HTM
Номер журнала «Новая Литература» за февраль 2024 г.

Галина Мамыко

В отпуск из ада

Обсудить

Рассказ

На чтение потребуется 1 час | Цитата | Скачать: doc, fb2, rtf, txt, pdf

 

Художник: Настасья Попова (заявки на иллюстрирование: newlit@newlit.ru)

 

Купить в журнале за июль 2015 (doc, pdf):
Номер журнала «Новая Литература» за июль 2015 года

 

Опубликовано редактором: Вероника Вебер, 27.07.2015
Оглавление


1. Часть 1
2. Часть 2

Часть 1


 

 

 

Предисловие

 

Немало размышляла я над тем, надо ли раскрывать тайну написания этого текста. Но долг перед памятью дяди превысил. Я очень мало знала его, моего богатого родственника. Мы жили в разных городах, практически никогда не общались. От мамы я слышала драматическую историю его жизни, его несчастной супруги, погибшего малыша. Иногда эти люди приходили мне на ум, и я шла в церковь ставить заупокойные свечи. Как-то я зашла в храм помолиться, и усталость сковала тело, глаза закрылись, и я на лавочке в сумрачном углу, за спинами богомольцев, задремала, пока шла служба. Мне привиделось странное явление. Дядя, опаляемый огнём, взывал ко мне и протягивал руки. Это видение было совершенно ясным, реальным, словно я сама присутствовала в том кошмаре, откуда что-то кричал мой горемычный родственник. Я прислушалась, и какие-то слова донеслись до моего слуха: «Надо, чтобы люди знали, что здесь такое, скажи им, возьми, возьми, пусть знают…». Дядя швырнул что-то в мою сторону, и тут же всё исчезло. Я пришла в себя. Странно. Что это было? Я будто побывала в ином мире. Руки и лицо до сих пор как бы горели от близкого огня. Вокруг по-прежнему разносилось тихое молитвенное пение. На меня никто не смотрел. Я поднялась в намерении уйти, но споткнулась о какой-то предмет. Толстый блокнот лежал под ногами. Наверное, кто-то выронил, будет искать, надо пойти, отдать служащим, пусть вернут владельцу. Я взяла в руки находку и обомлела. На обложке было написано: «Загробные воспоминания Михаила К. Отпуск из ада. Экзамен в рай».

 

 

Воспоминание первое. Первая минута отпуска. «Мне отпущен мизер времени на отпуск из ада…»

 

Я поднялся и посмотрел на неё. М-м-да, выражение её лица невинно как у ангела. Я не смог ничего сказать. Грубить ангелу? Лучше я отрежу себе язык. Я оглядел себя, щелчком сбил жука с кашемировых брюк. Ещё раз кинул на неё взгляд, развернулся и ушёл. Моя душа была переполнена раздражением. От досады у меня начали дрожать руки. Злость просто палила меня, и губы сами собой кривились в усмешке. Ох, как мне надоели эта канитель, эти её вечные жалобные вопросы, её страдальческие вздохи. Какие нервы надо иметь, чтобы так долго терпеть и каждый раз церемониться с ней, сюсюкать, уговаривать, ублажать. Нет, определённо, не понимаю, как это мне удалось ещё столько лет выдерживать эту странную связь, как я умудрился до сих пор не разорвать эти несуразные отношения. Я был так раздражён, что ничего хорошего из нашей дружбы сейчас не могло пробиться к моему омрачённому сердцу. Я ловил себя на том, что разговариваю вслух, и даже плюю себе под ноги, чего за собой никогда не замечал. Какую-то долю секунды перед мысленным зрением ещё маячил отпечаток её внешности. Я тряхнул головой. Женский лик, дрожащий как водная рябь, помутнел, стал отдаляться, пока не исчез в глубинах моего сознания.

«Захади, дарагой!» – закричали с не нашим акцентом из придорожной харчевни, аромат мясной пищи против обыкновения вызвал во мне отвращение. «Если я зайду к ним, то первым делом прикажу отрезать себе язык, пусть кормят им цепных псов», – я не к месту хохотнул и ускорил шаг. Вслед присвистнули. Кто-то швырнул в меня камешек, я спиной ощутил его прикосновение.

