HTM
Номер журнала «Новая Литература» за август 2019 г.

Александр Клейн

Рассказ неофита

Обсудить

Повесть

 

Купить в журнале за март 2019 (doc, pdf):
Номер журнала «Новая Литература» за март 2019 года

 

На чтение потребуется 7 часов | Цитата | Скачать в полном объёме: doc, fb2, rtf, txt, pdf

 

Опубликовано редактором: Андрей Ларин, 31.03.2019
Оглавление

39. Часть 39
40. Часть 40
41. Часть 41

Часть 40


 

 

 

Письмо Евгения

 

«Версаль, 11.05. / 24.05.2005 г.

 

Дорогой отец Владимир, благословите!

 

Пишу Вам это письмо для того, чтобы поделиться с Вами некоторыми, может быть и для Вас интересными, переживаниями, занимающими меня на протяжении многих месяцев и касающимися тревожных времён, охвативших нашу Зарубежную Церковь.

Истоки церковных волнений, по моему мнению, заключены в трудностях, с которыми мы сталкиваемся, решая задачу возвращения Зарубежной Церкви в Россию (если не физического, то духовного). Основная трудность состоит в том, что большинство современного русского народа в своих представлениях о Русской Православной Церкви и её истории исходит, к сожалению, только из понятий наши и не наши, и опираясь на них, считает своей лишь бывшую советскую церковь. Понятно, что мы должны учитывать это обстоятельство, если не хотим остаться без русского народа. Вопрос только в том, за какую грань нам ни в коем случае нельзя отступать и что для нас важнее: не потерять русский народ или не потерять чистоты предания Зарубежной Церкви, как оно было завещено нам её отцами. Но многие в нашей церкви скажут, что такое противопоставление неправомерно, что одно не исключает другого. Может быть... Но давайте посмотрим на ситуацию в России и на её корни попристальнее.

Можно долго рассуждать о приемлемости для Церкви Христовой компромиссов с богоборцами, но факт остаётся фактом – приняв продиктованные богоборческим режимом условия своего порабощения, основная часть Русской Церкви в Отечестве оказалась в двусмысленном положении, которое не позволяло ей нести одно из главных служений христианской Церкви – быть неподкупной совестью христианского народа. По причине своего порабощённого состояния церкви не только приходилось закрывать глаза на вопиющие преступления богоборческой власти, но и по сути оправдывать их. В конечном счёте это привело к тому, что общественный дух, присущий богоборческому режиму и условно называемый советским, пустил корни и в порабощённой церкви. В особенности этот дух укрепился тогда, когда в порабощённую церковь пришло поколение новых, уже полностью воспитанных при советском строе, людей. Советский дух не только определял внешнее поведение русских людей, но и наложил свою печать на их мировоззрение. И как ни прискорбно заявить об этом, но такое положение дел должно быть рассматриваемо, как вполне логичным.

В советском обществе культивировались две страсти: ненависть и гордыня. Ненависть должна была проявляться по отношению к «врагам народа», к которым совершенно произвольно мог быть причислен любой человек и которых ни в коем случае не следовало щадить. Отсюда происходили агрессивность и безжалостность, не останавливающиеся, конечно, и перед «своими». Гордыня нашла своё выражение в псевдопатриотизме на уровне: мы, советские (русские) люди – самые лучшие в мире, потому что наше общество самое передовое. С помощью этой своеобразной теории превосходства, существовавшей под искусственным льдом советского интернационализма, советский режим привязывал население к своим целям и оправдывал свою власть. Все свои войны, внешнеполитические, а отчасти и внутриполитические действия, советское правительство пыталось в последние годы своего существования выдать за служение безвременным интересам русского народа, русского государства. Опираясь на ещё дореволюционную имперскую националистическую традицию, советским правителям удалось с успехом разыграть эту карту как в послевоенное время, так и в поздний период советского строя, перетянув на свою сторону и некоторых из эмиграции. Даже у многих советских интеллигентов, критически настроенных по отношению к коммунистическому режиму, разгорались глаза и возбуждённо звучали голоса, когда они касались патриотических тем, как, например, советские войны. Да, их вели коммунисты, но во славу России. В наше «переходное» время к ненависти и гордыне добавились ещё и новейшие проявления советского духа, выражающиеся в отрицании наличия такого духа в современном обществе, в отрицании преступлений, совершённых в соответствии с этим духом, или в безразличии к ним.

