Форум журнала "Новая Литература"

29 Март 2024, 02:32:23
Номер журнала «Новая Литература» за февраль 2024 г.

Добро пожаловать, Гость. Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь.

Войти
Поднажми!
Страниц: [1] 2 3   Вниз
  Печать  
Автор Тема: Обсуждение: Эссе «Творчество как диалог»  (Прочитано 6135 раз)
0 Пользователей и 1 Гость смотрят эту тему.
Ярослав Таран
Модератор
Ветеран
*****

Рейтинг: 1
Offline Offline

Сообщений: 837


ГРАФОМАН


Просмотр профиля Email
« : 26 Июнь 2012, 13:51:17 »

Таран Ярослав. Эссе «Творчество как диалог».

Главная опасность нашего времени в том, что всесмешение структур сделало неотличимым фальшивку от подлинника: всё перепутано, погружено в муть, всё находится в каком-то тумане. Только религиозное осмысление творчества поможет выйти из этой комнаты кривых зеркал: никакие внешние критерии и структурные анализы ничего, по сути, не дают: необходимо искать выход в свободе своего духа, в возгорании избирающего творческого эроса, влюблённости в Подлинное. Только такая влюблённость в Подлинное даёт возможность различать фальшь в тех или иных феноменах.

Тургеневская девушка в первую очередь эротичней «девушки в стрингах». При внешней неотличимости форм. В первой есть Тайна и глубина, во второй – всё выброшено вовне, в плотскую плоскость.

Целомудрие – это концентрация сил. Целомудрие нужно для подвига – творческого, любовного или на узком пути святости, а не само по себе. «Старая дева» в миру – как талант, закопанный в землю. Грех есть преступление против Божьего Замысла о тебе.

Очень важно различать не только добро и зло, не только фальшь и подлинник, но и разные реальности добра. Любовь-жалость (агапе) и любовь-эрос, как жизнь и искусство, разные реальности, и обе уходят корнями в подлинное, духовное бытие. Но как уродливы их смешения в эмпирике! Жалость, всепрощение, этика, ставшая избирательным эросом, приводит к морализаторству, законническому фарисейству, инквизиции. Эрос, по доброте душевной не отказывающий никому, иссякает и разлагается. Законы жизни, перенесённые на искусство, убивают искусство, сводя его к служебной, а потом и проституирующей функции. Искусство, пытающееся подмять под себя жизнь, становится жестоко, развратно, порождает эстетствующий формализм и бездуховный интеллектуализм, растлевает душу. Крайности сходятся.

Записан

Если не видишь в упор – виноват упор.
                                                                     © Слава Сумалётов
Игорь Филатов
Новичок
*

Рейтинг: 1
Offline Offline

Сообщений: 15


Просмотр профиля Email
« Ответ #1 : 02 Июль 2012, 01:17:07 »

                   Согласен со всем прочитанным.  Диагноз точный и безжалостный.
К сожалению, он ничем не может помочь, да и вообще, по большому счету не нужен. Всё будет идти своим путем и развиваться в соответствии с миллионами причинно-следственных связей. Повлиять на этот процесс невозможно ни анализом, ни нравоучениями. У того, кто что-то понял, чего-то хочет и кое-что может, есть только один способ оздоровить ситуацию  -  "мести у своего двора", как сказал Толстой.   
                  Не думаю, что с помощью Интернета можно "замутить"  Ренессанс.  Но он дает возможность тем, кто знает, что красота не "спасет", а от века спасает мир, рассказать об этом другим. Просвещение - вот самая насущная задача нынешнего времени. И делать это должны конкретные люди. не перекладывая эту миссию на государство, организации, конфессии...  Узнал, понял  - поделись, не будь жадиной. Кто-нибудь да скажет спасибо.
                  Спешу поделиться сам - посмотрите мультфильмы  "Остров" Хитрука и "Адажио" Бардина. Очень поучительное  зрелище. А кроме того - высший пилотаж в сочетании сверхзадачи и занимательности.
                 
