HTM
Номер журнала «Новая Литература» за март 2024 г.

Роман Оленев

Сумасшедшая помощь

Обсудить

Стенограмма программы "Стоп-кадр"

На чтение потребуется 18 минут | Скачать: doc, fb2, pdf, rtf, txt | Хранить свои файлы: Dropbox.com и Яндекс.Диск
Опубликовано редактором: Вероника Вебер, 20.09.2014
Кадр из фильма «Сумасшедшая помощь» режиссёра Бориса Хлебникова

 

 

 

Одна из любопытных тенденций в современном новом российском кино за ушедший год – это явная обращённость к теме сумасшествия. Сумасшествия в самых разных его формах. Чуть ли не в каждой второй, ну или третьей картине, ставшей знаковой в две тысячи девятом году, эта тема так или иначе заявлена. Ну и главный герой фильма, соответственно, становится там ненормальным человеком, будь то шизофреник, юродивый, просто чудак – в общем, человек, которого нельзя назвать нормальным представителем социума. Связано это, видимо, с тем, что слишком уж всё вокруг сегодня рационально и прагматично. А вот такой герой – то есть, не от мира сего – позволяет взорвать ситуацию прагматичного равнодушия.

Ну вот смотрите: тема ненормальности, сумасшествия, отчётливо прозвучала и в фильме «Палата №6», и в фильме «Не думай про белых обезьян», по-своему, в «Царе» и, наконец, в картине с говорящим названием «Сумасшедшая помощь». Странное название фильма полностью отражает его сюжет. Его герой – пенсионер, бывший инженер, у которого шизофрения в стадии обострения. А проявляется безумие в том, что пенсионер одержим желанием помогать ближним. Он нашёл себе ассистента и спешит со своей сумасшедшей помощью к людям, даже если его об этом совсем не просят.

 

Кадр из фильма «Сумасшедшая помощь»

 

Кадры из фильма «Сумасшедшая помощь»:

 

– Здравствуйте.

– Здравствуйте.

– Вы наша соседка. Вы хорошая наша женщина. Ну что, не так? Ну… Ну, милая! Милая, ты такая прекрасная! Ты такая прекрасная, ты не одна! Давай. Давай-давай-давай. Дружище, дружище, не, не, подержи, подержи, помоги. А ты не бойся, не бойся… Пожалуйста, не бойся. Я же всё про тебя знаю. Я тебе просто помогу. Я же инженер. Умеючи инженер может вообще со всеми инструментами в мире работать. От ты, чёрт!..

– Сейчас перегорит… Её сегодня спасли. Ты потом поймёшь. Она бы без нас умерла.

 

Сразу хотелось бы предупредить и успокоить, что фильм «Сумасшедшая помощь» не настолько безумный артхаус, как это может показаться. К слову сказать, на самом народном российском фестивале – «Московская премьера» – «Сумасшедшую помощь» приняли на ура, а многие кинокритики даже назвали фильм лучшим фильмом две тысячи девятого года. Спрашивается, за что? Не только за забавно-абсурдные сцены и игру актёров. На самом деле, с помощью сумасшедшего пенсионера авторы фильма исследуют современный мегаполис в его спальных районах, ну и затрагивают извечную связь доброты и безумия.

Ведь за высоким и худым пенсионером-шизофреником легко угадывается не кто иной, как Дон Кихот, но только это, конечно, современный, московский Дон Кихот. Как и у героя Сервантеса, у него тоже большое сердце, но абсолютно больная голова. И так же с маниакальной одержимостью он вместе со своим Санчо Пансой творит добро – ну, то, как он его понимает.

 

Кадр из фильма «Сумасшедшая помощь»

 

Кадры из фильма «Сумасшедшая помощь»:

 

– Ты видел?

– Ну…

– У нас такие сильные флюиды, они подняли даже крышку мусорного бака. Она же от нас рванула вверх! Ну, значит, пора! Пора, ну раз такой момент, так вот заработали флюиды, пора на доброе дело. Пойдём, старушку замучили. Мы все замучили старушку. Она бабушка, надо помочь ей. Пойдём, поможем.

