HTM
Номер журнала «Новая Литература» за февраль 2024 г.

Роман Оленев

Давид Черкасский

Обсудить

Стенограмма программы "Стоп-кадр"

На чтение потребуется 35 минут | Цитата | Скачать: doc, fb2, rtf, txt, pdf

 

Купить в журнале за июль 2015 (doc, pdf):
Номер журнала «Новая Литература» за июль 2015 года

 

Опубликовано редактором: Вероника Вебер, 15.07.2015
Оглавление


1. Часть 1
2. Часть 2

Часть 1


 

 

 

Продолжаем разговор о мультипликации. И сегодняшнего нашего собеседника можно назвать лицом украинской мультипликации периода её расцвета. Давид Янович Черкасский – человек удивительно гармоничный, и в жизни весёлый, с лёгкостью смотрит на вещи, и свои остроумнейшие мультфильмы создавал как бы играючи. А это ж, бывало, не просто полнометражные мультфильмы, а целые мультсериалы. Собственно, его «Капитан Врунгель» стал первым сериалом в советской мультипликации. Потом был многосерийный «Доктор Айболит», двухсерийный «Остров сокровищ».

И как-то уж так случилось, даже непроизвольно для самого Давида Яновича, что эти три главных его шедевра оказались связаны с морем, с морской романтикой путешествий. И отсюда-то в каждом из них бегает целая армия матросов и пиратов и, соответственно, все важные сюжетные события, да и сама жизнь мультипликационных персонажей разворачивается прямо на палубе корабля. И тем более забавно, что и наша встреча с человеком, придумавшим эти мультфильмы, состоялась как раз на палубе. А всё благодаря международному мультипликационному фестивалю «КРОК»[1], который каждую осень проходит именно на судне. Этой же осенью якорь был кинут в Одесском порту.

Вначале почётные гости и участники фестиваля сошли на берег, отправившись в кинотеатр «Ю-Синема», где состоялся показ мультфильмов, пресс-конференция, ну а потом, уже совсем поздним вечером, вернулись все на судно. И мы, конечно, тоже всё сделали, чтобы попасть на этот мультипликационный фестивальный корабль.

 

Кадр из мультфильма «Доктор Айболит» (режиссёр Давид Черкасский, 1985 г.)

 

Кадры из мультфильма «Доктор Айболит» (режиссёр Давид Черкасский , 1985 г.).

 

Роман Оленев: Сам по себе фестиваль мультфильмов – явление необычное, а тут ещё фестиваль проходит практически постоянно на корабле, то есть он единственный водоплавающий фестиваль. Случайно это не вы придумали – отправить фестиваль плавать?

 

Давид Черкасский: Нет, к сожалению, не я. Хотя, хотел бы придумать. История такова. Сначала Ирина Борисовна Гурвич[2] – у нас был такой мастер, когда мы пришли на студию, они задумали студию – и она придумала просто так, что мы ездили нашей компанией по Украине. Поездили. Потом позвали грузин. Потом позвали армян. И потом пошло-поехало. Но мы пока ездили только. И первый фестиваль, уже такой, большой уже, шикарный, был в Киеве на земле, в районе гостиницы «Славутич». Я так понимаю, почему это придумано: в зрительном зале было народу немного. Потому что все разбегались по Киеву, особенно участники фестиваля.  И вот Ирина Борисовна и придумала, чтоб никто никуда не уходил, чтобы они смотрели кино.

 

Роман Оленев: А я знаю, два президента фестиваля…

 

Давид Черкасский: Это уже потом.

 

Роман Оленев: Вы – от Украины, и Эдуард Назаров[3] – от России. Раздвоения не бывает?

 

Давид Черкасский: Нет, вы что! Мы с ним дружны очень. Во-первых, он гениальный человек. Я вам советую взять у него интервью. Он очень немногословен. Но настолько глубокие делает картины, так здорово, что просто… очень здорово!

 

Роман Оленев: Давайте, Давид Янович, коснёмся ваших изобретений в мультипликации, тем более мы – на море. Вспоминается ваше изобретение в «Капитане Врунгеля», когда вы придумали настоящее море, и [причина] этого изобретения – нехватка времени элементарная?

