HTM
Номер журнала «Новая Литература» за июнь 2019 г.

Виктор Герасин

Для всех быть всем

Обсудить

Повесть

 

Так довелось, что святому старцу Амвросию Оптинскому я ныне прихожусь земляком по месту его рождения. Как писателя, меня давно занимает личность и жизненный путь святого земли русской. Его афоризм – «Где просто – там ангелов со сто, а где мудрено – там ни одного» – ставлю девизом ко всему своему сочинительству.

6 декабря 2012 года в с. Большая Липовица Тамбовской области в честь 200-летия со дня рождения Амвросия Оптинского освятили новый храм Троицы Живоначальной. Храм построен на пожертвования земляков великого Святого.

Я посчитал обязанным себя откликнуться на юбилей земляка, Святого земли русской Амвросия Оптинского, в миру Александра Михайловича Гренкова, повестью, что и предлагаю вниманию читателей.

 

На чтение потребуется 3 часа 40 минут | Скачать: doc, fb2, pdf, rtf, txt | Хранить свои файлы: Dropbox.com и Яндекс.Диск
Опубликовано редактором: Вероника Вебер, 19.01.2013
Оглавление

20. Глава 6. 4
21. Глава 7.1
22. Глава 7.2

Глава 7.1


 

 

 

«Если кто хочет идти за Мною, отвергнись себя, и возьми крест свой, и следуй за мною».

Александр принимал постриг в рясофор.

Постриг в рясофор – это второе крещение, человек как бы перерождается и обновляется. В знак этого нового рождения он навсегда избавляется от своих мирских одежд и приемлет перед святым Евангелием, как от руки самого Бога, одежду новую, облекаясь в нового человека.

Игумен Моисей совершил оглашение до пострига и тщательно расспросил постригаемого:

– Добровольно ли Александр принимает пострижение?

– Добровольно, – ответил Александр.

– Хорошо ли обдумал своё решение?

– Хорошо обдумал.

– Готов ли нести за него ответственность?

– Готов.

 

Волосы постригли крестообразно, после чего игумен облачил его в рясу и клобук. Молитвой игумен испрашивал благодати Божией для «приемшагоначатоксвятаго образа». И совершил отпуст.

Моисей вручил новопостригаемого монастырскому старцу Макарию со словами:

– Вручаю тебе пред Богом сего новоначальнаго, ответ дашь Богу о нём в день судный.

И новопостриженному:

– Ты же – во всём повинуйся старцу, и во всём терпелив будь, смирен, послушлив, кроток и молчалив, и обретёшь благодать пред Богом, и спасёшься. Свидетельствуешь ли, Александр, свою готовность вступить в ангельский чин и решимость пребыть в монастыре?

– Свидетельствую.

 

А вскоре заговорили о пострижении Александра в мантию.

Александр к этому не стремился, знал устав монастыря, но старец Макарий настаивал на очередном пострижении. Что было причиной столь скорого действа, Макарий не говорил. Многие высказывали удивление по случаю нового пострижения. Наконец стало известно, что этому постригу способствовали благоприятные обстоятельства: правящий в это время в Калужский епархии архипастырь Николай был расположен к скорейшему пострижению в монашество людей, получивших высокое и особенно школьное образование. Явно для монастырей наступали новые времена.

На утренней литургии Александра постригали в мантию. Само действо пострижения в мантию проистекает в особом торжестве.

При чтении часов перед литургией иеромонах Илларион, который принимал постриг, поставил Александра пред святыми дверями, попросил преклонить колени, затем поклониться братии. После этого Александра вывели на паперть, где он разоблачился: снял с себя одежды и стоял в преддверии в одной власянице, без пояса, без обуви, ничем не покрыт. Это символизировало знак отрешения от мира.

Братия запела тропарь.

С горящими свечами при пении тропаря братия встречала кающегося как блудного сына евангельской притчи. Илларион трижды сотворил земной поклон, встал перед алтарём. Началось само пострижение.

 

Перед царскими дверями установили аналой, положили на него крест и Евангелие. У всех присутствующих при этом в руках горели свечи. Илларион сказал постригаемому краткое увещание, призывая его отверзть уши своего сердца, внемля гласу Господа, зовущего взять Своё лёгкое иго и помнить, со страхом и радостью давая обеты, что Сам Спаситель, и Его Матерь, и все Небесные Силы внимают его словам, которые отзовутся ему в последний день воскресения.

Затем спросил:

– Что пришёл, брат, припадая к святому жертвеннику и святой дружине сей?