– Может быть, не надо? Ну, вам же бабушку жалко. Ну, давайте её не будем стричь. Пожалуйста.

– Эту чудесную, эту нашу дорогую женщину, вот которую мы видели, это муж, муж её травит, горю тебе, ядом. Яд у неё оседает в волосах. Надо было волосы остричь, вот. Ей уже становится лучше, Ну, идём, идём, идём. Идём взглянем!

 

По-своему неудивительно, что по первоначальному замыслу режиссёра безумного старика должен был сыграть не кто иной, как Пётр Мамонов, ставший в новом российском кино непревзойдённым мастером по безумным выходкам. Но потом режиссёр всё-таки понял, что Мамонов привнесёт в образ много жёсткого и резкого, так как внутри него постоянно происходит борьба с самим собой. А это в планы авторов фильма не входило. И следующий выбор пал на Сергея Гармаша. Но и тут не совпало. Сергей Гармаш показался режиссёру слишком уж брутальным и социально конкретным. Тогда режиссёру Борису Хлебникову пришла идея – как он сам говорит, совершенно бредовая – пригласить Пьера Ришара. Но, правда, через пару дней режиссёр почувствовал, что это уж слишком. И при этом, задумавшись, что же его всё-таки привлекло в Ришаре, понял, что. Доброта в сочетании с суетливой энергичностью.

И вот тут режиссёр и вспомнил о замечательнейшем актёре Сергее Дрейдене, который и сумел воплотить в образе гремучую смесь из доброты, неуёмной энергичности и абсолютного безумия. И в результате его желание помочь униженным и обездоленным города Москвы несёт в себе и реальную опасность.

 

Кадр из фильма «Сумасшедшая помощь»

 

Кадры из фильма «Сумасшедшая помощь»:

 

– Вот это. Вот оно. Они заперли его. Они душат его в подвале. Он в тюрьме. Это чудовищно. И что бы я без тебя делал, малыш. Ох, малыш, малыш. Малыш!.. Бедняга должен надышаться. Ты увидишь, он придёт в себя и разломает стены своей тюрьмы, и всё, всё! Кислород – чик! – и он снаружи!

 

Да, безумный пенсионер – Дон Кихот наших дней – находится на грани между безвредным слабоумием и социально-опасным помешательством. Но зато он, в отличие от обычных жителей Москвы, не знает равнодушия: у него постоянно светятся, горят глаза, он, как умеет, ищет, кого бы спасти.

А вот психически здоровое население города Москвы в фильме – это, как правило, либо абсолютно безразличные или очень агрессивные люди. Вы заметили, что обитающему в подвале человеку – там, как выяснилось, живёт несчастный гастарбайтер – протягивает батон хлеба какая-то цыганка. Москвичи же приезжих вообще за людей не считают, сперва видя в них дешёвую рабочую силу, а затем – удобных козлов отпущения.

 

Кадр из фильма «Сумасшедшая помощь»

 

Кадры из фильма «Сумасшедшая помощь»:

 

– Подожди. Ты ответь мне. А то «бе-бе-бе-бе-бе-бе», блин. Тебе зачем баллон понадобился, а? Русский язык понимаешь, нет? Понимаешь ты русский язык, я тебе говорю?

– Я щас тя за этот баллон…

– Те зачем баллон понадобился? Ты знаешь, что в этом баллоне, эй? Ты знаешь, что в этом баллоне? В этом баллоне газ. Если, б…ть, этот дом взорвётся…

– Как хорошо! Человек вышел на свободу. Смотри! Как дышит.

– Те чё сказали?

– Да стой нормально, чё ты шатаешься?

– Подожди ты…

– Чё ты мне, чё ты мне щас сказал? Я не понял, что ты щас мне?

– Те зачем баллон понадобился, слышишь или нет, эй?

– Иди сюда…

– Слушай, если у меня ребёнок отравился, я тебя вообще урою, понял ты? Баран! Чё смотришь, дедушка?

