HTM
Мстить или не мстить?
Читайте в романе Ирины Ногиной
«Май, месть, мистерия, мажоры и миноры»

Игорь Солнцев

Прокрустово ложе литературного жанра, или Ещё раз о миниатюре

Обсудить

Критическая статья

Опубликовано редактором: Игорь Якушко, 23.10.2009

 

 

 

Учебники по теории литературы не выделяют её как жанр, а в некоторых даже не упоминается такое определение. Тем не менее, а может быть и вопреки этому, она довольно широко представлена в современной сетевой литературе. Поставив себе целью разобраться в этом непростом вопросе и проанализировать её сущность и природу, а также познакомить Вас, уважаемые читатели, с наиболее яркими образцами данного направления, пожалуй, начнём с азов.

 

МИНИАТЮРА (а именно о ней пойдёт речь) – литературный термин, заимствованный из живописи. В живописи обозначает исполненную красками небольших размеров картинку или книжную заставку. Происходит этот термин от слова «миниум» – названия красной краски (киновари или сурика), которая была в употреблении у старинных мастеров миниатюры. Как и в живописи, первой характеризующей чертой миниатюры – литературного произведения служат её небольшие размеры: несколько страниц, предел, редко превышаемый.

 

Миниатюра есть вполне законченное в себе литературное произведение, построенное в объективных образах. Миниатюрность, помимо небольших размеров, предполагает сохранение между составляющими частями тех же самых пропорций, какие существуют в соответствующем большом предмете. «В применении к литературе, миниатюрой может быть названа вещь, охватывающая, по объёму своих образов или же идей, такую же широкую область, какую охватывает крупное литературное произведение, а не ограничивающаяся одним каким-либо моментом, выхваченным 445из жизни, вне его общежизненного смысла» (Е. Дынник).

 

Небольшие размеры миниатюры влекут за собою и другие её чисто-формальные особенности, которыми она отличается от крупного по объёму произведения. Среди них на первом месте – тщательность отделки. То есть, существует полная аналогия с миниатюрой живописной, которая требовала острого глаза и уверенной руки мастера.

 

Продолжая жанровые аналогии, можно сказать, что большинство произведений малой прозы правомерно соотнести с тем синтетическим жанровым образованием современной поэзии, которое нейтрально именуется лирическим стихотворением. Причем, главным признаком принадлежности того или иного произведения к жанру выступает, так же как и в стихотворении, сам размер текста: единственное, что можно безошибочно сказать о природе миниатюры, – это прозаическое произведение меньше рассказа.

 

Тем не менее, среди произведений малой прозы все же можно выделить подтипы. «Главное разграничение, возможное (но вовсе не обязательное) в рамках малой прозы, связано с функцией фабулы: бесфабульные, чисто лирические стихотворения в прозе можно называть “лирическими миниатюрами”, фабульные – “короткими рассказами”. В отдельную рубрику следует выделить “выросшие” из дневниковой записи (и постоянно в неё “возвращающиеся”!) мини-эссе, у истоков традиции которых стоит также уникальный жанровый эксперимент Василия Розанова с его книгами “Уединенное”, “Мимолетное”, “Опавшие листья”, “Смертное”, “Апокалипсис нашего времени”» (Юрий Орлицкий). Известные российские (советские) писатели тоже не чурались работать в этом пространстве. Стоит вспомнить "Камешки на ладони" В.Солоухина, "Затеи" В.Астафьева, "Крохотки" А.Солженицына, "Траву-мураву" Ф.Абрамова, "Мгновения" Ю.Бондарева.

 

В современной русской прозе общий для всех жанров процесс минимализации сказывается в расцвете миниатюрной прозы во всем многообразии её форм и вариантов. Нижняя граница жанра постоянно сдвигается, и сегодня следует говорить скорее о неразличимости малой и минимальной прозы, так как в последние годы активизируются жанры, которые раньше оставались незамеченными и авторами, и исследователями. Например: моностих, афоризм, одноабзацная, однофразовая и однострочная миниатюра, ставящие перед литераторами задачи всё сложнее и сложнее.

 

При этом вполне традиционный жанр минимальной прозы – афоризм, представляющий в прозе философское и юмористическое начало, – неуклонно сближается с лирическими и повествовательными формами самого малого объёма.

 

Изменилась и родовая специфика малой прозы. Если раньше в ней преобладала лирика, то теперь даже самая малая проза может быть и лирической, и драматической, и эссеистической, и философской, и юмористической. Причем чистые случаи встречаются всё реже и реже.

