HTM
Мы живём над безднами
Остроумный детектив Евгения Даниленко
«Секретарша»

Роман Оленев

Хиппи

Обсудить

Стенограмма программы "Стоп-кадр"

На чтение потребуется полчаса | Скачать: doc, fb2, rtf, txt, pdf

 

Купить в журнале за февраль 2015 (doc, pdf):
Номер журнала «Новая Литература» за февраль 2015 года

 

Опубликовано редактором: Андрей Ларин, 13.02.2015
Кадр из фильма «Дом Солнца» (режиссёр Гарик Сукачёв, 2009 г.)

 

 

 

Сейчас, когда лучи солнца стали мягкими и уж точно никого не раздражают, а наоборот, опять для всех стали желанными, захотелось взяться за тему в кино, которая просто железно связана с солнцем и в целом с летней атмосферой. Я имею в виду фильмы о хиппи-культуре. Ведь какой из них ни возьми, там обязательно всё будет заполнено лучами летнего солнца. Вот и новую свою киноработу, рассказывающую о хиппи-движении семидесятых, причём советских хиппи, Гарик Сукачёв так и назвал: «Дом Солнца».

Картина интересна уже как минимум тем, что сама тепа хиппи-культуры до этого практически никак не отражалась в отечественном кино. По сути, есть лишь одно исключение – фильм «Место на земле» девяносто первого года. Исключение хотя бы в том, что вот там солнца-то и не видно. В целом, кино очень тяжёлое, похоже, скорее, на чёрно-белую хронику загнивания всего хиппи-движения в Советском Союзе. Ну а так все значимые картины о так называемых детях цветов сняты на Западе.

Вот и получается, что Гарик Сукачёв выступил едва ли не первопроходцем – во всяком случае, в новом российском кино именно он первым заинтересовался хиппи-движением и его столкновением с советской системой. Скажем, в одну из сцен фильма легли реальные события, произошедшие в Москве в шестьдесят седьмом году, когда советские хиппи, подражая американским собратьям, вышли на улицы города с антивоенными лозунгами, и в результате всё кончилось кровавым побоищем.

И вот, восстанавливая на экране, в общем, в такой клиповой форме эти события, чувствуется, что Гарик Сукачёв держал в уме ещё и знаменитую сцену из фильма «Броненосец "Потёмкин"», где блюстители порядка тоже нещадно били хлыстами прямо по лицу мирное население, били прямо с лошадей.

Но, впрочем, не будем слишком уж увлекаться этими достаточно очевидными параллелями, а просто посмотрим на работу Гарика Сукачёва как режиссёра.

 

Кадры из фильма «Дом Солнца» (2009 г., режиссёр Гарик Сукачёв)

 

Кадры из фильма «Дом Солнца» (режиссёр Гарик Сукачёв, 2009 г.):

 

– Я не хотел этого, я не хотел! Ребята, простите меня!

– Солнце!

– Саша!

 

После всего этого и дикого, и живописного столкновения мирных советских хиппи с советской агрессивной системой тем более будет интересно отметить, что сами лидеры советского хиппи-движения называли свою тусовку тоже системой, хотя, на первый взгляд, для них, свободолюбивых, само это понятие должно было быть абсолютно неприемлемым. Но видите как вышло: одна система оказалась как бы вмонтирована в другую систему.

Вообще, по-моему, это занимательно. Ведь, возникнув как, пусть и пассивная, но оппозиция к советскому режиму, советские хиппи, если разобраться, имели очень много общего с коммунистической идеологией. Во-первых, тут вспоминаются знаменитые коммуны хиппи. То есть, добровольные объединения людей, совместно проживающих друг с другом, где всё общее, где все равны, короче, все братья и сёстры.

А потом ведь идейные хиппи, они тоже, как и коммунисты, мечтали о рае на земле. Да и взять сам облик детей цветов. При всей этой подчёркнутой небрежности в одежде, так ненавистной для советской власти, сама эта небрежность была, скажем так, жёстко регламентирована, и об этой небрежности ещё как заботились.

То есть, в целом все нормы хиппи-культуры были жёсткими и чётко очерченными. То же самое, как и в советской системе, в системе советских хиппи был тоже определённый круг разрешённых действий, приемлемой одежды, слов, ну а всё остальное вызывало осуждение и отторжение. В общем, системой они себя всё-таки назвали не зря.

 

Кадры из фильма «Дом Солнца» (2009 г., режиссёр Гарик Сукачёв)

 

Кадры из фильма «Дом Солнца» (режиссёр Гарик Сукачёв, 2009 г.):

 

– Вы – это кто?

– Мы? Система.

– Система? А какая система?

– Хиппи.

 

Как это, может, ни смело прозвучит, но вся идеология советских хиппи, построенная на отрицании советской системы, на самом деле была как бы зеркальным её отражением. Ну, что ли обратной стороной коммунистической идеологии. Потому очень закономерно, что когда наметились первые признаки разложения советского режима, тогда же началось и загнивание советской хиппи-тусовки.

Во всяком случае, скажем так: система советских хиппи была жива, имела силу и смысл лишь до тех пор, пока был жив сам отрицаемый ею объект, а именно, система советской власти. Сами лидеры, идеологи неформального движения чувствовали эту теснейшую зависимость.

 

Кадры из фильма «Дом Солнца» (2009 г., режиссёр Гарик Сукачёв)

 

Кадры из фильма «Дом Солнца» (режиссёр Гарик Сукачёв, 2009 г.):

 

– Ну как живешь, гуру?

