HTM
Номер журнала «Новая Литература» за июнь 2019 г.

Виктор Герасин

Для всех быть всем

Обсудить

Повесть

 

Так довелось, что святому старцу Амвросию Оптинскому я ныне прихожусь земляком по месту его рождения. Как писателя, меня давно занимает личность и жизненный путь святого земли русской. Его афоризм – «Где просто – там ангелов со сто, а где мудрено – там ни одного» – ставлю девизом ко всему своему сочинительству.

6 декабря 2012 года в с. Большая Липовица Тамбовской области в честь 200-летия со дня рождения Амвросия Оптинского освятили новый храм Троицы Живоначальной. Храм построен на пожертвования земляков великого Святого.

Я посчитал обязанным себя откликнуться на юбилей земляка, Святого земли русской Амвросия Оптинского, в миру Александра Михайловича Гренкова, повестью, что и предлагаю вниманию читателей.

 

На чтение потребуется 3 часа 40 минут | Скачать: doc, fb2, pdf, rtf, txt | Хранить свои файлы: Dropbox.com и Яндекс.Диск
Опубликовано редактором: Вероника Вебер, 19.01.2013
Оглавление

28. Глава 9.2
29. Глава 9.3
30. Глава 10.1

Глава 9.3


 

 

 

Со временем Амвросий приобрёл спокойствие духа, доброту по отношению к людям, был неподдельно ласковым и весёлым, ясно смотрел на жизнь. Прихожане чувствовали эти его качества и всё больше и больше тянулись к нему. И он им не отказывал.

При всей занятости с прихожанами, не забывал и переводческую, издательскую деятельность. Друг его Павел Степанович принял постриг с именем Платон.

В неделю раз собирались в келье старца, обсуждали переводы, рассматривали изданные книги, определяли, куда их рассылать. И почтой отправляли в епархии близлежащих губерний, в монастыри, в семинарии.

Амвросий чувствовал дух времени, читал присланные в монастырь журналы, статьи, ощущал в прочитанном некую неуверенность в традициях церковного дела, некоторое отступничество от канонов Православия. С западных государств надвигалось безбожие, искажение духовного начала, попытки отвернуть народ от религии. Особенно активно внедрялось масонство. И через кого? Через высокообразованных людей, отцы и деды которых были истинными православными, блюди веру, как зеницу ока.

В келии у Амвросия висел портрет Феофана Заточника, и он следил за публикациями его статей в журналах, отмечал особое рвение этого религиозного философа к удержанию православной веры.

В журнале он читал суждения Феофана:

«Бог всюду есть. Скажите Ему утром благодарение и испросите благословение своими словами, несколько поклонов и довольно! К Богу никогда не обращайтесь кое-как. А всегда с великим благоговением. Не нужны Ему ни наши поклоны, ни наши многословные молитвы... Вопль из сердца краткий и сильный, вот что доходно!»

Раздумывая над прочитанным, Амвросий ощущал Феофана как самого близкого к нему человека, с которым все мысли и движения души его совпадали. Не то ли самое и он, Амвросий, не уставая, проповедовал братии, прихожанам? Чуть ли не из слова в слово то же самое.

«Главное дело есть – молитва ума и сердца к Богу, возносимая со славословием, благодарением и прошением... и, наконец, с преданием себя Господу всецело. Когда есть такие движения в сердце, есть там и молитва, а когда нет, и молитв нет, хотя бы вы целые дни простояли на правиле».

Амвросий призывал келейников, заставлял их вычитывать отмеченные им в статьях Феофана выдержки, обсуждать их. Видел, как в его умных, грамотных келейниках вырабатывается именно тот подход к служению Господу, который сам он проповедовал и теперь подтверждал трудами Феофана.

 

К Амвросию зашёл его помощник по переписке Климент. Принёс письма. Читали благодарности из епархий, монастырей за присланные книги оптинского издания. Одно письмо, особенно обстоятельное, порадовало Амвросия, оно было от Тамбовского епископа Феофана.

