Сапрыгина Нина.
Статья «Таинственное величие шекспировских сонетов».
В сонетах Шекспира ощущают гармонию, однако чувствуется и хаос. Возможно, в них что-то зашифровано. Со времени их появления прошло уже 400 лет, а всё множатся желающие их расшифровать и устранить хаос.
Первым попытался это сделать издатель сонетов Джон Бенсон в 1640 году. Он расположил сонеты по темам и соединил некоторые в одно целое. Такова позиция читателя.
Читатель может выхватывать из сборника сонетов понравившиеся стихотворения и перечитывать только их. Если так, порядок сонетов для читателя не имеет значения. Но те, кто любознателен и кто испытывает интерес к личности автора, ощущают странности в порядке расположения сонетов. Это вынуждает их искать ключ. Но «ключ к душе автора», по выражению поэта Вордсворта, так и не нашли. Нет ли там романа в стихах?
В 1790 году Эдмунд Мэлон сделал вывод, что сонеты 1-126 относятся к другу поэта, а остальные 28 – к женщине, которую потом читатели стали называть Смуглой Леди. Нежные обращения «к другу» Мэлон объяснял обычаями эпохи Возрождения – ренессансным культом платонических отношений и дружбы.
Почему-то трактовка эта стала популярна в академических кругах. И поныне её навязывают читателям. Трудно сказать, когда в этой версии произошла подмена: симпатию к юноше стали считать любовью, и тайну сонетов пытались раскрыть ключом идеи гомосексуальности автора.
Против этой идеи возражают прежде всего поэты. В переводах Маршака в сонетах до 126 есть обращения к женщине. Поэт Игнатий Ивановский считает, что почти все сонеты Шекспира обращены к женщине. А когда Пушкин под влиянием сонета 105 писал: «Печаль моя полна тобою, Тобой, одной тобой», – как в сонете – To one, of one, still such and ever so, повтор «тобой» Пушкин отнёс к женщине.
Среди исследователей ХХ века Хилтон Лэндри не согласен с делением сонетов на сонеты другу и сонеты женщине, хотя, добавлял он, нет явных указаний на то, что в корпусе «мужских» сонетов есть обращение к женщине, и на то, что в корпусе «женских» сонетов есть обращение к мужчине.
Непонятная последовательность сонетов привела к предположению, что их порядок – не авторский. Автор будто бы не давал разрешения на публикацию, а издатель опубликовал их пиратски. Однако издатель Томас Торп не замечен ни в чём, что уронило бы его добросовестную репутацию. Разве что эта версия.
Э. Мэлон исходил из того, что ему было известно о Шекспире. Известно было, что Шекспир – актёр, то есть человек, принадлежащий к низшим слоям общества. Также известны были два посвящения Шекспира к поэмам «Венера и Адонис» и «Поругание Лукреции». В этих посвящениях автор восхваляет Генри Ризли, 3-го графа Саутгемптона.
Значит, Шекспир, человек низкого происхождения, ищет покровительства знатных особ и выгоды. В то же время стихи обращены явно к близкому человеку. У сонетов так же, как и у поэм, есть посвящение (правда, написанное не автором, а издателем), и в нём указан некий «Mr. (мастер или мистер) W. H.». Эти инициалы похожи на инициалы графа Саутгемптона (Henry Wriothesley, the 3rd Earl of Southampton), только в обратном порядке. (Хотя назвать графа мистером – это оскорбление.) Делается вывод, что именно граф Саутгемптон и был этим близким – вплоть до интимности.
Нашли и другого аристократа с теми же инициалами. Это Уильям Герберт, третий граф Пембрук. Ему и его брату, графу Монтгомери, посвящено Первое Фолио – посмертное издание пьес Шекспира. Сонеты якобы заказаны отцом графа Пембрука с целью заставить сына жениться. У графа Пембрука была возлюбленная Мэри Фиттон. Делался вывод, что именно она – Смуглая Дама. Таким образом, хаос в истолковании сонетов пытались устранить путём ответа на вопрос, КОМУ адресованы сонеты.
Но те, кто принимают эти версии, отказывают поэту в искренности. Будто бы Шекспир искал выгоды и писал на заказ. И к тому же, поучая добродетели, продолжал грешить – как явствует из тех же сонетов. Хорошее же толкование стихов Шекспира для читателей!
Но в логике известно: если приходят к выводам, которые абсурдны, это означает, что предпосылки, заложенные в их основу, неверны. Если мы считаем, что стихи Великого Барда искренни, значит, неверен его образ, складывающийся веками.
Следует попытаться истолковать сонеты, исходя из того, КТО их писал...