HTM
Номер журнала «Новая Литература» за сентябрь 2017 г.

Лачин

Разбор достоевского рассказа Самойлова с речью адвоката о Достоевском

Обсудить

Рецензия

 

на рассказ Павла Самойлова «Последние дни Терентия Мадина»

 

Купить в журнале за октябрь 2017 (doc, pdf):
Номер журнала «Новая Литература» за октябрь 2017 года

 

На чтение потребуется 7 минут | Цитата | Скачать в полном объёме: doc, fb2, rtf, txt, pdf

 

Опубликовано редактором: Вероника Вебер, 25.10.2017
Иллюстрация. Название: «"Достоевщина"- подумал Пушкин». Автор: Konstantin N. Naumov. Источник: http://www.photosight.ru/photos/4329983/

 

 

 

Рассказ Павла Самойлова «Последние дни Терентия Мадина» можно похвалить, а можно разругать основательно. Смотря каковы были намерения автора – делал он стилизацию под Фёдора Михайловича или просто писал, как писалось.

Если стилизовал, то получилось почти точно. Надо бы только несколько раз вставить слово «чрезвычайно», ещё несколько раз «чрезвычайнейший» и несколько десятков слов в уменьшительной форме, да убрать две-три откровенные детали. Ну и многословнее написать, этак раза в полтора, величиной с «Путешествие в Арзрум» Пушкина, а не «Бэлу» Лермонтова. И всё – я мог бы поверить, что это новонайденный опус Достоевского, притом что хорошо его знаю, перечитывал многажды.

Насчёт недостаточной многословности автора: его можно понять – может, он не выносит растянутости. Я и сам, пиша стилизации, всегда пишу кратче образца. Так что за это пусть его ругает кто-нибудь другой.

Но если мысли о стилизации не было, то подобную схожесть нужно уже в недостаток поставить. Тема, сюжет, характеры, чувства, место и время действия (Россия девятнадцатого века, притом именно второй его половины) – всё то же. Грязный обшарпанный трактир, кошмарные сны про свои злодеяния, изнасилование с педофилией, «и девочки кровавые в глазах». Главный герой, Мадин – помесь Свидригайлова со Ставрогиным, с налётом Раскольникова, тоже красивый, как и двое последних. Как каждому порядочному Раскольникову, ему полагается друг Разумихин и проститутка Сонечка Мармеладова. Наконец-то я увидел её за сексом, никак раньше не мог себе представить. Всё твердил за Станиславским: «не верю!». Впрочем, секс не удался – я так и знал. Всё-таки Станиславский был голова, прям как я. Покинув нашего героя, она, надо полагать, отправилась к другому Раскольникову читать ему Евангелие. Туда ей и дорога – не можешь работать, читай «духовное». Для таких и писано. Рождённый ползать в молитве – в постели летать не может. Есть в рассказе и намёк на эпилепсию. Мотив «сверхчеловека», что «право имеет», но вдруг с ужасом обнаруживает в себе совесть, и выходит, что права не имеет, а тварь, к тому ж и дрожащая.

Впихнуть всё это в небольшой текст – это уже и не стилизация даже, а пародия какая-то. Хорошо хоть отец Зосима в конце с проповедью не вылез. Хотя, с другой стороны, так и просится, чтобы над привязанным героем явился согбенный старик в клобуке и с бородой и начал бы впихивать свою пропаганду непротивления злу насилием. А потом поклонился бы земно герою нашему, пояснив удивлённым санитарам: «Я, дурни, не ему поклонился, я страданию его великому поклонился. Вот».

А может, автор пародию и планировал? Тогда всё прекрасно (за вычетом чрезмерной краткости). Если стилизацию – тоже хорошо, даже отлично, пожалуй. Коли нет – ну что ж, иногда можно и так. Только просьба – не всегда так.

 

 

*   *   *

 

Откровенно говоря, я с интересом прочёл. Но надо же ругаться.