– Живу. Система должна погибнуть.

– А почему?

– Потому что всякая система должна погибнуть. Лучшая система – это отсутствие системы. Прощай, Солнце.

 

Конечно, фильм «Дом Солнца» ни в коем случае нельзя рассматривать как исследование причин зарождения или причин исчезновения советских хиппи. Как говорит сам режиссёр Гарик Сукачёв, его цель была, прежде всего, снять красивую, романтично-солнечную историю о двух влюблённых.

Вот эта красивость, я бы даже сказал, некая глянцевость, как основной принцип режиссёра, и самого бывшего неформала, в разговоре о нефрмалах – симптоматичная вещь для нашего гламурного времен. Это видно даже и в выборе актёра на главную роль. Героя зовут Солнце – так действительно звали реального лидера советской хиппи-тусовки, – но в своей внешности он был куда менее привлекателен. Герой же фильма Сукачёва – это что-то среднее между вокалистом «Лед Зеппелин» и моделью из какого-нибудь глянцевого журнала.

Да и в целом все неприглядные места, всю, что называется, гниль, связанную с хиппи-движением, Гарик Сукачёв решил припрятать или залакировать. Главным для него были любовь, лето, солнце и, конечно, красивая музыка. Ну что ж, надо сказать, в результате получилось эффектно, местами трогательно и даже почти целомудренно.

 

Кадры из фильма «Дом Солнца» (2009 г., режиссёр Гарик Сукачёв)

 

Кадры из фильма «Дом Солнца» (режиссёр Гарик Сукачёв, 2009 г.):

 

– Я нашла, где живёт солнце. В моём сердце.

 

Наверное, такую сцену и прерывать-то грех, но всё-таки пойдём дальше, раз уж нас интересует сегодня не столько романтические отношения, а то, в каких в целом отношениях тема хиппи-культуры оказалась с кинематографом.

И тут для контраста хотелось бы сразу привести совсем другую цитату, но, что важно, тоже из отечественного фильма – фильма «Место на земле», как я говорил, ещё девяносто первого года. И картина, в отличие от «Дома Солнца» Гарика Сукачёва, ужасно депрессивная, но зато и гораздо более правдивая. Снята она человеком, который сам поварился в советской хиппи-тусовке, и причём застал ту её фазу, когда хиппи-культура с её коммунами, то есть, совместным проживанием, уже буквально начала смердеть.

В общем, вы тут увидите не дом Солнца на горе в Крыму, а скорее какое-то разлагающееся гнездо в грязной питерской квартире, где тезис о свободной любви ну уж никак не был связан с романтикой.

 

Кадры из фильма «Место на земле» (2001 г., режиссёр Артур Аристакисян)

 

Кадры из фильма «Место на земле» (режиссёр Артур Аристакисян, 2001 г.):

 

– Руки, руки! Шевелись!

– Не делай ему больно!

– Руки подняли!..

 

Ну а сейчас, после этих натуралистических ужасов из жизни советской хиппи-коммуны под заунывную душещипательную композицию Роберта Уайта выйдем на воздух и опять вернёмся к нарядному и солнечному фильму Гарика Сукачёва «Дом Солнца». Раз уж так вышло, что эти две, мягко скажем, разные картины – это единственное, что накоплено в российском кино на тему о хиппи-культуре.

И что лучше – жуткая хроникальность режиссёра Артура Аристакисяна[1] или глянцевая декоративность, а в каких-то моментах и плакатная карикатурность фильма Гарика Сукачёва – это уже каждый зритель пусть решает для себя сам.

 

Кадры из фильма «Дом Солнца» (2009 г., режиссёр Гарик Сукачёв)

 

Кадры из фильма «Дом Солнца» (режиссёр Гарик Сукачёв, 2009 г.):

 

– Ну чё, девчонки, давай знакомиться.

– А-ха-ха!

– Ни фига себе!

– Слушайте, идите куда шли.

– Не понял. А как же кино-вино-домино-танцы-шманцы-обжиманы?

– Отвали, козёл.

– Ах ты б…дь! Солдатом Советской армии брезгуешь?

– Ребята, нормальная погода.

– На! Ты позор на теле советской родины!

– Пошёл ты!

– Уйди, овца!

– Урод!

 

Впрочем, есть и ещё один фильм, так или иначе связанный с хиппи-движением в СССР и затрагивающий не семидесятые годы, как в фильме Сукачёва, а середину восьмидесятых. А между прочим, именно к этому периоду и относится всё самое главное, что связано с хиппи-движением в Советском Союзе.

Когда это было не голое копирование стиля, языка, в целом всего поведения западных собратьев, а уже самобытное существование и не разложение, что ы увидели в фильме «Место на земле».

В общем, я говорю о картине «Асса», где эта тема – советских хиппи в конфликте с советской системой – пусть и не заявлена, не обозначена как главная, но она есть. И если сравнивать, скажем, с фильмом Гарика Сукачёва «Дом солнца», то реализована она, безусловно, гораздо более художественно.

 

Кадры из фильма «Асса» (1987 г., режиссёр Сергей Соловьёв)

 

Кадры из фильма «Асса» (режиссёр Сергей Соловьёв, 1987 г.):

 

– Это что у тебя в ухе?

– Это? Серьга.

– Нужно снять.

– Зачем?

