HTM
Номер журнала «Новая Литература» за апрель 2017 г.

Александр Сапир

Коэффициент интеллекта как универсальное мерило человеческой цивилизации

Обсудить

Статья

На чтение краткой версии потребуется 20 минут, полной – 25 минут | Цитата | Скачать в полном объёме: doc, fb2, rtf, txt, pdf      18+

 

Купить в журнале за июль 2015 (doc, pdf):
Номер журнала «Новая Литература» за июль 2015 года

 

Опубликовано редактором: Андрей Ларин, 2.08.2015
Иллюстрация. Название: «Волшебный мир шахмат». Автор: Сергей Радченко. Источник: http://www.photosight.ru/photo/alone/5875769/

 

 

 

В издательстве АСТ вышла книга «Расы. Народы. Интеллект. Кто умнее?». Автор – Ричард Линн, заслуженный профессор психологии в отставке Университета Ольстерa, «один из старейших и авторитетнейших представителей Британской школы психологии». Книга посвящена весьма щекотливому вопросу, который в силу понятных причин («политкорректность») не находит своего развития и даже умалчивается во многих странах, в том числе в Соединенных Штатах и России – вопросу в различии интеллектуальных способностей между расами и народами, населяющими землю.

Р. Линн занимается этим вопросом с 1991 года. Несмотря на весьма настороженное отношение к подобным исследованиям со стороны общественности и государственных органов, исследования продолжаются, и в этой сфере научной деятельности проделана огромная работа по созданию научных методик и накоплен большой фактический материал. В книге приведены результаты многих десятков результатов тестирования IQ (коэффициента интеллекта), убедительно доказывающих, что когнитивная функция сознания во многом определена генетически и существенно отличается для различных рас и народов. Всего же Линн по данному вопросу проанализировал около 500 работ различных авторов помимо собственных многочисленных исследований.

Книга опубликована на английском языке в 2006 году. С тех пор вышли новые работы Линна, расширяющие и дополняющие материал книги. В статье «Расовые различия в интеллекте: креативность и творческие достижения» Линн пытается ответить на вопрос: почему народы Восточной Азии, обладая более высоким IQ, чем европейские, тем не менее, уступают им в творческих достижениях – в количестве Нобелевских и Филдовских лауреатов на один миллион популяции?

В других своих трудах Линн пытается на основе различий в IQ объяснить глобальное неравенство в накоплении и богатстве наций. Этому вопросу посвящены две книги Ричарда Линна и его соавтора, Тату Ванханена, заслуженного профессора политических наук в отставке Университета Тампере, «IQ и богатство наций» (англ. IQ and the Wealth of Nations, 2002 года издания) и «IQ и глобальное неравенство» (IQ and Global Inequality) (2006 год). На русский язык книги не переведены.

Таким образом, Р. Линн и Т. Ванханен универсализируют и распространяют понятие IQ на вопросы глобальной экономики и мирового развития.

Остановимся на всех этих вопросах более подробно.

 

 

Понятие интеллекта

 

Само по себе, понятие «интеллект» весьма сложное и порой противоречивое. Человек может в одной сфере деятельности проявлять сметливость и понятливость и одновременно проявлять абсолютную неспособность к другой сфере деятельности. И далеко не всегда бывает ясно, причина тому – интеллектуальные особенности или другие личностные характеристики, которые в совокупности определяют личность, но непосредственно к интеллекту отношения не имеют.

К настоящему времени эксперты склоняются к следующему определению: «Интеллект – умственная способность («когнитивная функция сознания»), которая, помимо прочего, включает способность рассуждать, планировать, решать проблемы, мыслить абстрактно, постигать сложные идеи и учиться на основании опыта... способность использовать различные формы рассуждения для нахождения нужного решения».

Таким образом, интеллект предстаёт как единая сущность, а значит, может быть измерен тестами и выражен в виде числовой величины. Такой величиной и является IQ – коэффициент интеллекта.

К настоящему времени принята иерархическая модель интеллекта. Её можно представить в виде пирамиды, в основании которой лежит около семидесяти узких способностей (частные факторы), над ними – около восьми-десяти групповых факторов, которые, в свою очередь, связаны единым общим фактором интеллекта («фактор g»).

