HTM
Номер журнала «Новая Литература» за июнь 2019 г.

Виктор Герасин

Для всех быть всем

Обсудить

Повесть

 

Так довелось, что святому старцу Амвросию Оптинскому я ныне прихожусь земляком по месту его рождения. Как писателя, меня давно занимает личность и жизненный путь святого земли русской. Его афоризм – «Где просто – там ангелов со сто, а где мудрено – там ни одного» – ставлю девизом ко всему своему сочинительству.

6 декабря 2012 года в с. Большая Липовица Тамбовской области в честь 200-летия со дня рождения Амвросия Оптинского освятили новый храм Троицы Живоначальной. Храм построен на пожертвования земляков великого Святого.

Я посчитал обязанным себя откликнуться на юбилей земляка, Святого земли русской Амвросия Оптинского, в миру Александра Михайловича Гренкова, повестью, что и предлагаю вниманию читателей.

 

На чтение потребуется 3 часа 40 минут | Скачать: doc, fb2, pdf, rtf, txt | Хранить свои файлы: Dropbox.com и Яндекс.Диск
Опубликовано редактором: Вероника Вебер, 19.01.2013
Оглавление

27. Глава 9.1
28. Глава 9.2
29. Глава 9.3

Глава 9.2


 

 

 

Утро начиналось всё с того же: молитва, завтрак, приём прихожан.

Поглядев в окошко, Амвросий сказал кельнику:

– Рано ещё, а они уже возле оградки. Одни стоят, сгурбились, другие сидят на земле. Иосиф, там вон с маленькой девочкой женщина, зови её первой, пусть заходит.

Женщина и девочка с ней лет четырёх или пяти вошли. Женщина припала на колени, давила на плечо девочки, чтобы и та стала с ней рядом. Но девочка во все глаза глядела на старца и не обращала внимания на мать.

– Зовут-то тебя как, красавица? – ласково спросил Амвросий и положил ладонь на головку девочки.

– Аня, – чуть слышно ответила девочка.

– Аня, – повторил за ней Амвросий. – Будь ты Анна, будь Аннушка, не будь Анета. В Анетах пути нету! Правда это?..

– Правда.

– Ну вот и мило. А у меня сестрёнка Аннушка, хорошенькая такая, теперь уже совсем большая. Вот и ты будешь Аннушкой. Вырастешь большая, красивая, тебе мамушка твоя и батюшка твой жениха доброго найдут.

– Она у нас хорошая, отче, да вот головка у неё стала болеть. Помоги нам, век будем благодарны.

– Помоги, – эхом отозвалась за матерью Аннушка.

– Как не помочь такой умнице, такой красавице. А головка может болеть от роста её. Растёт в ней все, развивается, кровь не успевает за ростом, вот головка и болит.

Амвросий все держал руку на голове девочки, поглаживал её круговыми движениями.

– Молоко и сметана у вас своя? Своя. Вот что, Аннушка: мы с тобой заведём бутылочку, нальём в неё парного молока – никому не дадим, сами будем пить. Ты парное молоко любишь? Нет? Хоть и не любишь, да бери себе парного молока и пей его, когда остынет. Уж ты давай ей, мамушка, вволю, а то и сверх воли хорошенького молочка, давай, ведь она больная. А парное молочко её сделает весёленькой, ягодка ягодкой будешь у нас. А когда ты старенькой станешь, то Аннушка тебе кружку молока или водицы подаст. Так оно и идёт, так оно и цепляется всё одно за другое. Ты мать, молока ей давай, а сама ладонь свою на головке её держи, гладь, гладь её, умненькую. Как тепло в ладони почувствуешь, так остановись. И снова, и снова покруживай.

Мать и дочка, поцеловав Амвросию руки, удалились.

 

У входа в келью женский голос недовольно выговаривал:

– Надо же, сколько приходится ждать его. Куда дело годится, – горячилась молодая женщина. – Знала если бы, что здесь так принимают, так ни за какие коврижки не поехала бы сюда. Уговорили: посети батюшку Амвросия, посети батюшку Амвросия…

Женщина не договорила. Дверь широко открылась. Старец с ясным лицом предстал на пороге и громко спросил:

– Кто здесь нетерпеливые, пойдите ко мне.

Приблизился к молодой женщине, взял за руку и повел к себе. Беседовали минут десять.

– Говори, что привело тебя ко мне?

– Душа привела, – ответила молодка. – Часто в смущении она находится. Всё у меня есть, я не бедная, а вот душой, кажется мне, неустойчивая. Как душу мне укрепить?

– Вопрос твой не нов, он каждого тревожит. Если не укрепить дух и душу человека, то дай ему хоть горы денег, но у него не будет ни радости, ни счастья до тех пор, пока человек не обретёт правую, здравую и истинную веру. Потому что, если человек потеряет деньги, – это не беда. Если человек потеряет здоровье, – это полбеды. Если человек потеряет веру, – это настоящая беда. Но если человек имеет истинную веру, как крепкий фундамент своей жизни – он имеет всё, потому что он имеет в душе Бога.

