HTM
Номер журнала «Новая Литература» за август 2019 г.

Алекс Ведов

О глупости и глупцах

Обсудить

Эссе

(на чтение потребуется 47 минут)
Опубликовано редактором: Вероника Вебер, 15.05.2013
Оглавление

5. Часть 5
6. Часть 6
7. Часть 7

Часть 6


 

 

 

Следующие аспекты действительности, не различаемые глупцами, может быть, и не являются столь жизненно важными, как перечисленные выше. Но всё же разумному человеку их различать необходимо, чтобы иметь адекватное представление о жизни.

 

Возможное и действительное. Глупец часто бывает беспричинно уверен в том, о чём можно говорить только предположительно (особенно ему лично). И так же часто с упорством отрицает очевидные вещи или то, что многократно проверено и подтверждено опытом других людей. Сомнение – вообще неизбежный атрибут развитого мышления, и потому глупцам оно, как правило, неведомо. Когда они видят его проявления у других, более разумных людей, оно, вероятно, кажется им какой-то слабостью характера. Догматизм не является синонимом глупости, но то, что два этих растения растут из одного корня – несомненно.

Надо сказать, в картине мира глупца такие аспекты действительности, как возможность и вероятность, с трудом находят себе место. Глупцу трудно допустить наличие больших или меньших возможностей между тем, что реально существует (происходит), и тем, чего существовать (происходить) не может. Мышление глупца может быть уверенным, только если уцепилось за то или другое, а пространство свободы возможностей между ними его отпугивает, либо этого пространства оно в упор не видит. Поэтому глупцы также плохо различают (уж не стал выделять) вполне вероятное и маловероятное. Оценить вероятность какого-то события – для глупца всегда большая трудность.

 

Возможное и невозможное. Здесь непонимание отличий является следствием невежества, мизерного кругозора, общего низкого уровня культуры в сочетании с низким порогом критичности в восприятии действительности. Для глупца (особенно малообразованного) мир представляется не чем-то единым, а фрагментированным хаотичным набором никак не связанных событий, вещей, явлений – этакой пёстрой мешаниной, в которой может иметь место всё что ему вздумается, любые чудеса. Отсюда его легковерие ко всякого рода небылицам и склонность к ложным умозаключениям, порой фантастичным до дикости. Глупец никак не может взять в толк, что реальность не только многообразна и изменчива (это-то и для него бывает очевидно), но в то же время и неким образом упорядочена, целостна, прошита бесчисленными внутренними связями в пространстве и времени. Отсюда никакое событие не происходит и никакая вещь не существует отдельно от всех других.

В мозгах глупого никак не помещается представление о том, что мир, в котором он живёт, каким бы он ни был разнообразным, всё же сущностно является одним целым. В нём существуют определённые ограничения и закономерности, не позволяющие происходить всему что угодно, как угодно и без всякой причины – как это, вероятно, глупцу представляется и как бы ему, вероятно, хотелось. Но объяснить это порой бывает очень сложно даже и не глупцу – ведь тяга к необычному у людей заложена очень глубоко – возможно, на подсознательном уровне.

Бывает и наоборот (правда, реже): глупец уверен, что неких вещей не может быть или происходить потому, что он в этом уверен. «Этого не может быть, потому что не может быть никогда». Тогда как максимум, что в данном случае возможно сказать: не знаю. Это тот случай, когда глупец проецирует на весь мир собственную узость и ограниченность. Обычно люди такого типа мышления совершенно невосприимчивы ко всему новому и вообще ко всему, что сколько-нибудь выходит за пределы их разумения.

 

Обратимое и необратимое. Общий поток жизни имеет некую направленность, и об этом свидетельствует сам ход времени. Нас окружают процессы и события, которые невозможно вернуть к началу. Как поётся в одной из песен группы «Наутилус Помпилиус»: «Если ты выдернешь волосы, ты их не вставишь назад...»

