HTM
Номер журнала «Новая Литература» за февраль 2019 г.

Виктор Герасин

Повесть о Сухотинском монастыре

Обсудить

Повесть

На чтение потребуется два с половиной часа | Скачать: doc, fb2, pdf, rtf, txt | Хранить свои файлы: Dropbox.com и Яндекс.Диск
Опубликовано редактором: Вероника Вебер, 5.06.2013
Оглавление

17. Глава 6.2
18. Глава 6.3
19. Глава 7.1

Глава 6.3


 

 

 

Исполнение наказа старца Серафима Саровского теперь уже игуменья мать Дорофея считала для себя святой обязанностью. Она собрала все монастырские силы, всё тягло и приступила к работам по укреплению берега, чтобы оттеснить воду, не дать ей подмывать и разрушать ограду. По совету Приходский священник отец Василий и Дорофея обошли место предполагаемых работ.

– Начините с того, что вычистите берег, – советовал отец Василий, – а затем воль воды копаете траншеи, сажаете в них молодые вётлы, а между вётлами – ивовые кустарники, плотными рядами. Вётлы и кустарники корнями увьют землю так, что вода её перестанет размывать. А за рядами насаждений ближе к ограде надо ставить длинную плотину, используя для этого глину из ям. Вдоль плотины по течению реки выкапывать сточную канаву, по которой полая вода будет сходить в низменную сторону, к реке. Работы тяжёлые. Насельницам твоим не по силам будут.

 

Дорофее казалось, что она просто справится с укреплением берега, а дело выходило вон куда, без посторонней силы не обойтись. А постороннюю силу оплачивать надо. А чем? Монастырская казна пуста. Надо какой-то выход искать.

Пригласила снова отца Василия, деревенского старосту Степана и советовалась с ними, как дальше ей быть. И договорились: объявят они мужикам так – кому нужен строевой или дровяной лес, то идите к Дорофее на подрядные работы.

И мужики стали подходить. Торговались. Осматривали место, где надо насыпать плотину, одни соглашались, другие уходили, не договорившись, ссылаясь на занятость, на свои неотложные дела. С лесником Дорофея сама осмотрела строевой сосновый лес, оставили затеси на каждой сосне, которая будет снята и отдана мужикам за работу.

После того, как плотину насыпали достаточной высоты, стали в Лисьей балке набирать камень, вывозить его и укладывать по откосу и верху плотины. Сооружение получалось зримое. Приехавший в монастырь преосвященный Николай оглядел плотину и остался доволен работой.

– Теперь можно спать спокойно, – пошутил преосвященный, – вода больше не станет донимать монастырскую ограду, вон какой вал соорудили, какое укрепление возвели.

Преосвященный благодарил игуменью и насельниц за их великий труд.

Вместе с преосвященным приехал молодой мужчина, назвавшийся Павлом Степановичем. Был он послан из Оптиной Пустыни доставить изданные церковные и святоотеческие духовные книги в монастыри Тамбовской губернии. Побывал уже в Мамонтовой Пустыни, в Трегуляйском монастыре, и вот доехал до Сухотинского монастыря.

 

В храме Дорофея показала преосвященному и гостю из Оптиной книгу, вериги и власяницу от самого Серафима Саровского. Когда-то всё это святой старец подарил инокине Вере Кудрявцевой в знак своего расположения к ней. Теперь же она не Вера, теперь она Дорофея, а дары старца принесла с собой в монастырь, держала их в тщательно охраняемом особом сундучке. Вериги железные, весом 3 фунта, и 45 золотников, по расположению частей – в форме монашеского парамана. При них два креста: первый – с изображением Распятия Христа Спасителя и задний – с изображением святого Архангела Михаила. Вериги и власяницу возлагали по временам на больных сестер или на впавших в какое-либо искушение; и те чувствовали после того заметное облегчение.

 

Преосвященный Николай спешил побывать ещё в нескольких храмах, а потом уже сегодня вечером или завтра утром возвратиться в Тамбов.

А Павел Степанович остался отдохнуть в монастырской гостинице. После того, как книги были переданы в церковь, Дорофея пригласила гостя отобедать и отдохнуть у неё. За обедом она просила Павла Степановича побольше рассказать ей об Оптиной Пустыне, о порядках, заведённых там, о доходных статьях монастыря.

