HTM
Номер журнала «Новая Литература» за октябрь 2017 г.

Роман Оленев

Пустота

Обсудить

Стенограмма программы "Стоп-кадр"

На чтение потребуется 35 минут | Скачать: doc, fb2, rtf, txt, pdf

 

Купить в журнале за февраль 2015 (doc, pdf):
Номер журнала «Новая Литература» за февраль 2015 года

 

Опубликовано редактором: Андрей Ларин, 2.03.2015
Оглавление

3. Часть 3
4. Часть 4
5. Часть 5

Часть 4


 

 

 

Кадры из фильма «Сказка про темноту» (2009 г., режиссёр Николай Хомерики)

 

Кадры из фильма «Сказка про темноту» (режиссёр Николай Хомерики, 2009 г.):

 

– Пока, Димыч. Я люблю тебя.

– А ты мне на […] не нужна.

 

Итак, где Пустота, там апатия, которая в российском кино уже традиционно стала выражаться, в том числе, посредством мата. Произносятся эти матерные слова героями обычно именно так вяло, как бы сквозь зубы, что ещё раз подчёркивает внутреннюю опустошённость. Да и само по себе уже внедрение матерной лексики в современное искусство и кино в частности – тоже следствие Пустоты, как результат утраты высоких смыслов.

Вообще, чтобы осознать многоуровневость понятия Пустоты, даже не в смысле культурологическом, философском, а применительно чисто к жизни человека, достаточно вспомнить такое ёмкое доброе народное изречение: «Чтоб тебе пусто было». Здесь чувствуется пожелание и бедной жизни («пустой карман», «пустой кошелёк»), и голодной жизни («пустая каша», «пустые щи») и, наконец, Пустота в плане одиночества и неприкаянности.

Вот и все герои российского артхаусного кино не только апатичны и небогаты, но ещё и одиноки, даже если окружены людьми. Ну а передавать же ощущение этой внутренней пустоты и одиночества новые авторы всё чаще и чаще предпочитают вкраплением в речь героев матерной лексики.

 

Кадры из фильма «Сказка про темноту» (2009 г., режиссёр Николай Хомерики)

 

Кадры из фильма «Сказка про темноту» (режиссёр Николай Хомерики, 2009 г.):

 

– Научиться танцевать в одиночестве можно. Нам же не на балу. Просто это гораздо дольше по времени. Ну вы такая красивая, свежая, несмотря на свою работу. Извините.

– Я бы хотела быть какой-то другой. Не такой сухой и старой.

– Какая вы старая? Вы замечательная! Вы свежая, свежая, посмотрите, как хорошо выглядите.

– А то я какая-то одинокая пи…лина.

– Вы не теряете чувство юмора. Ладно. Юбку надо только сменить, хорошо? К понедельнику. До свидания.

– Спасибо.

 

И ещё, в качестве одного, уже последнего примера касательно прямой связи Пустоты во всех её формах и матерной лексики в новом российском артхаусном кино возьмём фильм Ивана Вырыпаева «Эйфория». Здесь всё просто в чистом, в наглядном виде. Режиссёр поместил современных героев в голую пустую степь. Тут вам и русские пустые пространства, и русская тоска, и русский мат. В общем, очень русскую историю хотел создать Иван Вырыпаев.

 

Кадры из фильма «Эйфория» (2006 г., режиссёр Иван Вырыпаев)

 

Кадры из фильма «Эйфория» (режиссёр Иван Вырыпаев, 2006 г.):

 

– Галь, тебя чё, изнасиловали? Чё случилось, а?

– Ой, Паха. Я щас вон там вон, за оврагом, так классно по…лась.

– Коза!

 

Так, как видим, мотив Пустоты в фильмах, рассчитанных, прежде всего, на кинофестивали, проступает и в открытых пространствах, и во внутренней опустошённости героев, и в матерной лексике, да и, наконец, в отсутствии элементарного диалога, в отсутствии эмоционального контакта.

Так, уже, скажем, в фильме «Сказка про темноту», помимо того, что там само пространство кадра заполнено как бы не до конца, есть эпизод, когда герои общаются друг с другом через целлофановую плёнку. И вот этот сам диалог – он лишён смысла. Именно, что пустой разговор – и содержательно, и эмоционально.

