HTM
Номер журнала «Новая Литература» за август 2019 г.

Александр Клейн

Рассказ неофита

Обсудить

Повесть

 

Купить в журнале за март 2019 (doc, pdf):
Номер журнала «Новая Литература» за март 2019 года

 

На чтение потребуется 7 часов | Цитата | Скачать в полном объёме: doc, fb2, rtf, txt, pdf

 

Опубликовано редактором: Андрей Ларин, 31.03.2019
Оглавление

44. Часть 44
45. Часть 45


Часть 45


 

 

 

Эпилог

 

После поездки на Афон прошёл год. В моей жизни не произошло больших изменений: всё пытаюсь соотнести несоотносимое. Как в человеке возможно это сочетание, когда он с одной стороны испытывает глубокое благоговение перед своим Спасителем, в иные минуты чувствует в себе жажду чистоты и свободы от похоти, а с другой большую часть времени подвержен различным чувственным желаниям, которые приносят ему страдания своей неудовлетворяемостью, и при этом, оправдываемые наличием в человеке его телесной составляющей, требовательно настаивают на своём принципиальном праве на существование? Из учения Святых Отцов можно сделать вывод, что человек должен довольствоваться умеренным удовлетворением своих естественных потребностей, но не всегда такое, назовём его, половинчатое удовлетворение определённых желаний бывает достаточным, потому что не каждому человеку всё равно, чем он занимается, в каких условиях он живёт, что он ест и какими внутренними достоинствами и внешними прелестями обладает его жена. Если мы хотим жить в миру по заповедям Господним, то должны принять неизбежность половинчатого удовлетворения некоторых наших человеческих потребностей, а это, исходя из того, что жизнь в миру постоянно провоцирует нашу чувственность, часто бывает очень трудно, может быть, для большинства даже невозможно. Так и я всё ещё испытываю на себе раздвоенность, когда, имея желания, присущие моему душевно-телесному состоянию, очень часто вижу преграду греха, стоящую на пути их полноценного удовлетворения. Сможет ли духовное пересилить во мне горечь от неудовлетворяемости душевно-телесного? Хотя я и знаю, что в грядущем Царстве Небесном с нами произойдёт изменение, которое не только преобразует наши плотские желания, но и дарует нашему духовному телу соответствующие его новому состоянию наслаждения, я не всегда способен вдохновиться этим, имея познание радостей, которые доставляет мне чувственность, и не имея опыта существования по её преображении.

 

Иногда я снова возвращаюсь к вопросу об истинной мотивации христианской жизни, который волновал меня на Афоне и, связывая его с моими предыдущими размышлениями, впадаю в уныние, потому что мне кажется, что эту мотивацию очень доступно объясняет психология, указывающая на присущую человеку энергию, направленную на поиск наслаждения, которая, видоизменяясь, присутствует во всех психическо-телесных проявлениях человека – и в его похоти, и в его стремлении к Богу. При этом психология утверждает, что плотская похоть является двигателем этой энергии, а духовная любовь к Богу – её производная. Этим вера в Бога выводится из энергии поиска наслаждения, она, да и сама идея Бога, являются как бы изнаночной стороной этой энергии, своего рода убаюкивающей фантазией. Смущает то, что и без психологии, я иногда сам чувствую, как при убывании энергии, нацеленной на достижение наслаждения, во мне угасают не только жизненные и душевные силы, но и как одновременно во мне обессиливается молитвенный порыв и испаряется вдохновение веры. Получается, что моё стремление к духовности – не зов высшей правды, а один из способов тонкого удовлетворения плоти?