Как обычно это бывало со мной, мой гнев был недолгим. Я весьма стремительно остыл, мой ум прояснился, от злости очень быстро не осталось и следа. И я уже сам удивлялся своему недавнему бешенству. Не выдержав, оглянулся. Сердце моё невольно сжалось. Из жаркого летнего дня, сквозь тени кипарисов и пируэты бабочек, я увидел перевёрнутую страницу жизни. Неподвижная женская фигурка на скамье внутри бушующего снегопада. Ураган вырвал из её рук сотканный из кружевных голубей, поцелуйчиков и рюш свадебный зонтик, и он как весёлый парусник полетел, покачиваясь, переворачиваясь, закручиваясь юлою, по белокипенным дюнам, взобрался на макушки древних тополей.

На меня дохнуло ледяным ветром. «Там уже зима», – отметил я. По разгорячённым от июльского солнца щекам скользнуло декабрьским снегом. Мне стало холодно. Я втянул голову в плечи, поднял воротник пиджака, но продолжал стоять, пока не ощутил себя полностью заледеневшим. Мне уже не были видны ни скамья, ни та, от которой я ушёл. Снег завалил и её, и парк, и деревья, всё ушло под толстый белый саван. Космическая пустыня.

Может, вернуться? Растопить лёд? Закричать, обнять, изменить, всё начать заново?! Я заколебался. Искушение. Надо победить себя. Если вернусь – всё опять сначала. Опять двадцать пять. Но её страстные глаза, гибкий стан, протянутые ко мне руки, аромат её любви, запах её детских щёк с милыми, милыми ямочками, её радость и счастье, её восторженное лопотание при встрече, когда мы бежим друг ко другу после разлуки, когда она бросается мне на руки… О боже, я же люблю, люблю её! Я не смогу без неё, я вернусь, я схвачу её в охапку, никому не отдам, увезу, спрячу, всё брошу, буду с ней, и больше ни с кем! Родная, любимая, ненаглядная! Всё это вихрем шумело в моём сердце, пьянило разум, я уже готов был сорваться, бежать назад, но что-то удерживало, что-то мешало, и сердце вновь превращалось в камень. И снова холодный ум напоминал о том, что назад нельзя, назад никогда нельзя. Никогда. Я сделал над собой усилие и заспешил прочь, и скоро уже вновь тяготился полуденным зноем.

Дорога пролегала мимо помоек, сменяющих жилые кварталы, и тощие кошки провожали меня кровожадными взглядами.

«Как хотела меня мать да за первого отдать, а тот первый он да неверный, ой не отдай меня, мать… Парней так много холостых, а я люблю женатого! Ух-ха-ха!» – нищенка пустила по кругу флакон с одеколоном. Два немолодых оборванца по очереди допили. «Дяденька, дай сигаретку!» – обратила ко мне красные очи певица. Троица полулежала на распотрошённых мусорных мешках и смотрела на меня осоловелыми глазами.

«Отвратительно», – с досадой пробормотал я, зажимая ноздри краем шёлкового галстука «Versace». Я смотрел под ноги в опасении запачкать брюки. И ничего не видел. Глаза были заполнены слезами. И посторонние мысли, которые настырно лезли в голову, представлялись оскорблением моей только что похороненной любви, а уж чистоплюйство пижона, боящегося испортить дорогие брюки, – тем более. «Идиот», – забормотал я ругательства в свой адрес, замотал головой, но легче не стало. Моя душа разрывалась на части. Моё сердце было переполнено тоской. Я был в отчаянии. Как я буду без неё? Как я буду жить дальше? Зачем я ушёл? Что я натворил? О боже, я не знаю, как жить дальше в этой пустоте, моё сердце опустошено, моя душа выжата, я не хочу ничего, мне очень, очень плохо. Зачем я оставил её там? Как, как я мог?! Мои щёки горели от слёз, глаза были закрыты, я брёл, не глядя, ничего не видя перед собой.

Огнеточивое солнце заслоняло небесный свод, пульсировало лавой, взрывалось багровыми протуберанцами. Казалось, разверзлась диковинная пасть преисподней. Солнце постепенно высушило мои щёки, а так и не выплаканные до конца слёзы собрались в каменную массу, застыли в груди.