– Не положено. Нужно снять.

– Ты гад, гад, гад! Тебя народ кормит, поит, сволочь! Сволочи, ненавижу вас! Гады, гад! Да, я рабочий, посмотри! Вот мои трудовые руки! А, не смотришь! Ты ненавидишь народ! Сволочь! Тебя кормит народ! А может, ты пидор! Ну скажи, ты пидор?

– Сам ты пидор.

– Это я пидор?! Сука! А!

 

Мелочь, но, к слову сказать, колокольчики – вещь серьёзная для любого представителя советского хиппи-движения. Сама эта любовь к колокольчикам идёт от восточных духовных традиций, к которым сознательные хиппи относились с большим придыханием. Говорят даже, то некоторые советские дети цветов умудрялись добраться автостопом в Индию, землю сакральную для любого идейного хиппи.

И вот надо отметить, что в фильме Сукачёва «Дом Солнца» этот индийский след, он тоже есть. Помните, там колокольчики в креативном домике героя висят, может быть, в ещё большем изобилии, чем в квартире мальчика Бананана? Только, опять же, эти колокольчиковые гирлянды, развевающиеся на ветру в замедленной съёмке, нужны режиссёру скорее как красивая декорация, если не сказать, как некий фон для модной фотосессии.

И вот, пытаясь привнести бо́льшую смысловую и эмоциональную полноту в наш разговор о хиппи-движении в Советском Союзе и немножко отойти от той глянцевости, которой страдает фильм Сукачёва, я позволю себе небольшой авторский произвол и на видеоряд из фильма «Дом Солнца» наложу фрагмент песни Александра Башлачёва, которая так и называется, «Время колокольчиков». И, кстати, ведь сам Башлачёв знал о хиппи-движении совсем не понаслышке.

 

Кадры из фильма «Дом Солнца» (2009 г., режиссёр Гарик Сукачёв)

 

Кадры из фильма «Дом Солнца» (режиссёр Гарик Сукачёв, 2009 г.):

 

– Век жуём матюги с молитвами.

Век живём, хоть шары нам выколи.

Спим да пьём сутками и литрами.

Да не поём. Петь уже отвыкли.

 

Долго ждём. Всё ходили грязные,

От того сделались похожие,

А под дождём оказались разные.

Большинство – честные, хорошие.

 

И пусть разбит батюшка Царь-колокол,

Мы пришли, мы пришли гитарами.

Ведь биг-бит, блюз и рок-н-ролл

Околдовали нас первыми ударами.

 

И в груди искры электричества.

Шапки в снег – и рваните звонче.

Рок-н-ролл – славное язычество.

Я люблю. Я люблю время колокольчиков.

Время колокольчиков.

 

Любой знает, что связь хиппи-культуры с музыкой, а именно с рок-н-роллом, в широком смысле этого слова, теснейшая. Музыка вообще для пассивных по своей природе хипппи являлась главной формой их активности, их экспрессии. Вот потому-то все фильмы о хиппи насквозь музыкальные, а иногда это даже по жанру мюзиклы.

Продолжая разбор музыкального фильма «Дом Солнца» как точки отсчёта в нашем разговоре о хиппи-движении в кино, следует отметить, что он интересен ещё и тем, что сам режиссёр, музыкант ведь, во многом взял за основу мультфильм «Бременские музыканты», из которого как раз тоже видно, что рок-н-ролл околдовал нас первыми ударами.

Главное, что Сукачёв позаимствовал из легендарного мультфильма, это, конечно, образы героя и героини. И дело не только в их внешнем сходстве. Помимо того, что и влюблённый юноша, и девушка – стройные и с золотыми волосами, в фильме «Дом Солнца» ведь хрупкую белокурую героиню тоже называют Принцесса. А герой, лидер хиппи-тусовки – он ведь тоже именно ворует принцессу из дворца. В фильме принцесса сбегает не от маразматичного короля, а от отца-дипломата. Но смысл-то тот же – побег из золотой клетки, от мещанских ценностей, чтобы жить сегодняшним днём. И конечно, Гарик Сукачёв, задумав снять позитивный фильм о хиппи, не зря взял прицел на «Бременских музыкантов».

Ведь в этом мультфильме есть абсолютно все важнейшие признаки хиппи-мании в её ещё оптимистической фазе, и отголоски свободолюбивого хиппи-движения и видны, и звучат буквально в каждом кадре мультфильма. Здесь вам и тусовки на зелёных полянах, и танцы с венками в волосах у костра, и следы сексуальной революции, напрямую связанные с хиппи-движением. Помните принцессу в мини-юбке и то, как она дует своим сладкими губками на палец короля? Есть в мультфильме и отсылки к конкретным американским фильмам, знаковым для всего хиппи-движения.

Допустим, взять мюзикл «Иисус Христос – суперзвезда». Там много что созвучно: и музыка, и пластика героев, да и все вот эти дружные хлопанья в ладоши.

 

Кадры из фильма «Иисус Христос - суперзвезда» (1973 г., режиссёр Норман Джуисон)

 

Кадры из фильма «Иисус Христос – суперзвезда» (режиссёр Норман Джуисон, 1973 г.).

