HTM
Номер журнала «Новая Литература» за февраль 2019 г.

Виктор Герасин

Повесть о Сухотинском монастыре

Обсудить

Повесть

На чтение потребуется два с половиной часа | Скачать: doc, fb2, pdf, rtf, txt | Хранить свои файлы: Dropbox.com и Яндекс.Диск
Опубликовано редактором: Вероника Вебер, 5.06.2013
Оглавление

32. Глава 11.2
33. Глава 11.3


Глава 11.3


 

 

 

В епархии Дорофее сказали, что в монастыре у неё полный порядок. Кроме одного: учительница Люба передумала поступать в монастырь, уходит вместе с тем, который пришёл по обету на коленях в монастырь и которого сама Дорофея поручила под присмотр Любы. Вот они и присмотрели друг друга. Ничего на это не ответила Дорофея, а про себя подумала: «Хорошо то, что отговорила Любу жертвовать монастырю имение. Что ж теперь, и такое бывает. Отпущу их с миром».

При заполнении отчётных бумаг в канцелярии Дорофее сказали:

– Матушка, вас просил зайти епископ Феофан.

С Феофаном Дорофея с глазу на глаз не виделась. Присутствовала на торжествах по случаю наречения Феофана на епископство в Тамбовской губернии, где он проникновенно говорил о служении Господу и людям. Ей нравилось то, как Феофан повёл дело с организацией приходских и монастырских школ для крестьянских детей, для сирот. В своём монастыре она следовала этому направлению в деятельности епископа.

 

Феофан поднялся навстречу вошедшей Дорофее, усадил её за стол, попросил, чтобы им подали чай с лимоном, стал расспрашивать о монастыре, о поездке в столицу.

Дорофея рассказала и о монастыре, и о поездке, об Амвросии, о генерале Иване Васильевиче, графе и графине, а главное, о том, как она лицезрела царскую чету, и как не смогла слова молвить в их присутствии. Выслушав, Феофан одобрил поездку, похвалил Дорофею.

– Храм вы, Вера, построите, уверен. Хочу предложить вам другое: стройте школу по проекту. Такую, чтобы всех крестьянских детей собрать под её кровом и учить, учить. России скоро понадобятся образованные люди, много образованных людей понадобится. А посему будем ставить себе наипервейшую задачу – учить детей. Мало того, что в монастыре, вы возьмите под опеку и близлежащие приходы, чтобы везде при них создавались школы. Учить не только детей, но и желающих взрослых. У вас есть грамотные, образованные насельницы, ваши сёстры, подберите из них способных к делу обучения и закрепите за ними приходские храмы для оказания им помощи. Это моё вам благословение.

Дорофея пригласила Феофана в любое время года и суток быть гостем в её монастыре. Феофан обещал бывать и обязательно присутствовать при закладке нового храма.

 

Ехала Дорофея по Астраханскому тракту. Миновали Бокино. Справа, за рекой Цной, темнела стена леса, который вдоль реки тянулся до самого Вышинского монастыря, и далее по Рязанской губернии до впадения в реку Оку. Её монастырь так же укрылся в этих лесах по берегу Цны. А по правую руку открывались бесконечные степи, луга, пахотные угодья. Казалось, этому раздолью нет ни конца, ни начала. Они подкатывали под самое небо, сливались с небом на горизонте. Душа Дорофеи наслаждалась этими видами и будто оттаивала, размягчалась, так утомила её долгая дорога и волнительные встречи со знатными людьми. Она удивлялась себе, откуда в ней столько смелости набралось так вот запросто общаться с самим Амвросием Оптинским, с генералом, с августейшим императором и его супругой. Есть, есть что порассказать сёстрам в монастыре. И она благодарила Господа Бога за столь удачную поездку. Представляла, как скоро заложит тёплый трёхпрестольный храм иконы Иверской Божьей Матери, как вознесётся он над зелёными просторами лесов, лугов и полей, как загудит, заухает над ним его пятидесятипудовый колокол, оповещая мир о монастырской жизни, о приходе праздников, о стремлении людей приблизить себя к Господу Богу.

В Кузьмино-Гати дали лошадям отдохнуть, покормили их, попоили, поехали дальше. И мелькнула мысль у Дорофеи: а не заехать ли сразу же в Пады, не найти ли ту женщину, о которой просил отец Амвросий. Спросила кучера:

– А далеко ли до Падов?

– Да вёрст семь есть, – ответил кучер.

– Семь – это невесть что. Как дорога поведёт на Пады, так и сворачивай на неё.

