HTM
Номер журнала «Новая Литература» за август 2017 г.

Роман Оленев

Пустота

Обсудить

Стенограмма программы "Стоп-кадр"

На чтение потребуется 35 минут | Скачать: doc, fb2, rtf, txt, pdf

 

Купить в журнале за февраль 2015 (doc, pdf):
Номер журнала «Новая Литература» за февраль 2015 года

 

Опубликовано редактором: Андрей Ларин, 2.03.2015
Оглавление

2. Часть 2
3. Часть 3
4. Часть 4

Часть 3


 

 

 

Кадры из фильма «Кислород» (2009 г., режиссёр Иван Вырыпаев)

 

Кадры из фильма «Кислород» (режиссёр Иван Вырыпаев, 2009 г.).

 

А вот эта встреча с волком в какой-то постапокалиптической обстановке заставляет вспомнить уже фильм Ларса фон Триера[14] «Антихрист»[15]. Там тоже есть сцена, когда человек сталкивается с волком и в целом оказывается один на один с холодным, мистически-зловещим пространством. Ну а в самой встрече с волком предельно ясно озвучена идея Пустоты, Хаоса.

 

Кадры из фильма «Антихрист» (2009 г., режиссёр Ларс фон Триер)

 

Кадры из фильма «Антихрист» (режиссёр Ларс фон Триер, 2009 г.):

 

– Хаос правит всем.

 

Власть Хаоса, как известно, – там, где нет Бога. В этом смысле и название фильма Ларса фон Триера соответствующее: «Антихрист». Но вернёмся всё же к российскому кинематографу и тому, как в нём проявлена эта идея отсутствия Бога на Земле, ну и как следствие, уже царящей в этих фильмах Пустоте.

Тут есть смысл опять упомянуть работу Андрея Звягинцева «Возвращение», выполненную, кстати, именно в европейской киноэстетике. Эта северная кинопритча – а север, надо сказать, в символическом плане традиционно связывается с силами тьмы, смерти и хаоса – являет собой идею не просто богооставленности, а того, что Бог умер (понятие, вошедшее в культуру с лёгкой руки Ницше).

Как видите, в фильме отец детей накануне своей гибели спит в кадре так, что просто не может не напомнить картин времён Возрождения, изображающих мёртвого Христа. А вот это уже тело погибшего отца, символично погибшего по вине собственных детей. Уходя от них, погружаясь на дно ледяного озера, он навсегда оставляет детей одних в холодном и пустом мире.

И сама эта идея, что Бог умер, вошедшая в культуру со времён Ницше, со времён модернизма, в конце концов, привела к констатации уже постмодернистами смерти автора как эстетической категории. И по-своему это логично, ведь если в культурном сознании умер Творец, то, соответственно, исчезает и автор, как творец уже художественного произведения.

Если говорить о киноискусстве, то эти громкие слова о смерти автора, озвученные теоретиками постмодернизма, проявляются в том, что в так называемом авторском кино всегда в той или иной степени отсутствует авторская позиция, в том смысле, что автор не имеет права сочувствовать и переживать. В целом в фильме не должно быть следов душевного пафоса. В типичном артхаусном кино автор – это лишь холодный, а порой и циничный наблюдатель. Вот отсюда-то и холодность во всём – эстетически, эмоционально, географически.

Ну а сам холодно-отстранённый тон повествования присутствует, даже если речь идёт о самых болевых общественных темах. Как, скажем, в фильме «Груз 200». На Балабанова[16] ведь накинулись не столько за показанные им дикие ужасы, сколько вот за эту самую холодную отстранённость авторской позиции.

Между прочим, в страшном фильме Балабанова «Груз 200», фильме, где речь идёт о том, что если Бога нет, то всё позволено, есть по-своему знаменитая сцена проезда маньяком со своей жертвой по пустому и какому-то ледяному миру, где, кажется, нет ни Бога, ни души, лишь какая-то метафизическая Пустота.

Вообще, эта сцена своим магнетизмом доказывает, что образ Пустоты обладает не только зловещей, но ещё и завораживающей, какой-то заразительной силой. Так в фильме уже Андрея Звягинцева «Изгнание»[17], где речь тоже идёт о богооставленности. Там даже имя главной героини символично, её зовут Ева. Так вот, там есть эпизод с очень похожим индустриальным пейзажем. И, так же, как у Балабанова, это мир, где не то что не чувствуется присутствия Бога – где, кажется, нет ни одой живой души. Лишь гипнотизирующая метафизическая Пустота.

 

Кадры из фильма «Изгнание» (2007 г., режиссёр Андрей Звягинцев)

 

Кадры из фильма «Изгнание» (режиссёр Андрей Звягинцев, 2007 г.).