 

«Нельзя не заметить и того, что прозаическая миниатюра в современной русской литературе – это чаще всего “проза поэта”. Об этом свидетельствуют, кроме всего прочего, и чисто внешние, формальные признаки: последовательный отказ от заглавий (как в лирике) и публикация миниатюр в составе стихотворных книг и журнальных подборок стихов. Причём в этом преуспели не только литераторы модернистской и постмодернистской ориентации, но и завзятые традиционалисты». Эти слова принадлежат всё тому же Юрию Орлицкому, исследователю, который, на мой взгляд, является наиболее компетентным в области современной русскоязычной прозаической миниатюры.

 

На литературных Интернет-сайтах и порталах (по крайней мере, на тех, которые стараются предоставить читателю наиболее полный спектр и срез современной сетературы) практически всегда можно найти интересующую нас закладку. Называться она может по-разному. На «Стихи.ру» http://www.stihi.ru/ (свободные формы и проза – прозаическая миниатюра), на «Графоманов.нет» http://www.grafomanov.net/ (стихотворения в прозе, рассказ-миниатюра), в «Новой литературе» http://www.newlit.ru/ (малая художественная проза). На сайте «Поэзия нового времени» http://stiho-bum.ru/ (прозаические миниатюры), на «Поэзии.ру» http://www.poezia.ru/ (малая проза: стихотворения в прозе, прозаические миниатюры, поэтическая публицистика), в «Избе-Читальне» http://www.chitalnya.ru/ (проза: миниатюра), на «Общелите.нет» http://www.obshelit.net/ (прозаические миниатюры). Что касается подробного анализа прозаической миниатюры на портале «Новая литература», то, если помнят уважаемые читатели, это было сделано и в статьях Елены Зайцевой «Мини. Лето (№32)» и «Мини. Осень (№33)», и в статье Анастасии Бабичевой «Несколько слов о…», а также в моей статье «Модное мини или Пространство миниатюры». Поэтому, заглянем на другие Интернет-ресурсы, упомянутые выше, и поинтересуемся, чем живёт там и дышит наша героиня (в смысле, миниатюра).

 

Сайт «Стихи.ру», наверное, самый объёмный и по количеству представленных там произведений, и, соответственно, по количеству авторов. Я скачал практически всю ленту прозаических миниатюр за один из дней (12.09.09) и взялся за работу. «Впервые в школе» (Алла Корякова) – в принципе, неплохая миниатюра, но без финала, такое впечатление, что автор в ходе работы над ней почему-то передумал и бросил, практически, на полуслове. «Ботаническая поэма в прозе. Бурьян-трава» Виктора Сорокина – это, вообще, небольшая статья для учебника по ботанике, и ничего общего с литературным творчеством не имеет. «Возвращение соседей» (Анд) – любопытная вещица, достойная внимания. Сказка-притча о жизни подсолнухов. «Вселенная нежна» (Фел) – так себе, набор слов с претензией на философское начало. «Два раза до свиданья, но только – завтра» (Людмила Громоглазова) – интересный материал, но недоработан. «Зарисовочка, мааленькая, размером» (Мечтающая Вера) – действительно, мааленькая, но хороошенькая такая. «Зарисовочки» Бориса Северова не понравились. Нет в них ничего такого, что могло бы понравиться. Вот и весь секрет. «Как женщины до мужчин д-о-капываются» (Адель Амиров). Именно как в названии написано, про то и миниатюра. Из жизненного опыта самого автора. «Крутые коротышки» Альберта Туссейна – избранные моностишия. Судя по всему, избраны самим автором. «Маски… Маски… Маски…» (Виталина Варга) – миниатюрный триптих, взгляд, так сказать, на проблему с разных сторон. «Мещёра» Гены Спесивцева – сыновний взгляд на малую родину. Написано с любовью. «Мужчина в доме» (Марина Радивон) – о том, как удобнее жить с мужчиной или женский взгляд на мужские недостатки. «Осень пришла» (Ирина Крымова) – пейзажная акварелька в жёлто-серых тонах. «Страшная сказочка» (Данилов Сергей Иванович) – очень уж пессимистично-философски написано. Не хватает восточной мудрости немного. На этом, пожалуй, свой небольшой обзор можно и закончить. Пойдём дальше.

