Ольга Александрова
Литературный обзор одного из старейших творческих изданий Сибири «Северо-Муйские огни», журнал «СМОг» №5/93/2022.
Журнал публикует произведения как известных, так и начинающих писателей и поэтов, отдавая приоритет авторам, ставящим акцент в своём творчестве на укреплении отношений природы и человека. Распространяется на территории России, стран СНГ, Европы и Северной Америки.
Дух романтизма, любовь к природе и человеку, к его созидательному труду и духовному творчеству стали основой создания литературного журнала, первыми авторами которого явились сами строители-бамовцы.
Мир человека гармоничен не только наличием в нём приобретённых знаний и умений, высочайших ценностей и нравственных понятий, а в балансе и умении определять, «что такое хорошо, а что такое плохо» в консенсусе этих ценностей. Как не бывает в науке абсолютной доказательности, подразумевая погрешность, так и не бывает в природе начала без конца. Всё перетекает из одного вакуума в другой, создавая «ложные вакуумы» и чёрные дыры.
Темы русского космизма, природы и сущности, человека и бытия прошли через весь номер журнала, начавшись со статьи литературного критика, культуролога Нины Ищенко «Демиург и София в мире Стартрека: гностические идеи в фильме «USS Каллистер», критический взгляд на религиозную мифологию через научно-фантастическую киноиндустрию. Обсуждение гностической иерархии мира с её нестандартным представлением о сотворении и продолжении жизни, отклонением от общепринятых биологических и метафизических законов, гнушением плотью, всегда приковывало интерес, особенно в визуализации фантазийной драматургии. Автором проанализированы и приведены сравнения гностического мифического и христианского религиозного течений в аспекте художественного замысла. В статье изложена цель киноэпопеи и раскрыты основные задачи человеческой жизни с позиции гностика, отвергающего всё телесное и считающего сотворение мира в его разрушении, а пробуждение жизни – в перерождении душ, отрываясь от всего «нечистого». Возможно, статья будет любопытна тем, кто интересуется гностикой как явлением мифического оккультизма. Что касается разбираемого фильма, то он так же далёк от научной фантастики, как и гностическая космогония от христианского мифотворчества...