 

Мотив Пустоты с атмосферой холода и ощущением разлитого в воздухе какого-то злополучия стал уже едва ли не главным мотивом ведущих российских режиссёров. От Звягинцева вернёмся к Балабанову. Его фильм «Морфий». Здесь ещё больше, чем в «Грузе 200», преобладают пустые холодные пространства. Это снова мир, где властвует распад, где нет ни Бога, ни смысла. И главное, в самой душе героя царит зияющая ледяная Пустота.

Вообще, в этом фильме образ Пустоты и холода неразрывно связаны на всех уровнях. Вспомним сцену, когда герой, уже абсолютно внутренне уничтоженный, за полчаса до самоубийства дрожит от холода в пустой и холодной церкви. То есть, пустота и холод вовне – пустота и холод внутри.

В чём-то похожий художественный принцип использовал Павел Лунгин[18] в финале фильма «Царь». Тут абсолютно опустошённый Иван Грозный, на лице которого уже лежит отпечаток смерти, на фоне внешней Пустоты, зимнего мрака и холода. Что и говорить, холод – это мощная метафора: он убивает жизнь и потому приводит если не к абсолютной Пустоте, то к минимализму во всём.

И потому неудивительно, что главным временем года в российском артхаусном кино стала либо глубокая осень, либо зима. Алексей Попогребский даже уехал в Заполярье к белым медведям. Но это уже как крайний вариант. А если пройтись по другим знаковым фильмам российского артхаусного кино, то там будет именно холодное время года.

«Морфий» и «Царь», о которых мы уже сказали, «Остров» того же Павла Лунгина, «Возвращение» Андрея Звягинцева, «Палата №6» Карена Шахназарова[19], «Сумасшедшая помощь» Бориса Хлебникова[20], «Сказа про темноту» Николая Хомерики, «Волчок»[21] Василия Сигарева[22], «Бубен, барабан»[23] Алексея Мизгирёва[24], «Мелодия для Шарманки»[25] Киры Муратовой… Я думаю, достаточно, хотя можно было продолжать и дальше.

Кроме того, это внутреннее замерзание и эмоциональный холод передаётся режиссёрами не только пустыми холодными пространствами, но ещё через заполнение этих пространств разнообразным железом, которое выступает как своего рода декорация. Это какие-то металлические техногенные конструкции. В кадре очень часто появляются трубы заводов, сами территории заводов, различные вышки, мосты. Очень любят снимать режиссёры железнодорожные пути и рельсы. Причём, иногда кадр выстроен так, что кроме самих героев и достаточно абстрактного железа в пространстве как бы ничего и нет.

Такая любовь к холоду и пустоте проявлена и в самой цветовой эстетике. Наилюбимейшая цветовая гамма всех российских артхаусных режиссёров – серо-синяя, в самых разных её оттенках и вариантах, от серо-голубого до тяжёлого, свинцового. Это видно и по одежде героев, и по интерьеру. Очень часто стены квартир и вообще жилых помещений выкрашиваются именно в синий цвет. И даже в цвете глаз героев предпочтение, приоритет явно отдаётся серо-ледяному, серо-голубому цвету.

Я не знаю, может быть, в том числе, ещё из-за такого пристрастия к серо-синей тональности в российском артхаусном кино так часто появляются менты. Вот холодный фильм «Сказка про темноту». Главная героиня там милиционер. Соответственно, и второстепенные герои – тоже менты. Часто мелькают менты в другом нашумевшем мрачном фильме Алексея Мизгирёва «Бубен, барабан». Или, скажем, в картине Василия Сигарева «Волчок» – там они, как волки на снегу, бегут уже в первых кадрах фильма, да и потом нет-нет да и появляются в кадре.

Нельзя, конечно, не вспомнить уже упомянутого мента-маньяка из «Груза 200». А ещё – фильм Бориса Хлебникова «Сумасшедшая помощь», где, кстати, мент тоже доходит до такой маньячески-агрессивной патологии и, как результат, забивает до смерти безобидного пенсионера-шизофреника. В общем, агрессивный человек в серо-синей форме очень гармонирует с агрессивным холодно-серым пространством российского артхаусного кино.

Да, и раз уж речь зашла о шизофрениках, маньяках и в целом душевой патологии, немного задержимся на артхаусной экранизации «Палаты №6». Здесь нет ментов, но по фильму исключительно ясно видно, как стремится российский артхаус к серо-синей эстетике, холодной эстетике. Помимо того, что здесь само пространство кадра выдержано в серо-холодной тональности, здесь у героя серые глаза, на нём серо-голубая одежда, он возится со свинцом, да и, наконец, говорит о холоде как о специфике русского пространства.

И конечно, в какой-то степени этими географическими особенностями тоже можно объяснять пристрастие российских авторов к холодным тонам.

 

Кадры из фильма «Палата №6» (2009 г., режиссёры Карен Шахназаров и Александр Горновский)

 

Кадры из фильма «Палата №6» (режиссёры Карен Шахназаров и Александр Горновский, 2009 г.).

