать, он хотел учиться – он понял, сколько всего не знает.

 

 

 


Купить доступ ко всем публикациям журнала «Новая Литература» за январь 2016 года в полном объёме за 197 руб.:
Банковская карта: Яндекс.деньги: Другие способы:
Наличные, баланс мобильного, Webmoney, QIWI, PayPal, Western Union, Карта Сбербанка РФ, безналичный платёж
После оплаты кнопкой кликните по ссылке:
«Вернуться на сайт продавца»
После оплаты другими способами сообщите нам реквизиты платежа и адрес этой страницы по e-mail: newlit@newlit.ru
Вы получите каждое произведение января 2016 г. отдельным файлом в пяти вариантах: doc, fb2, pdf, rtf, txt.

 


Оглавление

11. 10 глава
12. 11 глава
13. 12 глава
Пользовательский поиск

Клуб 'Новая Литература' на facebook.com  Клуб 'Новая Литература' на g+  Клуб 'Новая Литература' на linkedin.com  Клуб 'Новая Литература' на livejournal.com  Клуб 'Новая Литература' на my.mail.ru  Клуб 'Новая Литература' на odnoklassniki.ru  Клуб 'Новая Литература' на twitter.com  Клуб 'Новая Литература' на vk.com  Клуб 'Новая Литература' на vkrugudruzei.ru

Мы издаём большой литературный журнал
из уникальных отредактированных текстов
Люди покупают его и говорят нам спасибо
Авторы борются за право издаваться у нас
С нами они совершенствуют мастерство
получают гонорары и выпускают книги
Бизнес доверяет нам свою рекламу
Мы благодарим всех, кто помогает нам
делать Большую Русскую Литературу



Собираем деньги на оплату труда выпускающих редакторов: вычитка, корректура, редактирование, вёрстка, подбор иллюстрации и публикация очередного произведения состоится после того, как на это будет собрано 500 рублей.

Сейчас собираем на публикацию:

06.07: Алексей Филиппов. Дядя Ваня (рассказ)

 

Вы можете пожертвовать любую сумму множеством способов или Яндекс.Деньгами:


В данный момент ни на одно произведение не собрано средств.

Вы можете мгновенно изменить ситуацию кнопкой «Поддержать проект»




Купите свежий номер журнала
«Новая Литература»:

Номер журнала «Новая Литература» за апрель 2018 года

Купить все номера с 2015 года:
Литературно-художественный журнал "Новая Литература" - www.newlit.ru


 

 



При перепечатке ссылайтесь на newlit.ru. Copyright © 2001—2018 журнал «Новая Литература».
Авторам и заказчикам для написания, редактирования и рецензирования текстов: e-mail newlit@newlit.ru.
Меценатам, спонсорам, рекламодателям: ICQ: 64244880, тел.: +7 960 732 0000.
Реклама | Отзывы
Рейтинг@Mail.ru
Поддержите «Новую Литературу»!