Мы никогда не публикуем
индивидуальные рецензии. Однако при их создании у нас часто рождаются формулировки, которые могут быть полезны всем нашим авторам. Вот одна из них.
Цель: сформулировать совет, что нужно доработать, чтобы стихотворение достигло уровня классиков. Чтобы оно, при случае, могло быть включено в школьную программу.Вступительная часть из рецензии, решающей эту задачу:"Такой критерий качества, как соответствие уровню школьной программы, действительно, оптимален для литературного произведения.
- Такое произведение должно быть эталоном литературного искусства, совершенным по форме и высоконравственным по содержанию, его гуманитарные идеи должны соответствовать общечеловеческим ценностям и разделяться носителями русского языка и русской культуры.
- Оно должно обладать мощным воздействием на воображение читателя, побуждать его к размышлениям о добре и зле, жизни и смерти, любви и ненависти, милосердии и самопожертвовании, вере и надежде, и других фундаментальных основах человечности.
- В то же время такое произведение должно быть безупречным по форме исполнения, лёгким и увлекательным для чтения, комфортным для восприятия, содержать в себе посылы, которые потенциально могут быть осознаны и усвоены ребёнком, а также понятны учителям разного уровня подготовки и доступны им для разъяснения воспитанникам.
- Наконец, такое произведение должно обладать ясной и цельной структурой, позволяющей ученикам с разным уровнем интеллектуального и эмоционального развития уловить его суть и более или менее свободно высказаться о понятом – устно или в сочинении, самостоятельно или с помощью учителя.
Думается, что перечисленные высокие критерии достойны того, чтобы быть целью любого писателя и поэта.
При этом из огромного множества текстов мировой литературы в школьные учебники попадает лишь чрезвычайно незначительная их доля: объём включённого в школьную программу по сравнению со всем написанным сродни пригоршне песка, зачерпнутой на пляже, по сравнению со всем пляжем.
Причин у этого соотношения две – формальная и фундаментальная.
Формальная: объёмы школьной программы (как и пределы памяти ребёнка) ограничены и не могут вместить в себя и тысячной доли всех замечательных произведений, которые стоило бы туда включить.
Фундаментальная: в безмерном море книг лишь капля действительно достойна этой важнейшей миссии: стать культурной основой будущего поколения.
Одним словом, цель, заявленная автором рассматриваемого стихотворения, настолько высока, что вряд ли достижима практически (по крайней мере, честными путями). Но вот иметь её перед собой в качестве ключевого критерия и главного ориентира – совершенно правильный выбор, и этот выбор целиком и полностью разделяется и поддерживается рецензентом.
Для произведения художественной литературы нет более высокой и верной цели, чем попасть в школьный учебник. И если автору удастся создать хотя бы одно четверостишье, которое там окажется, значит, он не зря потратил свою жизнь и на всё прочее, им написанное. В общем, это очень серьёзный и благородный задел для творчества.
Ну а раз так, то и стихотворение, нацеленное на решение этой задачи, должно быть рассмотрено без снисхождения, по самым строгим и беспощадным критериям. Сказанное выше направлено на то, чтобы автор понимал грандиозность поставленной перед собой задачи и относился к себе ещё строже, чем даже самый придирчивый читатель и самый предвзятый рецензент. Приступим же..."