HTM
Номер журнала «Новая Литература» за март 2024 г.

Кругом 500

«Наконец-то я встретил вас»: Владимир Высоцкий писал о Марине Влади в песне «Бал-маскарад» задолго до их реальной встречи

Обсудить

Очерк

  Поделиться:     
 

 

 

 

Этот текст в полном объёме в журнале за июнь 2023:
Номер журнала «Новая Литература» за июнь 2023 года

 

На чтение потребуется 10 минут | Цитата | Подписаться на журнал

 

Опубликовано редактором: Игорь Якушко, 27.06.2023
Марина Влади в сцене из фильма «Сюжет для небольшого рассказа», 1968 год. Фото: Рудольф Алфимов, РИА «Новости»

 

 

 

Автор: Анна Круглова

 

Идея проекта: Анна Круглова

 

В своих стихах Владимир Высоцкий не только срифмовал, но и художественно осмыслил события, людей и явления, определившие образ жизни в СССР 1960-70-хх годов. Он с журналистской точностью рассказал о том, без чего невозможно представить и понять то время, вошедшее в историю как эпоха развитого социализма. То, что для поколения Высоцкого и, может быть, ещё одного-двух поколений моложе, не требует комментариев, для современных ценителей творчества Высоцкого нуждается в разъяснениях. Зачем в комплексной бригаде был устроен бал-маскарад, кто такой массовик Колька и почему супруга главного героя хотела быть похожей на Марину Влади.

 

 

Впервые Марина Влади увидела Высоцкого на сцене Театра на Таганке: «Это шестьдесят седьмой год, – вспоминает она. – Я приехала в Москву на фестиваль, и меня пригласили посмотреть репетицию «Пугачёва», пообещав, что я увижу одного из самых удивительных исполнителей – некоего Владимира Высоцкого. Как и весь зал, я потрясена силой, отчаянием, необыкновенным голосом актёра. Он играет так, что остальные действующие лица постепенно растворяются в тени»[1].

После репетиции они встретились в ресторане ВТО (Всесоюзное театральное общество). Марина Влади была на тот момент уже всемирно известной актрисой. Но для неё стал неожиданностью тот факт, что она очень популярна и в СССР. Высоцкий подошёл к её столику и сказал: «Наконец-то я встретил вас».

После ресторана Высоцкий и Влади поехали в гости к корреспонденту «Юманите» Максу Леону. Там Владимир пел Марине свои и песни: «Меня поражает твой голос, твоя сила, твой крик, – пишет она в своих воспоминаниях. – И ещё то, что ты сидишь у моих ног и поёшь для меня одной. Постепенно я начинаю постигать смысл, горький юмор и глубину твоих песен. Ты объясняешь мне, что театр – твоё ремесло, а поэзия – твоя страсть. И тут же, безо всякого перехода говоришь, что давно любишь меня».

 

Высоцкий и Марина Влади на квартире Макса Леона, корреспондента «Юманите». Февраль 1969 года. Фото Деметра Балла
Высоцкий и Марина Влади на квартире Макса Леона, корреспондента «Юманите». Февраль 1969 года. Фото Деметра Балла

 

В 1968 году Марина Влади приехала на съёмки в Москву[2]. Она поселилась в гостинице «Советская», где до Революции находился ресторан «Яр». Там когда-то пировал с друзьями её дед – белогвардейский офицер. Марина приехала в СССР с сыновьями и мамой – дочерью русского эмигранта. Высоцкий представился матери Марины. Марина представила Владимира своим сыновьям. После этого отношения пары вышли на новый уровень.

На каникулы Марина отправила детей в пионерский лагерь на берегу Чёрного моря, чтобы окунуть их в абсолютно советскую среду: «Я хочу, чтобы сыновья научились говорить по-русски. И действительно, через неделю их уже все понимают».

 

Владимир Высоцкий с сыном Марины Влади Володей рядом с одной из своих БМВ – BMW 2500
Владимир Высоцкий с сыном Марины Влади Володей рядом с одной из своих БМВ – BMW 2500

 

 

Я буду нынче как Марина Влади!