Всю эту советскую психологию я привожу для того, чтобы ещё раз напомнить об отсутствии неповреждённой духовной жизни в бывшей советской церкви. Можно видеть какую-то положительную роль этой церкви в том, что она дала «приют» пришедшим к христианству людям с советской психологией, но проблема в том, что этой психологии она ничего не могла и не хотела противопоставить. И ныне мы видим, что современная церковь в России оказалась нам чуждой по духу – если бы это было не так, то, после обретения почти что неограниченной свободы, она с радостью облобызалась бы с нами, своими зарубежными братьями, с готовностью, естественной для христиан, принесла бы покаяние за своё, пусть в её глазах и невольное, «осквернение» в советское время и не стала бы увлекаться самооправданием.

Сейчас, на мой взгляд, мы наблюдаем в России откат к прошлому, так как однозначной духовной оценки этому прошлому не дано, а власть имущие опять пытаются разыграть «патриотическую карту» в том смысле, что пытаются создать гибрид между советской ложью и царской славой. К сожалению, церковь в России, которая, казалось бы, должна была первой повести русский народ к очистительному покаянию, не только сама не покаялась в своих прошлых ошибках, но и опять подключается к этой «игре», и опять подпитывает в народе новый дух гордыни, теперь уже совершенно добровольно.

Самое неприятное в том, что и в нашей церкви, по моим наблюдениям, начинает распространяться некоторое снисхождение к российской церковной и государственной действительности. Может быть, это идёт оттого, что и мы, приехавшие из России в последние годы, тоже не слишком расположены к покаянию. Наш неизжитый советский патриотизм да пышность российских богослужений принуждают нас видеть в России процессы, которые в сущности являются лишь поверхностными. Приезжаем в Россию, видим: строятся храмы, народа в церквах много, книжные лавки ломятся от церковной литературы – и на душе у нас становиться тепло, хотя многие факты из российской действительности свидетельствуют о духовном вырождении российского общества, даже, как говорят некоторые, более глубоком, чем при коммунистах. Своей поддержкой фарисейских властей «московская» церковь только лишь ускоряет это вырождение, а Зарубежная Церковь в последнее время почему-то взяла на своё вооружение тактику отмалчивания. И даже больше: подчёркивает положительные сдвиги в России, как свободу вероисповедания и печатание церковных книг, и указывает при этом на «московскую» церковь, как будто свобода вероисповедания зависит от неё, а печатание церковной литературы такой уж большой подвиг при этой свободе!

Также не может не смущать какая-то благодушная настроенность довольно внушительной части Зарубежной Церкви на шаги по сближению с церковью в России – слишком уж оптимистический и даже, я бы сказал, легковерный подход к ситуации в этой части Русской Церкви, да и в России в целом. Я критиковал новых эмигрантов за их советский дух, но и старые, как я вижу, падки на него. Когда старые эмигранты, приезжая на бывшую родину, встречаются с людьми в России, то, после Запада, не могут прийти в себя от восторга по поводу наличия сверхрационального начала в русском характере. Сверхрациональное начало было всегда присуще русской культуре и нужно признаться, что наивное, но пропитанное страстями, сверхрациональное чувство проявилось в какой-то мере и в принятии определённой частью русского народа коммунистических идей. Несмотря на официально пропагандируемую материалистическую идеологию, и даже в противовес ей, большевики фактически эксплуатировали идеалистическое, хотя и односторонне понимаемое, начало в людских душах. Этот типичный русский идеализм, который может развиться в религиозное возрождение, а может и опять вылиться в какую-нибудь деструктивную, скорее всего вульгарно-националистическую, идею, просто затуманивает головы некоторым отвыкшим от русской жизни членам Зарубежной Церкви. И затем, ещё настораживает тот факт, что в отзывах этих людей относительно духовенства «московской» церкви и представителей российских властей, не только не звучат трезвые нотки, а даже проскальзывают какое-то слащавое умиление и пафос, напоминающие стиль советской эпохи.