Собственно, тесты и выявляют способности человека к групповым факторам, к которым относятся способность к рассуждению, вербальное понимание, визуальное ориентирование, способности работы с числами, способности к решению логических и математических задач, способности к быстрой обработке информации. В совокупности оценки тестирования по групповым факторам дают оценку общему фактору интеллекта – фактору g. Таким образом, результаты тестирования и исчисленный по ним IQ могут иметь вариации, так как удельный вес проверяемых групповых факторов существенно различается в разных тестах.

Отметим, что тесты на общий интеллект строятся таким образом, чтобы максимально выявить именно природный интеллект и одновременно нивелировать средовые и образовательные факторы, которые, налагаясь на природные способности, могут искажать результаты тестирования.

 

В своём эволюционном развитии когнитивная функция прошла несколько этапов. На самом раннем она выражается в виде генетически зафиксированных инстинктов поведения, многие из которых носят сложный характер и напоминают интеллектуальное поведение. Насекомое в минуту опасности притворяется мёртвым, переворачивается на спинку и поджимает лапки. Птица, притворяясь раненой, издаёт громкие звуки, машет крыльями и пытается увести охотника от гнезда. Многие животные, спасаясь бегством, совершают сложные движения, сбивая с толку преследователя.

На более высоких уровнях развития врождённые инстинкты поведения всё более заменяются приобретёнными и передающимися потомству в процессе обучения. На человеческом уровне именно таковые уже полностью доминируют. Зачастую они носят сакральный характер. Они позволяют выжить там, где пришлый человек, лишённый этих навыков, хотя и более высокого интеллекта, обречён на гибель. В совокупности эти приобретённые навыки и табуированные установки образуют своего рода культурную среду, которая определяет жизнестойкость данной популяции и во многом заменяет ей недостаток интеллектуального уровня. Высокоинтеллектуальный европеец без посторонней помощи не выживет в условиях Арктики, где тысячелетиями живут арктические народы, или в пустынях Южной Африки, где проживают бушмены. Таким образом, общий интеллект и совокупность приобретённых навыков поведения суть различные, хотя и внешне схожие проявления когнитивной функции сознания.

Противники тестирования на общий интеллект обычно приводят такие аргументы (http://rbcdaily.ru/autonews/562949979036571):

«IQ-тесты достаточно однобоки, их результаты не всегда отражают истинную картину, – комментирует ситуацию старший научный сотрудник НИИ психологии и развития способностей Лариса Шелудченко. – Например, люди старшего поколения с двумя высшими образованиями из-за отсутствия навыков решения тестов могут показывать худшие результаты, чем школьники; быстрые сангвиники и холерики будут опережать флегматиков, а люди с неординарным, творческим мышлением уступят математикам».

Действительно, преподаватели, люди старшего поколения, зачастую справляются с тестированием хуже учащейся молодёжи. Но это лишь показывает, что с возрастом природные интеллектуальные способности постепенно угасают и заменяются приобретёнными в процессе образования и работы знаниями и навыками. Человек может быть прекрасным специалистом в своей сфере знаний, обучать этим знаниям, но его общий интеллект, каким он определён выше, способность находить решение в новых для него сферах, оказывается не столь высок. В тоже время, тестирование на общий интеллект призвано выявлять именно эти способности, не связанные с образованием и культурой.

 

В настоящее время имеется множество методик тестирования, имеющих узко прикладное назначение. Например, квалификационный тест вооруженных сил США AFQT (преимущественно вербальный тест общего интеллекта) с целью тестирования новобранцев, причем по причине низкого IQ порой отбраковываются до 30 процентов тестируемых. В крупных компаниях тестируются работники на предмет замещения ответственных должностей, а в некоторых компаниях – и все вновь поступающие. Широко распространено тестирование среди школьников и студентов, которое позволяют школьникам ориентироваться при выборе профессии, а студентам – более точно оценить собственные способности.

Методика, используемая британскими учёными для измерения интеллекта рас, состоит в том, что IQ европеоидов со средним IQ 100 баллов и стандартным отклонением 15 баллов принята в качестве стандарта, по отношению к которому вычисляются IQ других рас. Другими словами, набор тестов составляется таким образом, что медиана гауссова распределения результатов тестирования приходится на 100 баллов со стандартным отклонением 15 баллов. Следовательно, около 68% результатов тестирования укладываются в диапазон от 85 до 115 баллов. При этом используются единые стандартизованные тесты на интеллект общего профиля. Отмечается, что тесты с использованием так называемых «прогрессивных матриц» не столь привязаны к вербальным способностям и более объективно дают оценку общего интеллекта.