 

Под Падами мост ремонтировали, пересекли речку Большую Липовицу вброд. Поднялись к избам, у крайней остановились. У вышедшей к ним женщины Дорофея спросила:

– Не скажешь ли, сестра, где, в какой избе проживает некая Глафира?

– Глафира-то? А она одна у нас на всю деревню, бабка Глафира. Да вон её изба, третья от края. В ней она и проживает.

На крыльце третьей избы сидела пожилая женщина. Поднялась навстречу гостье. Дорофея отметила: в годах преклонных, а стать сохранилась в ней. Темноволосая. Она будто на самого Амвросия походит. Уж не родственница ли?

– Глафира? – спросила Дорофея.

– Глафира, – ответила женщина, – а я зачем тебе, матушка, нужна?

– А затем ты мне, сестра, нужна, что вот подарочек тебе издалека привезла я. Из самой Оптиной пустыни. И ещё отец Амвросий поклониться тебе велел. Что я и делаю с превеликим удовольствием.

Глафира открыла пакет и будто отшатнулась от зелёной ткани. Расширенными глазами глядела на ткань, нерешительно мяла её пальцами.

– Отец Амвросий сказал, пусть шьёт рубашки внучкам к следующей Троице. Есть внуки-то?

– И правнуков уже косяк бессчётный.

– А живёшь одна или с кем-то?

– Одна. Мужа похоронила. А полдеревни – дети мои и внуки. Уже и правнуков косяк. Каждый своё назначение на земле выполняет, кто-то Богу предаётся, кто-то – детям. Проходите в избу, покормлю вас. С дороги же.

– Верно, с дороги, за приглашение спасибо. Сыты.

 

В словах Глафиры о назначении каждого на земле Дорофея заподозрила скрытый упрёк, неодобрение тех, кто не связал свою жизнь с детьми, внуками. Ей неприятно стало продолжать разговор. И в то же время захотелось узнать: а что связывает эту женщину с Амвросием, спросила прямо:

– Амвросию как, роднёй будешь?

– Амвросию – нет, а вот Сашке Гренкову родня по духу. В Оптиной ещё будете?

– В скором времени нет, но я ему отпишу. Скажешь ли мне, что отписать?

– Нет, мать игуменья, всё сказано. Он всё сказал. Мой Сашка Гренков.

Дорофея откланялась Глафире.

Кони резво понесли её к родному монастырю.

 

 

 

__________________________________________

 

В работе над повестью автор пользовался трудами М. П. Кадомского «Историко-статистическое описание Богородице-Знаменского Сухотинского женского монастыря», Тамбов, 1864 г.

 

 

 


Оглавление

32. Глава 11.2
33. Глава 11.3


Канал 'Новая Литература' на telegram.org  Клуб 'Новая Литература' на facebook.com  Клуб 'Новая Литература' на linkedin.com  Клуб 'Новая Литература' на livejournal.com  Клуб 'Новая Литература' на my.mail.ru  Клуб 'Новая Литература' на odnoklassniki.ru  Клуб 'Новая Литература' на twitter.com  Клуб 'Новая Литература' на vk.com  Клуб 'Новая Литература' на vkrugudruzei.ru

Мы издаём большой литературный журнал
из уникальных отредактированных текстов
Люди покупают его и говорят нам спасибо
Авторы борются за право издаваться у нас
С нами они совершенствуют мастерство
получают гонорары и выпускают книги
Бизнес доверяет нам свою рекламу
Мы благодарим всех, кто помогает нам
делать Большую Русскую Литературу



Собираем деньги на оплату труда выпускающих редакторов: вычитка, корректура, редактирование, вёрстка, подбор иллюстрации и публикация очередного произведения состоится после того, как на это будет собрано 500 рублей.

Сейчас собираем на публикацию:

06.11: Владимир Левин. Судья (рассказ)

 

Вы можете пожертвовать любую сумму множеством способов или сразу отправить журналу 500 руб.:

- с вашего яндекс-кошелька:


- с вашей банковской карты:


- с телефона Билайн, МТС, Tele2:




Купите свежий номер журнала
«Новая Литература»:

Номер журнала «Новая Литература» за февраль 2019 года

Купить все номера с 2015 года:
Литературно-художественный журнал "Новая Литература" - www.newlit.ru


 

 

При перепечатке ссылайтесь на newlit.ru. Copyright © 2001—2019 журнал «Новая Литература».
Авторам и заказчикам для написания, редактирования и рецензирования текстов: e-mail newlit@newlit.ru.
Меценатам, спонсорам, рекламодателям: ICQ: 64244880, тел.: +7 960 732 0000.
Реклама | Отзывы
Рейтинг@Mail.ru
Поддержите «Новую Литературу»!