Феофан благодарил за книги и сообщал, что высылает ответно свои издания. Несколько позже святитель Феофан попросил об оказании ему помощи. Он работал над составлением русского текста объёмного труда – «Добротолюбие». Занимаясь переводом слов Исайи Отшельника, святитель столкнулся с большими трудностями в переводе некоторых сложных мест. Писал: «по невидности мысли, да и вообще не могу похвалиться, что попадаю на мысли святого».

Оптинские переводчики уже осуществили издание «Слов аввы Исайи», в подготовке которого участвовали старцы Макарий, Амвросий, монах Платон (Покровский).

Далее Феофан писал, что каким-то образом пропустил это издание и познакомился с ним, лишь когда начал работу над своим переводом.

Оптинские переводчики имели под руками рукописный перевод, произведённый старцем Паисием Величковским. Свой перевод старец Паисий сделал с греческого текста. Феофан же пользовался латинским текстом слов Исаии. И теперь он просит рукопись перевода старца Паисия предоставить ему хотя бы на время. «Как старец Паисий явил себя наиточнейшим переводчиком свято-отеческих писаний, то я надеюсь, что его перевод аввы Исаии поможет мне исправить мои неисправности и заполнить невольно допускаемые пропуски», – пишет Феофан. И заканчивает письмо постскриптумом: «Прошу передать мой поклон достопочтенному отцу Амвросию. Прошу и его помолиться о моём всеокаянстве».

Последнее – «всеокаянстве» – развеселило переводчиков, они почувствовали в Феофане своего, близкого, как и они, труженика.

Книгу незамедлительно послали святителю. Феофан их поблагодарил письмом, сказал, что уже через три недели он начал вновь работать над рукописью.

 

Келейники, переписчики видели, что письмах святителя Феофана и преподобного старца Амвросия прослеживается глубокая духовная связь – одни и те же люди обращались к ним за советом, и Вышенский Затворник, и Оптинский старец зачастую знали о советах и рекомендациях друг друга, и с большим уважением и тактом поддерживали у своих корреспондентов доверия к этим духовным наставлениям. Например, святитель Феофан пишет сомневающейся: «О. Амвросий прямой вам дал совет. ...О. Амвросий хорошо советует поспешить». Одна из духовных чад святителя Феофана переслала его письмо старцу Амвросию, и старец с удовольствием цитировал из него: «Теория похожа на придворную даму, а практика – на медведя в лесу». Язык святителя Феофана и преподобного Амвросия объединяла образность и афористичность, уместный юмор, любовь к народным выражениям, пословицам, поговоркам. Всему тому, что рождалось в глубинах русского народа.

Келейники Амвросия беседовали между собой в часы отдыха, удивлялись старцу: вон уж какой больной он, а сколько энергии в нём, живчик какой. Их поражало в нём уменье быстро ориентироваться в психике пришедших к нему за советом людей. Это был какой-то особенный чудный дар – быстро узнавать по одному только выражению лица, чем страдает и болит душа пришедшего, и соответственно этому давать то или другое наставление.

Совсем нежданно отца Амвросия посетил Великий князь Константин Константинович, внук царя Николая I. Посетил явно из любопытства, хотелось посмотреть на старца. Он вошёл в маленькую светлую комнату, где отдыхал Амвросий. Амвросий привстал навстречу высокому гостю и благословил его. Они остались вдвоём. Амвросий горячо похвалил стихи Князя, прочитал четверостишие:

«Хвалите Господа с небес

И славьте, человеки!

Воскрес Христос! Христос воскрес!

И смерть попрал навеки!»

Князь внимательным взглядом изучал старца, отмечая, что слаб монах, худой, совершенно седой, но с добрым лицом и умными пытливыми глазами. Болен ногами; они у него в серых шерстяных носках; он то вложит ноги в башмаки, то снова их вынет. Ему трудно ходить. Его приветливый вид, опрятность и вся простая обстановка комнатки – книги на полках, цветы на окне, карточки, портреты и картины по стенам – производили на Князя самое приятное впечатление.

После общих слов о здоровье, о жизни монастыря, обсудили близкое, то, с чем пришёл Великий князь.