Американские тесты отличаются тем, что они стандартизованы по выборкам, включающим в себя, помимо европеоидов, также афроамериканцев и выходцев из Латинской Америки – латинов. Поэтому по американским тестам тестирование европеоидов показывает более высокий результат – 102, латины – 92, афроамериканцы – 87.

 

 

Расы и народы

 

Несмотря на то, что некоторая часть учёного мира вообще отрицает существование рас в человеческом сообществе, всё же мнение о том, что расы существуют и имеют свои специфические отличия, преобладает. Эти отличия включают в себя не только очевидное визуальное восприятие представителей различных рас (цвет кожи, черты лица, особенности волосяного покрова и т. д.), но и более тонкое поведенческое отличие. В медицине отмечаются множество расовых особенностей в составе крови, иммунной системы, подверженности различным заболеваниям. Данные отличия ни у кого не вызывают сомнения. И потому вопрос об отличиях в интеллектуальных способностях так же правомерен.

Генетические исследования показали, что наблюдаемые антропологические и медицинские расовые отличия определяются частотами аллелей полиморфных генов (генов, которые имеют несколько различных модификаций – аллелей). Изучение данного вопроса привело к тому, что удалось сгруппировать генотипы со сходными аллелями и получить «кластеры» популяций, генетически сходных друг с другом. Они-то, в сущности, и являются, с генетической точки зрения, расами. Эти «генетические» расы оказались весьма близки расам согласно классической антропологии.

Всего таким образом выявили десять основных кластеров (рас). Это:

1. Бушмены и пигмеи. 2. Африканцы южнее Сахары. 3. Аборигены Южной Азии и Северной Африки 4. Европейцы. 5. Аборигены Восточной Азии 6. Арктические народы. 7. Американские индейцы. 8. Аборигены Юго-Восточной Азии. 9. Аборигены островов Тихого океана. 10. Аборигены Австралии.

Линн даёт следующее общее определение расы: «Раса – это воспроизводящаяся популяция, которая в определённой степени генетически отлична от соседних популяций, демонстрирующая характерные наборы генотипических различий в частотах ряда генетически детерминированных характеристик при сравнении с другими сопоставимыми популяциями».

Расы могут подразделяться на несколько подрас, включающих в себя группу родственных народов. Так европеоиды подразделяются на средиземноморскую (романскую), нордическую, славянскую, кельтскую группы.

 

 

Итоговые данные

 

Итоговые данные о расовых различиях в интеллекте, следующие в порядке возрастания IQ (медианные значения по разным выборкам):

 

Бушмены – 54

Австралийские аборигены – 62

 

Африканцы

Африка – 67

США – 85

Британия – 86

 

Южная Азия (индийцы, пакистанцы).

Южная Азия – 84

Европа – 85

Британия – 92

 

Ближний и Средний Восток.

Турция – 90

Иран – 84

Иордания – 84

Ирак – 84

Египет – 81

 

Израиль.

Арабы Израиля – 86.

Сефарды (потомки испанских евреев) и восточные евреи – 91

Ашкенази (европейские евреи) – 103

Ашкенази в США и Британии – 112

 

Юго-Восточная Азия (вьетнамцы, индонезийцы и пр.).

Юго-Восточная Азия – 87

США – 93

Латинская Америка – 86

 

Восточная Азия (китайцы, японцы, корейцы).

Восточная Азия – 105

США – 101

 

Более подробно остановимся на европейцах. Заметим, что раса европоидов имеет также именование «кавказской» в виду ветхозаветных преданий относительно её происхождения.

 

 

Европейцы

 

Набор генетических маркеров подтвердил, что европейцы являются гомогенным кластером и, следовательно, – расой. Многочисленные тестирования европейских народов, выполненные как в Европе, так и в других странах, где европейцы проживают компактными группами, дают относительно стабильные результаты.

Медианный IQ:

по западноевропейским странам:

Британия – 100, в среднем по региону – около 98,

по центральным и северным славянским народам:

Россия – 97, Польша по разным выборкам – 96–99. Медианный показатель по этим народам – 96. Различия скорее имеют средовые причины, чем генетические.