 

Ну а если вернуться от американского мюзикла к «Бременским музыкантам», замечательно то, что снят был мультфильм в тот самый год, а именно в шестьдесят седьмом, когда в Америке прошёл важнейший для всего хиппи-движения рок-фестиваль под названием «Вудсток»[2]. И на нём очень активно, скажем так, не жалея сил, поучаствовали такие основатели американской хиппи-культуры, как Дженис Джоплин и Джими Хендрикс. Последний, кстати, говорят, всегда подкладывал под повязку на лоб марку ЛСД, чтобы во время экспрессивной игры «волшебная» кислота впитывалась с потом в поры.

Ну а теперь, я думаю, есть смысл вспомнить и вернуться к поведению отвязных животных из мультфильма «Бременские музыканты», одна из серий которого, повторюсь, снята именно в год проведения знакового рок-фестиваля в Америке. Это же настоящий передоз! Достаточно взглянуть на неадекватное поведение Осла. Да и вся заводная композиция группы – это, по сути, описание наркотического трипа с довольно нехорошим приходом.

 

Кадры из мультфильма «Бременские музыканты» (1969 г., режиссёр Инесса Ковалевская)

 

Кадры из мультфильма «Бременские музыканты» (режиссёр Инесса Ковалевская, 1969 г.).

 

– Не могу я спать у стенки,

Упираются коленки.

Лягу я на край.

– Не ложись!

– Лучше не мешай!

– Не ложись!

– Лагу, так и знай!

– Не ложись! Не ложись!

Придёт серенький волчок

И укусит за бочок!

– А-у!

– Баю-баюшки-баю!

Не ложися на краю!

– А-у!

– Баю-баюшки-баю!

Не ложися на краю!

– А-у!

– Баю-баюшки-баю!

Не ложися на краю!

– А-у!

– Баю-баюшки-баю!

Не ложися на краю!

Баю-баюшки-баю!

 

Возникшая привычка у рок-музыкантов именно со времён хиппи вот так запросто и с удовольствием снимать на сцене штаны широко известна. А вообще такая непосредственность и супер-естественность в поведении отвязных хипарей на территории, скажем так, дворца – довольно частое явление для многих фильмов о хиппи-движении.

Если многих – то, соответственно, речь идёт уже и об американских картинах. На ум приходит мюзикл Милоша Формана[3] «Волосы». Там тоже отвязный дерзкий лидер хиппи-тусовки попадает в своего рода дворец на светский раут при свечах, где тоже есть своя условная принцесса, которую надо и очаровать, и раскрепостить. Таким образом, не знающий тормозов хиппи, оказавшийся во дворце и готовый устроить в обществе, воспитанном на классике, едва ли не оргию – эта ситуация именно что классическая для фильмов, где хиппи наступают.

 

Кадры из фильма «Волосы» (1979 г., режиссёр Милош Форман)

 

Кадры из фильма «Волосы» (режиссёр Милош Форман, 1979 г.). Главный герой танцует на столе во время светского раута и поёт песню, в тексте которой перечисляются все его части тела и органы чувств.

 

Ну а дальше, как и в мультфильме «Бременские музыканты», да и вообще, как в любом нормальном фильме о хиппи, очарованной принцессе остаётся сбежать из дворца как из золотой клетки, как из тюрьмы, вместе с сексуальным хиппи-вожаком. Ну а что касается всех этих перечисленных частей тела, то, пожалуй, всё-таки самое ценное для любого хиппи – это длинные волосы. Фильм ведь, собственно, так и называется – «Волосы», как основа основ или начало начал.

Тут хочется вспомнить и так называемый манифест уже советской хиппи-системы с громким названием «От системы к Богу»[4]. Так вот, в этом манифесте отмечалось, что вообще все бунтари и большинство творческих личностей всегда не слишком-то жаловали парикмахерские, так как интуитивно чувствовали, что, отпуская длинные волосы, создаются некие антенны, улавливающие тончайшие колебания физических, а также биогенных полей. Не говоря о том, что это ещё и красиво.

Ну что ж, давайте опять вернёмся к мюзиклу «Волосы», так как там есть целый гимн этим самым длинным волосам.

 

Кадры из фильма «Волосы» (1979 г., режиссёр Милош Форман)

 

Кадры из фильма «Волосы» (режиссёр Милош Форман, 1979 г.).

 

В качестве одного из многочисленных аргументов хиппи о том, что длинные волосы это хорошо, упоминается личность самого Иисуса Христа. Было время, внутри хиппи-движения даже на полном серьёзе рассматривали Христа как самого первого хиппи в истории. Ну, об этом ещё поговорим, но в таком случае можно увидеть первым хиппи и Льва Толстого. Скажете, вздор? Ведь великий граф хоть и носил длинные волосы, но автостопом не ездил и ЛСД не употреблял. А вот тем не менее, есть повод порассуждать.

Начнём с того, что подчёркнутое в своей простоте и небрежности хиппи-движение родилось далеко не от бедности. Самые первые американские хиппи – это дети из суперобеспеченного класса, получившие возможность заниматься чем угодно вместо рутинной службы. Им опротивели те ложь и лицемерие, которыми жило американское общество, им гораздо интереснее оказалось тусоваться на зелёных полянах. Так вот, у графа Толстого мотивы уехать в Ясную Поляну и отказаться от светской тусовки были похожи. Ему тоже стало душно и скучно в аристократическом респектабельном, но лицемерном обществе. Захотелось свободы, простоты в одежде и жить на лоне природы. А потом ведь для хиппи принципиальная позиция – не работать на государство, никак от него не зависеть. Так и Лев Николаевич запишет в дневнике: «Никогда не буду служить никакому правительству». А взять его известные антивоенные лозунги, всё это непротивление злу насилием – ведь это же ключевая идея для всего хиппи-движения. Да и сам внешний вид графа, весь этот мешковатый наряд с канатиком вместо пояса, принципиальное нежелание стричь волосы, – в общем, он же был настоящий неформал, причём неформал культовый, к которому ездили на поклонение как к гуру паломники.