Но ведь я в это совершенно не верю – это как с теорией эволюции, которая объясняет, но не убеждает, потому что предполагает веру в секулярное чудо. И теории психологов, объясняющие религиозные переживания на основании материализма, в конечном счёте приписывают человеческой психике какие-то совершенно чудесные свойства, которые превышали бы её возможности, если бы она была только порождением нервной энергии, направленной на удовлетворение простейших животных потребностей. Если объяснять эти особенности психики наличием в ней каких-либо «высоких инстинктов», то совершенно неясно, откуда они появились. Для чего в человеке жажда высокого, когда это высокое не имеет большого значения для успеха его материальной жизни (скорее, даже вредит ему)? Рассматривать это высокое как побочный продукт нереализованной половой энергии? (Похоть породила целомудрие за неимением возможности достичь удовлетворения?! – Но целомудрие не воздержание на время, а образ духовного устроения, ничего общего с конкретной невозможностью удовлетворения похоти не имеющий.) Может быть, человек ищет в высоком бессмертия? Но он же понимает, по крайней мере в христианстве, что это бессмертие будет иметь другие условия существования, чем те, к которым он стремится сейчас? И разве может психика, основанная на удовлетворении плотских потребностей, заставить человека жертвовать ими ради идеи, ради абстрактного абсолютного? Придумывает себе несуществующее абсолютное, чтобы обмануть себя и свои потребности, перенеся их удовлетворение на несуществующее будущее? Странная это психика, предполагающая самообман как способ выживания. Если даже связать все эти иллюзорные представления с определённым защитным механизмом, выработанным психикой (как выработала? откуда в ней эта сила?) против своих собственных страхов, то есть против самой себя, то этот защитный механизм – признак раздвоенности психики, а значит, её несовершенства. Как могла бы она тогда эффективно функционировать? Да и вообще за внушением себе несуществующих вещей, а потом верой в них скрывается уже явная патология.

И я спрашиваю себя, как объяснить достижение внутренней целостности человека через веру (что несомненно возможно), если не тем, что вера основана на истинном и реальном опыте, а не на иллюзии? Иначе получалось бы, что человек проецирует свой идеал (откуда у него понимание идеала, которого он никогда не видел?) на своего рода экран, существующий только в его головном мозге, и эта проекция способна так влиять на него, что он переживает под её воздействием реальный опыт изменения своего внутреннего мира и даже способен пожертвовать собой ради этого идеала, без которого жизнь стала бы невыносимой. Это не совсем правдоподобно. Правдоподобнее представить себе, что существуют только две вещи: или эта проекция – не проекция, а существующая вне человека реальность, или же существует некая реальность, позволяющая человеческой психике генерировать проекцию, обладающую столь значительной энергией. В любом случае есть некая реальность, некая точка опоры для психики, превышающая её возможности, иначе можно было бы сравнить человеческую психику с бароном Мюнхгаузеном, вытаскивающим себя за волосы из болота или придать ей божественные качества. Одним словом, всё это не логично...

Но ведь всё можно рассматривать через совершенно иную перспективу: почему мы не можем предположить, что власть чувственных побуждений над нами происходит от неполного претворения в нашей жизни идеи духовности и что эта власть – брак духовности, её отходный продукт, а духовность, данная нам не выдуманным, а истинным Богом, основополагающа для нас? Потому что духовность мы чувствуем редко, а чувственные побуждения всегда? Потому что наши телесные потребности преобладают над психикой и влияют на неё нередко сильнее, чем духовность? Но это не доказательство вторичности духовности, а доказательство расстроенности нашего душевно-телесного состава. То, что происходит чаще и доступно поверхностному взгляду, не всегда истинно и ценно, в то время как то, что основывается на правде и действительно значимо для нас, редкостно и требует большего труда для его достижения, о чём нам свидетельствуют моменты надмирности человеческого духа.

И если я временами ощущаю взаимосвязь между усилением моей чувственности – пусть даже в форме возвышенных романтических переживаний – и возрастанием молитвенной энергии, то разве этим отрицается христианская вера? Пусть через психику тело влияет на дух человека (а возможно ведь и влияние наоборот), но оно ни в коем случае не определяет его. Главное, чтобы эротическая энергия во мне не препятствовала чистоте моих духовных ощущений, не наслаивалась бы на них – но в этом как раз и проблема! Как найти правильный путь, на котором наша борьба с примесью к духовному утончённых чувственных переживаний не приводила бы нас через возложение неудобоносимых бремён к радикальности и фанатизму, к духовному самоубийству? Нужно найти тот «золотой путь», на котором желание преобразования наших страстей в чистую духовную энергию должно было бы доставлять христианскую радость не только через ожидание будущих духовных благ, но уже через их распознавание в нашем повседеневном мире и посильное приобщение к ним сейчас – без этой действенной мотивации трудно будет на пути христианской жизни...

