HTM
Мы живём над безднами
Остроумный детектив Евгения Даниленко
«Секретарша»

Игорь Солнцев

Модное мини или Пространство миниатюры

Обсудить

Критический обзор

Опубликовано редактором: Игорь Якушко, 25.01.2009
Иллюстрация.  Автор: УИ. Название: "Осенний шарик".  Источник: http://www.photosight.ru/photos/2964681/

 

 

 

На страницах «Новой литературы» более ста образцов произведений в жанре миниатюры. Есть просто изумительные и тончайшие вещи, филигранно написанные нашими авторами. Есть вещи, относящиеся авторами к миниатюре только лишь по своим размерам (хотя, не всё то, что мало, нужно называть миниатюрой). Наверняка, кто-то захочет со мной поспорить. Потому что признаки данного жанра, именно как литературного, в словарях обозначены не столь тщательно и конкретно, как они прописаны для жанра миниатюры в изобразительном искусстве. В данном случае приходится более опираться на свою интуицию и вкус, нежели на энциклопедии да словари. Я всегда придерживался той точки зрения, что, чем меньше произведение (будь то картина, стих или короткометражный фильм), тем труднее приходится автору. Нужно ведь в максимально сжатой форме донести до других то главное, что ты хотел сказать, «влюбить» в своё короткоштанное детище читателей, зрителей, слушателей и критиков. Задача под силу лишь по-истинному талантливым творцам. Не зря ведь сказано: «Краткость – сестра таланта». Та самая обманчивая и заманчивая краткость, на удочку которой и попадаются многие. Здесь рецепт «раз, два и готово» совершенно неуместен. Нужно продумывать каждое слово, выверять каждую букву, проверять каждую мысль: «Подходит ли? Не выглядит ли здесь неуместным инородным телом?» Иначе нельзя. Не поверят, даже прочитав (за счёт формата миниатюры пользуются неплохой популярностью у читателей), не оценят или пройдут мимо, совсем не заметив.

Я, естественно, прочитал не всё из имеющегося в нашем журнале, что отнесено авторами и редакторами к миниатюре. Где-то треть. Выбирал либо по приглянувшемуся интересному названию, либо, если у автора представлено несколько миниатюр, просто наугад две-три из них.

 

Фёдор Раухвергер. «100». Пересказ автором нескольких проведённых им ночных часов, в результате чего и родился этот незатейливый текст. Я это называю «акынством» (смотреть в словаре слово «акын»). Название рассказа не соответствует теме. 100 – всего лишь набранный номер телефона.

 

Анастасия Бабичева. «Escape». Скорее рассказ, чем миниатюра. Потому что сказано многое – прожита вместе с главным героем целая любовь: прекрасная, загадочная, светлая и настоящая. И даже расставание пережито сильно и ярко, хотя и сказано о нём в нескольких словах. А зачем больше? И так всё ясно и понятно: после такой вселенской любви грядёт космическое расставание. Как бы ни старался главный герой утешать себя мыслями о новой встрече…

 

Анастасия Бабичева. «Весенняя литораль». После прочтения осталось странное послевкусие. Двойственное. Незавершённость сюжета ли стала тому причиной? Или некоторые неоправданные длинноты в тексте? А может, что-то другое, что автор хотел сказать, но по какой-то причине не смог или не захотел, а я, соответственно, это почувствовал?..

 

Максим Усачёв. «Грехи» (сборник миниатюр). Очень неплохой цикл. Колоритные жильцы квартиры №1 (бабка Марта и внук Сенька), обычная семья из второй квартиры (мать, отец и Иринка – их дочь), одинокий старик из огромной пятикомнатной квартиры №3, с канцелярской точностью сосчитавший всех соблазнённых им женщин, и ещё несколько жильцов, живущих, по воле автора, по соседству с ними – все, по-своему, интересны. Хотелось бы, чтобы дом разросся хотя бы до уровня одного подъезда, надеюсь, автор предоставит нам это удовольствие.

 

Сергей Береговой. «Два года». Это уже что-то, очень приближенное к миниатюре, в том виде, как я это понимаю. По крайней мере, в плане стиля и формы. По смыслу (по сюжету), конечно, не дотягивает немного.

 

Сергей Береговой. «Нежность». Очень красивая и по-настоящему нежная вещь. Чуть-чуть мешает неумение автора бороться с нахлынувшими чувствами, это видно в тексте местами, но к концу миниатюры это уходит. В общем, стоит прочитать.

 

Олег Лихоманов. «Звонок». Жанровая сценка, которая имеет право на существование, как миниатюра. Но она уже столько раз обыграна в анекдотах, что борода начинает быть явно ей не к лицу.