Таким образом, если хиппи-движение и не вышло из толстовки, но вся оригинальность философии позднего Толстого, так же как и у хиппи, строится на отрицании фундаментальных основ общества. И ухода от этого самого общества. Необходимость ухода признавали абсолютно все хиппи, и вся жизнь Толстого – это уход, где кульминация – смерть писателя, когда он, чувствуя её приближение, поехал, скажем так, помирать автостопом: уехал, сбежав из Ясной Поляны без ясной цели того, куда едет. А ведь эта дорога как самоцель так свойственна для хиппи-сознания.

И ещё, что очень сближает хиппи-движение с личностью Толстого – это сильнейшая потребность в личности Христа, но при этом, опять же, в крайне свободной её интерпретации. Тут снова вспоминается культовая рок-опера «Иисус Христос – суперзвезда», которую можно считать манифестом для всей хиппи-культуры.

 

Кадры из фильма «Иисус Христос - суперзвезда» (1973 г., режиссёр Норман Джуисон)

 

Кадры из фильма «Иисус Христос – суперзвезда» (режиссёр Норман Джуисон, 1973 г.). Сцена, в которой Иисус прогоняет торговцев из храма.

 

Итак, для хиппи-движения как для контркультуры, протестующей против войны во Вьетнаме, против мещанских ценностей, в целом против потребительского образа жизни и двойной морали, Иисус Христос оказался чрезвычайно привлекательной фигурой. И неслучайно ведь, скажем так, усреднённый типаж хиппи был некоторым образом иисусоподобен. Хиппи любили носить майки с изображением Христа. И ведь его учение шло тоже в оппозиции к тем привычным устоям, догмам, которые сложились на то время в израильском обществе. Но, может быть, больше всего хиппи нравилось то, что, согласно учению Христа, человек не должен заботиться о завтрашнем дне, а жить как птицы небесные, которые не сеют, не жнут, но Бог их кормит.

 

Кадры из фильма «Иисус Христос - суперзвезда» (1973 г., режиссёр Норман Джуисон)

 

Кадры из фильма «Иисус Христос – суперзвезда» (режиссёр Норман Джуисон, 1973 г.). Проповедь Христа перед апостолами.

 

Как видим, рок-опера «Иисус Христос – суперзвезда» сделана просто с немыслимым количеством намёков на культуру хиппи. Из неё, например, видно и то, что дети цветов искренне верили, что именно Христос заложил традиции вечного путешествия автостопом без копейки в кармане. И ведь он и вправду находился в постоянной дороге и очень редко когда встречал наступление нового дня под одной и той же крышей.

Крайне импонировало хиппи и то, что Христос, бросая вызов существующей тогда двойной морали, часто пренебрегал привычными нормами этикета. Он мог, например, вкушать пищу немытыми руками или даже совершать трапезу вместе с блудницами.

И вот такая своеобразная любовь хиппи ко Христу привела к тому, что одна из самых знаменитых хиппи-коммун была названа «Христиания»[5]. Такой свободный город неподалёку от Копенгагена, который, говорят, и сейчас существует, и там, как и раньше, можно употреблять лёгкие наркотики.

Одним словом, сам образ Христа преломлялся в сознании хиппи ну очень уж причудливо. И потому неудивительно, что когда вышла знаменитая рок-опера, то западная критика упрекала её авторов в том, что Христос в ней и не иудей, и не католик, а в лучшем случае какой-то коммунист. Ну или главарь аутсайдеров, или друг бомжей.

И всё-таки та абсолютная, та самопожертвенная любовь к ближнему, которая заложена в Новом Завете, она, конечно, есть и в культовом мюзикле. Ведь, скажем так, сюжет Нового Завета авторы рок-оперы не могли уж совсем проигнорировать.

 

Кадры из фильма «Иисус Христос - суперзвезда» (1973 г., режиссёр Норман Джуисон)

 

Кадры из фильма «Иисус Христос – суперзвезда» (режиссёр Норман Джуисон, 1973 г.). Христос перед убогими и калеками.

 

То, что для хиппи была свойственна особая любовь к ближнему, причём, в том числе, ко всякого рода покалеченным, ущербным, хромым и больным, можно увидеть и по одному из немногих наших фильмов о хиппи – фильму «Место на земле», который, как я уже говорил, напоминает, скорее жутковатую хронику из жизни типичной советской хиппи-коммуны конца восьмидесятых, где, помимо разных непотребств, оказывалась помощь и забота всем страждущим. Скажем, в фильме есть одна очень неожиданная в своём натурализме сцена, которую долго и смотреть сложно – это купание умалишённого и парализованного мужчины с атрофированным телом. То есть, прямо как в Евангелии – забота о расслабленном.

 

Кадры из фильма «Место на земле» (2001 г., режиссёр Артур Аристакисян)

 

Кадры из фильма «Место на земле» (режиссёр Артур Аристакисян, 2001 г.).