Женщина вышла от старца тихая, в слезах.

 

А у ограды собралась группа женщин в ожидании приёма. Пожилая с болезненным лицом женщина, сидя на пне, рассказывала:

– Вот уж на каких больных ногах я приковыляла от самого Воронежа. Сомнения у меня нет – старец исцелит. А, не дойдя до монастыря, заблудилась я. И уж выбилась из сил, милые вы мои, и в слезах упала на сваленное бревно. Гляжу, старичок какой-то идёт. В подряснике и скуфейке. Спросил меня, о чём это я слезами уливаюсь, а я ему одно: от самого Воронежа иду, а тут с дороги сбилась, в монастырь мне надо. Он меня выслушал, успокоил и указал клюкой направление. Пошла я в указанную сторону, за кусты зашла, а он вот он, монастырь-то, а до него рукой подать.

Женщину выслушали, посоображали, кто бы это мог быть, что за старик такой. Одна предположила, что это мог быть лесник.

– Лесник монастырский тут неподалёку живёт.

Другая по-своему рассудила:

– А мог и послушник какой ни то быть.

– Не, – возразила третья, – послушники – они молодые. А она говорит – старичок.

На крылечко вышел знакомый келейник и громко спросил:

– Где тут Авдотья из Воронежа?

Все молчали, переглядывались. Служка повторил свой вопрос громче, прибавив, что её зовёт батюшка.

– Голубушки мои! Да ведь Авдотья из Воронежа, я сама и есть! – воскликнула рассказчица с больными ногами.

Все расступились, Авдотья, проковыляв до крылечка, скрылась за дверью. Минут через пятнадцать она вышла из домика в радостных слезах.

– Чудо-то какое, милые вы мои! Старичок, указавший мне дорогу в лесу, это никто иной, как сам отец Амвросий. А может, кто-либо, уж очень на него похожий.

Думали, судили-рядили: кто есть в монастыре, похожий на самого Амвросия? Всех перебрали, нет, и рядом поставить некого. Верили и не верили Авдотье, а она убеждать и переубеждать никого не стала.

 

Тем временем ещё одна женщина рассказывала своё:

– Батюшка мне велел читать по записке всё моё. В келье горели лампадки и маленькая восковая свечка на столике. Читать по записке было темно и некогда. Я сказала, что припомнила, и то спеша, а затем прибавила:

– Батюшка, что сказать вам ещё? В чём каяться? Забыла что-то. Старец упрекнул меня в забывчивости неуместной. Но вдруг встал с постели, на которой лежал. Сделав два шага, он очутился на середине кельи. Я невольно на коленях повернулась за ним. Старец выпрямился во весь свой рост, поднял голову и воздел руки кверху, как бы в молитвенном положении. Мне представилось в это время, что стопы его отделились от пола. Я смотрела на освещённую его голову и лицо. Помню, что потолка в келье как будто не было, он разошёлся, а голова старца как бы ушла вверх. Это мне ясно представилось. Через минуту батюшка наклонился надо мной, изумлённой виденным, и, перекрестив меня, сказал:

– Помни, вот до чего может довести покаяние. Ступай.

Старец раз и навсегда запретил мне говорить о том, что я узрела. Я вышла от него, шатаясь, и всю ночь проплакала о своём неразумии и нерадении.

– А я вот как попала к батюшке Амвросию, – начала свой рассказ благообразная тихая женщина. – Была я батюшки Макария духовная дочь, часто наезжала в Оптину к нему. Вдруг приходит известие о кончине Макария. Не могу выразить и теперь своей скорби. Это известие убило меня совсем. В Оптиной я никого больше не знала, ни к кому не обращалась, кроме своего старца. Отца Амвросия я вскользь видела, когда он проходил из скита в монастырь по поручению батюшки Макария. Он мне казался совсем молодым, да ещё красивой наружности. Тут же прослышу, что батюшка Амвросий заступил место по старчеству отца Макария, и что множество народа идёт к нему. Полное негодование и какая-то ревность, обида наполнила мое сердце. Вот уж нашли, к кому обращаться! – говорила я себе, – такой красивый да молодой... Прошло несколько дней моего пребывания в Оптиной, потянуло меня пройтись по излюбленной дорожке в скит и к Святым воротам. Иду одна по скитской дорожке, полная скорбных дум и негодования на молодого красивого иеромонаха Амвросия. А навстречу целое шествие следует за Амвросием. Я нарочно отошла в сторону, чтобы не быть вынужденной подойти под благословение. Думала, пройдут и меня не заметят. Поравнявшись со мной, вдруг старец отделился от народа и быстро подойдя и заглянув мне в лицо, благословил меня большим крестом. Благословив, он пошёл своей дорогой. Вероятно, батюшка Амвросий шёл в монастырь к вечерне. Я долго стояла, как вкопанная. Затем на другой день решилась пойти в скит, попроситься исповедоваться у батюшки Амвросия. Теперь уже я не боялась, что батюшка молод и красив, а его удивительная прозорливость в моём устроении душевном привлекла меня к нему. Стоило только мне попасть к батюшке Амвросию, как я открылась ему также всей душой, как и старцу Макарию.