Записан
Игорь Белисов
авторы
Постоялец
******

Рейтинг: 2
Offline Offline

Сообщений: 188


Просмотр профиля Email
« Ответ #2 : 07 Июль 2012, 12:39:05 »

"Преображение хаоса в космос – это и есть культура."
Лучшего определяния культуры я не встречал. Точность, ёмкость, лаконизм. Браво! Это же относится и ко всему тексту эссе.
Записан
Ярослав Таран
Модератор
Ветеран
*****

Рейтинг: 1
Offline Offline

Сообщений: 837


ГРАФОМАН


Просмотр профиля Email
« Ответ #3 : 02 Октябрь 2012, 22:36:17 »

Игорь Филатов , Игорь Белисов , спасибо за отклики!
Это эссе - продолжение работы, написанной в 2000-м году, "Свобода слова". Если вам интересно, вот ссылка на первую часть.
А на форуме "Новой литературы" теперь будет вестись ветка с новостями портала "Воздушный Замок" - это и есть
У того, кто что-то понял, чего-то хочет и кое-что может, есть только один способ оздоровить ситуацию  -  "мести у своего двора", как сказал Толстой. 
- делаем, что можем. И будь, что будет.  Интернет-ресурс - как произведение искусства, синтез коллективного и индивидуального творчества, почему нет?
Записан

Если не видишь в упор – виноват упор.
                                                                     © Слава Сумалётов
Дина Измайлова
авторы
Ветеран
******

Рейтинг: 9
Online Online

Сообщений: 974



Просмотр профиля Email
« Ответ #4 : 17 Март 2024, 02:51:16 »

В основном мне близки практически все идеи, высказанные в статье - и о произведении, как диалоге с автором, реальным или потенциальным, и об интеллектуализации искусства, подменяющей подлинную духовность, и о приземленной сексуальности, уничтожающей высший эротизм, и об особой реальности сказки и искусства. Кстати, по созвучию невольно вспомнился Честертон, которого я люблю нежно и читаю всегда, когда душа моя начинает тяготиться и болеть. А вот это прям даже скопировала себе, ибо хорошо "Реалисты» – это самые загипнотизированные и самые оторванные от реальности люди. И причина гипноза – страх ошибки, боязнь выйти в открытое море веры". Но я сомневаюсь в возможности создать групповой проект соборного искусства. Для меня вообще реально значимы только два числа - это "один", и иногда "два", то стремящееся к слиянию в один, то яростно сопротивляющееся этому стремлению. Всё, что больше это всё-же толпа, организовать которую в единое можно, но это будет скорее единое бессознательное, нежели сознательное.

В "Свободе слова" вы спрашиваете "Можем ли мы позволить ныне баловство непонимания друг друга, роскошь литературного одиночества?" Но по сути, это единственная роскошь, которую мы все себе позволяем. Проработать свой эгоцентризм можно, но любая духовная работа, мне кажется, происходит в одиночестве и отрешении от других людей. В сети 1000 шансов потеряться, но есть ли хоть один шанс спастись ?

Форум как книга) любопытная мысль, скорее как некий жанр народного сетевого эпоса. Чисто теоретически и из НЛ можно выжать интересненькое и оформить в роман, это может получиться пресмешная книжка. Но необходим автор, сумеющий отбросить ненужное, и скомпоновать суть - это титанический труд).
« Последнее редактирование: 17 Март 2024, 03:34:42 от Дина Измайлова » Записан
Ярослав Таран
Модератор
Ветеран
*****

Рейтинг: 1
Offline Offline

Сообщений: 837


ГРАФОМАН


Просмотр профиля Email
« Ответ #5 : 17 Март 2024, 08:45:20 »

Дина, спасибо на добром слове, а главное - за сам факт прочтения (тут, как правило, судят, не читая). Это ещё во многом теоретическое эссе, больше - благие пожелания, чем реальный опыт. Оно потом вошло одной главкой в мою книгу "Интерактивное искусство как новая реальность", а вот она уже - "опыт, сын ошибок трудных". Сейчас я дозрел (уже года три как) до написания третьей статьи о тенденциях в современной литературе (отчасти это один из мотивов, объясняющий и мое турне на форум НЛ). Вообще жанр эссеистики я стал осваивать относительно не так давно, уже на форуме (не этом).

