Форум журнала "Новая Литература"

27 Апрель 2024, 15:30:21
Номер журнала «Новая Литература» за март 2024 г.

Добро пожаловать, Гость. Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь.

Войти
Номер журнала «Новая Литература» за март 2024 г.
Страниц: [1] 2 3 ... 26   Вниз
  Печать  
Автор Тема: Обсуждение: Сборник стихотворений «И будет танцевать под люстрой лето»  (Прочитано 18313 раз)
0 Пользователей и 1 Гость смотрят эту тему.
Владимир Яровых
Модератор
Старожил
*****

Рейтинг: 1
Offline Offline

Сообщений: 207


Просмотр профиля Email
« : 03 Июль 2023, 17:27:24 »

Яровых Владимир. Сборник стихотворений «И будет танцевать под люстрой лето».

Зимует муха за двойным стеклом.

И снится ей танцующее лето,

Которое кружит под потолком

Под взмахи туго свёрнутой газеты.



Зимой гуляют сквозняки в квартире,

И в ней не держится домашнее тепло.

И только в этом межоконном мире

Тепло, уютно, тихо и светло.



На подоконнике спит плюшевая кошка,

Ворчит на бесконечный снегопад.

Она и муха – жители окошка,

Две стороны междуоконных баррикад.



А летом снова буду я с газетой

Гнать из квартиры вдруг оживших мух.

И будет танцевать под люстрой лето,

Жужжа и отбивая ритмы вслух.
Записан
Гореликова
авторы
Ветеран
******

Рейтинг: 11
Offline Offline

Сообщений: 1449


Просмотр профиля Email
« Ответ #1 : 03 Июль 2023, 19:18:02 »

Вообще-то, я стихов стараюсь не читать, дабы не волноваться лишний раз. Однако не убережешься. Иногда, хоть и против воли (моей), но попадется на глаза текст, записанный в столбик.
Например, такой:





А летом снова буду я с газетой

Гнать из квартиры вдруг оживших мух.

И будет танцевать под люстрой лето,

Жужжа и отбивая ритмы вслух.

Прочла и зависла.
Прочла второй раз.
Ну, допустим, под люстрой лето – это стилистическая фигура. Я даже название знаю – аллитерация. И судя по всему, данный куплет писался именно для того, чтобы обыграть данный повтор сходных согласных. Ok. Фонетика, конечно, на любителя (подлюстройлето), но бог с ней.
Я про другое, а именно: про технику написания. Похоже на то, что автор подбирает слова по слуху (летом с газетой, под люстрой лето и т.д.). Вроде бы прекрасно, ибо поэзия и есть сочетание звуков, которые позволяют проявить (и даже открыть) дополнительный смысл, содержащийся в словах и сочетаниях слов.
Поэзия – это всегда эффектно, но эффект не есть исключение смысла. Стихи создаются, чтобы рождать новые ассоциации, однако происходит ли это в данной строфе?
Если вникнуть в смысл отдельных предложений/ частей предложения, так абсурд получается. Причем абсурд банальный (или, если угодно, абсурд банальностей).
Лирический герой (Я) летом (время действия) гоняет мух. И в этот момент лето (субъект) танцует под люстрой, жужжа и отбивая ритмы (не как-нибудь, а) вслух.
Видимо, здесь идет построение поэтического образа, то бишь, средства художественной выразительности, помогающего усилить значение действия, предмета или события.
Автор уподобляет лето мухам? Или мух – лету?
В принципе, и то, и другое имеет право на существование, поэзия – она такая непредсказуемая. Образный ряд, поток сравнений, параллели смыслов, даже: уравнивание несочетаемого – все возможно, если по итогу это приводит к взрыву понимания. Которое в поэзии достигается гораздо быстрее, чем в текстах прозаических.
Но есть ли тут этот самый взрыв? Эта самая динамика вчувствования, понимания нутром=естеством?
На мой взгляд, нет. Есть только созвучия летом газетой / под люстрой лето / мух вслух, которые внутри себя, увы, пусты. Телебоньканье вертикали, вот как это называется.
По ходу вопрос: а можно ли отбивать ритм про себя? (при этом жужжа). Видимо, зимой так и происходит. Лето жужжит и отбивает вслух, зима – жужжит и отбивает про себя. Или не жужжит, а молчит.
Нет, написано, конечно, бодро, энергично, с чувством, но нет, не поэзия… Смыслы не сцепились воедино и в космос не унеслись. Получился только текст, записанный в столбик, эстетически (и стилистически) весьма уязвимый.
Записан
Владимир Яровых
Модератор
Старожил
*****