 

При этом всё, что связано с проявлением любви, у хиппи носит, в общем, довольно парадоксальный характер. Здесь подобная забота о страждущих отлично сочеталась с таким понятием как свободная любовь, связанным с той самой пресловутой сексуальной революцией. А если поконкретнее, то само понятие «свободная любовь» означало для хиппи, что можно любить кого угодно, где угодно и с кем угодно. И, соответственно, табу на групповой секс, однополую любовь и контакты с несовершеннолетними – все эти табу были отброшены.

Кроме тог, если говорить об американских хиппи, то у них было просто как-то не принято заниматься любовью без наркотиков. Предпочтение отдавалось ЛСД, который погружал влюблённых детей цветов в очень причудливый пульсирующий мир цветочных узоров. В результате такого интереса в сознании хиппи к любви во всех её проявлениях рождалась довольно сложная смесь, когда они могли испытывать одинаковую потребность как в разного рода содомии, так и в диалоге с Творцом.

О такой двойной зависимости можно услышать в мюзикле Милоша Формана «Волосы» как раз о хиппи-движении.

 

Кадры из фильма «Волосы» (1979 г., режиссёр Милош Форман)

 

Кадры из фильма «Волосы» (режиссёр Милош Форман, 1979 г.). Соло героя во время верховой езды.

 

Если вникать не только в суть очередного сексуального гимна, а обратить внимание на внешний вид и голос певца, то становится ясным ещё и то, что именно с эпохи хиппи-то и началось стирание границ между мужским и женским началом. Мужчины вдруг запели фальцетом и стали женоподобны, а эстетика пятидесятых, когда киногероем был такой брутальный мужчина с суровым прищуром в чёрных очках, с револьвером в кармане – эта эстетика немножко отошла на задний план. И главная метаморфоза была не в длинных волосах или в том, что ни один хиппи-мужчина не думал накачивать себе мышцы, хотя при этом много уделял внимания разным фенечкам, бахроме на одежде и тем же самым своим длинным волосам, – в хиппи-культуре само понятие «настоящий мужчина» отсутствовало. Не приняты там были такие вещи как ухаживание за женщиной и вообще какие-либо особые знаки внимания ей. Ну а что касается самих хиппи-женщин, то они, как мы знаем, наоборот, часто не слишком, с небрежностью относились к своей внешности.

И причём ведь на этом стирании границ «мужчина – женщина» хиппи-идеология не останавливалась. В идеале требовалось полное стирание подлинного имени, фамилии и отчества. Ведь когда человек попадал в хиппи-систему, во всяком случае, советскую, он должен был потерять имя, данное при рождении. В общем, как своего рода монастырь. Высший же пилотаж для хиппи – это сжечь свой паспорт. Конечно, на это решались далеко не все, так как без него было затруднительно ездить даже автостопом. А в целом сколько-нибудь сознательный хиппи, как умел, стремился отказаться от всех конкретных характеристик своей личности, а не только половых. То есть лозунг был примерно таков: я не мужчина, не женщина, не старик, не ребёнок, не имею ни профессии, ни семьи, я никто, я просто человек. Ну а чтобы уж совсем расправиться со своим «я», помогали наркотики. Во всяком случае, американским хиппи. Главным из наркотиков был ЛСД. Он приравнивался к хлебу насущному, и его употребление было неким таинством, своего рода причастием.

 

Кадры из фильма «Волосы» (1979 г., режиссёр Милош Форман)

 

Кадры из фильма «Волосы» (режиссёр Милош Форман, 1979 г.). Соло героя во время верховой езды.

 

– Эй, эй!

 

Сами наркотики, и прежде всего, ЛСД с его свойством расширения сознания человека, были для хиппи не столько средством получения кайфа, а способом перемещения в другие миры – иногда весёлые, иногда не очень – но, в общем, не роскошью, а средством передвижения. Да и вся жизнь для хиппи – это именно движение, преодоление всяческих границ.

Оптимальной для них можно считать ситуацию, когда происходило как бы наложение, то есть на реальное перемещение в пространстве, на реальное движение по дороге накладывалось ещё и перемещение ментальное, связанное с наркотическим воздействием. И вообще, в любом фильме о хиппи всё строится на движении героев по дороге, где они периодически заряжаются галлюциногенными препаратами, чтобы двигаться уже во всех смыслах.

Самый весёлый киновариант здесь – это, безусловно, фильм «Страх и ненависть в Лас-Вегасе». Героев там, правда, нельзя назвать в строгом смысле хиппи, но они явно сочувствующие.

 

Кадры из фильма «Страх и ненависть в Лас-Вегасе» (1998 г., режиссёр Терри Гиллиам)

 

Кадры из фильма «Страх и ненависть в Лас-Вегасе» (режиссёр Терри Гиллиам, 1998 г.):

 

– Свиньи сраные летающие, а!

– Итак, две мешка марихуаны, семьдесят пять таблеток мескалина, пять марок с кислотой, полсоломки кокаина, целая галактика различных таблеток, которые повышали настроение, понижали настроение. Текила, ром, пиво, виски и ещё две дюжины аминонитрилов. Наверно нам не нужно было за один раз, конечно, но если тебя уже начали забирать наркотики, то уже остановиться невозможно.

 

Для нетрезвого хиппи-мировоззрения существовал настоящий культ дороги. Причём, для сознательных детей цветов в идеале – это никуда не возвращаться. Путешествие не должно иметь конкретной цели, чёткого маршрута, оно никак не должно быть ограничено во времени. В общем, вся жизнь как вечная дорога и вечный кайф. И соответственно, само это пребывание в пути становилось едва ли не основным условием принадлежности к хиппи-культуре.