– Захотел я, отец Амвросий, чтобы дети мои пожили вблизи Оптиной Пустыни – не только бы отдыхали и гуляли, но и бывали бы в монастыре. Расспрашивал людей, нет ли где на примете свободной летом усадьбы, как можно ближе к Оптиной. Указали на усадьбу помещика Николая Сергеевича Кашкина, расположенную в селе Прыски, в трёх верстах от Оптиной пустыни, на левом берегу Жиздры.

– Что ж, доброе дело, Константин Константинович, задумали. Места здесь благодатные. Детки ваши здоровы будут. Им много нужно света, воздуха, воды. Разумно, очень разумно поступаете.

 

– И ещё, отец Амвросий. Жена у меня не православная, как мне поступить, посоветуйте.

– Совет тут один: жена для того и дана, чтобы жить с ней, детей рожать, поднимать, жизнь свою скрашивать.

Амвросий явно говорил уклончиво, обдумывая, как правильней ответить на вопрос гостя.

– Готовить жену постепенно к приобщению и приобщить к вере нашей. Надо стараться присоединить её, – заключил Амвросий. И перевел разговор на другое.

– Вы, Князь, сделайте уж так в нашей армии, чтобы нижних чинов не кормили скоромною пищей в постные дни. В другие дни плотнее кормите, а в скоромные разгрузки организму их давайте. Они от этого только сильнее станут, выносливей. Вы уж постарайтесь, это в ваших силах.

– Я многое, отец Амвросий, хотел вам сказать. Шёл сюда и думал, вот то скажу, вот другое скажу. А то вдруг… Я теряюсь в мыслях, у меня слов не хватает. Простите меня и благословите.

Константин Константинович простился с Амвросием.

Оба понимали: желаемого им душеполезного разговора не получилось, и оба сожалели об этом.

Вскоре Амвросий получил от Великого князя короткое письмо:

 

«Старцу Амвросию моя искренняя признательность за добрую память. Прошу дорогих молитв и благословения незабвенной обители мне и моей семье».

 

 

 


Оглавление

28. Глава 9.2
29. Глава 9.3
30. Глава 10.1

Канал 'Новая Литература' на telegram.org  Клуб 'Новая Литература' на facebook.com  Клуб 'Новая Литература' на linkedin.com  Клуб 'Новая Литература' на livejournal.com  Клуб 'Новая Литература' на my.mail.ru  Клуб 'Новая Литература' на odnoklassniki.ru  Клуб 'Новая Литература' на twitter.com  Клуб 'Новая Литература' на vk.com  Клуб 'Новая Литература' на vkrugudruzei.ru

Мы издаём большой литературный журнал
из уникальных отредактированных текстов
Люди покупают его и говорят нам спасибо
Авторы борются за право издаваться у нас
С нами они совершенствуют мастерство
получают гонорары и выпускают книги
Бизнес доверяет нам свою рекламу
Мы благодарим всех, кто помогает нам
делать Большую Русскую Литературу



Собираем деньги на оплату труда выпускающих редакторов: вычитка, корректура, редактирование, вёрстка, подбор иллюстрации и публикация очередного произведения состоится после того, как на это будет собрано 500 рублей.

Сейчас собираем на публикацию:

08.04: Ыман Тву. Клюв (рассказ)

 

Вы можете пожертвовать любую сумму множеством способов или сразу отправить журналу 500 руб.:

- с вашего яндекс-кошелька:


- с вашей банковской карты:


- с телефона Билайн, МТС, Tele2:




Купите свежий номер журнала
«Новая Литература»:

Номер журнала «Новая Литература» за июнь 2019 года

Купить все номера с 2015 года:
Литературно-художественный журнал "Новая Литература" - www.newlit.ru


 

 

При перепечатке ссылайтесь на newlit.ru. Copyright © 2001—2020 журнал «Новая Литература».
Авторам и заказчикам для написания, редактирования и рецензирования текстов: e-mail newlit@newlit.ru.
Меценатам, спонсорам, рекламодателям: ICQ: 64244880, тел.: +7 960 732 0000.
Реклама | Отзывы
Рейтинг@Mail.ru
Поддержите «Новую Литературу»!