Более существенное снижение интеллекта наблюдается в странах юго-востока Европы:

Румыния – 94, Болгария и Греция – 92, Сербия – 89.

Генетические исследования показали, что современные греки занимают промежуточную ступень между тюркскими народами и чистыми европейскими. Видимо, многовековая оккупация этих земель Османской империей не прошла бесследно и зафиксировалась на генетическом уровне. В Турции IQ – 90 баллов. Таким образом, европейская компонента пополняет IQ балканских народов на 2-3 балла по сравнению с чистыми тюрками.

 

Таким образом, по уровню общего интеллекта лидируют восточные азиаты (японцы, китайцы, корейцы) (101–105), за ними следуют с некоторым отставанием европейские народы (96–103). Как мы уже отмечали, народы Балкан в генетическом отношении являются смешанными, не в полной мере относятся к европейцам, и потому их следует считать отдельно (89–94).

Особо выделяются европейские евреи – ашкенази, чей медианный IQ в странах Западной Европы и США достигает 112.

На самых низших ступенях интеллектуального развития находятся африканские бушмены и пигмеи, а также австралийские и новогвинейские аборигены.

 

 

Наследственность или влияние среды?

 

Этот вопрос постоянно возникал у самого Линна и его критиков. Африканцы в Африке набирают 67 баллов, а в Британии существенно больше – 86. Рост составил 22%. Аборигены в Индии набирают 84 балла, а в Британии – 92. Рост – 9%. Таким образом, вклад среды, безусловно, имеет место.

Чтобы убрать отличия в IQ, связанные со средовой компонентой, проводились тестирования среди студентов университетов одного социального слоя. При этом выяснилось, что хотя медианные значения каждой из рас на 10–15 баллов выше соответствующих показателей общепопуляционных выборок, но, тем не менее, остаётся значительной межрасовая разница в IQ на те же 10–15 баллов. И эту разницу очень трудно обосновать чем-либо иным, кроме генетической детерминированности.

Подобные же исследования показывают устойчивое превосходство в 3-5 баллов восточноазиатских народов над европейскими. Даже в условиях более низкого жизненного уровня этих народов. Линн пишет: «Различие наблюдается повсюду, и нет никакого правдоподобного средового объяснения превосходства аборигенов Восточной Азии».

Тестирования приёмных детей, усыновлённых в младенчестве европейскими семьями, подтверждают этот вывод. Интеллект корейских детей оказался выше европейских на 6 баллов, а чернокожих – ниже на 10 баллов.

Исследования однояйцевых близнецов также показали, что уровень интеллекта наследуем с корреляцией на уровне 0,85. Следовательно, существуют гены, определяющие его уровень. Один из них обнаружен в конце 90-х годов (Хорли) в 6-й хромосоме. Одна из аллелей этого гена привносит его счастливому обладателю 4 балла в IQ.

Из средовых факторов, неблагоприятно сказывающихся на развитии интеллекта, наиболее существенным, как выяснилось, является недоедание.

Недоедание нарушает рост мозга и снижает количество мозговых клеток. Особенно влияет дефицит йода и железа, непосредственно приводящий к снижению интеллекта. Также важны жирные кислоты, специфические для грудного молока.

Что касается образования, то этот средовой фактор оказался не столь существенным. Он более влияет на общую культуру, на социализацию индивидуума, его кругозор. Но многочисленные тестирования показывают, что общий интеллект остаётся при этом на прежнем уровне. Большее значение имеют развивающие игры в детском возрасте, которые стимулируют интеллектуальное развитие.

В целом, генетическая детерминанта преобладает над средовыми факторами приблизительно в соотношении 70 к 30.

 

 

Интеллект и мировые достижения

 

Статистика показывает, что хотя европейская раса отстаёт в IQ от восточноазиатской на 3–5 баллов, но её вклад в научно-технический прогресс много выше. Да и культурные ценности современного цивилизованного общества выработаны в основном европейской расой народов. Однако так было далеко не всегда. Скажем, Британия в 5-6 веках н. э. оценивалась как самая далёкая и отсталая часть Европы. Так же, как и весь остальной нордический и славянский мир. В тот период ведущую роль в Европе играла романская группа народов, которая в дальнейшем уступила пальму первенства.