Откуда-то из жерла ярого бурления выпал чудом не опалённый листик из моего дорожного блокнота. Я пальцем записал, поглядывая на кошек: «Когда-нибудь похожие твари с рожками придут ко мне, в мою последнюю минуту, и скажут: «Ты наш». И чьи-то острые копытца застучат вместо сердца в моей груди. И спляшут на моих костях собачий вальс. И станет всем весело. И сатана будет плакать в ликовании от долгожданной встречи». Я перечёл написанное, поймал себя на том, что упиваюсь собою, и стал сам себе противен. Вот так всегда. Не успеешь подумать, или совершить какой-то поступок, или просто сделать шаг навстречу своим желаниям, а какой-то инородный, абсолютно не свойственный естественной простоте человеческого сердца, горделивый самоцен уже делает своё дело, выпячивая, преувеличивая, нахваливая собственные мнимые достоинства.

Мохнатая рука вынырнула из-за моего левого плеча и когтем дописала: «Да. Ты наш!». Тёмное облако окружило смердящей массой, навалилось бельмами на глаза. О, сколько можно?! Я сорвался с места, побежал, моргая ресницами, тяжело дыша. Туда, быстрее, к чистому воздуху. Я больше не думал о том, что могу запачкать свой богатый костюм из камвольного кашемира. Дыхание перехватило. Зловоние души – это хуже помоек. Вознамерился порвать бумагу, но её уже забрали.

Замусоренная пыльная тропа, переполненная галькой, вывела, наконец, к пляжу. Морской воздух освежил мою растревоженную душу. Я остановился перед сыпучими барханами и задумался. Мальчик и девочка, на вид лет пяти. Загорелые голыши, с облупленными носами. Они сидели на корточках и сосредоточенно лепили из песочного теста несуразицу. Вокруг были разбросаны пластмассовые паски. «Айда!» – воскликнула девочка, и я заметил, что её напарник имеет признаки болезни Дауна. Малышка побежала к морю. Плюхнулась в мелководье. Запищала в восторге. Облепленный влажным песком уродец смотрел на девочку, а она махала ему ручками, звала к себе. Он улыбнулся и зашагал. Туда, где на уровне горизонта море перетекало в небесную гладь, и где парил, летел к небу белый парусник. Мальчик Дауна шёл к паруснику, и взоры жующей публики в панамах тонули за его спиной под тяжестью медуз. На его лице была блаженная уверенность в скорой встрече с бесконечным благоденствием. Его ножки наступали на пенящиеся шатуны как на твёрдую почву.

Не отрывая взгляда от уходящего на небо мальчика Дауна, я начертил мизинцем на песке: «Завидую!».

«Вчерашние пирожки! Прошлогоднее пиво!» – от криков фланирующих по пляжу торговцев в мокрых шортах возникало ощущение тревоги, будто вас звали на помощь утопающие. Раскалённый воздух был насыщен шумом морского прибоя, восклицаниями чаек, людским гомоном. В чьих-то огромных ладонях качалось море вместе с людьми, и дельфины подставляли спину всем, кто хотел не потеряться в этом муравейнике. Всё вокруг упивалось усладами земного рая. Из наспех сколочённого на сезон фанерного, размалёванного под саванну, тира «А ну-ка пли!» прорывалось «пиф-паф», смешанное с харизмой эстрадной дивы из летнего кафе. Истомлённый голос зазывал то ли на кладбище вялых роз, то ли на миску борща с чесноком.

Мысли ни о чём хаотичны, как и волны. В фокусе бокового зрения морские барашки выплёскивали на берег утопленников. Мой палец скакал по бумаге: «Можно повернуть отяжелевшую от жары и бессмыслицы голову, и то, что представляется бездыханным, окажется живым, думающим, в купальных костюмах, с глазами, в которых будут отсвечивать небо, солнечные блики и горячая надежда на бессмертие. Но мне не хочется соприкасаться с миром живых утопленников, которые не способны сказать ничего интересного, кроме того, что и они, и я рано или поздно покатимся к чёртовой бабушке».

