HTM
Номер журнала «Новая Литература» за январь 2019 г.

Художественный смысл

Новизна

Обсудить

Критическая статья

Опубликовано редактором: Вероника Вебер, 27.09.2019
Иллюстрация. Название: «Ночной город, набережная» (2010 г.). Автор: Аркадий Мелик-Саркисян (род. в 1956 г.). Источник: https://artchive.ru/artists/38547~Arkadij_Perchevich_MelikSarkisjan/works/566709~Nochnoj_gorod_naberezhnaja

 

 

 

Ну чем не новизна – рубленные фразы?

«Окошко ударников открыли вчера. Его украшали целую ночь. И вот полотнища кумача рухнули вниз…».

«Они показывали. Ночь напролёт. Лица их пожелтели от бессонницы и отвратительной охры».

«Посредине полотнища жил барабан. Он существовал автономно. Он отщёлкивал неугомонную походную дробь… Страна на марше».

А ведь уже была «рубленая фраза молодого Фадеева» (Аннинский):

«Что  я обязан теперь делать?..  Да, я обязан выйти в Тудо-Вакскую долину... вак... скую  долину... как  это странно – вак... скую долину...  Но  как  я  устал, как мне хочется спать! Что могут ещё хотеть от меня эти люди, когда мне так хочется спать?.. Он говорит – дозор... Да,  да,  и дозор...» («Разгром»).

Крах социализма – такая идея воплощена была Фадеевым «тогда (1925–1926), когда самым прозорливым (или подсознанию художническому) стало ясно, что крестьянскую (шире – мещанскую) страну в коммунизм не привести. (Что, собственно, история и доказала.)» (Самоцитата).

А вначале я цитировал «Паспорта» (1933) Сапира. (Год голода из-за перегибов коллективизации.)

Мрак от этих рубленых фраз. И трудно читается. То ли от чуть не бессвязности фраз, то ли от этого всепроникающего мрака. Есть даже просто непонятность:

«Приделал четвёртое колесо клетраку…».

Клетрак – гусеничный трактор, строился на заводе «Кливланд Трактор К°» в США. Русское прочтение сокращения Cleveland Tractor. Ну гусеницы приводятся в движение колёсами, пару которых, растягивающих каждую гусеницу, гусеница огибает. Но чтоб было на рисунке видно 3 колеса… Да ещё пририсовано 4-е!.. – Баловство – детский стиль, когда табуретке пририсованы обязательно все четыре ножки?..

Немного мешает пониманию и незнание, что в 1932 году в СССР была введена единая паспортная система, паспортные столы и милиция при ОГПУ (Объединённое государственное политическое управление). Смена паспортов у миллионов людей вызывала необходимость ударной работы, о чём, собственно и рассказ 1933 года. Всё в СССР тогда делали ударно, но иные чуяли в этом надрыв. Под влиянием ушедшего в подсознание идеала анархии (без центральной власти, что наступит при коммунизме) и при, наоборот, ежедневно теперь, в 1933-м, усиливающейся централизации, оправдываемой режимом страны как осаждённой крепости (а с 1933-го, с приходом к власти Гитлера, война таки была гарантирована в ближайшем будущем). И как тут с централизацией спорить? – Никто из просоветских и не спорил. Но у некоторых на сердце кошки скребли.

«Город – мерцающая звезда. Странно, но это так и есть. Молочный туман опрокидывается в город, густеет всё больше. Вязкой, хлопчатой ватой скрывает крыши, стены. Изредка сирена прорывается сквозь туман. Железо грохочет рядом, большие огни проносятся блеклыми пятнами. Город исчез, дома и люди одиноки. Молочная густота разлилась по улицам, зыбкая, как кисель, как студень. Её можно потрогать руками…

Город исчез, каждая улица, каждый шаг становится случаем. Каждая встреча начинается словом – вдруг…».

А это всего лишь начальник паспортного отдела возвращается домой со службы.

Там он давнего заклятого врага советской власти увидел. Тот, как и все, хотел получить паспорт. Узнанный начальником, он сумел скрыться. И вот теперь они встретятся в тумане. И начальник будет убит.