 

Давид Черкасский: Да, конечно.

 

Роман Оленев: Когда начальство принимало мультфильм, не было там вопросов, почему поленились море нарисовать?

 

Давид Черкасский: Нет, нет. Они помогали даже, вы что. Они придумали, они нашли какой-то экран, называется «Скотч Лайт», и мы проецировали. Построили мне станки. Нет, они как раз помогали. Но это только из-за того, чтобы не рисовать это море. Потому что оно очень… трудно рисовать, и вообще…

 

Кадр из мультфильма «Приключения капитана Врунгеля» (режиссёр Давид Черкасский, 1976 г.)

 

Кадры из мультфильма «Приключения капитана Врунгеля» (режиссёр Давид Черкасский , 1976 г.):

 

– Разрешите доложить, Христофор Бонифатьевич! По-моему, дело табак!

– Совершенно справедливо. Закуривай, ребята… Паруса долой! Экипажу укрыться в каюте! Задраить все люки!

– Что это?

– А теперь становитесь к штурвалу и держите курс во-о-он на те яхты. Хе-хе, теперь они от нас не уйдут. А мы пойдём отдохнём.

 

Роман Оленев: Ходят легенды, как ваш бессменный художник Радна Сахалтуев[4] одной рукой рисовал, другой в карты играл, и как вы вместе хулиганили на студии. Как удавалось снимать такого качества мультфильмы, причём это ж мультсериалы, точно в срок? Вы ж никогда не опаздывали, не было задержек с выходом.

 

Давид Черкасский: Ну попробуйте опоздать. Сразу уволят со студии, как вы понимаете! Радна Филиппович вообще гениальный человек. Рисует он фантастически. Ему всё равно, играет ли он в карты или не играет он в карты – он рисует. И всё время рисует. И как у него получаются движения – просто непонятно. Понимаете, каждый мультипликатор, ещё придумывает что-то – ну так закручивает движение. Он, конечно, гениальный человек.

 

Кадр из мультфильма «Доктор Айболит» (режиссёр Давид Черкасский, 1985 г.)

 

Кадры из мультфильма «Доктор Айболит» (режиссёр Давид Черкасский , 1985 г.).

 

Давид Черкасский: А вообще, у нас даже непонятно, как мы делали. Потому что мы приходили на студию часиков в одиннадцать-двенадцать. Начинали – ну, немножко поразмяться, там, порисовать, поговорить на отвлечённые темы. А потом мы начинали играть в футбол. Потом, на студии всё время было какое-то веселье. Отовсюду слышался хохот. И вроде бы даже непонятно, как мы делали. А студия выпускала довольно много картин. И мы делали в срок.

 

Роман Оленев: Есть такой устойчивый миф, что советские мультипликаторы любили выпить, и благодаря, может быть, выпивке или может быть, ещё каким-то боле раскрепощённым способам создавали свои гениальные произведения.

 

Давид Черкасский: Я же закончил КИСИ[5] и случайно попал на студию, потому что, во-первых, объявили приём на студию, во-вторых перед этим я начал рисовать картинки, похожие на мультипликацию, потому что я так мыслил. И директор студии оказался не очень образованным человеком. И когда пришли к нему такие шикарные художники, и он увидел мои [рисунки], похожие на его представления о мультипликации, он меня взял. А их не взял. Ну и, наверно, не пожалел. И после этого – такого счастья я не упомню. Представляете, приходишь на работу, до двенадцати часов на работе, едешь домой – скорее бы заснуть, чтобы опять прийти на работу. Я думаю, что об этом может мечтать каждый человек. Но мы ещё тогда не пили. Ну, если пили, так мелочь какую-то. А потом появился Радна Филиппович, вгиковец. А во ВГИК[6], как вы понимаете, люди весёлые. И вот он нас развратил.

 

 

 




 

[1] «КРОК» – международный фестиваль мультипликационных фильмов, проводимый в России и на Украине с 1989 года (первоначально проводился раз в два года, с 1998 – ежегодно). «Крок» призван способствовать взаимодействию двух пластов мультипликации: авторской и заказной. Название фестиваля в переводе с украинского означает «шаг». С 1991 года фестивали проходят в речных круизах на теплоходах по рекам СНГ. 18-й КРОК прошел c 24 сентября по 3 октября 2011 года на борту теплохода «Принцесса Днепра» по маршруту Киев – Запорожье – Севастополь – Одесса. В этом конкурсе участвовали 130 фильмов из 40 стран мира (прим. ред.).