Игумен знает, зачем он пришёл, но спрашивает для того, чтобы всем было явно его искреннее желание. Александр ответил:

– Желая жития постническаго, честный отче.

– Желаешь ли уподобиться ангельского образа и принятому быть лику монашествующих?

– Ей Богу желаю, честный отче.

Александр, как подобает, отвечал тихо, смиренно, без тени сомнения.

Постригающий одобрил его благое намерение такими словами:

– Воистину доброе и блаженное дело избрал ты: добрые дела трудом стяжаются и болезнью исправляются.

 

Как бы не довольствуясь добровольным приходом нового подвижника и его первыми признаниями, постригающий приступил с подробным испытанием:

– Вольною или невольною мыслью приступаешь к Богу? Пребудешь ли в монастыре в постничестве даже до последнего издыхания? Сохранишь ли себя в девстве, и целомудрии, и благоговении, и в послушании к настоятелю и братии? Потерпишь ли всякую скорбь и тесноту жития монашеского ради Царствия Небесного?

На все эти вопросы Александр давал смиренные ответы, исполненный сознанием своей немощи и упованием на благодатную поддержку:

– Ей Богу содействующу, честный отче.

 

Затем игумен раскрыл, в чём состоит совершеннейшее житие, и дал благие советы. Он верит в чистоту, смиренномудрие и совершенное самоотвержение постригаемого. Предостерегает об искушениях, которые воздвигнет на воина Христова враг человеческий воспоминаниями прежней жизни.

В конце ещё раз спросил:

– В сих обетах пребывать обещаешь ли до конца живота благодатию Христовою?

– Ей Богу содействующу, честный отче.

 

Игумен молится о постригаемом, вспоминая благоутробие щедрого Бога, сказавшего Израилю: «Аще бы и жена забыла исчадие своё, Аз не забуду тебе».

Укрепляет дух нового брата обетованием небесной силы в подвигах духовных и утешениях Святого Духа и святых Антония, Евфимия, Саввы и сущих с ними во Христе Иисусе.

Александр преклонил колени и склонил голову, игумен возложил на голову книгу Большой Требник и читал молитву, в которой просил Господа признать достойным Себе служителем того, кто оставил всё житейское, оградить этого раба Своего силою Святого Духа, принять его чистую жертву Богу и с отнятием его волос отнять и всякую похоть бессловесную, сподобив его исоблюдению святых заповедей и приобщения к лику избранных.

 

Затем игумен, указывая Александру на святое Евангелие, лежащее на аналое, сказал:

– Христос невидимо здесь предстоит, видит, как никто тебя не принуждает прийти к сему образу, видит, как ты от своего произволения хочешь обручения великого ангельского образа.

Александр подтвердил это.

– Возьми ножницы и подай их мне.

И так трижды Александр подаёт ему ножницы от святого Евангелия и целует его руку.

Приняв в третий раз ножницы из рук постригаемого, игумен говорит:

– Из руки Христовой принял я.

Затем постригает волосы на голове Александра крестообразно, произнося:

– Брат наш постригает власы главы своей во имя Отца, и Сына, и Святого Духа.

Пострижение волос выражает удаление помыслов земных, влекущих к миру. При пострижении произносится новое имя монаха, имя избирается по святому этого дня или начинающееся с той же буквы, что и мирское имя постригаемого. Выбор имени зависит от постригающего, ибо оно даётся в знак того, что монах полностью отрекается от мира, покорно подчиняется воле игумена, посвящая себя служению Богу. Александра нарекли именем Амвросий. Во-первых, по начальным буквам двух этих имён, а во-вторых, святой день Амвросия Медиоланского приходился близко святому дню Александра.

Амвро́сий Медиола́нский –  епископ и проповедник. Один из четырёх великих латинских учителей церкви. Авторитет Амвросия был велик. Он почитается как святой западными и восточными церквями.

 

При тихом пении всей братии «Господи, помилуй» начиналось облачение нового инока в одежды, теперь по его чину, руками настоятеля, объясняющего постепенно их духовное значение. Надели хитон со словами:

– Брат наш облачается в хитон вольныя нищеты и нестяжания.

Затем четырёхугольный плат с изображением креста.

– Приемлет во обручение великого образа и знамения креста Господня.

Хитон шнурами, пришитыми к его углам, объемлет плечи и обвивает и стягивает одежду. Он даётся во всегдашнее воспоминание о взятом на себя благом слове в обуздание и связание всех похотей и плотских желаний. С хитоном возлагается Крест, в воспоминание крестных страданий Господа и Смерти Его и в знамение последования Господу, то есть, претерпевания всех скорбей и страданий.

