смысл Художественный.
Критическая статья «Всюду врут?».
И в искусствоведении.
Некий Аникин написал о «Джоконде»:
«Леонардо совместил два основополагающих образа всей средневековой культуры, равно как и культуры Возрождения, а именно: образ мадонны и образ Христа; Следовательно, мы имеем здесь дело, по сути своей, не с портретом, а со своего рода иконой».
– Но доказательства ж надо!
– Пожалуйста.
«Разделим условно «Джоконду» на две части, проведя вертикаль посредине фигуры Моны Лизы. Перед нами два разных образа. В правой части картины мы видим выступающую наполовину фигуру Христа, спокойно и величественно восседающего на престоле в знакомых по огромному числу религиозных композиций царственных одеждах. В том, что здесь перед нами именно мужское начало, убеждают многие детали. Высокий мужской лоб…».
Видим, что как раз наоборот: слева лоб выше, чем справа.
«…мужской лоб с характерным надбровным бугром (таким же, как в этюдах кричащего всадника для «Битвы при Ангиари»…».
Хорошо. Согласен.
«…мужской подбородок…».
Не вижу.
«…волосы, ниспадающие так, как они изображены художником у Христа в «Тайной вечери»».
Согласен.
«За спиной Христа мы видим изображение гор и реки, через которую перекинут мост. Символика горы достаточно очевидна и однозначно связана с понятием высшего, небесного («Горе имеем сердца» – литургический возглас – может быть тут ярким примером)».