Такие явления, как рождение и смерть – необратимы. Большая часть необратимых явлений – это явления плохие, катастрофичные, связанные с разрушением некоторой целостности, восстановить которую в первоначальном виде уже нельзя. Такой целостностью может выступать и хрустальная ваза, и здоровье, и человеческие отношения. Глупец не склонен считаться с тем, что многие явления необратимы, и часто ведёт себя в жизни так, будто время и вообще ход вещей подчиняются ему. От него наиболее часто можно ожидать необдуманных и неосторожных поступков, последствия которых нельзя исправить. И более того, он склонен толкать к совершению таких поступков и других, кто имеет несчастье с ним тесно общаться.

 

Обязательное и желательное. Очень многое в жизни считается обязательным, хотя по большому счёту обязательным является только её конец (этому я ещё уделю внимание). Но жизнь в обществе организована так, что многие вещи принимаются за безусловно обязательные; и в общем это понятно и оправдано. Наличие вещей, воспринимаемых как обязательные, довольно жёстко обусловлено, во-первых, биологически, а во-вторых, социально. И потому всё, что люди делают, они делят на обязательное и необязательное. И, в общем, обычного здравого смысла оказывается вполне достаточно, чтобы провести границу между этими понятиями. Но только не у глупцов. Эта общепринятая у нормальных людей граница в картине мира глупца может проходить как угодно. Они часто путают одно с другим в совершенно разных ситуациях, чем очень осложняют жизнь себе и другим. Глупец понимает обязательное и необязательное, а также желательное и нежелательное совершенно волюнтаристски. Вот захотелось ему чего-то – пускай всё кругом рушится, но это должно у него быть. Любой ценой, невзирая на последствия. Последствия сказываться не замедляют, и цену приходится платить непомерную.

Если речь идёт о повседневных делах, не представляющих особой срочности и важности, то глупцу представляется крайне нужным, первоочередным и своевременным всё, что ему вздумалось делать именно сейчас. И наоборот: то, что действительно нужно, без чего не обойтись, что нужно делать немедленно, он откладывает на потом или вообще этим пренебрегает – и тем самым готовит будущие неудачи и неприятности. Кто-то очень верно сказал: умный делает сегодня то, что дурак будет делать через три дня.

 

Уместное и неуместное. Эта категория тесно связана с предыдущей, но больше относится к адекватности ситуативного поведения. У глупцов всегда сложности с правильной оценкой ситуации и соответствующим отношением к ней. Конечно, в совершенно незнакомой, новой, необычной ситуации неадекватно повести себя может любой. Но разумные люди интуитивно осознают, что абсолютно новых условий не бывает, что жизненные эпизоды всегда в каких-то элементах повторяются. И всегда соотносят ситуацию со своим опытом; как-то экстраполируют свои знания на новые условия, что позволяет им реагировать более-менее адекватно. У глупцов этого не происходит. Даже если такой опыт у них накапливается – он не работает, он у них является по большей части балластом. Всякая коллизия, выходящая за пределы привычных схем поведения, ставит их в тупик или (что чаще) вызывает совершенно не соответствующую реакцию.

Что касается ситуаций известных и обычных, то отличие поведения дураков состоит в том, что они не считаются с особенностями таких ситуаций (объективными или субъективными). Они не хотят знать и соблюдать никаких правил, в том числе и самых общих правил человеческих отношений, которые знает и соблюдает всякий разумный человек.

«Надо быть проще» – весьма часто высказываемое кредо не шибко разумных. Это, думается мне, та самая простота, которую некий безвестный мудрец из народа оценил хуже воровства. Такое качество, как такт, глупцам, как правило, вовсе неведомо. Неведом им и стыд за своё поведение, ведь оно представляется им ничуть не худшим, чем любое другое.

 

Простое и сложное. Слушая глупца, можно подумать, что весь мир ему представляется весьма нехитро устроенным. Всё, что вокруг происходит, он считает само собой разумеющимся и не требующим какого-то там ещё осмысления. Для объяснения и обоснования чего угодно у него всегда наготове самые примитивные умозаключения, вроде «это связано с космосом», «значит, чего-то в организме не хватает», излюбленное многими «кругом все воры» (распространённый вариант: «там наверху все воры») или «здесь крутятся большие деньги». Он считает такую работу мысли вполне достаточной, а подобного рода заключения – бесспорной квинтэссенцией житейского опыта. Если человек прибегает к такого рода суждениям, то это уже много говорит о степени развития его ума.

