HTM
С Днём Победы!

Фёдор Раухвергер

Впечатления эпистолярного психоделика

Обсудить

Цикл статей

Опубликовано редактором: Игорь Якушко, 3.06.2007
Оглавление

5. Тогда в Египте
6. Она дышит… (небольшой очерк о романе Анн - Софи Брасм «Я дышу!»)
7. По прочтении повести Олеси Брютовой «Верую»

Она дышит… (небольшой очерк о романе Анн - Софи Брасм «Я дышу!»)


Однажды, на мой вопрос, почему он не хочет представить свои, на мой взгляд очень яркие, рассказы на рассмотрение широкой публике, молодой писатель и сооснователь «литературной шайки подонков – неодекадентов Пиздец и Лошади» (ПИЛ) Александр Невара (Комиссар) ответил, что на его взгляд становиться знаменитым в семнадцать лет крайне неумно, так как на тебя будут смотреть как на чудо-ребёнка, а не как на писателя (исключение – великий поэт-ассасин Артюр Рембо); больше будет важен сам факт написания качественной книги в столь нежном возрасте, а не её художественная ценность. И я с Александром полностью согласен.

Книгу французской школьницы Анн – Софи Брасм я купил (что и надо было издателям) и прочитал только потому, что мне было интересно, что же шестнадцатилетняя девочка такого понаписала. Впрочем, никаких неожиданностей не последовало – как я и думал, абсолютно ничего стоящего. Подобное можно прочитать в любом мало-мальски хорошем девичьем дневнике, форуме Love Радио или в колонке проблем молодёжного журнала (откуда, в чём я совершенно уверен, и были взяты некоторые сцены). В доказательство приведу собственые слова писательницы: «Я не звезда лицея и не новая Франсуаза Саган. Классический вариант: прыщавая, непонятная, порой слишком замкнутая на себе самой и очень импульсивная. Я должна была взорваться. Этот роман и есть тот самый взрыв» - типично подростковый стиль изложения свих мыслей, причём, я бы добавил, девочки, не особо умной и опытной. Я даже не говорю, что каждый уважающий себя писатель чувствует свою гениальность и плохо говорить о себе не будет.

Конечно же влияние Сартра (во многом, как я усмотрел, «Слов» и «Детства Вождя») и Бегбедера чувствуется с первых страниц – госпожа Брасм, по выражению В. А. Жуковского, бродит возле чужих картин и идей. Но начинающей художнице это было бы вполне простительно и даже необходимо – ей же нужно от чего-то отталкиваться, чтобы создать что-то своё, если бы не одно обстоятельство – в отличие от действительно талантливых писателей, Анн – Софи Брасм явно калькирует своих литературных предшественников, не пытается как-то по-своему развить идеи «повседневного фашизма», то есть порабощения одного человека другим на бытовом уровне, а, выдумав весьма посредственный сюжет, обсасывает его, не пытаясь привнести хотя бы чего-нибудь от себя. Ну, возможно, молодёжный контекст – типа и дети жестокими бывают. Ну, мы это и без тебя знаем, милочка!

Несколько примитивна поэтика этого произведения; кроме того, во время чтения, я, к сожалению, не заметил ни особо ярких образов, ни удачных сравнений. Безусловно, у писательницы довольно хороший слог, не отягчающий восприятие текста. Я бы сказал, что её предложения добротно-лаконичны.

И всё-таки перейду, наконец, к тому, ради чего я, собственно, и решил написать этот очерк – почему прославилась эта книга, почему её перевели даже на русский язык и выпустили тиражом в пять тысяч экземпляров? Во-первых, как я уже сказал выше, видимо, потому, что французов поразил возраст автора – читать шестнадцатилетнюю Анн – Софи Брасм так же забавно для обывателя, как, например, слушать юного Бусю Гольдштейна. Во-вторых, популярность «Я дышу!», равноценно как и популярность романов Владимира Сорокина или Сергея Сакина, - индикатор смерти хорошего вкуса. Почитайте рецензии на её роман: «Страницы, поразительные по мощи, пропитанные страстью, которая дойдёт до последнего рубежа… Откуда берётся у неё это владение словом и чувством?» или «Анн – Софи Брасм демонстрирует удивительное знание психологии взаимоотношений между людьми и тёмных сторон человеческой натуры» - да какая же здесь подлинная страсть?! Какое подлинное знание психологии?! Нету этого – нет слезинки ребёнка. В кульминационных сценах описания явно смазаны – из-за того, я полагаю, что ещё нет у писательницы собственного опыта. Это весьма посредственное, по сравнению с Львом Толстым и Германом Гессе, произведеньице; вот только читатели сравнить не могут – не читают они классиков!.. Поэтому и восхищаются такой литературы – ведь, безусловно, его художественная ценность повыше будет, чем у «Гарри Поттера»…




08.04.2003

Оглавление

5. Тогда в Египте
6. Она дышит… (небольшой очерк о романе Анн - Софи Брасм «Я дышу!»)
7. По прочтении повести Олеси Брютовой «Верую»

Канал 'Новая Литература' на telegram.org  Клуб 'Новая Литература' на facebook.com  Клуб 'Новая Литература' на linkedin.com  Клуб 'Новая Литература' на livejournal.com  Клуб 'Новая Литература' на my.mail.ru  Клуб 'Новая Литература' на odnoklassniki.ru  Клуб 'Новая Литература' на twitter.com  Клуб 'Новая Литература' на vk.com  Клуб 'Новая Литература' на vkrugudruzei.ru

Мы издаём большой литературный журнал
из уникальных отредактированных текстов
Люди покупают его и говорят нам спасибо
Авторы борются за право издаваться у нас
С нами они совершенствуют мастерство
получают гонорары и выпускают книги
Бизнес доверяет нам свою рекламу
Мы благодарим всех, кто помогает нам
делать Большую Русскую Литературу



Собираем деньги на оплату труда выпускающих редакторов: вычитка, корректура, редактирование, вёрстка, подбор иллюстрации и публикация очередного произведения состоится после того, как на это будет собрано 500 рублей.

Сейчас собираем на публикацию:

01.06: Венедикт Пономарев. Диссидент (рассказ)

 

Вы можете пожертвовать любую сумму множеством способов или сразу отправить журналу 500 руб.:

- с вашего яндекс-кошелька:


- с вашей банковской карты:


- с телефона Билайн, МТС, Tele2:




Купите свежий номер журнала
«Новая Литература»:

Номер журнала «Новая Литература» за июнь 2019 года

Купить все номера с 2015 года:
Литературно-художественный журнал "Новая Литература" - www.newlit.ru


При перепечатке ссылайтесь на newlit.ru. Copyright © 2001—2020 журнал «Новая Литература».
Авторам и заказчикам для написания, редактирования и рецензирования текстов: e-mail newlit@newlit.ru.
Меценатам, спонсорам, рекламодателям: ICQ: 64244880, тел.: +7 960 732 0000.
Реклама | Отзывы
Рейтинг@Mail.ru
Поддержите «Новую Литературу»!