Рейтинг: 1
Offline Offline

Сообщений: 207


Просмотр профиля Email
« Ответ #2 : 03 Июль 2023, 23:18:09 »

Здравствуйте.
Во-первых, просто спасибо за то, что Вы нашли время прочитать мои стихи и прокомментировали их. Во-вторых, большое  спасибо за высказанное мнение. Вы сделали это качественно, вдумчиво и очень полезно для меня. В-третьих, Вы  дали свой анализ четко, понятно и очень корректно.  Возможно, на первый взгляд, отдельные фразы могут показаться жесткими, но они все по делу. И, как известно, жесткость это не жестокость, а доброжелательная критика, просто без сюсюканий. Еще раз повторюсь - очень важная и нужная мне. Для меня правильная реакция на критику заключена в анекдоте (не касающегося текущего вопроса, а, вообще)

Багира:
– О, мудрый удав Каа! Ты знаешь, что Маугли называет тебя земляным червяком?
– Знаю!
– А еще он тебя называет одним матерным словом!
– Ну что поделаешь, если похож…

Приму все Ваши замечания к сведению, с искренней благодарностью.
Я люблю свои стихи и, если бы не любил, то не публиковал бы их. Но, по моему мнению, настоящая любовь проявляется в стремлении сделать предмет лучше,  а не чураться критики.
Спасибо!!!
Ниже 2 стихотворения о моих отношениях со своими стихами...

РАЗ СТИХ
Я так хочу писать стихи
Взрывать сердца и клеить души
Но, говорят, стихи - плохи
И вызывают равнодушие

Я сам просил критиковать…
Плевать им в маленькие души
И отправлял их умирать
За то, чтоб кто-то их послушал

Я перед ними виноват
Когда в атаки лобовые
Бросал свой маленький отряд.
Мои стихи… Глухонемые

Они послушны и тихи
Бояться спать поодиночке
Но я люблю свои стихи
За все написанные строчки


ДВА СТИХ
Слова живут в больших словесных стаях
И собраны в научных Словарях
Оттуда часто  рифмы подбирал я
Чтоб украшали слог в моих стихах

И для стихов я брал слова дороже
У них всегда красивый зкстерьер
И были все мои стихи похожи:
И содержание, и форма, и размер

Я помню, как на первое свидание
Принес букет искусственных стихов
Казалось мне красивым сочетание
Формальных рифм распространенных слов

Сейчас щенков из  слов я подбираю
Чтоб были ласковы, но не боялись драк
Клавиатурой  стаю собираю
Из преданных и любящих собак

Однажды я пойму, что впереди
Смогу создать лишь повторение вчера
И я пойму, что не смогу найти
Те самые, так нужные слова

Ну, а пока щенки-слова играют
Пытаясь подменить талант игрою слов
Я не поэт - я скоро осознаю
Что нет таланта – надо раздавать щенков…

Записан
Гореликова
авторы
Ветеран
******

Рейтинг: 11
Offline Offline

Сообщений: 1449


Просмотр профиля Email
« Ответ #3 : 04 Июль 2023, 00:19:54 »

Владимир, спасибо за анекдот, не знала раньше. Посмеялась.
Теперь снова про стихи. Со всем уважением, но в ваших стихах видны все швы и заклепки. Вслух ведь подобрали для рифмы, верно? Прям само просилось: мух – вслух. А можно было еще набух, протух и повитух.
Скажу парадоксальное: рифма не безусловный идол. Современный стих – это, прежде всего, ритм и пафос. Ну, и бережное словоупотребление, разумеется.
У вас пока старание удержать форму преобладает над стремлением углубиться в содержание. Все же настоящая поэзия – это не описание события в столбик, а именно что создание у читателя каскада ассоциаций. Это в прозе смысл обнажается постепенно, путем длительных заходов и подходов к объекту, а поэзия – это практически мгновенная кристаллизация сакрального, того, что трудно описать, но что хорошо чувствуется на нутряном уровне.
По моему скромному (и, несомненно, спорному мнению), вашим стихам не хватает раскрепощенности. Возможно, если вы перестанете ученически точно подбирать рифмы, а будете следовать за ритмом, ситуация изменится.
Но это не точно. Во всяком случае, я ответственности за свои советы на себя не беру. Я ведь так просто. Мимо проходила и решила поумничать.