 

Евгений вроде бы разобрался со своими семейными проблемами, но по его лицу видно, что он не достаточно счастлив – ну что ж, это вполне нормальное состояние для христианина (без шуток); даже святой не сказал бы про себя, что он постоянно счастлив, ведь там, где святые, не существует уже понятие счастья, а что-то выше этого, а для нас, грешных, погрязших в житейском и в своих греховных желаниях, какое уж там счастье. Но Евгений всё пишет статьи, теперь уже в патриархийные издания, и даже по-настоящему примирился с объединением Зарубежной Церкви и патриархийной, хотя многое негативное из того, о чём он писал раньше, к сожалению, оправдалось.

Мне, откровенно говоря, сейчас намного лучше, чем в прошлые годы, и это новое состояние от меня совершенно не зависит, так получилось. Своё эссе я уже переписал несколько раз, теперь закончил, но опубликовать его не могу: для чего писал – непонятно, если для себя, то, странным образом, мне это сейчас совершенно ни к чему. Удивительно, что когда я написал свой первый, довольно незначительный рассказ, его опубликовали, а вот сейчас моё намного более зрелое и интересное эссе никому не нужно. Что это значит, если смотреть на всё с точки зрения судеб Божиих? Вот, если бы это произошло со мной, скажем, год назад, я не знаю, что со мной было бы – вся моя жизнь рухнула бы; а сейчас ничего – только «Слава Тебе, Боже за всё!» и какое-то почти что спокойное ожидание, как будто у меня ещё вся жизнь впереди. Сам этому удивляюсь, но, как уже сказал, в этом не моя заслуга – всё как-то само собой получилось.

Иногда я вспоминаю о Патриции и думаю, правильно ли я тогда поступил в аэропорту, что не подошёл к ней. Да, кстати, я случайно встретил в одном из берлинских музеев того бородача, художника, к которому я тогда приревновал Патрицию. Он меня узнал и подошёл первым. Сначала мне было довольно неловко и я реагировал односложно и несколько обиженно на его, как обычно, очень эмоциональные речи, но потом меня разобрало любопытство, в каких отношениях он находится или находился с Патрицией, и я стал более оживлённо поддерживать беседу. Про Патрицию мой словоохотливый собеседник, как назло, не промолвил ни слова, так что мне пришлось самому спросить его, знает ли он что-либо о ней. Он очень удивился и высказался в том смысле, что думал, что я-то уж точно знаю, где она сейчас, ведь мы как будто бы были вместе. («Он такой хороший актёр или и вправду ничего не знает?») Мне пришлось сообщить ему, что мы расстались. Бородач тут же стал сожалеть об этом и расписывать мне, какая Патриция хорошая. Мне это показалось странным, но я так и не решился напрямую спросить его об их отношениях, мне, честно говоря, было просто неудобно. Правда, бородач дал мне некоторую инфомацию о Патриции, которая подтверждалась тем, чему я был свидетелем: Патриция живёт сейчас на Сицилии, в Агригенте, и работает там экскурсоводом в долине храмов. «Ну что ж, теперь я знаю, где мне найти её», – усмехнулся я про себя с какой-то странной горечью, может быть связанную с тем, что в глубине души я обнаружил неприятное и доселе незнакомое мне чувство – равнодушие к Патриции. – «Всё как рукой сняло, как будто ничего и не было – какой ужас!» Мы расстались с бородачом, как хорошие знакомые, но во мне ещё остаются сомнения по поводу его роли в моей судьбе...