В период приблизительно до 1500 г. н. э. китайские цивилизации значительно превосходили европейскую. Китайцы изобрели порох, магнитный компас, фарфор, шёлк, бумажные деньги и книгопечатание. Однако в дальнейшем их цивилизация пришла в упадок. То же случилось и с японской цивилизацией, которая вплоть до последних столетий была полностью закрыта от внешнего мира. Примерно то же самое можно сказать и о многих странах мусульманского мира, духовные установки которого направлены не на развитие личности, а на консервацию прошлого.

Деспотии, социальный застой и сопутствующие им нравственно-духовные установки, видимо, приводят к деградации таких личностных характеристик, как любознательность, креативность, раскрепощённость сознания. А без них даже высокий IQ не может самореализоваться и воплотиться в виде новых идей и изобретений. Социальный отбор в течение многих столетий и тысячелетий неумолимо отсеивал в восточных деспотиях творческое начало, а значит, и уменьшал расовую концентрацию сопутствующих им генетических аллелей. И хотя IQ общего интеллекта восточноазиатских народов сохранился высоким, наивысшие интеллектуальные достижения современного мира достались другим народам.

На примере сравнения европейских народов и восточноазиатских можно сделать вывод о том, что высокий расовый IQ есть необходимое, но недостаточное условие для высших достижений в сферах культуры и науки. Он полностью раскрывает себя лишь в адекватной духовной среде, направленной на свободу индивидуального сознания и поиск новаций. Соответствующее тестирование подтвердило, что «открытость опыту» у европейской расы выше, чем у восточноазиатской, на несколько баллов. Таким образом, когда речь идёт о высших достижениях, высокий IQ является лишь базисом для их достижений. Сопоставление по странам мира показателя IQ и количества нобелевских лауреатов подтверждает этот вывод.

 

По IQ:

Гонконг – 107

Южная Корея – 106

Япония, Тайвань – 105

Китай, Сингапур – 103

Австрия, Германия, Италия и Нидерланды – 102

Великобритания – 100

США, Франция – 98

Россия – 97

 

По количеству нобелевских лауреатов:

США – 356

Великобритания – 121

Германия, Япония – 104

Франция – 57

Швеция – 29

Швейцария – 25

Россия – 23

 

Лидирующее положение США и Великобритании, помимо высокого IQ, несомненно, определяется также престижностью научных профессий, высоким образовательным уровнем и финансовыми возможностями, которые предоставляются учёным разных стран в американских и европейских институтах и научно-исследовательских центрах.

Показателен пример Японии, которая совершила экономический рывок в 50-60 гг. (японское «экономическое чудо»), и к настоящему времени по количеству нобелевских лауреатов вышла на уровень Германии. Следовательно, нация в условиях политической и интеллектуальной раскрепощённости, обладая высоким национальным IQ в сочетании с хорошей образовательной системой и престижностью наукоёмких профессий, способна быстро наверстать упущенное и выйти в число лидеров. По-видимому, в ближайшие десятилетия следует ожидать быстрый рост высших научных достижений и в других странах Востояной Азии.

 

Возникает естественный вопрос: так что же, народы с IQ, скажем, меньше 90 не могут внести свою лепту в научный прогресс человечества? Конечно же, это не так. Если медианный IQ сдвинут на 5–10 баллов в меньшую сторону, то это совершенно не означает, что данная раса или данный народ не могут породить гения в какой-либо области науки или культуры. Различия лишь в том, что народы с высоким IQ порождают гениев со значительно большей частотой на тысячу своих представителей, чем народы с более низким IQ.

Так, например, один из крупнейших физиков 20-ого века – пакистанец (расовый IQ 84), Абдус Салам. Является одним из создателей, совместно с американцем С. Вайнбергом, теории единого электромагнитного и слабого взаимодействия элементарных частиц. Заметим также, что национальные научные кадры быстро развиваются в таких странах, как Индия и Иран с относительно невысокими национальными IQ.

 

В то же время народы (или слои населения) с высокой концентрацией интеллектуальных аллелей, а значит – с повышенным IQ, вносят непропорционально большой вклад в развитие общества.