Считаю, что нам необходимо больше трезвости в оценке ситуации в России. Это значит, что дальнейшие шаги в сторону возвращения на родину нам нужно предпринимать с величайшей осторожностью. Пока что не видно, чтобы «московская» церковь собиралась лечиться от своих болезней – она даже и говорить о них не готова, – а большинство русского народа, кажется, смирилось с таким положением вещей. И что же нам делать? Пойти на объединение с церковью в России любой ценой? Надеюсь, что не только я, но и многие братья и сестры в нашей церкви разделяют то мнение, что если это объединение должно произойти засчёт потери нашей непримиримости к болезням «московской» церкви, да и российских властей тоже, засчёт отказа от нашей непримиримости ко всей этой до сих пор нерасхлёбанной советской лжи, то тогда лучше бежать такого объединения, как огня. Понимаю, что мы торопимся разрешить давно наболевшие вопросы, но в то же время спрашиваю себя, правилен ли способ наших действий, когда мы ставим условием потенциального объединения какие-то формальные решения «московской» церкви, игнорируя происходящие в ней реальные процессы? Неужели мы не видим, что этим мы только ещё на долгие годы, если не навсегда, «загоняем» её болезни внутрь?

Признаюсь, что я не оптимист в отношении того, что касается ближайшего будущего России. Богу всё возможно и пророчества о роли России в последние времена я не отвергаю, но по взгляду на «русскую смоковницу» трудно сказать, чтобы она ныне начала уже распускаться, несмотря на сверхрациональные тенденции в русском народе. Ведь желание воцерковления обнаруживает лишь малая часть россиян, мизерная по отношению ко всему населению России, а остальные, если и крестились, не хотят иметь с церковью серьёзных отношений. Российская общественность и власть перегружены бывшими функционерами советской системы и новыми побегами видоизменённой советской идеологии, которая продолжает передаваться молодому поколению, не ведающему источника впитываемых в себя представлений. Так христианское ли будущее у России, или только по имени христианское? Как и многие, я надеюсь на чудо христианского возрождения России, но это было бы действительно чудом, если исходить из создавшейся там духовной ситуации. Вообще же, тенденции мирового развития таковы, что христиане последних времён навряд ли будут жить в истинно христианских государствах. И вот «московская» церковь своей нечувствительностью к неправде советского духа и своего собственного советского прошлого усиленно способствует созданию только по имени христианского государства, в котором церковь будет ограничена государственно-политической функцией, лишь отвращая людей от христианства, и будет презираться сознательной частью народа за своё добровольное порабощение, что уже и сейчас происходит.

Мои опасения состоят в том, что это презрение перейдёт и на нашу церковь, если мы не будем ставить диагноз болезням церкви в России и даже не будем упоминать их. Ведь здесь речь идёт о том, чтобы называть всё своими именами, а значит, о правде, и совсем не о злоречии. Даже если мы будем исходить из высочайшего христианского идеала неосуждения, то ясно, что не с такими мерками мы должны подходить к существованию болезни в церкви. С нашей стороны никто и не требует какого-либо осуждения «московской» церкви, а просто необходимо назвать всё как есть, то есть произвести различие между правдой и неправдой. Но мы как раз перестали делать это.