И рассказ (и его рваный ритм) предстают простой иллюстрацией идеи Сталина о всё нарастающем накале классовой борьбы по ходу строительства социализма (так называемого). И осознанность замысла рассказа ритму его, фразам его и некоторой непонятности его придают значение притянутой новизны. И хочется разразиться критикой иллюстративности Сапира…

И вдруг. Перескок авторской приязни к неунявшемуся классовому врагу:

«Ему надо уйти, уйти спокойно. Свободные улицы ожидают его. Он может пойти налево, направо, в любую сторону. Дороги зовут его упрямыми голосами, приглушёнными от тумана и сырости. Вечерние, узкие, уходящие в крутизну. Родина открывается впереди… Густые леса. Зелёные луговины. Земля, знакомая до оскомины. Исхоженная с раннего детства. Цветные весёлые избы, солнечный дождь полыхает в стёклах.

Надо уходить, но нет. Он постоит немного».

И дальше совсем хаос.

Гордый и отомстивший «За родителей, за деток» раскулаченный… падает на колени перед подбежавшим милиционером и… врёт – как потом окажется – что он убил кулаческого организатора, убившего товарища Клёстова, уполномоченного по раскулачиванию.

Потому, оказывается, врёт, что начальник не убит, а, вот, пришёл в сознание. И авторская приязнь возвращается к начальнику паспортного отдела:

«Милицейский клёкот, гроза ленинградских ночей, подступает со всех сторон. Начальник глотает его, как воздух.

Город окружает начальника, вечерний и прекрасный. Крик проносится над людьми… Город узнает его, скуластого, кривоногого, жилистого.

Город… Или, может, просто друзья? Но, впрочем, это одно и то же».

И тут конец рассказа.

И не имеют имён ни начальник, ни покушавшийся на него. И на стороне обоих побывал автор.

Не понятно, зачем. Правда?

А это след подсознательного идеала автора, как и Фадеев, разочаровавшегося в сталинском социализме. Так Фадеев в итоге застрелился, а Сапир через 3 года умер от рака. Кто его знает, как бы он кончил, если б не рак.

 

 

22 сентября 2019 г.

 

 

 

Автор и ведущий

рубрики «Художественный смысл» –

Соломон Воложин

 

 

 


Канал 'Новая Литература' на telegram.org  Клуб 'Новая Литература' на facebook.com  Клуб 'Новая Литература' на linkedin.com  Клуб 'Новая Литература' на livejournal.com  Клуб 'Новая Литература' на my.mail.ru  Клуб 'Новая Литература' на odnoklassniki.ru  Клуб 'Новая Литература' на twitter.com  Клуб 'Новая Литература' на vk.com  Клуб 'Новая Литература' на vkrugudruzei.ru

Мы издаём большой литературный журнал
из уникальных отредактированных текстов
Люди покупают его и говорят нам спасибо
Авторы борются за право издаваться у нас
С нами они совершенствуют мастерство
получают гонорары и выпускают книги
Бизнес доверяет нам свою рекламу
Мы благодарим всех, кто помогает нам
делать Большую Русскую Литературу



Собираем деньги на оплату труда выпускающих редакторов: вычитка, корректура, редактирование, вёрстка, подбор иллюстрации и публикация очередного произведения состоится после того, как на это будет собрано 500 рублей.

Сейчас собираем на публикацию:

09.10: Ибрагим Ибрагимли. Интервью (одноактная моно-пьеса)

 

Вы можете пожертвовать любую сумму множеством способов или сразу отправить журналу 500 руб.:

- с вашего яндекс-кошелька:


- с вашей банковской карты:


- с телефона Билайн, МТС, Tele2:




Купите свежий номер журнала
«Новая Литература»:

Номер журнала «Новая Литература» за январь 2019 года

Купить все номера с 2015 года:
Литературно-художественный журнал "Новая Литература" - www.newlit.ru


 

 

При перепечатке ссылайтесь на newlit.ru. Copyright © 2001—2019 журнал «Новая Литература».
Авторам и заказчикам для написания, редактирования и рецензирования текстов: e-mail newlit@newlit.ru.
Меценатам, спонсорам, рекламодателям: ICQ: 64244880, тел.: +7 960 732 0000.
Реклама | Отзывы
Рейтинг@Mail.ru
Поддержите «Новую Литературу»!