HTM
Номер журнала «Новая Литература» за май 2018 г.

Михаил Кобец

Армагеддон. День Экклезиаста

Обсудить

Эссе

 

Фрагмент романа «It's mу life»

 

 

Купить в журнале за февраль 2018 (doc, pdf):
Номер журнала «Новая Литература» за февраль 2018 года

 

На чтение потребуется 10 минут | Цитата | Скачать в полном объёме: doc, fb2, rtf, txt, pdf

 

16+
Опубликовано редактором: Андрей Ларин, 26.02.2018
Иллюстрация. Название: «Разрушение Иерусалима Титом» (1846 г.). Автор: Вильгельм фон Каульбах (1805–1874). Источник: https://commons.wikimedia.org/wiki/File:Kaulbach_Zerstoerung_Jerusalems_durch_Titus.jpg?uselang=ru

 

 

 

Это глава о совести. Наверное, о совести, да. Я не знаю. Так вот: если исходить из необходимости жить с природой в одних ритмах и в полном согласии с её законами, то мы увидим, что совесть – это маска насилия, которую придумали люди жестокие и лицемерные. Я сейчас говорю о таком согласии жить законами природы, в необходимости соблюдать которые нас уверяют защитники природы и сторонники здорового образа жизни. Они защищают экологию от загрязнения, они защищают собак и кошек от уничтожения, они едят только овощи и фрукты. В их убеждениях есть здравое зерно и польза. Но я имел уже однажды случай рассказать, не помню, в какой главе, что все их попытки улучшить мир – просто лицемерие и жажда власти. Давайте поговорим сейчас об этом немного более подробно и с другим акцентом.

 

Ели говорить именно с учётом законов природы, то совесть – это только маска насилия и ничего больше. Это своего рода высокоморальное оправдание мести, мести всем слабым, больным и нищим. И в этом смысле позиция Гитлера, который говорил «солдаты, я избавляю вас от химеры, которую простодушные люди называют совестью», мне видится более последовательной и более честной, хотя и омерзительной.

 

И действительно: если мы посмотрим, как живёт природа, то увидим, что природа – это везде насилие и всегда жестокость. Разве мы хотим практиковать насилие?

 

Сильный всегда убивает слабого. Тигр убивает шакала, шакал убивает кролика. Каждое существо выживает только потому, что поедает другого. Во главе всех – только сильные и решительные существа, которые могут дать жизнь своему потомству и заботиться о нём. Крокодил – самое древнее, наверное, и почитаемое животное в этом смысле. Но человек убивает и крокодила. Потому что хитрее его и беспощаднее. Человек съедает и крокодила, а из шкуры его шьёт себе сапоги. Потому что человек – самое хитрое и безжалостное существо на планете. Животные убивают потому, что у них природа такая: им просто хочется кушать, но человеку мало следовать своим животным инстинктам, ему мало убить и съесть своего врага, насытить желудок и успокоиться, человек жаждет славы, власти и осознания своего всемогущества. Поэтому он придумывает всевозможные оправдания для низости своей и для своей жестокости. К примеру, человек говорит: «давайте будем ближе к природе, давайте спасать китов и прочих бабочек», но при этом свои призывы он произносит с экрана телевизора или из паутины Интернета, стоя на пластиковой трибуне в обуви из кожзаменителя. Забывая, что все эти достижения – и телевизор, и трибуна и обувь – суть мясо нашего Единого Организма Земли: металл, электроэнергия, железная руда, нефть. Ездить на велосипедах вместо автомобилей – есть просто попытка скрыть от себя свою животную сущность. Тогда позабудьте о лицемерии и следуйте тому, что говорил Гитлер – «Убивайте! Убивайте! Убивайте!». И вы будете как тигр или как лев – сильным, смелым и достойным смерти своих врагов. Вы будете лучшим! Зачем вы ищите оправдания? Не потому ли, что насилие, в самой сути своей, есть признак организма больного, развратного, немощного и лицемерного?