Недавно я перечитывал Бунина и в очередной раз читал мой любимый бунинский рассказ «В Париже». Сидел я дома, в своём удобном кресле, запахнувшись, несмотря на тёплую погоду и веющий в открытые окна приятный ветерок, в мягкий халат, читал, вспоминал с какой-то безучастной ностальгией мой роман с Патрицией – как же без ассоциаций с собственной жизнью, когда читаешь о любви, – и вот я дошёл до того места, где с помощью несобственно-прямой речи передаются мысли бунинского героя: «Да, из году в год, изо дня в день, втайне ждешь только одного, – счастливой любовной встречи, живешь, в сущности, только надеждой на эту встречу – и все напрасно…». Хоть я и раньше читал эти слова, но как-то не останавливал на них особо своего внимания. В этот раз меня эти слова совершенно ошеломили: «Ведь это так, действительно так... Но если это так, то как же жизнь в Духе Святом, к которой должен стремиться христианин? Разве не это должно быть самым главным?» Я снова подумал о Патриции, попытался вспомнить о чувстве, которое я испытывал к ней, потом вспомнил о хорошенькой, ладно сложенной продавщице из универсального магазина, где я покупал себе рубашку и которая, как мне казалось, по-особому улыбалась мне, так, что в тот момент в моей душе всколыхнулась и некоторое время просуществовала какая-то совершенно иррациональная по отношению к той ситуации жажда любви. Мои мысли возвратились к Патриции, мне показалось, что я вновь чувствую отзвуки тех давних ощущений, как вдруг ко мне пришло целостное и одновременно многогранное переживание, отдалившее меня от всего того, что было важным в моей душевной жизни и наполнившее меня каким-то бесстрастным, неэгоистичным, новым чувством, похожим на любовь, но на любовь, не требующую ответа и всё же любящую, перекликающуюся с той энергией дарованной и дарующей чистоты, свидетельствующую о принадлежности к другому миру, которую излучает беззащитный младенец и которую мы чувствуем, когда держим его на руках. Если в это мгновение я и любил, то я любил по-другому: свободно, легко, бескорыстно, расширяясь душой, охватывая всех и вся, самодостаточно, уверенный в том, что моя любовь не встретит никаких преград... Меня посетила простейшим образом описывающая моё состояние мысль: «Вот как бывает: в истинной любви душа разжимается и не знает пределов, а в плотской она сжимается и принуждена концентрироваться на своём объекте». Только я успел подумать об этом, как всё закончилось, и я вновь увидел перед собой, лежащую в моих руках книгу, с перевернувшейся от дуновения ветерка страницей.

 

 

 

(в начало)

 

 

 


Купить доступ ко всем публикациям журнала «Новая Литература» за март 2019 года в полном объёме за 197 руб.:
Банковская карта: Яндекс.деньги: Другие способы:
Наличные, баланс мобильного, Webmoney, QIWI, PayPal, Western Union, Карта Сбербанка РФ, безналичный платёж
После оплаты кнопкой кликните по ссылке:
«Вернуться на сайт магазина»
После оплаты другими способами сообщите нам реквизиты платежа и адрес этой страницы по e-mail: newlit@newlit.ru
Вы получите доступ к каждому произведению марта 2019 г. в отдельном файле в пяти вариантах: doc, fb2, pdf, rtf, txt.

 


Оглавление

44. Часть 44
45. Часть 45


Канал 'Новая Литература' на telegram.org  Клуб 'Новая Литература' на facebook.com  Клуб 'Новая Литература' на linkedin.com  Клуб 'Новая Литература' на livejournal.com  Клуб 'Новая Литература' на my.mail.ru  Клуб 'Новая Литература' на odnoklassniki.ru  Клуб 'Новая Литература' на twitter.com  Клуб 'Новая Литература' на vk.com  Клуб 'Новая Литература' на vkrugudruzei.ru

Мы издаём большой литературный журнал
из уникальных отредактированных текстов
Люди покупают его и говорят нам спасибо
Авторы борются за право издаваться у нас
С нами они совершенствуют мастерство
получают гонорары и выпускают книги
Бизнес доверяет нам свою рекламу
Мы благодарим всех, кто помогает нам
делать Большую Русскую Литературу



Собираем деньги на оплату труда выпускающих редакторов: вычитка, корректура, редактирование, вёрстка, подбор иллюстрации и публикация очередного произведения состоится после того, как на это будет собрано 500 рублей.

Сейчас собираем на публикацию:

06.07: Художественный смысл. По проторённой дорожке (критическая статья)

 

Вы можете пожертвовать любую сумму множеством способов или сразу отправить журналу 500 руб.:

- с вашего яндекс-кошелька:


- с вашей банковской карты:


- с телефона Билайн, МТС, Tele2:




Купите свежий номер журнала
«Новая Литература» (без рекламы):

Номер журнала «Новая Литература» за август 2019 года

Все номера с 2015 года (без рекламы):
Литературно-художественный журнал "Новая Литература" - www.newlit.ru


 

 

При перепечатке ссылайтесь на newlit.ru. Copyright © 2001—2020 журнал «Новая Литература».
Авторам и заказчикам для написания, редактирования и рецензирования текстов: e-mail newlit@newlit.ru.
Меценатам, спонсорам, рекламодателям: ICQ: 64244880, тел.: +7 960 732 0000.
Реклама | Отзывы
Рейтинг@Mail.ru
Поддержите «Новую Литературу»!