Затем новопостриженного одели в ризу радования во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа. Эта одежда чёрного цвета, как и другие, напоминающая о смерти и плаче, именуется ризою радования, потому что надевающий её избавляется от земных скорбей и печалей, вводится в нетленную жизнь, в полное послушание глаголам Господним.

 

На Амвросия одели пояс, чтобы крепче стягивал своё плотское естество, в бодрости и духовной силе всегда творил заповеди Божии и соблюдал лично данное ему послушание.

А далее уже облачение в мантию. Игумен говорит:

– Приемлет мантию, обручение великого и ангельского образа, в одежду нетления и чистоты.

Мантия – знак покровительства Божия. Она не имеет рукавов, свободно развеваясь при ходьбе, она напоминает крылья ангела.

Надевается клобук или камилавка,

Амвросий обувается в сандалии при возглашении игумена:

– Обувается в сандалия в уготовление благовествования мира.

Амвросию дали небольшую верёвку с нанизанными на неё костяными бусинами, то есть, чётки. Отныне по ним он будет считать совершённые молитвы и поклоны, положенные монаху по правилу.

 

Игумен произносит:

– Брат наш приемлет меч духовный, что есть глагол Божий, в всегдашней молитве Иисусовой. Всегда держать имя Господа Иисуса в уме, в сердце, глаголя: Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй меня, грешного.

Настоятель с молитвой дал крест в правую руку, напоминая слова Христовы:

– Кто хощет последовати Мне, да отвержется себе и возьмёт крест свой и да последует Мне.

Дал Амвросию зажжённую свечу, с которой тот должен стоять всю литургию, до своего Причащения, у иконы Спасителя, и опять произносит:

– Так да воссияет свет ваш пред человеком.

Игумен молился, прося Господа ввести раба Своего в духовный Свой двор, чтобы очистил его мудрование от плотских похотей и дал бы ему непрестанно вспоминать блаженство, ожидающее любящих Бога и распявших себя житием монашеским ради Царствия Небесного.

Божественная литургия шла обычным чином. Во время Причащения духовник отец Макарий взял у стоящего перед иконой Спасителя Амвросия крест и свечу. Амвросий же, приложившись к святому образу, приобщился святых Божественных Тайн.

 

 

 


Оглавление

20. Глава 6. 4
21. Глава 7.1
22. Глава 7.2

Канал 'Новая Литература' на telegram.org  Клуб 'Новая Литература' на facebook.com  Клуб 'Новая Литература' на linkedin.com  Клуб 'Новая Литература' на livejournal.com  Клуб 'Новая Литература' на my.mail.ru  Клуб 'Новая Литература' на odnoklassniki.ru  Клуб 'Новая Литература' на twitter.com  Клуб 'Новая Литература' на vk.com  Клуб 'Новая Литература' на vkrugudruzei.ru

Мы издаём большой литературный журнал
из уникальных отредактированных текстов
Люди покупают его и говорят нам спасибо
Авторы борются за право издаваться у нас
С нами они совершенствуют мастерство
получают гонорары и выпускают книги
Бизнес доверяет нам свою рекламу
Мы благодарим всех, кто помогает нам
делать Большую Русскую Литературу



Собираем деньги на оплату труда выпускающих редакторов: вычитка, корректура, редактирование, вёрстка, подбор иллюстрации и публикация очередного произведения состоится после того, как на это будет собрано 500 рублей.

Сейчас собираем на публикацию:

08.04: Ыман Тву. Клюв (рассказ)

 

Вы можете пожертвовать любую сумму множеством способов или сразу отправить журналу 500 руб.:

- с вашего яндекс-кошелька:


- с вашей банковской карты:


- с телефона Билайн, МТС, Tele2:




Купите свежий номер журнала
«Новая Литература»:

Номер журнала «Новая Литература» за июнь 2019 года

Купить все номера с 2015 года:
Литературно-художественный журнал "Новая Литература" - www.newlit.ru


 

 

При перепечатке ссылайтесь на newlit.ru. Copyright © 2001—2020 журнал «Новая Литература».
Авторам и заказчикам для написания, редактирования и рецензирования текстов: e-mail newlit@newlit.ru.
Меценатам, спонсорам, рекламодателям: ICQ: 64244880, тел.: +7 960 732 0000.
Реклама | Отзывы
Рейтинг@Mail.ru
Поддержите «Новую Литературу»!