 

Однажды сыновья Марины Влади услышали и выучили песню, в которой говорилось о ней:

 

Сегодня в нашей комплексной бригаде

Прошёл слушок о бале-маскараде.

Раздали маски кроликов,

Слонов и алкоголиков,

Назначили всё это в зоосаде.

 

– Зачем идти при полном при параде?

Скажи мне, моя радость, Христа ради!

Она мне: – Одевайся!

Мол, я тебя стесняюся,

Не то, мол, как всегда, пойдешь ты сзади.

 

– Я платье, говорит, взяла у Нади,

Я буду нынче как Марина Влади!

И проведу, хоть тресну я,

Часы свои воскресные

Хоть с пьяной твоей мордой – но в наряде.

 

Зачем же я себя утюжил, гладил?

Меня поймали тут же, в зоосаде.

Ведь массовик наш Колька

Дал мне маску алкоголика,

И «на троих» зазвали меня дяди.

 

Я снова очутился в зоосаде.

Глядь – две жены,

Ну – две Марины Влади!

Одетые животными,

С двумя же бегемотами.

Я тоже озверел и встал в засаде…

 

Наутро дали премию в бригаде,

Сказав мне, что на бале-маскараде

Я будто бы не только

Сыграл им алкоголика,

А был у бегемотов я в ограде!

 

Исполнение очень рассмешило Марину и Владимира: «Я быстро понимаю по твоим смеющимся глазам, что сочинил её ты, когда мы ещё не были знакомы». Влади вспоминает, что тогда Высоцкий признался в том, как давно она была предметом его обожания: «Ты объясняешь мне, что однажды посмотрел, как и все, фильм «Колдунья» и что, когда в 1965-м я приехала на фестиваль в Москву, ты тщетно пытался встретиться со мной. По нескольку раз в день ты ходил в кино смотреть хронику, чтобы увидеть меня хотя бы на экране. Короче, ты влюблён уже много лет и никогда не мог представить себе, что однажды увидишь меня живьём и так близко», – вспоминает Марина Влади. Именно тогда Высоцкий сказал ей: «Во всяком случае, теперь-то я знаю, что ты станешь моей женой».

 

Кадр из фильма «Колдунья», 1956 год
Кадр из фильма «Колдунья», 1956 год

 

 

Сегодня в нашей комплексной бригаде

 

Комплексная бригада – это постоянный или временный коллектив рабочих нескольких специальностей, выполняющих комплекс разнородных, но взаимосвязанных работ, составляющих общее производственное задание и несущих совместную ответственность за результаты своего труда. В этом её принципиальное отличие от специализированной бригады, собранной из представителей одной специальности. Комплексная бригада обычно состоит из 25-30 рабочих. Руководит ею бригадир.

В СССР бригадная форма организации труда была основной в большинстве отраслей. Такой подход создавал возможности для самоорганизации трудового коллектива: совмещения смежных профессий, взаимной помощи, наставничества, проведения совместного досуга. Именно о таком культурно-массовом мероприятии поёт Владимир Высоцкий. Из текста песни мы узнаём, что в бригаде есть человек, ответственный за культурно-массовую работу и за организацию бала-маскарада, «массовик Колька».

Понять профессию лирического героя из контекста песни сложно. Но совершенно точно, что он рядовой рабочий человек, склонный к употреблению алкоголя, так как жена заранее готова к тому, что на празднике он будет «с пьяной мордой». Она стесняется его и предупреждает, что если он не постарается выглядеть прилично, то «как всегда» пойдёт позади.

 

Комплексная строительная бригада ПМК-5 на строительстве дома 49 по Рижскому проспекту. Псков. 27 ноября 1974 года. В верхнем ряду второй слева (с бородой) – мой отец Михаил Просвирнин. Фото из личного архива Анны Кругловой.
Комплексная строительная бригада ПМК-5 на строительстве дома 49 по Рижскому проспекту. Псков. 27 ноября 1974 года. В верхнем ряду второй слева (с бородой) – мой отец Михаил Просвирнин. Фото из личного архива Анны Кругловой.