 

Человек с незапамятных времён живёт более омерзительной жизнью, чем шакал или гиена. Но значит ли это, что нам надлежит следовать практике насилия и мести? Значит ли это, что человек должен ставить себя в центр вселенной и считать себя богом?

 

Кто-то нас поставил в такие условия, когда выбор возможен только между сумасшествием и преступлением. Кто-то нас толкает в битву и к осознанию чувства мести, когда счастье – находится рядом. Стоит только открыть глаза.

 

Повторяю ещё раз.

 

Не надо иметь никаких желаний. Ни желаний убить животное, ни желаний спасать ему жизнь. Будьте как дети, как младенцы, не ведающие ни хорошего, ни плохого. Будьте словно вода в реке – не останавливайтесь на конкретном месте: как вода проходит любую точку русла, пусть и желания ваши проходят будто сквозь вас. Когда вы достигните сказанного, то это будет равно тому, что у вас нет никаких желаний. Потому, что сущность всеобщего движения состоит в неподвижном бытии. Всё будет происходить с вами, но без вас. Вы будете наполнены, но пусты.

 

Ещё немного детализации. Не знаю, зачем.

 

Если и дальше прислушиваться к запрету есть мясо, чтобы оставаться чистым и прозрачным Душой в практике следования принципам ненасилия, то можно сказать следующее: если вегетарианцы не видят живое существо, с кровью и душой, в картошке или в яблоках, то это говорит лишь о том, что вегетарианцы мыслят узконаправленно и лицемерно. У них двойные стандарты. Убить свинью нельзя, потому что она хрюкает и гадит, а картошку можно, потому что она молчит. Но природа существует во всём своём многообразии как живой организм, даже если существование отдельных её представителей не согласуется с нашими представлениями о должном.

 

Говорю вам: нет ничего мёртвого в этой жизни, и даже камень – такой же организм из души, духа и тела, как и всё его окружающее. Но это вовсе не значит, что мы должны умереть от голода, соблюдая ложные представления о должном и правильном.

 

Если говорить непосредственно обо мне самом, то я отказался от употребления мяса и рыбы. Но не потому вовсе, чтобы соблюдать правила современных мракобесов и лжецов. Просто я не могу убить ни свинью, ни корову, ни зайца, ни курицу. Но иногда я нарушаю эти правила. Если организм хочет рыбу – я питаюсь рыбой. Если, иногда так бывает, что мой организм хочет куриную грудинку, я покупаю куриную грудинку. Конечно, я не могу убить курицу, но при определённых обстоятельствах (в отношении курицы или рыбы) это возможно. К примеру, если больному человеку нужно приготовить бульон. Я не стараюсь изменить мир в лучшую сторону, я не стараюсь его улучшить в соответствии со своими заблуждениями. Надеюсь, что в скором времени я смогу его принять таким, каков он есть – и в кажущейся низости и в мнимом совершенстве. Да и что можно изменить после Бога? Я не настолько самонадеянный, чтобы верить в иллюзии.

 

Но здесь есть и другая сторона совести. Мы уже увидели, что совесть – это не химера, равно как и увидели, что следовать ложным и декларативным призывам к нравственному благу совсем для совести недостаточно. И даже вредно. Но если, в случае с лицемерами, мы можем увидеть хотя бы и декларативные призывы к практике ненасилия, то в случае, когда открыто заявляют, что совесть – это химера, порождённая больным воображением нищих и неудачников, то в этом случае, в случае открытого призыва к ненависти, можно увидеть попытку человека переложить ответственность за свои неудачи на тех, кто не согласен с его представлениями о должном. То есть: ответственность за жестокость и месть человек хочет переложить со своей совести на совесть Бога. Но говорю вам: чем необузданней жестокость – тем скорей наступает ад.