Думаю, что нашей церкви необходимо соборно выработать ясное видение того, как разрешить стоящие перед ней задачи: поддержать духовно русский народ и здоровые силы в «московской» церкви, и не заразиться при этом её болезнями, не оказаться духовно коррумпированной по отношению к властям. Ведь опасность для нашей церкви, как и для любой другой, в том, что, вместо того, чтобы быть христианской совестью народа, она превратится в рупор какой-либо государственной или общественной идеологии и потеряет свой исповеднеческий голос.

Питаю надежду, что несмотря на все недостатки, в «московской» церкви ещё продолжается борьба за Православие и что ещё не всё потеряно. Ведь среди части её церковного народа потихоньку начинает зреть недовольство коснением в неправде, которое вынуждает руководителей церкви в России предпринимать формальные шаги, которых мы себе раньше и представить не могли. Но обращаемся ли мы ещё к этому верующему народу с открытым словом о болезнях «московской» церкви, что делалось нашей церковью в прошедшие времена; желаем ли мы этим неподкупным словом подвигнуть сердца людей на подвиг борьбы со злом, охватившим их часть Русской Церкви; что мы предпринимаем для того, чтобы ..».

 

 

 

(в начало)

 

 

 


Купить доступ ко всем публикациям журнала «Новая Литература» за март 2019 года в полном объёме за 197 руб.:
Банковская карта: Яндекс.деньги: Другие способы:
Наличные, баланс мобильного, Webmoney, QIWI, PayPal, Western Union, Карта Сбербанка РФ, безналичный платёж
После оплаты кнопкой кликните по ссылке:
«Вернуться на сайт магазина»
После оплаты другими способами сообщите нам реквизиты платежа и адрес этой страницы по e-mail: newlit@newlit.ru
Вы получите доступ к каждому произведению марта 2019 г. в отдельном файле в пяти вариантах: doc, fb2, pdf, rtf, txt.

 


Оглавление

39. Часть 39
40. Часть 40
41. Часть 41

Канал 'Новая Литература' на telegram.org  Клуб 'Новая Литература' на facebook.com  Клуб 'Новая Литература' на linkedin.com  Клуб 'Новая Литература' на livejournal.com  Клуб 'Новая Литература' на my.mail.ru  Клуб 'Новая Литература' на odnoklassniki.ru  Клуб 'Новая Литература' на twitter.com  Клуб 'Новая Литература' на vk.com  Клуб 'Новая Литература' на vkrugudruzei.ru

Мы издаём большой литературный журнал
из уникальных отредактированных текстов
Люди покупают его и говорят нам спасибо
Авторы борются за право издаваться у нас
С нами они совершенствуют мастерство
получают гонорары и выпускают книги
Бизнес доверяет нам свою рекламу
Мы благодарим всех, кто помогает нам
делать Большую Русскую Литературу



Собираем деньги на оплату труда выпускающих редакторов: вычитка, корректура, редактирование, вёрстка, подбор иллюстрации и публикация очередного произведения состоится после того, как на это будет собрано 500 рублей.

Сейчас собираем на публикацию:

06.07: Художественный смысл. По проторённой дорожке (критическая статья)

 

Вы можете пожертвовать любую сумму множеством способов или сразу отправить журналу 500 руб.:

- с вашего яндекс-кошелька:


- с вашей банковской карты:


- с телефона Билайн, МТС, Tele2:




Купите свежий номер журнала
«Новая Литература» (без рекламы):

Номер журнала «Новая Литература» за август 2019 года

Все номера с 2015 года (без рекламы):
Литературно-художественный журнал "Новая Литература" - www.newlit.ru


 

 

При перепечатке ссылайтесь на newlit.ru. Copyright © 2001—2020 журнал «Новая Литература».
Авторам и заказчикам для написания, редактирования и рецензирования текстов: e-mail newlit@newlit.ru.
Меценатам, спонсорам, рекламодателям: ICQ: 64244880, тел.: +7 960 732 0000.
Реклама | Отзывы
Рейтинг@Mail.ru
Поддержите «Новую Литературу»!