Конечно, особенно активно хиппи начинали мигрировать летом, так называемая сезонная миграция. Потому все фильмы о хиппи – это обязательно атмосфера лета, дорога, автотрасса. Опять-таки, если вернуться к культовой рок-опере «Иисус Христос – суперзвезда», там ведь тоже всё начинается именно с дороги как, с одной стороны, символа побега, а заодно и символа свободы.

И вот этот мотив дороги как базовый для всей хиппи-культуры виден в таких, на первый взгляд, совершенно разных картинах, как, скажем, в американском фильме с красноречивым названием «Беспечный ездок»[6], или, допустим, в советском мультфильме «Бременские музыканты. Причём, как в первой, так и во второй его серии. Ну или вот в совсем новом российском фильме «Дом Солнца» Гарика Сукачёва. Где, кстати, златовласый лидер хиппи-тусовки, так же как и герой мультфильма, приучает белокурую героиню к свободе именно через любовь к дороге.

 

Кадры из фильма «Дом Солнца» (2009 г., режиссёр Гарик Сукачёв)

 

Кадры из фильма «Дом Солнца» (режиссёр Гарик Сукачёв, 2009 г.):

 

– Ну почему ты всегда так? Я никогда не знаю, чего от тебя ждать.

– А ты хотела бы всё знать заранее? Ну и зачем тогда жить? Ещё не поздно, ты можешь вернуться.

– Ты что же, остановишь поезд?

– Ты сомневаешься?

– Не сомневаюсь.

– Поздравляю.

– С чем?

– Первый шаг к свободе.

– Дурак.

– Дура-ак.

 

Если можно так выразиться, то именно в контексте дороги лучше всего понять и те межличностные отношения, которые возникали межу представителями хиппи-культуры. То есть, такая коммуникативная модель, когда общение происходит как между попутчиками в поезде. Отношения очень часто тёплые, искренние – вспомним известный факт об исповедальных разговорах случайных пассажиров в купе вагона. И при этом отношения, как правило, временные, мимолётные, и что главное, без всяких взаимных обязательств. То есть никто никому ничего не должен.

Кроме того, дорога для хиппи – это ещё и выразительнейший образ непринадлежности к какой-либо из социальных групп, что ли, образ как бы социальной подвешенности. И может быть, вообще, дорога как уход, и уход из дома именно со времён хиппи и стала главной метафорой любой молодёжной субкультуры.

 

Кадры из фильма «Дом Солнца» (2009 г., режиссёр Гарик Сукачёв)

 

Кадры из фильма «Дом Солнца» (режиссёр Гарик Сукачёв, 2009 г.):

 

– Это было тогда, когда мы уходили из дома.

Времена, когда мы навсегда уходили из дома.

Теплота твоих рук обещаньем разлук, ага.

Теплота твоих рук обещаньем разлук.

Это было весной, когда мы уходили из дома.

Времена, когда мы навсегда уходили из дома.

 

Помимо дороги, в целом мотива ухода, побега, в фильме Гарика Скукачёва «Дом Солнца» есть ещё один очень важный элемент, вокруг которого сформировалось всё хиппи-движение. Это сам образ Солнца. Героя картины, лидера советской хиппи-тусовки ведь так и зовут – Солнце. А солнце – оно же, во-первых, даёт жизнь цветам, которые хиппи так любили, а потом оно же тоже находится в вечной, скажем так, дороге, в вечном пути. Непрерывно обходя землю, оно даёт жизнь и свет, и потому для хиппи солнце – это ключевой символ. Хиппи подражали солнцу, его независимому вечному движению. И отсюда-то едва ли не в каждом фильме, где в центре внимания хиппи-культура, присутствует образ солнца. Либо огня, как энергии солнца, языков пламени костра, в общем, огненной стихии.

Но штука в том, что, поклоняясь солнцу, дети цветов как бы забывали, что в его движении по орбите есть строгая осмысленность и чёткая подчинённость астрономическим законам. А для не вполне трезвого хиппи-движения не было ни чёткой цели, ни законов. Наверное, потому солнце хиппи быстро зашло, цветы увяли, а дорога оказалась в никуда.

В фильме «Дом Солнца», с которого мы и начали передачу, герой по имени Солнце, лидер советской хиппи-системы, погибает. А значит, весте с ним погибает и вся, скажем так, солнечная система хиппи. В реальности же, а не в кино, было всё, конечно, не так поэтично. В фильме Сукачёва герой умирает на операционном столе от неизлечимой болезни сердца, а в реальности же все лидеры хиппи-движения – Дженис Джоплин, Джим Моррисон, Джими Хендрикс – погибали от передозировки.

В общем, хиппи-движение хоть и оказало мощное влияние на культуру и общество в целом, но не имело хеппи-энда. Но зато вошло в историю как самая первая контркультура, и не просто первая, а ещё и ещё из всех субкультур – самая добрая. Это уже потом появились злобные панки, мрачные готы, эмо и агрессивные скинхеды. А для наивных же как дети хиппи все люди были братья и сёстры, все как одна семья на одном празднике, большом празднике под одним солнцем. Кто ж тогда знал, что этот праздник не мог длиться бесконечно?