Записан
Владимир Яровых
Модератор
Старожил
*****

Рейтинг: 1
Offline Offline

Сообщений: 207


Просмотр профиля Email
« Ответ #4 : 04 Июль 2023, 06:29:46 »

У вас пока старание удержать форму преобладает над стремлением углубиться в содержание. Все же настоящая поэзия – это не описание события в столбик, а именно что создание у читателя каскада ассоциаций.



ТАК КТО ЖЕ Я?  Шокированный Плачущий

Гореликова про стих из этого же сборника:

 Цитата 1
"Стихотворение Владимира открыло мне глаза. Дело в том, что я почти год мучаюсь с одним рассказом, даже повестью (там уже тысяч 100 знаков написано). Вот вроде все хорошо – и сюжет завлекательный, и герои ничего себе, а что-то не идет. Хоть тресни. Чего-то не хватает. А теперь поняла: не хватает этой самой пронзительной нежности и печали о несбыточном единении душ.

Владимир, огромное вам спасибо! Этот образ – когда герою кажется, что рядом лежит родное существо, а потом упс – только заплатка на диване – это мощно.
Это я не к тому, что я украду. Не волнуйтесь, у меня никто не лежит на диване, ничего похожего. А вот настроение… Настроение своего героя я наконец-то поняла.
Спасибо!"

Цитата 2
"Ух ты! Вот это сюжет!
Роскошный, просто роскошный"

Цитата 3
"и пронзительная нежность.
Без всякого ерничания и шуток: сюжет меня растрогал."

Записан
Гореликова
авторы
Ветеран
******

Рейтинг: 11
Offline Offline

Сообщений: 1449


Просмотр профиля Email
« Ответ #5 : 04 Июль 2023, 08:18:11 »


ТАК КТО ЖЕ Я?  Шокированный Плачущий




Эээ… Откуда же я знаю, кто ВЫ?
Я могу только о собственных впечатлениях по поводу ваших текстов.
Зарифмованная история про кота меня растрогала. Если вспоминать о пресловутом триединстве нового стиха (ритм, пафос, детализация), то тут, скорее, про пафос. Затрудняюсь определить, чего в том пафосе было больше – сентиментального или драматического, но легло хорошо. Для меня – так отлично легло. В значении: вызвало каскад ассоциаций, несмотря на стилистические огрехи.
История про жужжащих мух вызвала недоумение. Если брать ассоциации, то это – про проблемный сход-развал, т.е. отсутствие устойчивости и управляемости. Но ведь не такие же ассоциации планировались, верно? (в данном случае устойчивость и управляемость – эвфемизмы эстетики и стиля).

Ну и в заключение, традиционные оговорки. Все ИМХО и, стало быть, на все можно облокотиться.

С новым рабочим днем, товарищи!


Записан
Владимир Яровых
Модератор
Старожил
*****

Рейтинг: 1
Offline Offline

Сообщений: 207


Просмотр профиля Email
« Ответ #6 : 04 Июль 2023, 09:05:54 »

 Смеющийся Смеющийся Смеющийся
Записан
Владимир Яровых
Модератор
Старожил
*****

Рейтинг: 1
Offline Offline

Сообщений: 207


Просмотр профиля Email
« Ответ #7 : 04 Июль 2023, 09:27:24 »

Мгновения, что собрал в стихи,
Я отпускаю понемножку.
Они наивны и легки,
Как подростковая одёжка.

Удачной рифмой их поймал
И тем продлил им жизни время –
Так муравей, попав в янтарь,
Становится необычайно ценен.

И каждый день их миллиард –
Разрозненных простых мгновений.
В словах, написанных подряд,
Не воссоздать поток их цельный.