– Я жгу вас глазами.

– Ясно. Понял ты меня или нет, а? Ты меня понял?

– Э!

– Иди сюда…

– Я их сжёг. Я сжёг их глазами. Видишь? Никого нет. Я буду с осторожностью пользоваться этим навыком. Моё поколение всё их жжёт глазами. Я ведь инженер, специалист.

 

По сути, образ сумасшедшего пенсионера авторам фильма во многом и оказался нужен, для того чтобы нестандартным образом показать взаимоотношения москвичей, вообще жителей мегаполисов, с приезжими. Подтверждением тому и то, что пухленький напарник безумного пенсионера – это тоже гастарбайтер из Белоруссии.

И прежде чем стать верным Санчо Пансой для пенсионера-Дон Кихота, он был очень «любезно» встречен жителями Москвы. В первый же день его ограбили и избили москвичи. Причём избили в том же дворе, где живут, а потом спокойненько так разошлись по хатам, так как хорошо знают, что судьбой гастарбайтера в Москве, как и в любом большом городе, милиция совершено не интересуется.

 

Кадр из фильма «Сумасшедшая помощь»

 

Кадры из фильма «Сумасшедшая помощь»:

 

– Ребят, ребята!

– Ну чё там, покажи.

– Да вот.

– Г…но телефончик.

– Ладно, давай, пока.

– Пока.

 

Несчастный гастарбайтер на карачках со своей абсолютной беззащитностью и пухлостью просто невольно напоминает поросёнка. И режиссёр сознательно хочет, чтобы зритель провёл эти параллели – ещё в самом начале фильма, когда идёт чередование кадров, и мы видим в одинаково заснятом ракурсе то уютно спящего пухлого героя ещё в своей деревне, то уютный сон, беззаботный сон большого хряка, которого, как только он проснётся, поведут на убой. Вот и герой фильма, приехавший в Москву на заработки, как поросёнок, которого привезли в большой город на заклание.

Сходство с невинным домашним животным акцентируется разными способами. И тем, что герою лишь бы поесть да поспать, и его пассивной уютностью, покорностью, и вместе с тем особой живучестью. В том же дворе, где его избили и ограбили, там же он и остался спать. На той же скамейке, где его застала следующая беда, он ищет выход из положения.

 

Кадр из фильма «Сумасшедшая помощь»

 

Кадры из фильма «Сумасшедшая помощь».

 

Вообще, это очень показательно, что если раньше снимались фильмы, где город и его обитатели являются помощниками приехавшему в столицу герою, то сегодня любой современный мегаполис и в жизни, и в кино стал враждебным пространством, как никогда. И режиссёр «Сумасшедшей помощи» с документальной точностью, ну и с юмором показывает современную городскую жизнь, во-первых, глазами городского сумасшедшего, ну вот и беззащитного приезжего.

И для того и для другого то, что для обычных жителей выглядит уже привычным, для них – как через увеличительное стекло. И отражая враждебность москвичей, режиссёр, по сути, развенчивает миф, что русские – очень добрая и терпимая нация. Во всяком случае, если говорить о сегодняшних жителях мегаполисов. Есть статистика, что каждые четыре дня в Москве убивают приезжих.

И судьба гастарбайтера из фильма, избитого, ограбленного жителями спального района Москвы, могла быть также трагичной: скорее всего, погиб бы он от холода и голода, если бы не сумасшедшая помощь того самого безумного пенсионера. Причём, первое, что делает свихнувшийся пожилой инженер – это радостно, с улыбкой растирает руками замёрзшие голые ноги поросёнка-гастарбайтера, заставляя зрителей вспомнить историю из Евангелия о той любви, которая не вписывается в привычные человеческие рамки, той любви, что не знает ни высокомерия, ни брезгливости.

 

Кадр из фильма «Сумасшедшая помощь»

 

Кадры из фильма «Сумасшедшая помощь».