Но с ещё большей внятностью эта проблема взаиморазделённости, отсутствия эмоционального контакта, внутреннего вакуума звучит в работе Василия Сигарева «Волчок». И, кстати, мелочь, но этот эмоциональный холод, в данном случае между матерью и дочерью, передаётся активным использованием режиссёром синих красок, в целом холодной цветовой гаммой.

 

Кадры из фильма «Волчок» (2009& г., режиссёр Василий Сигарев)

 

Кадры из фильма «Волчок» (режиссёр Василий Сигарев, 2009 г.):

 

– Я курила и пыталась вспомнить, о чём мы когда-либо разговаривали с матерью. О чём мы с ней говорили? И не могла вспомнить ничего. Мы не говорили с ней никогда. Все наши разговоры были пустыми, никчёмными. Или мы просто молчали. Я хотела ей сказать много, но не могла. Почему-то. О чём же мы будем говорить теперь? Как мы будем жить?

 

Если в обществе происходит такое ослабление межличностных отношений даже между самыми родными и близкими людьми, то что уже говорить о не знакомых друг другу людях? Вот уже ситуация, что называется, ни холодно ни жарко, то есть как бы нулевая точка в эмоциях. Когда тотальное равнодушие, когда никому никого не жалко, никому никого не больно. Недаром же даже появился балабановский фильм, который так и называется: «Мне не больно»[27]. Но мы возьмём в качестве примера гораздо более свежее кинособытие, фильм Алексея Мизгирёва «Бубен, барабан», отмеченный множеством призов.

 

 

 


Купить доступ ко всем публикациям журнала «Новая Литература» за февраль 2015 года в полном объёме за 197 руб.:
Банковская карта: Яндекс.деньги: Другие способы:
Наличные, баланс мобильного, Webmoney, QIWI, PayPal, Western Union, Карта Сбербанка РФ, безналичный платёж
После оплаты кнопкой кликните по ссылке:
«Вернуться на сайт продавца»
После оплаты другими способами сообщите нам реквизиты платежа и адрес этой страницы по e-mail: newlit@newlit.ru
Вы получите каждое произведение февраля 2015 г. отдельным файлом в пяти вариантах: doc, fb2, pdf, rtf, txt.

 


Оглавление

3. Часть 3
4. Часть 4
5. Часть 5
Пользовательский поиск

Клуб 'Новая Литература' на facebook.com  Клуб 'Новая Литература' на g+  Клуб 'Новая Литература' на linkedin.com  Клуб 'Новая Литература' на livejournal.com  Клуб 'Новая Литература' на my.mail.ru  Клуб 'Новая Литература' на odnoklassniki.ru  Клуб 'Новая Литература' на twitter.com  Клуб 'Новая Литература' на vk.com  Клуб 'Новая Литература' на vkrugudruzei.ru

Мы издаём большой литературный журнал
из уникальных отредактированных текстов
Люди покупают его и говорят нам спасибо
Авторы борются за право издаваться у нас
С нами они совершенствуют мастерство
получают гонорары и выпускают книги
Бизнес доверяет нам свою рекламу
Мы благодарим всех, кто помогает нам
делать Большую Русскую Литературу



Собираем деньги на оплату труда выпускающих редакторов: вычитка, корректура, редактирование, вёрстка, подбор иллюстрации и публикация очередного произведения состоится после того, как на это будет собрано 500 рублей.

Сейчас собираем на публикацию:

05.12: Записки о языке. Самое древнее слово (статья)

 

Вы можете пожертвовать любую сумму множеством способов или Яндекс.Деньгами:


В данный момент ни на одно произведение не собрано средств.

Вы можете мгновенно изменить ситуацию кнопкой «Поддержать проект»




Купите свежий номер журнала
«Новая Литература»:

Номер журнала «Новая Литература» за октябрь 2017 года

Купить все номера с 2015 года:
Литературно-художественный журнал "Новая Литература" - www.newlit.ru


 

 



При перепечатке ссылайтесь на newlit.ru. Copyright © 2001—2017 журнал «Новая Литература».
Авторам и заказчикам для написания, редактирования и рецензирования текстов: e-mail newlit@newlit.ru.
Меценатам, спонсорам, рекламодателям: ICQ: 64244880, тел.: +7 960 732 0000.
Реклама | Отзывы
Рейтинг@Mail.ru
Поддержите «Новую Литературу»!