Часто приходится наблюдать забавную картину: некто, понимающий предмет обсуждения несравненно лучше, пытается (почти всегда безуспешно) донести до такого, что вообще-то дела обстоят несколько сложнее. Дескать, «Там уже всё схвачено» и т. п. – это не объяснение, а только, может быть, вступление к нему, и даже тут надо уточнить, насколько это соответствует действительности и какое отношение имеет к обсуждаемой теме. Но наш умник не слышит и понимает это на свой лад – если собеседник что-то там возражает, значит, он не понимает столь простых вещей, а значит, наивен и глуп.

 

В мире имеют место действительно простые, лежащие на поверхности вещи, связи, отношения, свойства, закономерности. Но есть также связи и отношения менее явные и совсем не линейные, куда более сложные и запутанные; есть тонкие нюансы и далеко не очевидные моменты, требующие глубокого анализа, напряжённой работы мысли и высокой культуры мышления. Есть скрытые и весьма трудные для понимания вещи; есть материи, вообще едва поддающиеся осмыслению или не поддающиеся совсем – а вот этого-то всего глупец не осознаёт. Он не видит и не желает видеть реальной сложности, многомерности, неоднозначности, пестроты, подвижности реального мира. Он меряет всё и вся на свете исключительно по собственной мерке.

В том числе и других людей. Он и представить себе не может, что кто-то, внешне похожий на него, может воспринимать окружающую реальность совершенно иначе. Если он сталкивается с проявлениями ума, оперирующего чем-то сложным, превышающим его разумение, то относится к этому с неприязненной подозрительностью или глумливо-насмешливо – в зависимости от степени своей самоуверенности. Поступкам окружающих он приписывает только те мотивы, которые доступны его разумению (главным образом, собственные), и потому часто судит о них совершенно неправильно до извращённости.

Или есть другая крайность, реже встречающаяся: глупец видит всё на свете тёмным, сложным и запутанным – даже там, где всё вполне ясно. Как бы то ни было, глядя на мир, каждый видит отражение того, чем является его собственный внутренний мир, и глупцы тут не исключение.

 

 

 


Оглавление

5. Часть 5
6. Часть 6
7. Часть 7

Канал 'Новая Литература' на telegram.org  Клуб 'Новая Литература' на facebook.com  Клуб 'Новая Литература' на linkedin.com  Клуб 'Новая Литература' на livejournal.com  Клуб 'Новая Литература' на my.mail.ru  Клуб 'Новая Литература' на odnoklassniki.ru  Клуб 'Новая Литература' на twitter.com  Клуб 'Новая Литература' на vk.com  Клуб 'Новая Литература' на vkrugudruzei.ru

Мы издаём большой литературный журнал
из уникальных отредактированных текстов
Люди покупают его и говорят нам спасибо
Авторы борются за право издаваться у нас
С нами они совершенствуют мастерство
получают гонорары и выпускают книги
Бизнес доверяет нам свою рекламу
Мы благодарим всех, кто помогает нам
делать Большую Русскую Литературу



Собираем деньги на оплату труда выпускающих редакторов: вычитка, корректура, редактирование, вёрстка, подбор иллюстрации и публикация очередного произведения состоится после того, как на это будет собрано 500 рублей.

Сейчас собираем на публикацию:

05.07: Михаил Ковсан. Кара-н-тин 2 (повесть)

 

Вы можете пожертвовать любую сумму множеством способов или сразу отправить журналу 500 руб.:

- с вашего яндекс-кошелька:


- с вашей банковской карты:


- с телефона Билайн, МТС, Tele2:




Купите свежий номер журнала
«Новая Литература» (без рекламы):

Номер журнала «Новая Литература» за август 2019 года

Все номера с 2015 года (без рекламы):
Литературно-художественный журнал "Новая Литература" - www.newlit.ru


 

 

При перепечатке ссылайтесь на newlit.ru. Copyright © 2001—2020 журнал «Новая Литература».
Авторам и заказчикам для написания, редактирования и рецензирования текстов: e-mail newlit@newlit.ru.
Меценатам, спонсорам, рекламодателям: ICQ: 64244880, тел.: +7 960 732 0000.
Реклама | Отзывы
Рейтинг@Mail.ru
Поддержите «Новую Литературу»!