 

Наличие в фильме некоторых очевидных отсылок к евангельскому тексту, например, растирание ног ближнему, ни в коем случае не даёт нам права записывать фильм в притчево-религиозный статус. Прежде всего, этого не хотел бы сам режиссёр. Он не скрывает, что по мировоззрению – атеист, и вообще терпеть не может притчевость в искусстве. Но это не мешает ему поднимать вопросы нравственного порядка. Тут вспоминается позиция Киры Муратовой, у которой тоже сознание не религиозное, тоже есть в творчестве элементы абсурда, сюра, но в целом в основе трезвой обеспокоенности – желание поставить диагноз всему современному обществу.

Ненормальное же безумное поведение героев здесь – как художественный приём. Ведь в искусстве, и в кино в частности, любой художник ищет способ для заострения проблемы. В случае с фильмом «Сумасшедшая помощь» это делается через парадоксальное сознание городского сумасшедшего.

 

Кадр из фильма «Сумасшедшая помощь»

 

Кадры из фильма «Сумасшедшая помощь»:

 

– Что делают? Вот окна замуровывают так. Прячут людей. Вот тут вот везде должно быть ну вдвое больше людей, чем сейчас. Вот в каждой семье, в каждом вообще доме. Один – заключённый без права выходить человек. Это его прячут от чего? От дела. Вот чтобы он не мог добрые дела делать. Вот… окно, смотри. Смотри, какие чудесные птицы. Да? Чайки, белые свободные чайки. А вот над ними – вон – приварили эти жестокие тучки. Тучки придавили чаек. Зачем? Ну зачем?

 

Высказывая актуальные серьёзные проблемы сегодняшнего общества, авторы фильма пользуются не только смеховым и артхаусным киноязыком, но и опорой на самые различные сказки, вообще, литературные источники. Я уже упомянул, что высокий и худой пенсионер с лучистыми, но безумными глазами непроизвольно вызывает в памяти Дон Кихота. А его маленький толстый помощник, соответственно, выступает в образе современного Санчо Пансы. И режиссёр фильма эти параллели не отрицает, но при этом говорит даже, что больше думал не о паре «Дон Кихот и Санчо Панса», а о крокодиле Гене и Чебурашке. Угадывается связь и с Винни-Пухом, особенно когда герой, как знаменитый медвежонок, не может пролезть между двумя домами из-за своего лишнего веса. Ну и, кроме того, чувствуется ещё и цитирование сказки про Малыша и Карлсона. И дело не только в том, что неугомонный пенсионер с настойчивостью называет своего друга «Малыш», а в том, что он постоянно шалит и вместе с тем заботится о своём маленьком друге, по-своему мстит за него.

 

Кадр из фильма «Сумасшедшая помощь»

 

Кадры из фильма «Сумасшедшая помощь»:

 

– Вот где-то здесь вот эти вот му…ки живут.

– Те, что побили? (Поднимает камень, бьёт оконное стекло). Наверное, дома никого нет. А я туда попал?

 

Я бы сказал, что само пространство артхаусного и до поры до времени очень забавного фильма Бориса Хлебникова состоит как бы из двух пластов. Во-первых, суперреалистичного, очень узнаваемого до ощущения документальности происходящего на экране. Ну и второй слой – это литературно-сказочная основа. Причём, сказочность присутствует не только в образах главных героев, но и в какой-то степени даже в городском пейзаже.

Ведь спальные районы Москвы засняты таким образом, что чем-то напоминают домики из мультфильмов про тех самых крокодила Гену и Чебурашку, о которых вспоминает режиссёр как о своего рода прототипах главных героев. Получилась такая советская детская бетонная площадка, где несуразные смешные персонажи вовсю шалят и резвятся, а вместе с тем и не забывают творить добро, несмотря на то, что «хорошими делами прославиться нельзя».

 

Кадр из фильма «Сумасшедшая помощь»

 

Кадры из фильма «Сумасшедшая помощь»:

 

– Малыш, вставай, пора бежать, ничего не прочитать. Малыш! Малыш, ну ты подводишь меня! Малыш.

– Идёмте. Куда-нить сядем, что ли?

– Сесть? Милый, ну так мало времени осталась.