 

В итоге: что мы имеем? Кто совесть признает (хотя бы и декларативно) – сумасшедший, кто не признает её – палач. Поэтому выбор у человека только один: между сумасшествием и преступлением. Сомнительная альтернатива. Однако именно в пространстве этой сомнительной альтернативы и состоит основная задача человека и человечества: сделать выбор, когда его невозможно осуществить без потери чести своего и достоинства: помиловать или казнить Христа.

 

Или, если с другой стороны подойти – помиловать или отвечать насилием Сатане – за жестокость его, за месть и самомнение? А может Его, этого самого Сатану, нужно простить и полюбить, полюбить весь мир как он есть – и в Боге полюбить, и полюбить в Сатане? И всё принять, и то, что есть в мире хорошего, и то принять, что есть в мире плохого? Говорю вам: только тот человек, который готов пожертвовать своим личным благом ради блага Сатаны – только такой человек может называться Иовом и только такой человек войдёт в Царствие небесное. Ибо польза от самопожертвования ради блага Бога очевидна: лучшее и сытое будущее, признание и слава. Но какая польза от самопожертвования ради блага Сатаны? Сатана – это олицетворение предательства и лицемерия. Он убивает всё, что встречается ему на пути. Убьёт и своего благодетеля.

 

Говорю вам: не смотрите на веру как на договор с Богом или Сатаной. Бог – это не продавец в магазине: с ним не торгуются. Вы можете принять или отвергнуть весь мир. Но только весь мир целиком. Но нельзя сказать «Господи, вот эта часть мира мне нравится, я готов её принять, а вот другая часть мира мне совсем не подходит. Не хочу её».

 

Есть три высказывания, которые я ценю больше всего и которым стараюсь следовать. Но у меня пока что ничего не получается, я ведь простой советский алкоголик. Впрочем, могу вас уверить, что в Советском Союзе – это не самая худшая участь.

 

1.

«Сущность всеобщего движения состоит в неподвижном бытии». Это сказал Радхаришнан, учитель Вивекананды.

2.

«Любая точка пространства находится на одинаковом расстоянии от Бога». Это сказал Николай Кузанский, средневековый философ и алхимик.

3.

«Любите ближнего точно так же, как я люблю вас». Это сказал Иисус Христос, Сын Бога.

 

Первое обозначает, если говорить на современном языке, рационализм. То, что существует – существует только в месте своего существования. И нигде больше, потому что нет никакого другого места существования. Весь мир – во мне. Обратное верно так же. Посмотрите и увидите. Практикуйте принципы, которые вам подсказывает совесть, и не ищите лживых путей ни в науке, ни в религии, ни в суетной жизни. Многие лжепророки будут говорить вам «сделай вот так, тогда попадёшь в рай на «бентли» и с миллионом в кармане». Не слушайте их, поступайте на уровне своего знания. Или на уровне незнания. Не суть важно. Но всегда поступайте с милосердием и любовью.

 

Второе обозначает то, что весь мир – это и есть Единый Организм, ибо, когда такое возможно, чтобы от любой точки пространства было одинаковое расстояние до Бога? Это как в теле нашем печень находится на одинаковом расстоянии от тела, и с сердцем, и с почками, и с глазами. Так и в мире и во вселенной происходит. Ибо весь мир и вселенная – Единый Организм. И не надо просить или проклинать Бога. Вы и сами имеете к этому Единому Организму отношение. Если вы проклинаете кого – проклинаете самого себя, если вы помогаете кому – помогаете себе. Любите и будьте милосердны. Большего не нужно.

 

Третье обозначает… Я не знаю, что оно обозначает. Наверное, жизнь. Когда мне показали это – впереди был свет, обжигающий глаза. Впереди. Я был в центре и в чёрном. И я пошёл на свет. И был звук. Звук заполнял всё пространство. Это было величественно и торжественно. Магия смысла и впечатлений. Я не могу сказать: любите всех точно так же, как люблю вас я. Потому, что я не знаю любви. Но я могу сказать: будьте милосердны – и к победителям и к падшим.