Это эссе писалось в самом начале нашего творческого эксперимента - нашего Замка. Это, повторюсь, своего рода манифест - декларация о намерениях. И как показала практика, он не лишён был оснований. Многое удалось осуществить. Для преображения коллективного в соборное (в каком-то конкретном замысле и общем творческом поле) необходимо существование такой сущности, которая не является частью одного из участников действа, но может вступать с каждым в свой индивидуальный диалог, неповторимый и только ему понятный, при этом оставаясь целостным замыслом. Я такую сущность назвал "Солярисом" (без неё коллективное является только механической суммой индивидуальностей, быстро рассыпающейся). Небольшое эссе на эту тему тиснул и здесь (в небольшой период обмена публикациями между ВЗ и НЛ). Это уже основано на реальном опыте, а не на теоретических размышлениях. Тоже вошло частью в упомянутую книжку.

По мотивам диалогов нашего форума мы сверстали несколько книжек. Но материала за эти годы накопилось огромное количество: от философских дискуссий до перекличек стихами, от публицистики до юмористических импровизаций, от литературоведения до исторических размышлений... Иногда мечтаю посвятить завершающую часть жизни работе с этим материалом. Там есть удивительные по глубине и тонкости диалоги, есть настоящие шедевры. Пока мы лучшие темы вносим в категорию "Избранные диалоги" в нашей Сборной (но требуется с ними редакторская работа, удаление лишнего, композиционная компоновка). Есть и отдельное направление: устные беседы (несколько сотен часов таких бесед находятся в нашей фонотеке). Много есть и других жанров, о которых я в этом эссе ещё не догадывался и которые появились уже в ходе живого опыта такого коллективного творчества. Например, "Тезаурос" Фёдора Козырева (сейчас этот проект начинает быть востребованным в некоторых преподавательских сообществах).

Есть и реальные плоды взаимодействия с другими коллективными проектами. (С НЛ не получилось из-за духовной нашей несовместимости - мы двигаемся в противоположных направлениях, и сотрудничество стало только тормозом.) Например, такой проект "Киноуроки в школах России". Не исключено, что будет сделан фильм (предварительная договорённость есть) вот по этой теме (прочтите её, она небольшая, м.б. будет близко):
https://rmvoz.ru/forums/index.php?topic=5492.0

Вы облегчили мне задачу с обещанным ответом на ваше "Обращение". Частично сказал то, что хотел, уже здесь. И за это тоже спасибо.
Записан

Если не видишь в упор – виноват упор.
                                                                     © Слава Сумалётов
Юрий из деревни
Постоялец
***

Рейтинг: 0
Offline Offline

Сообщений: 198


Юрий Меркеев


Просмотр профиля Email
« Ответ #6 : 17 Март 2024, 09:02:36 »

Процитирую "Я такую сущность назвал "Солярисом" (без неё коллективное является только механической суммой индивидуальностей, быстро рассыпающейся)..." Если я правильно уловил мысль, то Ярослав имел в виду "Любовь", которая как раз и соединяет то, что без нее становится мертвым. "Иль вот: живой предмет желая изучить,
Чтоб ясное о нем познанье получить,
Ученый прежде душу изгоняет
Затем предмет на части расчленяет
И видит их, да жаль: духовная их связь
Тем временем исчезла, унеслась!" (Гете)
В начале 2000-х я работал журналистом в православном Братстве А. Невского. У нас ожидались перемены с приходом нового митрополита (бывш. эконома Лавры), а в этот момент у нас гостил профессор МДА Осипов А.И. И я спросил у него, как он видит будущее Братств. (Это можно саассоциировать с вашим ВЗ?). Алексей Ильич ответил словами ФМД из Дневника писателя, точно не припомню, но суть передам - "Были бы Братства да Братьев не стало, были бы Братья да нет Любви". Он ответил в точку в самую суть. Любое устроение соборное ли коллективное ли только тогда будет живым, если в сердцевине предприятия будет любовь. Как дух, как ...понятнее - хотя бы доброжелательное отношения друг ко другу. И где вы этот дефицит найдете сегодня, Ярослав? Тем более, называете самую правильную сущность Солярисом?
Или я не так все понял?
Записан
Ярослав Таран
Модератор
Ветеран
*****