 

 

Прошёл слушок о бале-маскараде

 

В СССР не было традиции балов-маскарадов, кроме новогодних праздников. И, конечно, не могло быть «маски алкоголика». Скорее всего «алкоголиком» герой называет популярную во все времена маску клоуна. Почему массовику Кольке пришло в голову организовать именно такую форму досуга, объяснения в песне нет. Но можно порассуждать об этом и предположить, что если Высоцкий пишет песню с оглядкой на француженку Марину Влади, то и образы у поэта возникают не из окружающей действительности, а из заграничной: бал-маскарад из оперетты «Летучая мышь» Иоганна Штрауса или Венецианский карнавал. И героиня песни сравнивает себя не с советской актрисой, а с французской.

 

Кадр из фильма «Пчелиная матка», 1963 год
Кадр из фильма «Пчелиная матка», 1963 год

 

 

Назначили всё это в зоосаде

 

Зоосад – то же самое, что и зоопарк, только меньше. Идея устроить бал-маскарад в зоосаде – исключительное творение массовика-затейника Коли и автора песни Владимира Высоцкого. Поэт не без сарказма описывает всю абсурдность данного мероприятия. Хотя цель у затеи, конечно, благая – сдружить коллектив совместным времяпровождением. Как писал Михаил Лермонтов в пьесе «Маскарад»: «Под маской все чины равны».

 

 

Зачем идти при полном при параде?

 

Быть одетым «при параде» в устаревшем значении значило быть в полном боевом облачении, в форме и по форме одетым. В современном контексте это означает быть одетым с особенной торжественностью, выглядеть нарядно. Именно поэтому супруга героя берёт платье напрокат у знакомой по имени Надя. А сам герой утюжит и гладит перед мероприятием свой костюм.

 

На троих. Актёры Евгений Евстигнеев, Фрунзик Мкртчян и фотограф Георгий Тер-Ованесов. Из коллекции Валентины Олюниной.
На троих. Актёры Евгений Евстигнеев, Фрунзик Мкртчян и фотограф Георгий Тер-Ованесов. Из коллекции Валентины Олюниной.

 

 

И «на троих» зазвали меня дяди

 

Обычай «соображать на троих» – столь же стойкое выражение, как и традиция в советское время выпить на троих поллитровую бутылку водки. Это действо часто становилось сценой фильмов того времени и темой для шуток.

Многие помнят антиалкогольную кампанию, начатую в 1985 году Михаилом Горбачёвым. Однако это был далеко не первый подобный почин в Советском Союзе. Ближайшим к тому времени, в которое написана песня, было постановление «Об усилении борьбы с пьянством и о наведении порядка в торговле крепкими спиртными напитками», принятое в декабре 1958 года ЦК КПСС и Советом Министров СССР.

Но выражение «на троих» появилось чуть раньше. Ещё до принятия этого постановления перед Всемирным фестивалем молодёжи и студентов в Москве в 1957 году вышел запрет на продажу в розлив водки в столовых, буфетах и закусочных. Люди, которые привыкли выпивать по пути с работы рюмку-другую в культурных условиях и в компании завсегдатаев, теперь были вынуждены покупать целую бутылку водки и искать компаньонов, чтобы разделить её. Опытным путём постоянные потребители крепкого спиртного вычислили, что оптимальный вариант распития 0,5 литра водки приходится на троих. И скоро этот ритуал стал всенародным ответом на антиалкогольную политику государства.

 

Марина Влади на Красной площади, 1968 год Александр Коньков, ТАСС
Марина Влади на Красной площади, 1968 год Александр Коньков, ТАСС

 

 

Глядь – две жены, ну две Марины Влади!

 

Раздвоение изображения в глазах (по-научному – «временная диплопия») нередко бывает следствием сильного алкогольного опьянения. Именно поэтому герой увидел две жены и двух бегемотов.

 

 

Наутро дали премию в бригаде

 

Герой немало удивлён тому, что ему «наутро дали премию» за то, что он «сыграл им алкоголика». Он-то отлично знает, что после встречи «на троих», он на самом деле был пьян. Кроме того, судя по всему, он ещё и буянил, когда «озверел и встал в засаде». Но бегемот на то и бегемот, он в другой весовой категории. Бегемот, видимо, отбросил алкоголика подальше от себя, в сторону, возможно, к забору. А в приказе на премию написали, что он был у бегемотов «в ограде». Бегемотом, судя по всему, был кто-то из руководства предприятия, сделавший поощрение герою, чтобы уладить конфликт в коллективе.