 

На литпортале «Графоманов.нет» первая же миниатюра мне понравилась. «Мама» Александра Муленко рассказывает о тяжёлой участи людей-представителей дна (освободившихся зеков, бомжей) во время кризиса. Во мне даже зародились ростки классовой ненависти к поработителям Мирзоевым. Значит, написано по-настоящему. «Главное для женщины» – Sergey Danilov, он же Данилов Сергей Иванович, автор сайта Стихи.ру. Несколько афоризмов, объединённых одной темой. Кстати, в процессе вычитывания материала на разных сайтах, я несколько раз встречал одни и те же фамилии и миниатюры. Авторы стараются не ограничивать себя рамками какого-то одного проекта, размещают свои произведения сразу на нескольких сайтах. Однако вернёмся к нашим текстам. «Первое убийство» (Алин Павел) – неудачный литературный опыт с детективным сюжетом. «Слишком быстро…» (Нарват) – есть в этом какая-то ниточка, ухватившись за которую, автор смог бы сделать стоящую вещь. Вообще, я заметил, что некоторые авторы, соблазнившись кажущейся простотой формы, но, так и не сумев подобрать ключи к содержанию миниатюры, начинают умничать и превращаются из умниц в умников. Простите за тавтологию.

 

Сайт «Стихобум.ру» оказался не богат на миниатюры. Но некоторые из последних заслуживают внимания. «Легенда о чуде (посвящается всем матерям)» Виктории Светловой – незамысловатый кусочек доброты от автора в виде короткой легенды. «Маленький Очкарик» (Aive Forever) – зарисовка из жизни. Где-то даже жестокая, но правдивая сценка, подсмотренная на автовокзале. «Любовь» КапоВа – о чувствах и мыслях автора, который посмотрел одну из передач Андрея Малахова. С элементами размышления на тему любви. Достойная вещица, во многом перекликающаяся с моими собственными ощущениями в данном вопросе. «Порою случается» (Иришка Короп) – невнятица с претензией на глубокомыслие.

 

Сайт «Поэзия.ру» – довольно серьёзный литературный проект, попасть туда можно только пройдя отбор редколлегии. Мне в своё время, когда я горел желанием познакомить со своим стихотворчеством как можно больше народу, это не удалось. Я и не стал зацикливаться: сайтов много, большинство из них со свободной публикацией. Впрочем, речь сейчас совершенно не об этом. «Лёнькины рассказы» Александра Купрейченко озадачили уже тем, что написаны от лица автора, который Лёнькой, собственно, и не является. Вот такая вот странная метаморфоза. «Маленький Париж» (Володя Фролов). Самое интересное и достойное в этом трёпе – поэтические вкрапления. Остальное – ерунда, на мой взгляд, недостойная внимания и потраченного времени читателя. «Гюрза» Марка Азова понравилась сразу. Ведь не зря считается, что автор должен показать читателю его собственный мир, тогда читателю будет интересно. Я увидел частичку своего мира. Спасибо, Марк! «Майский синдром» (Веле Штылвелд) – ничего общего с прозаической миниатюрой не имеет, тягомотные авторские «размышлизмы о том, о сём». «Мемуар об автоэпиграмме» Елены Калявиной – тоже далеко не шедевр интересующего нас жанра. «Как бы пролог» (Наталья Дроздова) – по признанию автора – «первый и нечаянный опыт прозы». За это его и простим.

 

«Изба-читальня» – сайт, абсолютно мне неведомый, поэтому я скачал здесь чуть побольше материалов. «Чей туфля? Моё, спасибо!» (Рошха Шана) – женский взгляд современной Золушки на окружающий её, совсем не сказочный, мир. «В городе К.» Юрия Иоффе описана ситуация, знакомая каждому из пишущей братии. А потому и близкая. «Книжные и магазины» (Павел Чибряков) – размышления на тему: «Всё, что связано с книгой, в частности, книжные магазины, должно иметь своё лицо, свой дух, говоря по-современному, свой имидж, а не напоминать продуктовые супермаркеты». Я – за! «Когда ушла любовь» Екатерины Филатовой пронизана одновременно и юношеским максимализмом, и юношеской же наивностью. «О том, о чем не пишут...» (Genadijs SALPETERs). То ли мистические 09.09.09 так повлияли на автора, то ли ещё что-то, но задумал он написать что-то серьёзное, глубокое и вечное. Но…не получилось. «Сердце матери. Старая легенда» (Лев Холай) – интересная, но, на мой взгляд, незаконченная миниатюра. «Страсть» Ксении Б. – неудачная попытка рассказать нам о том, что так волнует автора (или лир. героиню?)

 

 

 

Это был небольшой обзор нескольких, на мой взгляд, наиболее достойных внимания, с точки зрения присутствия на их виртуальных страницах миниатюры, сайтов русскоязычного сегмента Интернета. Теперь поговорим о тех, кого считают самыми яркими представителями интересующего нас литературного жанра сегодня. О писателях, чьи прозаические миниатюры в последнее время привлекли внимание и читателей, и критиков.

