Пьесу Александра Карабчиевского «По специальности» я отметил на главной странице newlit.ru в рубрике «Главный редактор рекомендует».Этим я хочу привлечь к данной публикации внимание режиссёров и актёров, которые читают журнал «Новая Литература».
Считаю, что это произведение – украшение
ноябрьского номера нашего журнала за 2021 год.
Первый раз я прочитал текст пьесы во время голосования редакторов, по результатам которого она была одобрена к публикации. 9 из 10 произведений этот фильтр не проходят. При обсуждении этого текста я сказал коллегам:
«Пьеса на всегда актуальную тему – заточения и предательства человеком самого себя».Второй раз я прочитал пьесу Александра Карабчиевского «По специальности», когда проводил её корректуру и вёрстку для публикации в журнале. Править мне в ней ничего не пришлось. Такое случается один раз на полсотни текстов, а для объёмных произведений – и того реже.
После второго прочтения я и решил, что порекомендую читателям этот текст. Такое с нашими публикациями происходит довольно редко, примерно пару раз в месяц, если усреднить.
Рекомендуя текст, я как бы подписываюсь под ним и говорю: друзья, перед вами произведение такого уровня, который должен быть у всех публикаций в «Новой Литературе». Это та планка, к которой следует стремиться нашим авторам, и та высота, по которой я сужу о писательском мастерстве каждого из них.Александр Карабчиевский – мастер своего дела, профессиональный драматург, специалист высокого класса, свободно владеющий пером автор и тонкий, наблюдательный, тактичный стилист. И его «Современная драма в 15 явлениях» легко убедит читателя в этом и без моих похвал.
Единственная причина, по которой я выступил здесь с комментарием – желание защитить талантливый текст перед несправедливым упрёком, восстановить баланс сил и дать возможность читателю непредвзято познакомиться с произведением и вывести о нём своё мнение, без давления со стороны.
Моя аннотация к этой пьесе сформулирована так:«Государство обеспечивает законность и порядок руками представителей власти, склонных к беззаконию и произволу. Это не парадокс, ведь большинство борцов за справедливость при определённом давлении быстро становятся усердными участниками этой системы».Так вот, несправедливость упрёка в адрес пьесы и её автора порождена, по моему убеждению, отнюдь не качеством пьесы, оно тут вообще ни при чём.
Расхождение во мнениях между автором и его критиком идеологические, глубинные, непримиримые.
Они смотрят на человека с противоположных сторон и никогда не согласятся друг с другом.
Карабчиевский ставит своего читателя и будущего зрителя перед крайне неудобным вопросом: а как лично ты поступишь в этой ситуации? И на этот вопрос ни у кого нет удовлетворительного ответа.
Поэтому нет ничего удивительного в том, что пьеса эта взбесит романтиков и мечтателей своей жестокой художественной правдой, припрёт их к стенке, не давая вздохнуть, и выдавит из них накопившийся под личиной человеколюбия яд.