 

[2] Ирина Борисовна Гу́рвич (1911–1995) – русский режиссёр-мультипликатор (прим. ред.).

 

[3] Эдуард Васильевич Назаров (р. 1941) – русский мультипликатор, режиссёр и художник. Народный артист РФ (прим. ред.).

 

[4] Радна́ Филиппович Сахалтуев (род. 1935 г.) – украинский художник и режиссёр-мультипликатор. Народный художник Украины (2008), один из создателей современной украинской мультипликации. Книжный график. Член Национального союза художников Украины и Национального союза кинематографистов Украины (прим. ред.).

 

[5] Киевский национальный университет строительства и архитектуры (КНУСА), основан в 1930 году, до 1993 года – Киевский инженерно-строительный институт (КИСИ) (прим. ред.).

 

[6] Всероссийский государственный университет кинематографии имени С. А. Герасимова (прим. ред.).

 

 

 

(в начало)

 

 

 


Купить доступ ко всем публикациям журнала «Новая Литература» за июль 2015 года в полном объёме за 197 руб.:
Банковская карта: Яндекс.деньги: Другие способы:
Наличные, баланс мобильного, Webmoney, QIWI, PayPal, Western Union, Карта Сбербанка РФ, безналичный платёж
После оплаты кнопкой кликните по ссылке:
«Вернуться на сайт продавца»
После оплаты другими способами сообщите нам реквизиты платежа и адрес этой страницы по e-mail: newlit@newlit.ru
Вы получите каждое произведение июля 2015 г. отдельным файлом в пяти вариантах: doc, fb2, pdf, rtf, txt.

 


Оглавление


1. Часть 1
2. Часть 2
267 читателей получили ссылку для скачивания номера журнала «Новая Литература» за 2024.02 на 19.03.2024, 09:27 мск.

 

Подписаться на журнал!
Литературно-художественный журнал "Новая Литература" - www.newlit.ru

Нас уже 30 тысяч. Присоединяйтесь!

 

Канал 'Новая Литература' на yandex.ru Канал 'Новая Литература' на telegram.org Канал 'Новая Литература 2' на telegram.org Клуб 'Новая Литература' на facebook.com Клуб 'Новая Литература' на livejournal.com Клуб 'Новая Литература' на my.mail.ru Клуб 'Новая Литература' на odnoklassniki.ru Клуб 'Новая Литература' на twitter.com Клуб 'Новая Литература' на vk.com Клуб 'Новая Литература 2' на vk.com
Миссия журнала – распространение русского языка через развитие художественной литературы.



Литературные конкурсы


15 000 ₽ за Грязный реализм



Биографии исторических знаменитостей и наших влиятельных современников:

Алиса Александровна Лобанова: «Мне хочется нести в этот мир только добро»

Только для статусных персон




Отзывы о журнале «Новая Литература»:

08.03.2024
С нарастающим интересом я ознакомился с номерами журнала НЛ за январь и за февраль 2024 г. О журнале НЛ у меня сложилось исключительно благоприятное впечатление – редакторский коллектив явно талантлив.
Евгений Петрович Парамонов

06.03.2024
Журнал Ваш вызывает искреннее уважение. Оригинальный, стильный, со вкусом оформленный, имеюший своё лицо. От души желаю Вам удачи, процветания, новых успехов!
Владимир Спектор

22.02.2024
С удовольствием просмотрел январский журнал. Очень понравились графические работы.
Александр Краснопольский



Номер журнала «Новая Литература» за февраль 2024 года

 


Поддержите журнал «Новая Литература»!
Copyright © 2001—2024 журнал «Новая Литература», newlit@newlit.ru
18+. Свидетельство о регистрации СМИ: Эл №ФС77-82520 от 30.12.2021
Телефон, whatsapp, telegram: +7 960 732 0000 (с 8.00 до 18.00 мск.)
Вакансии | Отзывы | Опубликовать

Поддержите «Новую Литературу»!