 

Сергей Георгиев – автор нескольких десятков книг рассказов и сказок, удивительный рассказчик и мастер прозаической миниатюры. В небольших произведениях Сергея Георгиева умещается всё, что должно быть в хорошей «большой» книге: правдивость и наблюдательность, доброта и юмор, снисходительность и много житейской мудрости. «Дорогой мой читатель, я люблю тебя! Всё, мною написанное – это для двоих, специально для тебя и, конечно, для меня». Это авторское кредо Сергея Георгиева.

 

Дмитрий Дейч о миниатюре сказал следующее: «Она оставляет за рамками всё. Внутри – ни зги, лишь крохотная точка (в идеале – и того меньше). Точка, которая способна стать миром, развернуться подобно зонтику или взорваться подобно фугасу. Но для того, чтобы это произошло, потребуется спусковой механизм особого рода». Этот автор создал сквозного героя, которому посвящён большой цикл миниатюр: в названии каждого текста фигурирует имя Гриффита. Это своеобразный сериал – не мексиканский, конечно, а сериал в стиле Конан Дойл: этакая сказка, которую можно рассказывать снова и снова, каждый раз выдавая за новую. Герой живёт вне времени, то есть не помнит, что с ним произошло при более ранних встречах с читателем. Поэтому и порядок следования текстов о Гриффите так же, как в сериале, произволен. Однако читатель ждет очередного свидания с Гриффитом не для того, чтоб ему рассказали уже известное под видом неизвестного, а наоборот, чтобы признать свое, знакомое – в чужом, незнакомом.

 

С творчеством Елены Романенко я познакомился благодаря Станиславу Фурте (автору сайта Проза.ру) и его исследованию «Жизнь на ладони или Очарование простого слога». Вот как он отзывается о миниатюрах Елены: «Язык рассказов Елены Романенко прост. Её миниатюры читаются на одном дыхании. С одной стороны, эта простота является необходимым для стиля, который Елена выбрала, литературным средством. Изобразить на одной-двух страницах всю жизнь героев, показать их мечты и чаяния, используя многомерные каскады придаточных предложений нельзя. Однако, упрощая манеру письма, достаточно легко скатиться до использования стандартного набора "готовых словесных кирпичиков", литературных штампов. Но штамп перестаёт быть штампом, если здание, сложенное из этих кирпичиков, выстроено гармонично. В большинстве случаев Елене это удаётся, и отточенность простых грамматических и смысловых конструкций создаёт атмосферу неповторимого очарования. Это очарование самой жизни, её естественного ритма, очарование погружения в мир незатейливых эмоций, ощущения счастья, ощущения боли. Наверное, вот таким очень простым и гармоничным по форме создал некогда наш мир Господь…»

 

Алексей Караковский из тех людей, о которых говорят, что они талантливы во всём. Поэт, прозаик, публицист, критик, музыкант. «Общая идея моего творчества – соотнесение философских и религиозных систем с личным мировоззрением, которое я пытаюсь, по возможности, освобождать от стереотипов и болезненных иллюзий». «Жизнь настоящих волшебников», «На жизнь поэтов», «Прощай», «Мужественные участники Сопротивления» – очень разноплановые тематически, но одинаково интересные по сути, циклы миниатюр, отражающие понимание малой прозы как многогранного явления: она умеет быть лирической, психологической, философской, бытописательной… За свои тридцать с небольшим лет Алексей успел закончить факультет педагогики и психологии Московского Педагогического Государственного Университета (МПГУ) и аспирантуру того же вуза по специальности «педагогика высшей школы», стать главным редактором интернет-журнала «Точка зрения», шеф-редактором интернет-журнала молодых писателей России «Пролог», написать тексты песен к нескольким альбомам различных музыкальных групп, стать учредителем единственного в своём роде международного литературного конкурса произведений, написанных о музыке «Бекар». Этот список можно продолжать практически до бесконечности… Я надеюсь, что и дальше Алексей будет радовать нас с Вами, уважаемые читатели, своим литературным творчеством в целом и миниатюрами, в частности.

 

Эта статья, на мой взгляд, была бы неполной без упоминания имени Дмитрия Кузьмина, одного из учредителей Тургеневских фестивалей (1998 и 2006), участниками которых стали десятки авторов, работающих в этом непростом литературном направлении. По итогам первого из них, в начале 2000-го года, издательством «Новое литературное обозрение» была выпущена антология малой прозы под названием «Очень короткие тексты».