 

В сознании доброго, но на всю голову больного пенсионера мир чётко поделён на хороших и плохих. Ну, как в детстве. Вообще, это фильм, где два героя – то ли взрослые дети, то ли детские взрослые. Именно детское сознание их и объединяет, потому что внешне-то они абсолютно разные.

Один – пожилой, но гиперактивный, высокий и худой. А другой герой – молодой, но абсолютно апатичный, маленький и толстый. И оба героя с их детской наивностью и беззащитностью выглядят нелепо и неуместно в нашем современном мире. При этом режиссёр считает, что лучший способ познать и исправить человека – это найти в нём ребёнка, восстановить его в себе. Поэтому, помимо суровой серой реальности спальных районов, режиссёр заваливает зрителя милыми сказками из детства. Ну, а заодно как бы незаметно хочет приобщить нас к суперраскрепощённому сознанию доброго сумасшедшего.

 

Кадр из фильма «Сумасшедшая помощь»

 

Кадры из фильма «Сумасшедшая помощь»:

 

– «Кто развеселил друзей?» О! «Посмотри внимательно картинки и выбери ту, которая отличается от остальных». Интересно. Ёлка, берёза, жучок, пальма.

– Это «Четвёртый лишний», хорошая игра.

– Я только не могу понять, кто здесь лишний.

– Где лишний?

– Ну вот: берёза, то есть ёлка, берёза, жучок и пальма. Наверно, пальма лишняя. Или жучок.

– Лишняя – ёлка.

– Почему ёлка? Нет, не ёлка. Жучок. Потому что они-то все деревья, а он зверь.

– Нет. И пальма не лишняя, она на земле. Но жучок-то может есть и пальму, и берёзу. А ёлку он не съест, она колючая и в ней смола. Жучок прилипнет и отравится.

– Да?

– Да.

– А здесь?

– Чего?

– Дом, озеро, башня и теремок.

– Вот лишнее (показывает на дом). Дом.

– Почему?

– Потому что и озеро, и башня, и теремок – они из сказки, а дом – он обычный дом.

 

В целом сумасшествие пенсионера не всегда так уж очевидно. Скорее, перед нами особая логика. Логика, в которой очень расширены границы смысловых связей. И его незашоренному богатому сознанию иногда можно и позавидовать.

Вообще, если говорить о функциях нестандартного пенсионера в фильме, то одна из них следующая: разбудить доброго, но очень пассивного друга. Который, по признанию режиссёра, задуман не только как ленивый поросёнок или медвежонок в спячке, но как своего рода деревенский Обломов. И вот пенсионер хочет не просто разбудить пассивного героя, но и сделать своим соратником в партизанской войне с торжествующим в городе злом.

Воплощением же этого мирового зла для неунывающего пенсионера стала милиция.

 

Кадр из фильма «Сумасшедшая помощь»

 

Кадры из фильма «Сумасшедшая помощь»:

 

– Тебя уже била милиция?

– …

– Милиция бьёт по голове. Их почерк. Если каждого человека побить, то он будет, получит внутри себя страх. Честно, страх. Специально, тренировочно бьют. Милиция.

– Ну… такой порядок в Москве.

– Сейчас – да. А раньше было не так. Разве раньше Москва была такой? О-о-о… Какой был снег! Ах, какие дворники!

 

Итак, причину всех зол в Москве сумасшедший пенсионер видит в милиции. А если ещё точнее – в участковом милиционере. И тут мы подходим к ещё одной показательной тенденции в новом российском кино – той, что героями в нём часто становятся не только разного рода ненормальные, не от мира сего люди, но ещё и милиционеры, причём, почти всегда как именно отрицательные персонажи.

Примечательны слова самого режиссёра фильма о современной милиции. Он говорит, что милиционер сегодня – это уличный образ страха. А вся милиция – то место, где хороший человек в принципе задержаться не может. Как система, она порядочных людей выпирает или быстро их перемалывает.