Чарльз Мюррей в книге «Еврейские гении» подсчитывает вклад европейских евреев в разных сферах. Он пришёл к следующим выводам: биология – заслуги евреев в 5 раз превышают их количество, химия – в 6 раз, физика – в 9 раз, литература – в 4 раза, музыка – в 5 раз, изобразительное искусство – в 5 раз, математика – в 12 раз, философия – в 14 раз.

И статистика по Нобелевским лауреатам:

«Нобелевская премия: с 1950 года 29% премий ушло к ашкенази. Достижений ашкенази в 117 раз больше, чем их численность. И они не сбрасывают скорость; наоборот, увеличивают её. В XXI веке они получили 32% от общего количества премий, в 2011 г. пять из тринадцати Нобелевских лауреатов были евреи (т. е. 38,5%)».

Более подробно в переводе Ю. Кузьменко:

http://www.ideas4god.com/2013/04/05/pochemu-u-evreev-neveroyatno-vysokij-iq/

 

 

Надёжность оценок IQ

 

Работы Линна и Ванханена всегда вызывали волну критики. Чтобы установить надёжность величин IQ, авторы проанализировали результаты многочисленных исследований национальных оценок школьников в тестах по математике и естественным наукам. При этом выяснилось, что существует тесная корреляция (0,79–0.89) между результатами математических тестов и величинами национальных IQ. Таким образом, величины национальных IQ весьма надёжны как индикаторы национальных различий в когнитивных способностях.

Ниже даны некоторые результаты данного сопоставления в медианных цифрах по группам стран (первая цифра – IQ, вторая – математика, 14 лет, 1994 г.):

 

Восточная Азия: 105, 606

Европа: 98, 530

США 98, 500

Южная и Юго-Восточная Азия: 86, 474

Южная Америка: 86, 385

Африка: 69, 326

Южная Африка: 72, 326

Корреляция составила 0,81.

 

 

IQ и экономический рост

 

В книгах «IQ и богатство наций» (IQ and the Wealth of Nations) (2002) и «IQ и глобальное неравенство» (IQ and Global Inequality) (2006) Р. Линн и Т. Ванханен распространяют определяющую роль национального IQ на проблемы экономического роста и неравенства национального богатства.

Линн и Ванханен оказались первыми, кто решился на такое смелое предположение. До них ведущие экономисты разных стран исходили из предпосылки об интеллектуальном равенстве различных наций и не рассматривали вопросы экономики в плоскости зависимости национального благосостояния от уровня национального IQ. Например, Ричард Истерлин, профессор экономики из университета Пенсильвании писал: «я думаю, что мы можем с уверенностью отбросить мнение, что причины неудач в ожидаемо-быстром распространении современного технологического знания заключаются в значительных различиях в интеллекте между разными нациями. По моим сведениям, исследований, надёжно документирующих различия по IQ между нациями, не существует».

Однако, как мы уже говорили выше, авторы показали, что межнациональные различия в уровне интеллекта реально существуют в большом диапазоне между IQ 67 для стран Чёрной Африки и IQ 105 для быстро развивающихся восточноазиатских стран, именуемых «азиатскими тиграми».

Сопоставляя медианную величину IQ нации с доходами на душу населения и темпами экономического роста, Линн и Ванханен нашли, что между этими величинами существует сильная корреляционная зависимость. По их мнению, эта зависимость близка к 0,7. Иными словами, национальные экономические успехи на 70 процентов определяются интеллектуальным развитием нации и только на 30 процентов остальными факторами.

Более того, в последней книге (IQ and Global Inequality, 2006) они увеличили число наций, IQ которых был измерен, с 81 до 113, и показали, что в новой большой выборке корреляция между IQ и подушевым доходом осталась практически на прежнем уровне – 0,68. Корреляция же с экономическим ростом ещё выше (0,71).

В этой же книге авторы пошли ещё дальше и рассматривают национальный IQ как основной определяющий фактор таких социальных показателей, как грамотность населения (0,64), уровень наивысшего профессионального и академического образования (0,75), ожидаемая продолжительность жизни (0,77), демократизация (0,57). Как мы видим, корреляционный анализ подтверждает смелые предположения авторов.

По мнению авторов, существуют скрытые положительные обратные связи между уровнем национального IQ и уровнем национальных подушевых доходов. Высокие доходы на душу населения позволяет обеспечить лучшее питание, образование и медицинское обслуживание для детей, а эти меры, в свою очередь, способствуют увеличению национального интеллекта.