 

Кадры из фильма «Волосы» (1979 г., режиссёр Милош Форман)

 

Кадры из фильма «Волосы» (режиссёр Милош Форман, 1979 г.).

 

 

 

18 сентября 2010

 

Источник записи видео: сайт одесского телеканала «АТВ» (atv.odessa.ua, прекратил свою работу в октябре 2014 г.).


 

[1] Артур Сарки́сович Аристакися́н (род. 1961) – российский кинорежиссёр, сценарист, оператор (прим. ред.).

 

[2] «Вудстокская ярмарка музыки и искусств» (англ. Woodstock Music & Art Fair, в разговорной речи Вудсток) –знаменитый рок-фестиваль, прошедший с 15 по 18 августа 1969 года на одной из ферм городка в сельской местности Бетел , штат Нью-Йорк, США. Событие посетило около полумиллиона зрителей. Среди выступавших были такие исполнители, как The Who, Jefferson Airplane, Дженис Джоплин, Creedence Clearwater Revival, Джоан Баэз, Джими Хендрикс, Grateful Dead, Рави Шанкар, Карлос Сантана и другие (прим. ред.).

 

[3] Милош Форман (род. 1932 г.) – чешско-американский кинорежиссёр (прим. ред.).

 

[4] С текстом манифеста можно познакомиться здесь: http://www.hippy.ru/f44.htm (прим. ред.).

 

[5] Христиания (Свободный город Христиания, Вольный город Христиания) – частично самоуправляемое, неофициальное «государство внутри государства», расположившееся в районе Кристиансхаун Копенгагена, датской столицы (прим. ред.).

 

[6] «Беспечный ездок» (англ. Easy Rider) – культовый художественный фильм 1969 г. американского режиссёра Денниса Хоппера, стоящий у истоков жанров роуд-муви и «кислотного вестерна», традиции американского независимого кино и школы Нового Голливуда (прим. ред.).

 

 

 

(в начало)

 

 

 


Купить доступ ко всем публикациям журнала «Новая Литература» за февраль 2015 года в полном объёме за 197 руб.:
Банковская карта: Яндекс.деньги: Другие способы:
Наличные, баланс мобильного, Webmoney, QIWI, PayPal, Western Union, Карта Сбербанка РФ, безналичный платёж
После оплаты кнопкой кликните по ссылке:
«Вернуться на сайт продавца»
После оплаты другими способами сообщите нам реквизиты платежа и адрес этой страницы по e-mail: newlit@newlit.ru
Вы получите каждое произведение февраля 2015 г. отдельным файлом в пяти вариантах: doc, fb2, pdf, rtf, txt.

 

Пользовательский поиск

Клуб 'Новая Литература' на facebook.com  Клуб 'Новая Литература' на g+  Клуб 'Новая Литература' на linkedin.com  Клуб 'Новая Литература' на livejournal.com  Клуб 'Новая Литература' на my.mail.ru  Клуб 'Новая Литература' на odnoklassniki.ru  Клуб 'Новая Литература' на twitter.com  Клуб 'Новая Литература' на vk.com  Клуб 'Новая Литература' на vkrugudruzei.ru

Мы издаём большой литературный журнал
из уникальных отредактированных текстов
Люди покупают его и говорят нам спасибо
Авторы борются за право издаваться у нас
С нами они совершенствуют мастерство
получают гонорары и выпускают книги
Бизнес доверяет нам свою рекламу
Мы благодарим всех, кто помогает нам
делать Большую Русскую Литературу

Рассылка '"НОВАЯ ЛИТЕРАТУРА" - литературно-художественный журнал'



Собираем деньги на оплату труда выпускающих редакторов: вычитка, корректура, редактирование, вёрстка, подбор иллюстрации и публикация очередного произведения состоится после того, как на это будет собрано 500 рублей.

Сейчас собираем на публикацию:

17.03: Сколько стоит человек. Иудство в исторической науке, или Почему российские учёные так влюблены в Августа Шлёцера (статья)

 

Вы можете пожертвовать любую сумму множеством способов или Яндекс.Деньгами:


В данный момент ни на одно произведение не собрано средств.

Вы можете мгновенно изменить ситуацию кнопкой «Поддержать проект»




Купите свежий номер журнала
«Новая Литература»:

Номер журнала «Новая Литература» за январь 2017 года

Номер журнала «Новая Литература» за декабрь 2016 года  Номер журнала «Новая Литература» за ноябрь 2016 года

Номер журнала «Новая Литература» за октябрь 2016 года  Номер журнала «Новая Литература» за август-сентябрь 2016 года

Номер журнала «Новая Литература» за июнь-июль 2016 года  Номер журнала «Новая Литература» за май 2016 года

Номер журнала «Новая Литература» за апрель 2016 года  Номер журнала «Новая Литература» за март 2016 года

Номер журнала «Новая Литература» за февраль 2016 года  Номер журнала «Новая Литература» за январь 2016 года



 

 



При перепечатке ссылайтесь на newlit.ru. Copyright © 2001—2017 журнал «Новая Литература».
Авторам и заказчикам для написания, редактирования и рецензирования текстов: e-mail newlit@newlit.ru.
Меценатам, спонсорам, рекламодателям: ICQ: 64244880, тел.: +7 960 732 0000.
Купить все номера 2015 г. по акции:
Литературно-художественный журнал "Новая Литература" - www.newlit.ru
Реклама | Отзывы | Подписка
Рейтинг@Mail.ru
Поддержите «Новую Литературу»!