Рейтинг: 1
Offline Offline

Сообщений: 837


ГРАФОМАН


Просмотр профиля Email
« Ответ #7 : 17 Март 2024, 09:14:15 »

Юрий, любовь - это необходимое условие для истины (истинного) вообще. Но есть конкретика жанров. Солярис - это конкретика интерактивного жанра письменной речи.
Вот маленькое эссе об этом Солярисе (более кратко я не могу пока ничего из себя выжать на данную тему):
https://newlit.ru/~kulturniy_poisk/7215.html

На форуме НЛ и дискуссия состоялась, но она, увы, существа темы не затронула... (На нашем форуме по этой теме было несколько многостраничных дискуссий, в частности - о творчестве (светской культуре) и спасении (в православной традиции) - там участвовали разные люди, очень горячие споры были. Ссылок не даю, чтобы не упрекнули в очередной раз в пиаре.)

А "братство без братьев" - тема поистине неисчерпаемая. Ей во многом посвящена другая моя книжка - о родонизме (пример такого братства).

А вообще нужно судить по плодам, а не по благим декларациям. И плоды есть - самые конкретные и творчески богатые. Но тут без ссылок не обойдёшься (хотите поверьте, хотите проверьте). В тексте эссе несколько таких ссылок есть, а там - по нарастающей...
« Последнее редактирование: 17 Март 2024, 09:16:45 от Ярослав Таран » Записан

Если не видишь в упор – виноват упор.
                                                                     © Слава Сумалётов
Дина Измайлова
авторы
Ветеран
******

Рейтинг: 9
Online Online

Сообщений: 974



Просмотр профиля Email
« Ответ #8 : 17 Март 2024, 09:28:22 »

Почитаю ваши ссылочки, Ярослав, и предметно вам отвечу, чуть позже, ближе к вечеру. А вообще это идея прекрасная и если плоды есть даже при несомненном наличии некоторого количества гнилых ( я не верю, чтоб гнилых не было, ибо сущность человеческая не только божественная, как ни крути), это уже, я считаю, успех.

Я, кстати, это и имела в виду. Если вы хотите верстать по мотивам форумных дискуссий книги, это титанический труд, самоотверженная работа во имя самой идеи. Идейное горение в наше время процветания потребительства и индивидуализма это большая редкость, как и любовь, что верно подметил Юра.
Записан
Юрий из деревни
Постоялец
***

Рейтинг: 0
Offline Offline

Сообщений: 198


Юрий Меркеев


Просмотр профиля Email
« Ответ #9 : 17 Март 2024, 09:31:23 »

Как литературные символы понятны.
Могу лишь пожелать удачи. Хотя даже беглое прочтение зацепилось за некие "сущности", за которые законники от РПЦ подвергнут вас аутодафе.  Подмигивающий Возможно, уже и пытались поджарить пяточки. Просто немного знаком с РПЦ. Я доброжелательно отношусь к таким идеалистическим проектам. Но понимаю и позицию РПЦ, которая в оценке тех или иных направлений духа опирается только на один критерий - Соборное Согласие Святых Отцов ПЦ. Иногда этот Соборный инструмент милует, иногда режет по живому. "Не мир принес Я, но меч". Я вам желаю удачи в деле. Но я принадлежу к тем, кто уже не открывает крылышки всякому попутному легкому опьяняющему ветру, нет, можно ударится больно. Я придерживаюсь тому же критерию в оценке - Святоотеческого Предания. Святые отцы не подведут. Если бы ваш ВЗ находился внутри РПЦ, он был бы для меня любознательнее. Подчеркиваю, не любопытнее, а любознательнее. Но еще раз -- никакого осуждения, тщеславия и тем более, насмешек. С уважением отношусь к вашему делу.
Записан
Дина Измайлова
авторы
Ветеран
******