Вот, наверное, поэтому в фильме «Сумасшедшая помощь» и участковый милиционер тоже сумасшедший. Но, правда, его безумие иного рода, маниакально-депрессивное. Он свихнулся на почве страха об увольнении. И этот страх привёл к сомнению в самом факте своего существования.

 

Кадр из фильма «Сумасшедшая помощь»

 

Кадры из фильма «Сумасшедшая помощь»:

 

– Пожалуйста, я только прошу: не пишите мне на всю жизнь, не пишите мне «неполное».

– «Предупреждён о неполном служебном соответствии». Так. С Годеевым разобрались. Жалко только, что он сам сегодня не пришёл. И передайте ему всё, что здесь говорилось.

– А я пришёл, товарищ подполковник.

– Всё. Разобрались с этим всем, а теперь про интересное. Тут люди жалуются, что вы…

– Товарищ подполковник. Я здесь.

– … лишили их ежеквартальной премии. Что не платят ночные часы, что не учли переработку.

– А у меня вообще вот, необоснованно задержана мне зарплата.

– Матпомощь пусть платят.

– На четыре дня в сентябре.

– Вообще, недополучают все.

– Я… Я…

– Я вот, например, подполковник.

– Я очень прошу. Да. Нет. Ваши претензии надуманны. Я только прошу сначала дать мне шанс. Потом, по поводу работы участкового. Я считаю, я к ней подхожу. Я только хочу сказать, что я хочу пройти через всё это, что происходит, как полагается сотруднику. Как полагается сотруднику, потому что это только момент. Не согласен. Не согласен: что вы такое нарыли? Не согласен.

 

То, что участковый милиционер оказался в глубокой депрессии на грани безумия, для авторов фильма свидетельство, что он всё-таки личность. Просто работа в родимой милиции вполне положительного человека потихоньку превратила в глубоко больного с мутно-агрессивным взглядом. Эволюция его внутренней жизни хорошо видна по разбросанным порванным фотографиям, найденным двумя главными героями на асфальте. В общем, свихнувшийся участковый милиционер – персонаж не столько отрицательный, но страдательный. А вот те здоровые менты, что обитают в отделении – они, по словам режиссёра, и страшны, потому что вообще «ни о чём не парятся».

И, тем не менее, как более сложный и интересный вариант развития событий, авторы фильма именно этого, свихнувшегося участкового делают источником трагедии. Они сталкивают безумного мента с безумным пенсионером, который выступает своего рода московским Дон Кихотом, воюющим с ветряными мельницами. То есть, происходит как бы дуэль двух безумцев, где каждый не ведает, что творит. Финал такого поединка предсказуемо трагичен.

 

Кадр из фильма «Сумасшедшая помощь»

 

Кадры из фильма «Сумасшедшая помощь»:

 

– Карточка маршрута?

– Есть.

– Свисток?

– Есть.

– Наручники?

– Есть.

– Планшет?

– Есть.

– Ручка?

– Есть.

– Индивидуальный пакет?

– Есть.

– Выходи на пост!

– Есть.

– Шапка. Резиночка. Зелень. Рок. Ужин. Татары. Жальца. Закрома. Деньги. Ключи. Ключи… Идиот. Калькулятор солнечный. Нож. Страшный нож. Нож, чтобы его убить…

 

В жуткой трагедии от столкновения двух безумий сам режиссёр далёк от того, чтобы просто обвинить мента. В фильме схлестнулись как бы два крайних полюса безумного сознания, порождённого самими городом. Одно безумие – милиционера – мрачно-агрессивное и полностью зацикленное на самом себе. Безумие же несчастного пенсионера – эйфорическое и целиком построено на заботе о ближних. Причём, сумасшествие пенсионера – уже как вторичная, болезненная реакция на враждебность и агрессивность всего города. Мент в сознании пенсионера, повторюсь, лишь олицетворение этого зла, и для авторов фильма – по-своему жертва, раз он тоже сходит с ума.