 

– Идите проповедуйте эту философию в Грецию, где тепло и пахнет померанцами. А здесь она не по климату. С кем это я говорил о Диогене? С вами, что ли?

– Да, со мной.

– Диоген не нуждался в кабинете и в тёплом помещении, там и без того жарко. Лежи себе в бочке, кушай апельсины и оливки. Доведись ему в России жить, так он не то что в декабре, а в мае запросился бы в комнату. Небось скрючило бы от холода.

 

Сам герой чеховской повести, как помню, несмотря на такие здравые остроумные наблюдения, болен шизофренией, а больных шизофренией, как правило, отличает эмоциональный холод и именно чувство Пустоты. Понятное дело, что это ощущение внутреннего вакуума известно не только шизофреникам. Так, один видный психиатр ещё в середине двадцатого века отмечал, на основании своего клинического опыта и опыта коллег по психологии, что главной проблемой современных людей является Пустота. Которая в эмоциональном плане переживается как апатия и равнодушие.

Ну а теперь давайте взглянем на лица главных героев некоторых знаковых российских артхаусных фильмов последних лет. Сказать, что они апатичны – это ничего не сказать. Они безразличны абсолютно ко всему. Помимо фильма «Пыль»[26] и «Сумасшедшая помощь», равнодушие и апатия становятся, что ли, главным свойством характера или жизненной установкой героев таких картин, как «Бубен, барабан» или, допустим, «Сказка про темноту», где героиня – милиционер.

И даже если опять уже в который раз вспомнить мента-маньяка из «Груза 200», то и ведь он тоже, при всей своей страшной изобретательности, мягко скажем, апатичен. И в его глазах – именно что Пустота.

Но задержимся на более свежем и не на таком жутком кинопримере, фильме «Сказка про темноту», отмеченном в этом году на Каннском фестивале. Здесь есть возможность понаблюдать за другим ментом, вроде бы и не маньяком, понаблюдать за его «бурной реакцией» на слова девушки, которая, возможно, его полюбила.

 

 

 


Купить доступ ко всем публикациям журнала «Новая Литература» за февраль 2015 года в полном объёме за 197 руб.:
Банковская карта: Яндекс.деньги: Другие способы:
Наличные, баланс мобильного, Webmoney, QIWI, PayPal, Western Union, Карта Сбербанка РФ, безналичный платёж
После оплаты кнопкой кликните по ссылке:
«Вернуться на сайт продавца»
После оплаты другими способами сообщите нам реквизиты платежа и адрес этой страницы по e-mail: newlit@newlit.ru
Вы получите каждое произведение февраля 2015 г. отдельным файлом в пяти вариантах: doc, fb2, pdf, rtf, txt.

 


Оглавление

2. Часть 2
3. Часть 3
4. Часть 4
Пользовательский поиск

Клуб 'Новая Литература' на facebook.com  Клуб 'Новая Литература' на g+  Клуб 'Новая Литература' на linkedin.com  Клуб 'Новая Литература' на livejournal.com  Клуб 'Новая Литература' на my.mail.ru  Клуб 'Новая Литература' на odnoklassniki.ru  Клуб 'Новая Литература' на twitter.com  Клуб 'Новая Литература' на vk.com  Клуб 'Новая Литература' на vkrugudruzei.ru

Мы издаём большой литературный журнал
из уникальных отредактированных текстов
Люди покупают его и говорят нам спасибо
Авторы борются за право издаваться у нас
С нами они совершенствуют мастерство
получают гонорары и выпускают книги
Бизнес доверяет нам свою рекламу
Мы благодарим всех, кто помогает нам
делать Большую Русскую Литературу



Собираем деньги на оплату труда выпускающих редакторов: вычитка, корректура, редактирование, вёрстка, подбор иллюстрации и публикация очередного произведения состоится после того, как на это будет собрано 500 рублей.

Сейчас собираем на публикацию:

10.10: Григорий Гуркин. Каталог художественных работ

 

Вы можете пожертвовать любую сумму множеством способов или Яндекс.Деньгами:


В данный момент ни на одно произведение не собрано средств.

Вы можете мгновенно изменить ситуацию кнопкой «Поддержать проект»




Купите свежий номер журнала
«Новая Литература»:

Номер журнала «Новая Литература» за август 2017 года

Купить все номера с 2015 года:
Литературно-художественный журнал "Новая Литература" - www.newlit.ru


 

 



При перепечатке ссылайтесь на newlit.ru. Copyright © 2001—2017 журнал «Новая Литература».
Авторам и заказчикам для написания, редактирования и рецензирования текстов: e-mail newlit@newlit.ru.
Меценатам, спонсорам, рекламодателям: ICQ: 64244880, тел.: +7 960 732 0000.
Реклама | Отзывы
Рейтинг@Mail.ru
Поддержите «Новую Литературу»!