Кауфман Леонид.
Статья «Синклер и мораль социализма».
...Конфликт Горького с американским обществом только внешне выглядел как неприятие пуританским воспитанием свободной любви. В глубине настроений было непонимание горьковских революционных идей сытыми и наивными американцами. Они полагали, что политические изменения в России могут привести к установлению там конституционного и либерального порядка, подобного американскому. Горький же считал необходимым полное ниспровержение ненавистной русской политической системы любыми методами. В результате для нужд русской революции ему удалось собрать не более 10 тысяч долларов, что оценивалось обществом и политиками как полное поражение.
Среди американских интеллектуалов уход Марка Твена из рядов сторонников Горького было большой потерей. Твен сделал несколько заявлений по этому поводу, критикуя поведение русского писателя. В статье, озаглавленной «Случай с Горьким», он ясно определил свою позицию:
«Усилия, которые были сделаны в оправдание Горького, правомочны во всех отношениях, потому что мотивы, стоящие за ними, великодушны, но я думаю, что чернила были потрачены впустую. Обычай есть обычай, он построен на меди, стали, граните; факты, рассуждения, споры имеют не большее воздействие, чем ветра через Гибралтар».
Марк Твен понимал действия Горького не как его претензию к американскому пуританизму, а как приемлемое культурологическое недоразумение. Твен считал, что на иностранце лежит ответственность «выяснить, какие обычаи есть у страны, и воздержаться от их возможной критики».
В одном из писем он писал:
«Горький приехал сюда с определённой дипломатической компетенцией – функцией, которая требует от людей необходимой деликатности, такта и уважения к человеческим предубеждениям. Что касается его дипломатии... она оригинальна, у неё нет ничего похожего в истории. Он бьёт публике в лицо своей шляпой, а потом подставляет её для милостыни. Это не смешно – это жалко. А что касается патриотизма, разговоров о подъёме и лечении его кровоточащей нации – он не может выдержать даже короткой шутливой беседы. Он сделал серьёзную ошибку и отказывается исправлять её»...