 

И напоследок, в качестве резюме, приведу две цитаты. «У нас сейчас нет глаза и нет уха для всего этого, – сказал 26 марта 1973 года Михаил Бахтин в беседе с В.Д. Дувакиным о проза­ической миниатюре. – Я считаю это, во всяком случае, очень инте­ресно, очень тонко и, в конце концов, считаю, что это и значитель­но. Но этот стиль, этот характер в литературе... его не знают. Не признают и не понимают». И далее: «В литературе это, конечно, линия определенная. <...> Может быть, итог будет очень поздно, много спустя» (Беседы В. А. Дувакина с М. М. Бахтиным. М.: Прогресс, 1996. С. 220-226). «Теория малой и минимальной прозы – один из самых обсуждаемых сегодня вопросов. Это связано с практически назревшей необходимостью пересмотреть сложившуюся жанровую иерархию. Многочисленные литературные эксперименты с малой формой вызвали значительные смещения в традиционной системе жанровых координат. Жанры, которые ранее составляли литературную “периферию” – анекдот, афоризм, эпиграмма, – перемещаются в центр литературного процесса, а их место занимают новые жанровые образования, часто еще не классифицированные и не названные». Эти слова принадлежат С.В.Тарасовой и прочитал я их в опубликованной в 2003 году в «Вестнике СамГУ» статье «Новый взгляд на малую прозу». Между этими высказываниями – тридцатилетняя история развития прозаической миниатюры: история сложная, неоднозначная, но, безусловно, интересная и заслуживающая внимания.

 

И вот ещё какая (даже для меня самого неожиданная и небесспорная) мысль промелькнула, когда я уже дописывал данную статью: «Может быть, само время подсказывает нам выход из ситуации, когда процент читающего населения неуклонно и катастрофически быстро стремится к нулю. Эпоха больших романов, на данном витке развития литературы, подходит к концу. Выход – в развитии и поддержании прозаической миниатюры?..»

 

 

 

Пользовательский поиск

Клуб 'Новая Литература' на facebook.com  Клуб 'Новая Литература' на g+  Клуб 'Новая Литература' на linkedin.com  Клуб 'Новая Литература' на livejournal.com  Клуб 'Новая Литература' на my.mail.ru  Клуб 'Новая Литература' на odnoklassniki.ru  Клуб 'Новая Литература' на twitter.com  Клуб 'Новая Литература' на vk.com  Клуб 'Новая Литература' на vkrugudruzei.ru

Мы издаём большой литературный журнал
из уникальных отредактированных текстов
Люди покупают его и говорят нам спасибо
Авторы борются за право издаваться у нас
С нами они совершенствуют мастерство
получают гонорары и выпускают книги
Бизнес доверяет нам свою рекламу
Мы благодарим всех, кто помогает нам
делать Большую Русскую Литературу

Рассылка '"НОВАЯ ЛИТЕРАТУРА" - литературно-художественный журнал'



Собираем деньги на оплату труда выпускающих редакторов: вычитка, корректура, редактирование, вёрстка, подбор иллюстрации и публикация очередного произведения состоится после того, как на это будет собрано 500 рублей.

Сейчас собираем на публикацию:

13.02: Евгений Даниленко. Секретарша (роман)

 

Вы можете пожертвовать любую сумму множеством способов или Яндекс.Деньгами:


В данный момент ни на одно произведение не собрано средств.

Вы можете мгновенно изменить ситуацию кнопкой «Поддержать проект»




Купите свежий номер журнала
«Новая Литература»:

Номер журнала «Новая Литература» за ноябрь 2016 года

Номер журнала «Новая Литература» за октябрь 2016 года  Номер журнала «Новая Литература» за август-сентябрь 2016 года

Номер журнала «Новая Литература» за июнь-июль 2016 года  Номер журнала «Новая Литература» за май 2016 года

Номер журнала «Новая Литература» за апрель 2016 года  Номер журнала «Новая Литература» за март 2016 года

Номер журнала «Новая Литература» за февраль 2016 года  Номер журнала «Новая Литература» за январь 2016 года



 

 



При перепечатке ссылайтесь на newlit.ru. Copyright © 2001—2017 журнал «Новая Литература».
Авторам и заказчикам для написания, редактирования и рецензирования текстов: e-mail newlit@newlit.ru.
Меценатам, спонсорам, рекламодателям: ICQ: 64244880, тел.: +7 960 732 0000.
Купить все номера 2015 г. по акции:
Литературно-художественный журнал "Новая Литература" - www.newlit.ru
Реклама | Отзывы | Подписка
Рейтинг@Mail.ru
Поддержите «Новую Литературу»!