Рейтинг: 9
Online Online

Сообщений: 974



Просмотр профиля Email
« Ответ #10 : 17 Март 2024, 10:02:17 »

Полагаю, православие особо не имеет отношения к проекту ВЗ, ибо у меня сложилось мнение, что это проект прежде всего культурный, рассматривающий прежде всего Искусство как вершину проявления человеческого духа. Пока мельком ознакомилась с постулатами, но сложилось мнение, что здесь не стоит говорить о принадлежности к какой-либо религии или попытку создать религию, скорее определенное течение в современном виртуальном искусстве. Подобные принципы могут органично вплетаться и в буддизм, и в ислам, и в христианство различных конфессий
Записан
Ярослав Таран
Модератор
Ветеран
*****

Рейтинг: 1
Offline Offline

Сообщений: 837


ГРАФОМАН


Просмотр профиля Email
« Ответ #11 : 17 Март 2024, 10:19:22 »

Юрий, вот (одна из нескольких) дискуссий на эту тематику с разными представителями РПЦ (это совсем не однородная среда, там есть разные течения, это вы, наверное, лучше меня знаете):
https://rmvoz.ru/forums/index.php?topic=5285.0

А вот проект "Тезаурос" профессора Ф.Н. Козырева (в последние годы он работал катехизатором в Соборе Владимирской иконы Божией Матери в Санкт-Петербурге):
https://rmvoz.ru/tezauros/

Это реальный образовательный проект, очень качественная и разработанная программа учебных курсов.
Просто пробегитесь по ссылкам, тогда будет чуть виднее картинка в целом...

Козырев принял участие и в той дискуссии, на которую я дал ссылку выше. А вот что он сам говорит о той причине, в результате которой наиболее полное его собрание сочинений в Сети оказалось в итоге в Воздушном Замке (да и сам его "Тезаурос" на нашем домене):
https://rmvoz.ru/forums/index.php?topic=5246.0

О знании православной традиции, писаний Святых Отцов, о бережном и уважительном отношении к догматике, о знании русской религиозной философии Ф.Н. Козыревым можно судить по его книгам:
https://rmvoz.ru/sobor/avtory/kozyrev-f-n/

А так, да, у нас, повторюсь, есть несколько многостраничных и очень горячих дискуссий с разными представителями РПЦ (в том числе и о Данииле Андрееве, Розе Мира и т.д.) - это отдельная, большая и сложная тема.

И последнее: идеалистическими могут быть только мечтательные образы, планы и декларации о намерениях, но не реальные плоды. Эти плоды есть, а следовательно - есть и основания для обозначения данного опыта не идеалистическим, а духовным опытом (нескольких десятков людей, подтвердивших своими книгами и своей деятельностью реальность личного духовного опыта).


Дина, конечно, наш портал не является религиозным феноменом. Ни в коем случае. И тем более - созданием какой-то религиозной системы (это вообще бред). Это культурологический проект - сферы его приложения: искусство (в самых разных жанрах) и философия. Есть у нас и разделы, посвящённые Индуизму, Буддизму, Исламу (в той или иной степени наполненности и активности) - осмыслению этих духовных богатств - в нашем русском культурном пространстве и нашем менталитете (модное словечко).

Пустой породы (гнилых плодов) в форумной писанине у нас, наверное, процентов 80, а то и 90. По-другому и не бывает. Пару книг мы уже сверстали из таких диалогов (а в ещё несколько они вошли частями). Эти книги опубликованы в Библиотеке (одна по Украине - периода майдана, другая - философская дискуссия). Да и многие произведения наших авторов возникли и создавались в результате творческого общения. Но можно сверстать ещё пару десятков книг по мотивам форумных дискуссий (работа титаническая).