В приметы верить я отвык,
Но, как осколок суеверья,
Ношу давно погибший миг –
Кусочком янтаря на шее…
Записан
Владимир Яровых
Модератор
Старожил
*****

Рейтинг: 1
Offline Offline

Сообщений: 207


Просмотр профиля Email
« Ответ #8 : 04 Июль 2023, 10:20:49 »

А еще, у меня нет иллюзий  относительно себя  Смеющийся

***
Стихи на улицах прохожим я читал
Смягчал стихом озлобленные души
Они же приземленно затыкали уши
А стих, как мотылек, вокруг порхал

И «нету» больше у меня подруг,
Которым, в основном, звонил я ночью.
Мужья их угрожали мне заочно,
Презрев духовный рост своих супруг.

В борделях в чёрный список я попал
Я им звонил в любое время суток,
Пугал стихом нетрезвых проституток
Их образ жизни рифмой обличал.

Лишь плакали измотанные души
Дворовых забубенных алкашей,
Я собирал их средь окрестных гаражей,
Чтоб стих воткнуть в поломанные уши

Они рыдали пьяными слезами
И помогали править содержание строчек
С тех пор  я в рифмах  остроумен очень
Но вот родным читать их перестал я




Записан
Гореликова
авторы
Ветеран
******

Рейтинг: 11
Offline Offline

Сообщений: 1449


Просмотр профиля Email
« Ответ #9 : 04 Июль 2023, 11:16:29 »

Владимир, вы уж извините, что я к вам с букварем, но вы поверяете схемы своих стихов?
В смысле: считаете ли количество слогов в строке, расставляете ли словесные и ритмические ударения, отмечаете ли стопы?
Кмк, нет. Потому что вот здесь чехарда и чересполосица.

Мгновения, что собрал в стихи, (9)
Я отпускаю понемножку. (9)
Они наивны и легки, (8
Как подростковая одёжка. (9)

Удачной рифмой их поймал (8
И тем продлил им жизни время – (9)
Так муравей, попав в янтарь, (8
Становится необычайно ценен. (11)

И каждый день их миллиард – (8
Разрозненных простых мгновений. (9)
В словах, написанных подряд, (8
Не воссоздать поток их цельный. (9)

В приметы верить я отвык, (8
Но, как осколок суеверья, (9)
Ношу давно погибший миг – (8
Кусочком янтаря на шее… (9)

В скобках я поставила кол-во слогов, а уж ударения сами проставьте и схему сами нарисуйте, мне, откровенно говоря, лень (уж не обессудьте. Но поверьте и проверьте, что там тоже пляска святого Витта). По схеме сразу увидите, где у вас сбоит, какие места надо переделывать.
Это, ткскзать, по размеру. По образному ряду тоже есть комментарии.
Вы проводите параллель между процессом сохранения насекомого в янтаре и слов в стихотворении. Мол, муравей, застывший в веках, намного ценнее муравья в свободном ползаньи. Соответственно, слова «пойманные рифмой» (с), весомей слов, не «пойманных».
Право же, мысль не шибко оригинальная. Я только что забила в гугл запрос «стихи о янтаре» и получила 499 тысяч результатов. Зуб даю, все 499 тысяч будут про застывших насекомых. Ну, 498,5 точно.
И что получается? Объюзанная мысль вкупе с неудачной рифмовкой дает весьма посредственное стихотворение. Хотите быть 499 тыс + 1 поэтом, прости господи?
Если не хотите, то придется считать слоги, расставлять ударения и заниматься прочими манипуляциями, добиваясь результата. Ну, и следить за словоупотреблением, разумеется. Каждое небрежно подобранное слово – прореха на ткани вашего стиха. Если мы о стихах, конечно, а не о записи в столбик.
Не писала бы всего этого, если бы в этом вашем стихотворении ни сверкнула бы строка «Ношу давно погибший миг – / Кусочком янтаря на шее…». Вот эта – хорошая. (В скобках замечу, что «мир» было бы лучше, но это имхастое ИМХО, разумеется). А все, что перед, можно смело фтопку, дабы не плодить ответы в гугле.
Даже не извиняюсь за жесткость своих замечаний. Поэтов надо жечь каленым железом, чтобы они либо писали хорошие стихи, либо не писали вовсе. Вам выбирать, к какой группе примкнуть.
Успехов в любом случае!
Записан
Владимир Яровых
Модератор
Старожил
*****

Рейтинг: 1
Offline Offline

Сообщений: 207


Просмотр профиля Email
« Ответ #10 : 04 Июль 2023, 11:43:58 »

Комментарии?