 

Уже время заканчивать эту книгу, осталась последняя точка. Я не знаю, кто и зачем нас определил в условия жесточайшего морального выбора, когда нужно выбирать в пространстве, где не существует добра и зла, но выбирать нужно с учётом, что они есть. Они есть внутри нас – как оценка происходящего. Кому и зачем это нужно, чтобы мы следовали насилию, мести и лжи? Армагеддон – это не зрелище, это наша внутренняя битва за честь свою и за достоинство своё, битва за милосердие и справедливость в мире. И в этом смысле мы приходим к Экклезиасту, который, выражаясь современным языком, говорил, чтобы человек думал о происходящем, а не забивал себе голову лишней информацией. Любите жену свою, воспитываете детей, заботьтесь о внуках. Господь разговаривает лично с вами на понятном для каждого отдельного человека языке. Одним он отрывается как Иисус, другим – в образе Магомета и Аллаха, третьим он является в образе Будды.

 

Но я так и не смог ответить на вопрос (и не только в книге, но и в жизни самой) – почему нужно и зачем ставить человека перед абсолютным моральным выбором, который сделать, в условиях нашего пространства, под силу только Христу, Мухаммеду или Будде? Да, я не смог ответить. Но я сделал попытку.

 

 

 

(в начало)

 

 

 


Купить доступ ко всем публикациям журнала «Новая Литература» за февраль 2018 года в полном объёме за 197 руб.:
Банковская карта: Яндекс.деньги: Другие способы:
Наличные, баланс мобильного, Webmoney, QIWI, PayPal, Western Union, Карта Сбербанка РФ, безналичный платёж
После оплаты кнопкой кликните по ссылке:
«Вернуться на сайт магазина»
После оплаты другими способами сообщите нам реквизиты платежа и адрес этой страницы по e-mail: newlit@newlit.ru
Вы получите доступ к каждому произведению февраля 2018 г. в отдельном файле в пяти вариантах: doc, fb2, pdf, rtf, txt.

 

Пользовательский поиск

Клуб 'Новая Литература' на facebook.com  Клуб 'Новая Литература' на g+  Клуб 'Новая Литература' на linkedin.com  Клуб 'Новая Литература' на livejournal.com  Клуб 'Новая Литература' на my.mail.ru  Клуб 'Новая Литература' на odnoklassniki.ru  Клуб 'Новая Литература' на twitter.com  Клуб 'Новая Литература' на vk.com  Клуб 'Новая Литература' на vkrugudruzei.ru

Мы издаём большой литературный журнал
из уникальных отредактированных текстов
Люди покупают его и говорят нам спасибо
Авторы борются за право издаваться у нас
С нами они совершенствуют мастерство
получают гонорары и выпускают книги
Бизнес доверяет нам свою рекламу
Мы благодарим всех, кто помогает нам
делать Большую Русскую Литературу



Собираем деньги на оплату труда выпускающих редакторов: вычитка, корректура, редактирование, вёрстка, подбор иллюстрации и публикация очередного произведения состоится после того, как на это будет собрано 500 рублей.

Сейчас собираем на публикацию:

06.08: Художественный смысл. Прав ли художник Владимир Крылов вне своих картин? (критическая статья)

 

Вы можете пожертвовать любую сумму множеством способов или Яндекс.Деньгами:


В данный момент ни на одно произведение не собрано средств.

Вы можете мгновенно изменить ситуацию кнопкой «Поддержать проект»




Купите свежий номер журнала
«Новая Литература»:

Номер журнала «Новая Литература» за май 2018 года

Купить все номера с 2015 года:
Литературно-художественный журнал "Новая Литература" - www.newlit.ru


 

 



При перепечатке ссылайтесь на newlit.ru. Copyright © 2001—2018 журнал «Новая Литература».
Авторам и заказчикам для написания, редактирования и рецензирования текстов: e-mail newlit@newlit.ru.
Меценатам, спонсорам, рекламодателям: ICQ: 64244880, тел.: +7 960 732 0000.
Реклама | Отзывы
Рейтинг@Mail.ru
Поддержите «Новую Литературу»!