 

Олег Лихоманов. «Маски». Необычная фантасмогория-сон. Непонятно, откуда взялось название? Очень сильно мешают прочтению некоторые «неряшливости» автора: «сидит некто… и копошитЬся», «подымаюсь», «с своим», «чёрный ветер трепет лохмотья петлиц истлевающих диковинные мундиров с отличиями разных времён и языков» и т.д. Надо отметить очень яркие и порой даже футуристические образы.

 

Эва Ытываль. «Любимая». Замечательная во всех смыслах и со всех точек зрения миниатюра. Читал и наслаждался. И концовка – просто блеск.

 

Эва Ытываль. «Сказка про белого бычка». Довольно странная история. Хотя и не лишённая некоторого литературного шарма.

 

Лачин. «Мудрость небес». Интересная притча, хорошо и добротно написанная. Рекомендую.

 

Лачин. «Павел Дон-Кихот». Прекрасная авторская интерпретация истории и литературы. Запоминающиеся, точные образы. Хороший слог. Стоит прочитать.

 

Маргарита Шмель. «СветлячокЪ». Простая, без всяких изысков история, но добрая и светлая. Немного непонятно, к чему здесь «Ъ»? Хотя я, признаться, на это сначала и купился, когда выбирал из множества миниатюр те, о которых буду писать.

 

Изольда. «Сын». Несколько материнских мыслей вслух, в которых дрожит неприкрытое беспокойство и неподдельный страх перед будущим своего сына. Мне показалось, что чересчур всё упрощено, можно было бы развить тему.

 

Ольга Жакова. «Холодное лето». Зарисовка на тему Петербурга, а если точнее, то про Исаакиевский собор. Не совсем правильное, на мой взгляд, название. Образность на высоте, чувствуется любовь автора к тому, о чём она пишет.

 

Александр Чумурин. «Ветер перемен». Главная мысль интересная, хоть и довольно банальная. Написано слабо, несовершенно. Мне кажется, если автор берётся за такую сильную, но не новую тему, то он должен что-то сказать своё, а здесь всё предсказуемо.

 

Пётр Домнев. «Город». Присутствует излишняя, на мой взгляд, демонизация мегаполиса. Многое из сказанного верно, но не стоит забывать, что вершителем своих судеб являются люди и Бог, а не чудовище из данного произведения. Стилистика выбрана верно, тема занятная, позиция автора ясна.

 

Ambidexter. «Десять дней, которых не было». Зарисовки из больничной жизни по мере прочтения перерастают во что-то большее. Автору удалось зажечь искру интереса и хочется дочитать до конца. Это уже немало. С удовольствием познакомился с новыми словами и фразами на иврите (я, вообще, неравнодушен ко всяким новым лингвистическим конструкциям). Особенно, когда они употреблены к месту.

 

Green Tea. «Джаз». Я, честно признаюсь, ожидал большего от миниатюры с таким названием. Больше импровизации, больше авторского «я». Не случилось, к сожалению. Всё это я уже читал не единожды. Последний раз – у Харуки Мураками.

 

Егор Коротков. «Космос в песчинке». Довольно спорное и абстрактно-обобщённое название выбрал автор. И параллели «паук-история Земли» и «песчинка-космос» не выглядят такими уж явными, чтобы являться взаимозаменяемыми. А в целом, миниатюра понравилась.

 

Яна Кандова. «Песня о свободных птицах». Спору нет, все птицы, что летают в небе, а не сидят в клетке – свободны. Хоть поют они, хоть каркают. Но хотелось чего-то другого. А то и не «глупый пингвин» Горького, и не «Джонатан Ливингстон» Баха получился. Зато что-то своё. Стиль сохранён на протяжении всего произведения, хоть и есть в отдельных местах натянутости.

 

Янина Андерсон. «Потерянные…» Не впечатлило. Я полностью согласен с тезисом автора, что любовь должна спасти мир. Но этого в очередной раз не произошло. Увы. Не выразительно. Блекло. И не убедительно. Опять же, увы.

 

Сергей Арешин. «Птица и тень». А почему, собственно, это отнесено к миниатюре? Потому что автор записал свой, местами далеко неидеальный в плане рифм и ритма, стих в строчку, а не в столбик? Или потому что здесь есть некоторая склонность автора к философским выводам? Непонятно. Искренне непонятно…

 

Анна Королёва. «Ролики». Коротко, ясно и не без вкуса. Я прочитал не все миниатюры этого автора, но то, что прочитал, мне понравилось.

 

Аля Белоусова. «Тишина и мы». Не понимаю, что автор и редакторы увидели удивительного в этом простом описании. Я лучше помолчу. Чтобы не нарушать тишину. Это единственная моя реакция. Может, я чего-то не понял?