Владимир Маяковский
Уже второй

Уже второй. Должно быть, ты легла. 10
В ночи Млечпуть серебряной Окою.  11
Я не спешу, и молниями телеграмм  12
Мне незачем тебя будить и беспокоить  13

 Смеющийся Смеющийся Смеющийся
Записан
Гореликова
авторы
Ветеран
******

Рейтинг: 11
Offline Offline

Сообщений: 1449


Просмотр профиля Email
« Ответ #11 : 04 Июль 2023, 11:48:08 »

Маяковский был так себе поэтом.
Записан
Владимир Яровых
Модератор
Старожил
*****

Рейтинг: 1
Offline Offline

Сообщений: 207


Просмотр профиля Email
« Ответ #12 : 04 Июль 2023, 12:35:22 »

Иосиф Бродский
Не выходи из комнаты…

Не выходи из комнаты, не совершай ошибку.  15
Зачем тебе Солнце, если ты куришь Шипку?    13
За дверью бессмысленно всё, особенно — возглас счастья. 16
Только в уборную — и сразу же возвращайся.         14


И я удаляюсь под Марш Славянки, обнявшись с Бродским и Маяковским, пугая критиков неправильными стихами. Нам можно - мы "так себе поэты"  Смеющийся Смеющийся Смеющийся Смеющийся
Записан
Дина Измайлова
авторы
Ветеран
******

Рейтинг: 9
Offline Offline

Сообщений: 947



Просмотр профиля
« Ответ #13 : 04 Июль 2023, 13:26:49 »

Да,  мне  тоже забавненько было послушать про так себе поэта Маяковского) Но спорить с математикой сложно - таки спорить не буду... Право же, каждому своё)
Записан
᠌♔Матвей Васильевич♔
Ветеран
*****

Рейтинг: 6
Offline Offline

Сообщений: 1789


Кот рабоче-крестьянский


Просмотр профиля
« Ответ #14 : 04 Июль 2023, 13:54:59 »

Эге...Чувствую, в этом обсуждении не хватает моего веского слова.  Строит глазки
Правда, гражданин начальник призывал нас с Глафирой игнорировать присутствие небезызвестного в узких кругах персонажа с  "дружественного" cайта. Мы в ответ на послание решили вообще НЛ игнорировать. Ну, и поигнорировали...э-э...неделю. Можем продолжить, если что. No problems.

А по поводу стихов Владимира. Конечно, работать ему есть, над чем. И спецы могут найти массу недочётов и несовершенств. Но стихи отличает искренность и небанальность. И в этом плюс, и этим они подкупают.

Ещё мне понравился последний ответ Владимира.
И я удаляюсь под Марш Славянки, обнявшись с Бродским и Маяковским, пугая критиков неправильными стихами. Нам можно - мы "так себе поэты"  Смеющийся Смеющийся Смеющийся Смеющийся

Браво! Очень достойный ответ. Без обесценивания кого бы то ни было и чего бы то ни было.
Лично мне есть, чему поучиться у Владимира в плане ведения дискуссии.

А танцующее под люстрой лето, ИМХО, хороший образ. И лето и мухи, хотим мы этого или нет, неразделимы. Ещё Александр Сергеевич писал: "Ох, лето красное! любил бы я тебя, Когда б не зной, да пыль, да комары, да мухи."  И мне эти строки вспомнились при чтении стихотворения Владимира...
Что касается ритма, он тоже есть. Хлопки газеты по стенам, по столу и прочим поверхностям в попытке разделаться с мухами очень даже задают ритм. Сам, было дело, бегал с газетой под люстрой. Улыбающийся Угу.

Записан
Страниц: [1] 2 3 ... 26   Вверх
  Печать  
 
Перейти в:  


Powered by SMF 1.1.4 | SMF © 2006, Simple Machines LLC
Manuscript design by Bloc
Поддержите «Новую Литературу»!