Режиссёр фильма Борис Хлебников говорит, что сам современный мегаполис обустроен так, что враждебен каждому, кто его населяет. И речь, по мнению Хлебникова, идёт не о той вечной враждебности, что была во все времена, а именно об этой, с одной стороны, немотивированной агрессии, а с другой – абсолютном равнодушии. Отсюда и такое странное название фильма – «Сумасшедшая помощь». Оно отражает особое ви́дение режиссёра, что сегодня любая бескорыстная помощь в большом городе может быть только сумасшедшей. Ведь равнодушие стало нормой.

 

Кадр из фильма «Сумасшедшая помощь»

 

Кадры из фильма «Сумасшедшая помощь».

 

Для режиссёра фильма, коренного москвича, враждебность и безразличие современной столицы никак не вяжется с ситуацией, скажем, тридцатилетней давности. И в качестве заострения проблемы он даже хотел включить в фильм приветливо-душевную песню «Дорогие мои москвичи». Но потом всё-таки почувствовал, что такой контраст будет выглядеть, наверно, слишком уж цинично, скажем так, лобово́, и отказался от едкого художественного приёма. Но вот с образом уютных московских окон и их негасимым светом режиссёр, скажем так, поигрался в своём киноисследовании современного мегаполиса.

 

Кадр из фильма «Сумасшедшая помощь»

 

Кадры из фильма «Сумасшедшая помощь».

 

 

 

11 января 2010

 

 

 

Источник записи видео: сайт одесского телеканала «АТВ» (atv.odessa.ua, прекратил свою работу в октябре 2014 г.).

 

 

 

435 читателей получили ссылку для скачивания номера журнала «Новая Литература» за 2024.03 на 18.04.2024, 15:20 мск.

 

Подписаться на журнал!
Литературно-художественный журнал "Новая Литература" - www.newlit.ru

Нас уже 30 тысяч. Присоединяйтесь!

 

Канал 'Новая Литература' на yandex.ru Канал 'Новая Литература' на telegram.org Канал 'Новая Литература 2' на telegram.org Клуб 'Новая Литература' на facebook.com Клуб 'Новая Литература' на livejournal.com Клуб 'Новая Литература' на my.mail.ru Клуб 'Новая Литература' на odnoklassniki.ru Клуб 'Новая Литература' на twitter.com Клуб 'Новая Литература' на vk.com Клуб 'Новая Литература 2' на vk.com
Миссия журнала – распространение русского языка через развитие художественной литературы.



Литературные конкурсы


15 000 ₽ за Грязный реализм



Биографии исторических знаменитостей и наших влиятельных современников:

Алиса Александровна Лобанова: «Мне хочется нести в этот мир только добро»

Только для статусных персон




Отзывы о журнале «Новая Литература»:

24.03.2024
Журналу «Новая Литература» я признателен за то, что много лет назад ваше издание опубликовало мою повесть «Мужской процесс». С этого и началось её прочтение в широкой литературной аудитории .Очень хотелось бы, чтобы журнал «Новая Литература» помог и другим начинающим авторам поверить в себя и уверенно пойти дальше по пути профессионального литературного творчества.
Виктор Егоров

24.03.2024
Мне очень понравился журнал. Я его рекомендую всем своим друзьям. Спасибо!
Анна Лиске

08.03.2024
С нарастающим интересом я ознакомился с номерами журнала НЛ за январь и за февраль 2024 г. О журнале НЛ у меня сложилось исключительно благоприятное впечатление – редакторский коллектив явно талантлив.
Евгений Петрович Парамонов



Номер журнала «Новая Литература» за март 2024 года

 


Поддержите журнал «Новая Литература»!
Copyright © 2001—2024 журнал «Новая Литература», newlit@newlit.ru
18+. Свидетельство о регистрации СМИ: Эл №ФС77-82520 от 30.12.2021
Телефон, whatsapp, telegram: +7 960 732 0000 (с 8.00 до 18.00 мск.)
Вакансии | Отзывы | Опубликовать

тамара крюкова аудиокниги . Обзор матча "Эллас Верона" - "Кремонезе" 9 января 2023, 17й тур Серии А . Актуальный рейтинг букмекеров России
Поддержите «Новую Литературу»!