 

Марина Влади в роли Лики Мизиновой и Николай Гринько в роли А. П. Чехова на съёмках кинофильма «Сюжет для небольшого рассказа» режиссёра Сергея Юткевича, 1968 год. Фото РИА «Новости»
Марина Влади в роли Лики Мизиновой и Николай Гринько в роли А. П. Чехова на съёмках кинофильма «Сюжет для небольшого рассказа» режиссёра Сергея Юткевича, 1968 год. Фото РИА «Новости»

 

Хотя активное участие в культурно-массовых мероприятиях часто поощрялось и стимулировалось благодарностями, наградами и, в том числе, денежными премиями. Не говоря уже о том, что такие люди были, что называется, «на хорошем счету» и имели положительные характеристики в личном деле.

 

 

 



 

[1] Здесь и далее печатается по книге воспоминаний Марины Влади «Владимир, или Прерванный полёт».

 

[2] Марина Влади была приглашена для участия в советско-французском художественном широкоформатном фильме «Сюжет для небольшого рассказа», снятом режиссёром Сергеем Юткевичем. Она сыграла роль Лики Мизиновой, возлюбленной Антона Чехова. Картина вышла в 1969 году и получила Памятную медаль Международного кинофестиваля в Венеции.

 

 

 

Конец.

 

 

 

Чтобы прочитать в полном объёме все тексты,
опубликованные в журнале «Новая Литература» в июне 2023 года,
оформите подписку или купите номер:

 

Номер журнала «Новая Литература» за июнь 2023 года

 

 

 

  Поделиться:     
 
481 читатель получил ссылку для скачивания номера журнала «Новая Литература» за 2024.03 на 26.04.2024, 17:43 мск.

 

Подписаться на журнал!
Литературно-художественный журнал "Новая Литература" - www.newlit.ru

Нас уже 30 тысяч. Присоединяйтесь!

 

Канал 'Новая Литература' на yandex.ru Канал 'Новая Литература' на telegram.org Канал 'Новая Литература 2' на telegram.org Клуб 'Новая Литература' на facebook.com Клуб 'Новая Литература' на livejournal.com Клуб 'Новая Литература' на my.mail.ru Клуб 'Новая Литература' на odnoklassniki.ru Клуб 'Новая Литература' на twitter.com Клуб 'Новая Литература' на vk.com Клуб 'Новая Литература 2' на vk.com
Миссия журнала – распространение русского языка через развитие художественной литературы.



Литературные конкурсы


15 000 ₽ за Грязный реализм



Биографии исторических знаменитостей и наших влиятельных современников:

Алиса Александровна Лобанова: «Мне хочется нести в этот мир только добро»

Только для статусных персон




Отзывы о журнале «Новая Литература»:

22.04.2024
Вы единственный мне известный ресурс сети, что публикует сборники стихов целиком.
Михаил Князев

24.03.2024
Журналу «Новая Литература» я признателен за то, что много лет назад ваше издание опубликовало мою повесть «Мужской процесс». С этого и началось её прочтение в широкой литературной аудитории .Очень хотелось бы, чтобы журнал «Новая Литература» помог и другим начинающим авторам поверить в себя и уверенно пойти дальше по пути профессионального литературного творчества.
Виктор Егоров

24.03.2024
Мне очень понравился журнал. Я его рекомендую всем своим друзьям. Спасибо!
Анна Лиске



Номер журнала «Новая Литература» за март 2024 года

 


Поддержите журнал «Новая Литература»!
Copyright © 2001—2024 журнал «Новая Литература», newlit@newlit.ru
18+. Свидетельство о регистрации СМИ: Эл №ФС77-82520 от 30.12.2021
Телефон, whatsapp, telegram: +7 960 732 0000 (с 8.00 до 18.00 мск.)
Вакансии | Отзывы | Опубликовать

http://arskomekb.ru купить сантехнические перегородки из лдсп.
Поддержите «Новую Литературу»!