HTM
Номер журнала «Новая Литература» за январь 2019 г.

Александр Клейн

Рассказ неофита

Обсудить

Повесть

Опубликовано редактором: Андрей Ларин, 31.03.2019
Оглавление

36. Часть 36
37. Часть 37
38. Часть 38

Часть 37


 

 

 

Однажды я проснулся июньским пасмурным утром, не предвещавшим ничего хорошего и имевшим меньшее отношение к слову «лето», чем знакомая мне бразильская зима. Было воскресенье, и на улицах было ещё мало людей, как это обычно бывает в такую погоду. Мне это даже нравилось: я перестал любить солнечные весёлые дни, когда народ устремляется на улицы, ведёт себя там шумно и бесцеремонно, как на базаре, и всё дышит каким-то кичливым торжеством легкомысленной жизни. Уж лучше были такие полудождливые дни, когда жизнь внешне больше соответствовала её внутренней трагике, и когда кислый вид людей отражал моё собственное тяготение собой. Постоянное копание в каждом душевном движении становилось мне уже невмоготу, и к этому времени я уже начал внутренне роптать на Бога за то, что Он привёл меня на путь, связанный с таким духовным напряжением. Но было ли это действительно от Бога? – «Быть может, эта всепоглощающая сконцентрированность на самом себе, весь этот идиотский самоанализ не имеет никакого отношения к духовной жизни и только отдаляет меня от Бога? Может, не следует копаться в истоках своей мотивации, в своей падшести, обнажать потаённые корни своих симпатий, а просто стараться соизмерять в очевидном свои желания и поступки с заповедями Божиими и не переступать черты?»

Я приоткрыл окно – в комнату неожиданно ворвался тёплый, но освежающий ветерок. Он принёс странные для такой погоды запахи юга. Мне вспомнились из моей бразильской жизни поросший зеленью, поднимающийся вверх и обрывающйся позади пологий склон с тремя потрёпанными пальмами-страдальцами на краю, в которых по ночам сверкали, вводящие в заблуждение своей похожестью на далёкие огни маяков, великолепные светлячки, а также утопающие за склоном в дальней синеве грязно-зелёные, стальные, синие и прозрачно-голубые горы то ли побережья, то ли островов, и ещё вспомнилось ровно разлитое, незаметно дышащее море-недотрога. Такого не будет больше никогда. Мне взгрустнулось и стало жалко себя.

Случайно я увидел бегающую по внутренней стороне оконного стекла божью коровку – она изо всех сил билась о стекло, ища выхода на свободу. Но его не было. Мне стало жалко божью коровку, захотелось ей помочь. «Вот обрадую её..». – грустно усмехнулся я и стал подталкивать её к краю окна, зная что это будет для неё не так просто – ей нужно будет ещё переползти через оконную раму. Но она не поползла, а полетела, да к тому же совсем в другую сторону. Сколько я не пытался выпроводить её за раму, в открытое пространство за окном, она этому никак не поддавалась. Во мне проснулось какое-то ожесточённое упорство – полуживую я всё же вытолкнул её вон. Она тяжело вспорхнула и улетела на какие-то кусты. Довольный, я отошёл от окна, как вдруг меня посетил ряд отчётливых мыслей: «Как Бог со мной... Что же Ему остаётся ещё делать, когда человек противится? Только дальше пытаться помогать... А я не хочу, сопротивляюсь... И кто тогда виноват в том, что душа моя изранена?.. Всё дело во мне... Что-то не так, если я весь погружён в свои ощущения и желания и уже перестал чувствовать рядом с собой Христа... Может, всё оттого, что я ищу не Бога, а своего?.. Знаю ли я вообще, что такое бескорыстие, целомудрие, смирение? Хочу ли я достичь их? Навряд ли... Всю свою жизнь я только заботился о своём благе: о душевном наслаждении, о душевном комфорте. Из любви к ближнему, из чистой любви к Богу я не совершил ещё ни одного поступка! Вот и получается, что работаю я не Богу, а самому себе. Таков разве истинный христианин?.».

Ко мне пришло что-то наподобие прозрения. Вся моя предыдущая жизнь открылась мне в новом свете, и я увидел, что скрывалось за всеми моими духовными исканиями: мне хотелось быть счастливым, в земном понимании этого слова, и я стал искать это земное счастье у Того, Кто один мог его доставить мне. Но Бог, наперекор моей лукавой воле, вёл меня к Себе Своими Ему одному ведомыми путями, уча меня смирению, истинному счастью и истинной любви. Что бы я ни делал, чтобы ни думал, а Господь устраивал всё так, как это нужно было для моего спасения. Бог не забывал меня. Какие бы плотские желания ни овладевали мной, какие бы близорукие размышления ни руководили моей молитвой, Бог всегда давал мне именно то духовное, что требовалось мне, хотя я часто и не понимал этого. Обращаясь к Богу, я неосознанно искал греха, а Бог направлял меня на путь веры и спасения. Не в этом ли проявлялось Его великое милосердие ко мне? Как щедр был Бог, и как эгоистичен был я сам!