Мы понесли тяжелейшие потери - больше половины самых активных участников проекта больше не с нами. Постараемся выжить...
« Последнее редактирование: 17 Март 2024, 10:38:29 от Ярослав Таран » Записан

Если не видишь в упор – виноват упор.
                                                                     © Слава Сумалётов
Юрий из деревни
Постоялец
***

Рейтинг: 0
Offline Offline

Сообщений: 198


Юрий Меркеев


Просмотр профиля Email
« Ответ #12 : 17 Март 2024, 10:48:01 »

Спасибо, прошелся по ссылкам. Игра в бисер, наверное, самое близкое к теме. Собственно, у Гессе и была та заветная Касталия, которая пыталась извлечь общий корень из всех культурно-философских и религиозных систем. Интересное занятие для любителей игры в бисер. Ум развлекает, обогащает, отвлекает, питает. Мощная штука. И одновременно, опасная. Ибо может незаметно отнять главное в духовной жизни - смирение, то есть, трезвое видение своей духовной немощи. Не спорю - есть титаны духа, которые способны совместить могучий интеллект с духовным деланием (даже с молитвой), но таковых единицы. Зная свою немощь, точно скажу - этот путь игры в бисер не для меня. Мне бы со своей узенькой тропке, по которой комариными шагами иду, не свернуть бы. А тут - чуть не в космос летают. Шучу, конечно. Желаю успеха. В литературе стараюсь не касаться слишком высокого. Читателю не всегда интересно. Литература для меня - это форма саморегуляции и психотерапии. В общем, как видите, приземленный и скучный я человек. Уже не летаю. Хожу. Малыми шажочками. А вам всех благ. От души.
Записан
Ярослав Таран
Модератор
Ветеран
*****

Рейтинг: 1
Offline Offline

Сообщений: 837


ГРАФОМАН


Просмотр профиля Email
« Ответ #13 : 17 Март 2024, 10:58:17 »

Игра в бисер - только один из символов, одна из параллелей. Не более.

А в остальном - живая конкретика. В самых разных жанрах. Её нельзя описать в общем, только показать, но тогда мне бы пришлось давать сотни ссылок (и на библиотечные публикации, и на записи в фонотеке, и на альбомы в галерее). А когда описываешь общими мазками - получается, да, "космические полёты". В живой конкретике всё по-другому, как в любом человеческом творчестве. И всё индивидуально. Конкретика здесь:
https://rmvoz.ru/sobor/avtory/

И вообще, мои описания и моё отношение - это только моё. У других участников действа - свои отношения к нему и свои взгляды на процесс, они могут очень отличаться от моих, до полярности. Но есть и нечто общее, но оно не подлежит вербализации. Любая попытка такой вербализации сводит это несказанное общее в банальность и в плоскую схему.
« Последнее редактирование: 17 Март 2024, 11:03:41 от Ярослав Таран » Записан

Если не видишь в упор – виноват упор.
                                                                     © Слава Сумалётов
Ярослав Таран
Модератор
Ветеран
*****

Рейтинг: 1
Offline Offline

Сообщений: 837


ГРАФОМАН


Просмотр профиля Email
« Ответ #14 : 17 Март 2024, 11:26:14 »

Если совсем кратко:
Произведение искусства нельзя описать - его можно только показать. А дальше - свободный творческий диалог с ним у того, кто на него смотрит (слушает, читает).
Так и человеческое общение описать нельзя, в нём можно только участвовать как в творческом и глубоко индивидуальном процессе.
А вот - какие плоды это общение приносит, какую атмосферу создаёт - и есть то "нечто", ради чего в нём либо хочется, либо не хочется участвовать.

Бывают ещё эксперименты, необходимые для личного опыта: чтобы лучше понять те или иные типичные феномены в культуре, их тенденции и т.д., нужно не извне за ними наблюдать, но погрузиться внутрь их драматургии, стать на время её непосредственным участником. Последнее - один из мотивов, по которым я стал на форуме НЛ таким участником. Тут, главное, вовремя уйти (аллюзия не случайная, если кто её понял).
Записан

Если не видишь в упор – виноват упор.
                                                                     © Слава Сумалётов
Страниц: [1] 2 3   Вверх
  Печать  
 
Перейти в:  


Powered by SMF 1.1.4 | SMF © 2006, Simple Machines LLC
Manuscript design by Bloc
Поддержите «Новую Литературу»!