 

Евгений Антонов. «Хрустальное равновесие». Я всегда считал, что хрусталь звенит приятно и звонко, даже когда разбивается. Автор считает по-другому. Также непонятно, как, по мнению автора, согласуются понятия «хрустальное равновесие» и «сбалансированное положение вещей», «световая дисперсия», «статичное состояние». В общем, налицо явное несовпадение во взглядах. К сожалению, иногда так случается.

 

Татьяна Чабан. «Человек дождя». Клип. Вот такое модное словечко пришло на ум, когда читал эту миниатюру. Неплохо написано. Но не впечатляюще. Немного раздражали постоянные «Он» с большой буквы. И последняя фраза выглядит, на мой взгляд, надуманно.

 

Татьяна Ахтман. «Этюды из волшебного фонаря». Тихие сюжеты. Так сам автор обозначила свои зарисовки. Я с ней согласен. Приятно побыть в этой тишине. И ещё я согласен с тем, что «тексты доверчиво обнажатся, и мысль, сбросив причудливые слова, вернётся в начало...» По крайней мере, я был бы очень этому рад. Да и остальные читатели, я думаю, тоже.

 

Олег Кипкало. «Этюды». В одном из произведений данного автора есть мысль, которая была озвучена мною в самом начале этого обзора. Хоть и высказана автором немного по другому поводу. «Кто он, злобный гений, придумавший мини? Эту убийственную, не оставляющую надежды, обнаженность. Уходящую в непреодолимое. Уводящую в неотвратимое. Она нанесла последний удар. Я уже не могу защищаться. Не хочу». Многие пошли на поводу у этой кажущейся простоты и лёгкости. И многие за это поплатились. Невнятными миниатюрами. Читательским равнодушием. А жаль…

 

Что хочется сказать напоследок. Несмотря на свой малый формат, миниатюра – это целое пространство, некая плоскость, попав на которую, очень трудно удержаться на ногах. И не потерять равновесие. Я вам, уважаемые авторы, всё же от души желаю освоить это пространство.

 

 

 

Пользовательский поиск

Клуб 'Новая Литература' на facebook.com  Клуб 'Новая Литература' на g+  Клуб 'Новая Литература' на linkedin.com  Клуб 'Новая Литература' на livejournal.com  Клуб 'Новая Литература' на my.mail.ru  Клуб 'Новая Литература' на odnoklassniki.ru  Клуб 'Новая Литература' на twitter.com  Клуб 'Новая Литература' на vk.com  Клуб 'Новая Литература' на vkrugudruzei.ru

Мы издаём большой литературный журнал
из уникальных отредактированных текстов
Люди покупают его и говорят нам спасибо
Авторы борются за право издаваться у нас
С нами они совершенствуют мастерство
получают гонорары и выпускают книги
Бизнес доверяет нам свою рекламу
Мы благодарим всех, кто помогает нам
делать Большую Русскую Литературу

Рассылка '"НОВАЯ ЛИТЕРАТУРА" - литературно-художественный журнал'



Собираем деньги на оплату труда выпускающих редакторов: вычитка, корректура, редактирование, вёрстка, подбор иллюстрации и публикация очередного произведения состоится после того, как на это будет собрано 500 рублей.

Сейчас собираем на публикацию:

17.03: Сколько стоит человек. Иудство в исторической науке, или Почему российские учёные так влюблены в Августа Шлёцера (статья)

 

Вы можете пожертвовать любую сумму множеством способов или Яндекс.Деньгами:


В данный момент ни на одно произведение не собрано средств.

Вы можете мгновенно изменить ситуацию кнопкой «Поддержать проект»




Купите свежий номер журнала
«Новая Литература»:

Номер журнала «Новая Литература» за январь 2017 года

Номер журнала «Новая Литература» за декабрь 2016 года  Номер журнала «Новая Литература» за ноябрь 2016 года

Номер журнала «Новая Литература» за октябрь 2016 года  Номер журнала «Новая Литература» за август-сентябрь 2016 года

Номер журнала «Новая Литература» за июнь-июль 2016 года  Номер журнала «Новая Литература» за май 2016 года

Номер журнала «Новая Литература» за апрель 2016 года  Номер журнала «Новая Литература» за март 2016 года

Номер журнала «Новая Литература» за февраль 2016 года  Номер журнала «Новая Литература» за январь 2016 года



 

 



При перепечатке ссылайтесь на newlit.ru. Copyright © 2001—2017 журнал «Новая Литература».
Авторам и заказчикам для написания, редактирования и рецензирования текстов: e-mail newlit@newlit.ru.
Меценатам, спонсорам, рекламодателям: ICQ: 64244880, тел.: +7 960 732 0000.
Купить все номера 2015 г. по акции:
Литературно-художественный журнал "Новая Литература" - www.newlit.ru
Реклама | Отзывы | Подписка
Рейтинг@Mail.ru
Поддержите «Новую Литературу»!