Хорошо выдержана лексика – вроде и Достоевский, но без явных архаизмов, автору удалось удержаться меж двумя крайностями. Хорошо обрисовано время действия – никаких прямых указаний, но враз понятно, что времена – достоевские. Натурализм есть, но и без особых грубостей – автор опять-таки удержался меж крайностями.

Но, повторяю – ругаться-то надо. На то и кликуха у меня – Змей Горыныч (см. «Змей Горыныч»).

 

 

*   *   *

 

Любопытно – именно в эти дни, как опубликован данный рассказ, о Достоевском вышел разговор на форуме НЛ. Чехвостили его Юлий Максимов с Евгением Синичкиным, да от души. Обидно несколько стало.

О деньгах Достоевский думал, когда писал? Всем думать приходится, коли ты не граф Толстой или Гончаров с Тургеневым, да к тому ж семейный. Бальзак тоже только о деньгах и думал, хоть и был холост и бездетен. Гейнсборо мечтал писать пейзажи, Ван-Дейк – картины, но оба вынужденно портреты штамповали. Большинство портретов Гойи – тоже вынужденные. Безденежье не тётка.

Националист? Да, но писать умудрился так, что стал интересней Западу, чем интернационалисты Тургенев и Лев Толстой. Пушкин, кстати, националист не меньший, но его мы не критикуем – как можно, корова священная.

Слабо писал? Хм… Смотря с кем сравнить. Из немногих классиков литературы, что вошли в философские словари, и не только советско-российские, при том что, в отличие от Камю с Сартром, чисто философской литературы не писал, только в художественной форме. Юмор, думаю, блестящий (особенно в «Бесах», или взять «Село Степанчиково и его обитателей»). Персонажи такие, что не забудешь, ругай не ругай. При этом всегда вынужденно писал в спешке, из-за тех же денежных проблем, фактически получерновики был вынужден печатать. Многословен? Вспомните Гончарова, Льва Толстого или Вульфа – ужасные болтуны даже на достоевском фоне. «Краткость – главное условие художественности» – это ведь достоевская формулировка, из «Подростка», а вспоминают по этому поводу почему-то только Чехова. Старался как мог, и превзошёл многих.

Готический роман на него повлиял, и всякая второсортная литература? Ну, Метьюрин, я бы сказал, не второсортный. Его не только мы с Достоевским любим, его и Бальзак любил, например. А что касается всего низкопробного, что тоже на него повлияло, то я бы сказал, перефразируя Ахматову: «Когда б вы знали, из какого проза/растёт дерьма, не ведая стыда…». Главное, что выросло, а откуда – это его личное дело.

Страсти низменные имел? Кто из классиков безгрешен, пусть камешек бросит. Как говорил Мопассан, во французской литературе есть только один порядочный человек – Флобер. Никто Мопассану не возразил. Рыльце-то у всех в пушку. То же и в России. Зато писатель был честный – как ни хотел наврать, а не мог, тем и терзался, и писал так, что самые выразительные места у него – это речи его оппонентов, взять монологи Великого Инквизитора и Ивана Карамазова, или «расстрелять!» Алёши Карамазова. Я в «РАФ, и особенно Ульрике Майнхоф» (глава «Причины особой ненависти к РАФ») так этот возглас откомментировал: «Как ни хотелось наврать Достоевскому-человеку, а Достоевский-художник – правду брякнул». Брякать, скажу вам, надо уметь. Тут нужна интеллектуальная честность. Личная порядочность в литературе и философии не помогает – только интеллектуальная.

Учитывая, в какой спешке ему приходилось работать, и что прожил он меньше Тургенева и заметно меньше Гюго, Гончарова, Льва Толстого, Маннов и Маркеса, и при этом одиннадцать лет не мог писать, а первые семь лет из этого срока даже читать не мог ничего, кроме Евангелия – становится ясно, что он намного сильнее был всей этой компании.