– Без доходных дел монастырю выживать трудно. Мы начинаем с того, что выкупили в Тамбове дом и думаем начать там работы по ковроткачеству, шитью одежды. Хорошо бы обучить несколько насельниц иконописи, другим художественным работам. И в самом монастыре насельницы не будут сидеть сложа руки, найдётся и им работа. Пока никак не подберём из насельниц такую молодую и деловую монашку, которой можно было бы смело поручить налаживание мастерских.

Павел Степанович откликнулся откровением на откровение Дорофеи.

– Оптинский монастырь старый, наработаны давние доходные дела: монастырская пасека даёт немалую прибыль, разведение породистых коней, молодняк от которых с благодарностью покупает население, почтовые станции, даже купцы делают заказы на жеребят требующейся им масти для составления троек, шестёрок, земля, мельницы… Вы, вижу, лесом богаты. Сосна зрелая перестаивает уже. Лесопилку ставьте. Земли у вас низинные, заливные, под овощи хороши. Добьетёсь заказ для армии – озолотеете на овощах.

– На всё, что вы называете, виды имеем, да всё в раз не захватишь. Сады заводим, огороды, выращиваем то, что идёт на стол в монастыре.

 

Рассказал Павел Степанович и о книгопечатании.

– Епархии щедро оплачивают церковные книги, а я доставляю их из издательств до приходов и монастырей.

– Книгопечатание мы не поднимем, – посожалела Дорофея, – умельцев таких у нас не найдём.

– Да, дело не простое, навыки да навыки нужны. У нас занимается подготовкой книг к изданию земляк ваш, уроженец села Большая Липовица Александр Гренков, ныне отец Амвросий. Опытный в книжных делах человек, языки иностранные знает. Отец Макарий души в нём не чает. Наместником своим объявляет.

– О большой Липовице много понаслышана от матери покойной Варвары Александровны, а сама пока там не была. Подумываю съездить к отцу Фёдору и позаимствовать у него опытного человека по устройству пасек да свою пасеку начать обустраивать. И о внуке отца Федора, об Амвросии, тоже понаслышана от Варвары Александровны. Слух о нём добрый по тамбовским приходам и монастырям катится. Жива буду – в Оптину приду, приеду. Собираюсь вот в Москву попасть, попросить кое-кого оказать помощь монастырю.

– Да у вас, кажется, и без помощи всё налажено, всё отлажено, – изумился Павел Степанович.

– Нет, – загадочно улыбнулась Дорофея, – до налаженного и отлаженного ой как далеко ещё. Всё впереди.

 

 

 


Оглавление

17. Глава 6.2
18. Глава 6.3
19. Глава 7.1

Канал 'Новая Литература' на telegram.org  Клуб 'Новая Литература' на facebook.com  Клуб 'Новая Литература' на linkedin.com  Клуб 'Новая Литература' на livejournal.com  Клуб 'Новая Литература' на my.mail.ru  Клуб 'Новая Литература' на odnoklassniki.ru  Клуб 'Новая Литература' на twitter.com  Клуб 'Новая Литература' на vk.com  Клуб 'Новая Литература' на vkrugudruzei.ru

Мы издаём большой литературный журнал
из уникальных отредактированных текстов
Люди покупают его и говорят нам спасибо
Авторы борются за право издаваться у нас
С нами они совершенствуют мастерство
получают гонорары и выпускают книги
Бизнес доверяет нам свою рекламу
Мы благодарим всех, кто помогает нам
делать Большую Русскую Литературу



Собираем деньги на оплату труда выпускающих редакторов: вычитка, корректура, редактирование, вёрстка, подбор иллюстрации и публикация очередного произведения состоится после того, как на это будет собрано 500 рублей.

Сейчас собираем на публикацию:

06.11: Владимир Левин. Судья (рассказ)

 

Вы можете пожертвовать любую сумму множеством способов или сразу отправить журналу 500 руб.:

- с вашего яндекс-кошелька:


- с вашей банковской карты:


- с телефона Билайн, МТС, Tele2:




Купите свежий номер журнала
«Новая Литература»:

Номер журнала «Новая Литература» за февраль 2019 года

Купить все номера с 2015 года:
Литературно-художественный журнал "Новая Литература" - www.newlit.ru


 

 

При перепечатке ссылайтесь на newlit.ru. Copyright © 2001—2019 журнал «Новая Литература».
Авторам и заказчикам для написания, редактирования и рецензирования текстов: e-mail newlit@newlit.ru.
Меценатам, спонсорам, рекламодателям: ICQ: 64244880, тел.: +7 960 732 0000.
Реклама | Отзывы
Рейтинг@Mail.ru
Поддержите «Новую Литературу»!