Я строил свои отношения с Богом неправильно – словно попрошайка я только требовал от Него любви к себе, а сам ничем не хотел пожертвовать; не хотел пожертвовать своей волей, не хотел отдать всего себя Господу, чтобы Он распоряжалась мной, чтобы Его заповеди стали моим желанием. Но ведь смысл христианства не в прошении у Бога различных благ, тешащих самолюбие и чувственность – дать свободу действию Божьей благодати внутри себя, в этом состояло призвание человека, в этом должно было состоять и моё призвание. Это означало, что я должен был покончить со внутренней корректировкой Божьего промысла по отношению к себе, не роптать, не представлять себе, как бы Бог мог лучше в мою пользу устроить мои дела, а понять, что воля Божья – справедлива и что всё, что со мной происходит, благоприятствует моему спасению. Вот так и с моим творчеством. Если оно мне не удаётся, значит, ещё не время, значит, я придаю ему слишком большое значение, и также значит, что нужно ещё потрудиться над собой, и, может быть, позже откроется моё истинное творческое призвание, которое выразится в других, более совершенных формах. Но это означает также нелицемерно отказаться от всех своих мечтательных желаний, а не надеяться на то, что этот отказ лишь на время и что наступит пора, когда в награду за смирение получишь от Бога то, о чём мечтал до этого.

 

Весь день я размышлял о своём новом состоянии духа и в какой-то момент меня охватил страх того, что промысел Божий, исходя из желания моего спасения, готовит мне скорую смерть, и что прося Бога о помиловании и о спасении, я прошу у Него близкой смерти – ведь, может быть, для моего спасения нужна какая-та катастрофа, какая-та смертельная болезнь, а не то моя душа погибнет. Вдобавок получалось, что я не мог просить у Бога даже заступничества от смерти, потому что было ясно, что это было бы противодействием воле Божьей, при условии, что моя смерть доставляла бы благо моей душе. При этой мысли я тут же начинал испытывать угрызения совести, так как мой страх перед смертью, которая могла случиться со мной по воле Божьей, свидетельствовал всё ещё о моей любви к жизни и о нежелании потерять её даже для собственного спасения. Но была ли вообще оправдана такая постановка вопроса, ведь в таком случае любовь к жизни, совершенно естественное стремление, становилось злом, а смерть, в богословском понимании, как и всякое зло, противоестественное явление, становилась добром? К тому же, выходило, что желая любить Бога, я в то же время как бы ожидал от Него каких-то несчастий для себя, то есть плохого, и таким образом понуждал себя к какой-то извращённой любви.

Мне удалось немного установить равновесие в своих чувствах, когда я вспомнил, что у Святых Отцов есть слова о том, что Бог не призывает к себе грешника – если только грешник чистосердечно подвизается на пути спасения, – пока тот не принёс полноценного покаяния, то есть, пока тот не готов к смерти. Полноценное покаяние освобождает человеку путь к откровенному общению с Богом, к истинной любви к Нему, уничтожает страх перед смертью и, даже напротив, приводит к тому, что человек призывает смерть, как преображение жизни, чтобы по ней находиться постоянно пред лицом Божьим. Но как я ещё был далёк от этого!

И всё же мне не следовало страшиться, а нужно было пытаться идти по пути спасения, будучи уверенным в Божьем благословении на это и в Божьем заступничестве. Я должен был уповать на Божью справедливость и направлять свою деятельность на угодное Богу. И хотя я знал, что не всегда просто выявить то, что угодно Ему, мне было ясно, что это возможно только через духовный труд и связанный с ним опыт. Правда, понимая это, я, неутверждённый в вере, опасался, что не смогу различить этот труд от бесовского упорства, с которым человек служит какой-либо страсти. Не навязывал ли я упорствованием в стремлении к литературному творчеству свою волю Богу, не зашёл ли я уже за черту, на которой следовало бы остановиться и повернуть назад?

 

 

 


Оглавление

36. Часть 36
37. Часть 37
38. Часть 38

Канал 'Новая Литература' на telegram.org  Клуб 'Новая Литература' на facebook.com  Клуб 'Новая Литература' на linkedin.com  Клуб 'Новая Литература' на livejournal.com  Клуб 'Новая Литература' на my.mail.ru  Клуб 'Новая Литература' на odnoklassniki.ru  Клуб 'Новая Литература' на twitter.com  Клуб 'Новая Литература' на vk.com  Клуб 'Новая Литература' на vkrugudruzei.ru

Мы издаём большой литературный журнал
из уникальных отредактированных текстов
Люди покупают его и говорят нам спасибо
Авторы борются за право издаваться у нас
С нами они совершенствуют мастерство
получают гонорары и выпускают книги
Бизнес доверяет нам свою рекламу
Мы благодарим всех, кто помогает нам
делать Большую Русскую Литературу



Собираем деньги на оплату труда выпускающих редакторов: вычитка, корректура, редактирование, вёрстка, подбор иллюстрации и публикация очередного произведения состоится после того, как на это будет собрано 500 рублей.

Сейчас собираем на публикацию:

08.09: Виталий Семёнов. Сон «президента» (рассказ)

 

Вы можете пожертвовать любую сумму множеством способов или сразу отправить журналу 500 руб.:

- с вашего яндекс-кошелька:


- с вашей банковской карты:


- с телефона Билайн, МТС, Tele2:




Купите свежий номер журнала
«Новая Литература»:

Номер журнала «Новая Литература» за январь 2019 года

Купить все номера с 2015 года:
Литературно-художественный журнал "Новая Литература" - www.newlit.ru


 

 

При перепечатке ссылайтесь на newlit.ru. Copyright © 2001—2019 журнал «Новая Литература».
Авторам и заказчикам для написания, редактирования и рецензирования текстов: e-mail newlit@newlit.ru.
Меценатам, спонсорам, рекламодателям: ICQ: 64244880, тел.: +7 960 732 0000.
Реклама | Отзывы
Рейтинг@Mail.ru
Поддержите «Новую Литературу»!