Заметим, что верно и обратное – равнодушие властей к проблемам жизненного уровня широких слоёв населения, нежелание вкладывать значительные средства в «человеческий капитал» приводит к снижению национального IQ вплоть до национальной деградации и распада. Это и есть принцип корреляции между генотипом и окружающей средой, приложенный к национальным популяциям.

В качестве примера такой национальной деградации можно привести... [...]

 

 

 

 

 

 

Внимание! Перед вами сокращённая версия текста. Чтобы прочитать в полном объёме этот и все остальные тексты, опубликованные в журнале «Новая Литература» в июле 2015 года, предлагаем вам поддержать наш проект:

 

 

 


Купить доступ ко всем публикациям журнала «Новая Литература» за июль 2015 года в полном объёме за 197 руб.:
Банковская карта: Яндекс.деньги: Другие способы:
Наличные, баланс мобильного, Webmoney, QIWI, PayPal, Western Union, Карта Сбербанка РФ, безналичный платёж
После оплаты кнопкой кликните по ссылке:
«Вернуться на сайт продавца»
После оплаты другими способами сообщите нам реквизиты платежа и адрес этой страницы по e-mail: newlit@newlit.ru
Вы получите каждое произведение июля 2015 г. отдельным файлом в пяти вариантах: doc, fb2, pdf, rtf, txt.

 

Пользовательский поиск

Клуб 'Новая Литература' на facebook.com  Клуб 'Новая Литература' на g+  Клуб 'Новая Литература' на linkedin.com  Клуб 'Новая Литература' на livejournal.com  Клуб 'Новая Литература' на my.mail.ru  Клуб 'Новая Литература' на odnoklassniki.ru  Клуб 'Новая Литература' на twitter.com  Клуб 'Новая Литература' на vk.com  Клуб 'Новая Литература' на vkrugudruzei.ru

Мы издаём большой литературный журнал
из уникальных отредактированных текстов
Люди покупают его и говорят нам спасибо
Авторы борются за право издаваться у нас
С нами они совершенствуют мастерство
получают гонорары и выпускают книги
Бизнес доверяет нам свою рекламу
Мы благодарим всех, кто помогает нам
делать Большую Русскую Литературу

Рассылка '"НОВАЯ ЛИТЕРАТУРА" - литературно-художественный журнал'



Собираем деньги на оплату труда выпускающих редакторов: вычитка, корректура, редактирование, вёрстка, подбор иллюстрации и публикация очередного произведения состоится после того, как на это будет собрано 500 рублей.

Сейчас собираем на публикацию:

18.05: Андрей Усков. Грусть, тоска, печаль и радость (рассказ)

 

Вы можете пожертвовать любую сумму множеством способов или Яндекс.Деньгами:


В данный момент ни на одно произведение не собрано средств.

Вы можете мгновенно изменить ситуацию кнопкой «Поддержать проект»




Купите свежий номер журнала
«Новая Литература»:

Номер журнала «Новая Литература» за март 2017 года

Номер журнала «Новая Литература» за февраль 2017 года  Номер журнала «Новая Литература» за январь 2017 года

Номер журнала «Новая Литература» за декабрь 2016 года  Номер журнала «Новая Литература» за ноябрь 2016 года

Номер журнала «Новая Литература» за октябрь 2016 года  Номер журнала «Новая Литература» за август-сентябрь 2016 года

Номер журнала «Новая Литература» за июнь-июль 2016 года  Номер журнала «Новая Литература» за май 2016 года

Номер журнала «Новая Литература» за апрель 2016 года  Номер журнала «Новая Литература» за март 2016 года

Номер журнала «Новая Литература» за февраль 2016 года  Номер журнала «Новая Литература» за январь 2016 года



 

 



При перепечатке ссылайтесь на newlit.ru. Copyright © 2001—2017 журнал «Новая Литература».
Авторам и заказчикам для написания, редактирования и рецензирования текстов: e-mail newlit@newlit.ru.
Меценатам, спонсорам, рекламодателям: ICQ: 64244880, тел.: +7 960 732 0000.
Купить все номера 2015 г. по акции:
Литературно-художественный журнал "Новая Литература" - www.newlit.ru
Реклама | Отзывы | Подписка
Рейтинг@Mail.ru
Поддержите «Новую Литературу»!