Оленев Роман.
Стенограмма программы "Стоп-кадр" «Андрей Рублёв».
В одной из прошлых передач на примере фильма «Иван Грозный» мы убедились в том, что советский масштабный кинематограф если уж обращал свой взор в историю России, то преследовал цель создания мифа вокруг какой-нибудь важной для советской идеологии фигуры. Но по большому счёту кино неизбежно творит миф. Связано это с тем, что оно, как любое искусство, основывается на художественном вымысле, то есть, как бы на обмане. И поэтому, когда кинематограф берётся за какую-нибудь историческую личность, о которой что-то известно, а что-то и не известно, авторы фильма обязательно домысливают образ. В случае с фильмом «Иван Грозный» – с попыткой в угоду власти.
Но искажение образа исторического лица может быть и чисто художественной задачей режиссёра. И примером такого свободного обращения с историческим лицом в кино стал гениальный фильм Тарковского «Андрей Рублёв». Этой картиной был, по сути, тоже создан миф, но уже миф о великом иконописце. Если при упоминании имени Ивана Грозного у нас невольно перед глазами возникает зловещий образ, созданный Эйзенштейном, то, произнося имя Андрея Рублёва, в сознании большинства сразу возникает образ из фильма Тарковского – образ то ли монаха, то ли интеллигента...