Что касается Гоголя… Муссолини, хоть и сволочь, но всё-таки не Гитлер. Потому прошу вас – всё-таки с Гоголем не надо Достоевского равнять! Да, он сломался после одиннадцатилетней отсидки, настоящего революционера из него не вышло. Только вот Гоголя и репрессировать не пришлось – он и без того был сволочью. Я и сам ругал Достоевского в «РАФ…» за то, что он сломался, но ругал, сравнивая с Чернышевским. А если сравнить с постсоветией, кучей дерьма, так он даже на хорошего человека смахивает. И Достоевский не писал романов, где положительными героями выступают фашизоидные садисты Бульбы, предтечи эсэсовцев. Достоевский продолжал мечтать о социализме, только взял пацифистическую тактику. Гоголь же прямо настаивал на укреплении крепостнического строя, был социальным расистом.

Нет, ребята, не отдам я вам Достоевского, хоть он и потомок основателя ислама. Сын за пращура не ответчик. Да и Павла Самойлова, пожалуй, не отдам. Дерзайте, Самойлов. Только, прошу вас… поменьше достоевщины! Чёрт бы его подрал…

 

 

 

(в начало)

 

 

 


Купить доступ ко всем публикациям журнала «Новая Литература» за октябрь 2017 года в полном объёме за 197 руб.:
Банковская карта: Яндекс.деньги: Другие способы:
Наличные, баланс мобильного, Webmoney, QIWI, PayPal, Western Union, Карта Сбербанка РФ, безналичный платёж
После оплаты кнопкой кликните по ссылке:
«Вернуться на сайт магазина»
После оплаты другими способами сообщите нам реквизиты платежа и адрес этой страницы по e-mail: newlit@newlit.ru
Вы получите доступ к каждому произведению октября 2017 г. в отдельном файле в пяти вариантах: doc, fb2, pdf, rtf, txt.

 

Пользовательский поиск

Клуб 'Новая Литература' на facebook.com  Клуб 'Новая Литература' на g+  Клуб 'Новая Литература' на linkedin.com  Клуб 'Новая Литература' на livejournal.com  Клуб 'Новая Литература' на my.mail.ru  Клуб 'Новая Литература' на odnoklassniki.ru  Клуб 'Новая Литература' на twitter.com  Клуб 'Новая Литература' на vk.com  Клуб 'Новая Литература' на vkrugudruzei.ru

Мы издаём большой литературный журнал
из уникальных отредактированных текстов
Люди покупают его и говорят нам спасибо
Авторы борются за право издаваться у нас
С нами они совершенствуют мастерство
получают гонорары и выпускают книги
Бизнес доверяет нам свою рекламу
Мы благодарим всех, кто помогает нам
делать Большую Русскую Литературу



Собираем деньги на оплату труда выпускающих редакторов: вычитка, корректура, редактирование, вёрстка, подбор иллюстрации и публикация очередного произведения состоится после того, как на это будет собрано 500 рублей.

Сейчас собираем на публикацию:

18.11: Лачин. Три русских стихотворения об Ульрике Майнхоф (рецензия)

 

Вы можете пожертвовать любую сумму множеством способов или Яндекс.Деньгами:


В данный момент ни на одно произведение не собрано средств.

Вы можете мгновенно изменить ситуацию кнопкой «Поддержать проект»




Купите свежий номер журнала
«Новая Литература»:

Номер журнала «Новая Литература» за сентябрь 2017 года

Купить все номера с 2015 года:
Литературно-художественный журнал "Новая Литература" - www.newlit.ru


 

 



При перепечатке ссылайтесь на newlit.ru. Copyright © 2001—2017 журнал «Новая Литература».
Авторам и заказчикам для написания, редактирования и рецензирования текстов: e-mail newlit@newlit.ru.
Меценатам, спонсорам, рекламодателям: ICQ: 64244880, тел.: +7 960 732 0000.
Реклама | Отзывы
Рейтинг@Mail.ru
Поддержите «Новую Литературу»!