 

После полудня келейник Иосиф вошёл в келью и увидел старца сидящим на постели, с глазами, устремлёнными в небо, и лицом, осиянным радостью.

– Батюшка, ещё пришёл народ.

– Какой народ?

– Белевские, тульские, рязанские, костромские и прочие. Всех не упомнишь

– Что ж, давай принимать «все народы», которые пришли к нам.

Вошла богатая помещица. Она не первый раз посещала Амвросия, но с трёхлетней дочкой пришла впервые. Пока взрослые беседовали, умненькая девочка, предоставленная себе, осмотрела батюшкину келью, побывала во всех углах, и, заскучав, стала среди кельи, сложила на груди ручки, и жалостливо глядя на Амвросия, заговорила, подражая взрослым:

– Бедный старичок! Такой он старенький, всё на постельке лежит, комнатка у него маленькая, игрушек у него нет, ножки у него болят, бегать не может. А у меня игрушек много. Всяких. Хочешь, старичок, я зайчиков привезу поиграть тебе?

Амвросий, а за ним и мать рассмеялись.

– Привези, привези, девочка, – радостно улыбался Амвросий, поглаживая ребенка по голове, – вот уж какая ты хорошая, какая у тебя душа добрая, взяла и пожалела дедушку.

 

Приняв всех, Амвросий запросился на прогулку.

Недалеко от домика Амвросия ждали крестьяне, по всему их виду, настоящие пахари. И когда Амвросий вышел, то тут же подступили к нему:

– Мы костромские мужики, – сказал один из них. – Прослышали, что у тебя ножки болят, так вот тебе мягонькие лапотки и принесли.

И они подали Амвросию тонкие валенные сапоги.

Ласковая улыбка и выражение благодарности осветили лицо Амвросия.

Возвращаясь с прогулки, Амвросий взошёл на крылечко и, опираясь рукой на перильца, обернулся лицом к двум молодым людям. Один стоял против него, но ничего не говорил. Амвросий приветливо спросил у второго юноши, где он учится, и сказал ему, чтобы он продолжал свои занятия. Затем он спросил первого:

– Веруешь ли в Бога, в Святую Троицу?

– Кажется, верую, – отвечал юноша, – кажется, могу сказать, что верую.

Амвросий же сказал тихо:

– Никогда ни с кем не спорь о вере. Не надо. Потому что никому ничего не докажешь, а сам только расстроишься. Не спорь.

 

 

 


Оглавление

27. Глава 9.1
28. Глава 9.2
29. Глава 9.3

Канал 'Новая Литература' на telegram.org  Клуб 'Новая Литература' на facebook.com  Клуб 'Новая Литература' на linkedin.com  Клуб 'Новая Литература' на livejournal.com  Клуб 'Новая Литература' на my.mail.ru  Клуб 'Новая Литература' на odnoklassniki.ru  Клуб 'Новая Литература' на twitter.com  Клуб 'Новая Литература' на vk.com  Клуб 'Новая Литература' на vkrugudruzei.ru

Мы издаём большой литературный журнал
из уникальных отредактированных текстов
Люди покупают его и говорят нам спасибо
Авторы борются за право издаваться у нас
С нами они совершенствуют мастерство
получают гонорары и выпускают книги
Бизнес доверяет нам свою рекламу
Мы благодарим всех, кто помогает нам
делать Большую Русскую Литературу



Собираем деньги на оплату труда выпускающих редакторов: вычитка, корректура, редактирование, вёрстка, подбор иллюстрации и публикация очередного произведения состоится после того, как на это будет собрано 500 рублей.

Сейчас собираем на публикацию:

08.04: Ыман Тву. Клюв (рассказ)

 

Вы можете пожертвовать любую сумму множеством способов или сразу отправить журналу 500 руб.:

- с вашего яндекс-кошелька:


- с вашей банковской карты:


- с телефона Билайн, МТС, Tele2:




Купите свежий номер журнала
«Новая Литература»:

Номер журнала «Новая Литература» за июнь 2019 года

Купить все номера с 2015 года:
Литературно-художественный журнал "Новая Литература" - www.newlit.ru


 

 

При перепечатке ссылайтесь на newlit.ru. Copyright © 2001—2020 журнал «Новая Литература».
Авторам и заказчикам для написания, редактирования и рецензирования текстов: e-mail newlit@newlit.ru.
Меценатам, спонсорам, рекламодателям: ICQ: 64244880, тел.: +7 960 732 0000.
Реклама | Отзывы
Рейтинг@Mail.ru
Поддержите «Новую Литературу»!