Всё внутри меня будто одеревенело. Я стоял истуканом, смотрел деревянными глазами, думал деревянными мыслями. «Чёрт возьми. Зачем я жил все эти годы? Чтобы в один чудный день оказаться лицом к лицу с ангелом и обнаружить в его глазах своё чёрное отражение?». Я в растерянности огляделся. Ни моря, ни пляжа. Ничего уже не было. Пустота. Я находился в пустоте. Я вспомнил, что мне отпущен мизер времени на отпуск из ада, где моя душа уже так давно страждет. Сейчас где-то здесь, прямо сейчас, должен начаться обещанный экзамен в рай. Надо спешить, спешить, если не хочу вновь загреметь в преисподнюю. Но куда? Какой дорогой? Какими тропами? Где? Кто будет экзаменовать меня? Вокруг было тихо и пустынно. Может быть, я сейчас нахожусь посреди вселенной? А вдруг я заблудился в каком-нибудь колодце, откуда дороги нет? Я засуетился, душа пришла в смятение, но что делать, куда идти, как распорядиться отведенными драгоценными мгновениями прохлады и тишины, – не имел понятия. Волна воспоминаний и какие-то туманные видения без времени и без расстояний вновь накрыли меня с головой.

 

 

 

(в начало)

 

 

 


Купить доступ ко всем публикациям журнала «Новая Литература» за июль 2015 года в полном объёме за 197 руб.:
Банковская карта: Яндекс.деньги: Другие способы:
Наличные, баланс мобильного, Webmoney, QIWI, PayPal, Western Union, Карта Сбербанка РФ, безналичный платёж
После оплаты кнопкой кликните по ссылке:
«Вернуться на сайт продавца»
После оплаты другими способами сообщите нам реквизиты платежа и адрес этой страницы по e-mail: newlit@newlit.ru
Вы получите каждое произведение июля 2015 г. отдельным файлом в пяти вариантах: doc, fb2, pdf, rtf, txt.

 


Оглавление


1. Часть 1
2. Часть 2
507 читателей получили ссылку для скачивания номера журнала «Новая Литература» за 2024.02 на 28.03.2024, 12:03 мск.

 

Подписаться на журнал!
Литературно-художественный журнал "Новая Литература" - www.newlit.ru

Нас уже 30 тысяч. Присоединяйтесь!

 

Канал 'Новая Литература' на yandex.ru Канал 'Новая Литература' на telegram.org Канал 'Новая Литература 2' на telegram.org Клуб 'Новая Литература' на facebook.com Клуб 'Новая Литература' на livejournal.com Клуб 'Новая Литература' на my.mail.ru Клуб 'Новая Литература' на odnoklassniki.ru Клуб 'Новая Литература' на twitter.com Клуб 'Новая Литература' на vk.com Клуб 'Новая Литература 2' на vk.com
Миссия журнала – распространение русского языка через развитие художественной литературы.



Литературные конкурсы


15 000 ₽ за Грязный реализм



Биографии исторических знаменитостей и наших влиятельных современников:

Алиса Александровна Лобанова: «Мне хочется нести в этот мир только добро»

Только для статусных персон




Отзывы о журнале «Новая Литература»:

24.03.2024
Журналу «Новая Литература» я признателен за то, что много лет назад ваше издание опубликовало мою повесть «Мужской процесс». С этого и началось её прочтение в широкой литературной аудитории .Очень хотелось бы, чтобы журнал «Новая Литература» помог и другим начинающим авторам поверить в себя и уверенно пойти дальше по пути профессионального литературного творчества.
Виктор Егоров

24.03.2024
Мне очень понравился журнал. Я его рекомендую всем своим друзьям. Спасибо!
Анна Лиске

08.03.2024
С нарастающим интересом я ознакомился с номерами журнала НЛ за январь и за февраль 2024 г. О журнале НЛ у меня сложилось исключительно благоприятное впечатление – редакторский коллектив явно талантлив.
Евгений Петрович Парамонов



Номер журнала «Новая Литература» за февраль 2024 года

 


Поддержите журнал «Новая Литература»!
Copyright © 2001—2024 журнал «Новая Литература», newlit@newlit.ru
18+. Свидетельство о регистрации СМИ: Эл №ФС77-82520 от 30.12.2021
Телефон, whatsapp, telegram: +7 960 732 0000 (с 8.00 до 18.00 мск.)
Вакансии | Отзывы | Опубликовать

Поддержите «Новую Литературу»!