Форум журнала "Новая Литература"

25 Апрель 2024, 01:14:24
Номер журнала «Новая Литература» за март 2024 г.

Добро пожаловать, Гость. Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь.

Войти
Номер журнала «Новая Литература» за март 2024 г.
Страниц: 1 [2]   Вниз
  Печать  
Автор Тема: Обсуждение: Рассказ «День уголовного розыска»  (Прочитано 1458 раз)
0 Пользователей и 1 Гость смотрят эту тему.
Гореликова
авторы
Ветеран
******

Рейтинг: 11
Offline Offline

Сообщений: 1435


Просмотр профиля Email
« Ответ #15 : 14 Декабрь 2023, 20:08:16 »

Меня в рассказе всё устроило, сама атмосфера является в нём высказыванием, приметы (эпизоды) дополняют гнетущую картину всеобъемлющего кризиса героя, а неясная болезнь (скорее всего крысиная), также выступает метафорой. Отдельно хорошо, что Юрий в этом рассказе не пускался в расширенные рефлексии, избежал морализаторства, не указывал путь. От этого текст ещё более достоверен. И если это не художественное произведение, то "мои полномочия всё".


Ни в коем разе не пытаюсь кого-то переубедить или даже переспорить. А уж тем более тебя, брат. Но предлагаю взглянуть и под другим углом тоже.
Приметы времени (эпизоды) есть в любом тексте, т.к. они входят в понятие тема произведения. Даже в самом-самом несовершенном тексте есть тема и, следовательно, ее маркеры. На мой скромный взгляд, ценность текста определяется не наличием деталей как таковых, а системой встраивания этих деталей в сюжет и их связей друг с другом. То, что называется осмыслением темы.
Помните широко известную байку про ученого (фамилию запамятовала), который, находясь под действием психостимуляторов, вдруг осознал какую-то невероятную – космическую!! – мудрость. Но протрезвев, забыл. Тогда принял дозу еще раз и записал. Протрезвев в очередной раз, прочел. Мудрость была сформулирована так: «Банан велик, а кожура еще больше». В другой варианте истории (или с другим ученым) – «Весь мир пахнет нефтью».
К чему я это вспомнила? К тому, что мудрость в данной формулировке – не совсем высказывание. Потому что высказывание так или иначе, хочет этого говорящий или не хочет, но содержит оценку. Например: весь мир пахнет нефтью, и это прекрасно. Или: весь мир пахнет нефтью, и это ужасно. Или: весь мир пахнет нефтью, и это смешно. И т.д. по выбору говорящего.
Вот на примере этого рассказа. То, что показан герой в кризисе, сомнений нет. В сильнейшем кризисе. Весь мир апокалиптически пахнет нефтью. Морг, вши, крысы, больница, уголовник на кладбище, жена Зинаида с нитками и иголками… Но если завернуть кран, из которого щедро изливаются эмоционально загруженные сцены и подождать пока просохнет, то какой именно кризис героя мы увидим? Кризис личности-то не в морге, не во вшах, даже не в жене Зинаиде, кризис, он в голове личности. А все внешнее – это поводы (если как в жизни) или метафоры (если оставаться в литературном поле).
Остаюсь в литературе. Яркие эпизоды пьянства и буйства, стало быть, рассматриваем как маркеры внутреннего состояния героя. Который, на самом деле, есть иллюстрация мысли автора (мы же не про жизнь, правильно?). Итак, автор изобразил героя, которого штормит. Снаружи штормит. А что внутри? А внутри ничего… Действительно ничего. Образ героя выстроен только наполовину.
И тут дело не в том, что автор «в этом рассказе не пускался в расширенные рефлексии» (с). Проблема в том, что там рефлексировать не над чем. Автор не создал базу для рефлексии - читательской рефлексии, потому что герой - только порождение авторской фантазии.
Рискую опять подставиться под упреки насчет теории, но в учебниках, бывает, дело пишут. Конфликт героя может быть внутриличностным, межличностным и общественным. У нашего опера какой? Вот чего он разошелся с женой Зинаидой? Потому что та была баба вредная и все пилила: иди зарабатывай звезды на погонах, мало, мало звезд, а ты еще ночами с агентессами просиживаешь, так? Типичный межличностный конфликт. Протагонист vs антагонист. Но где в этом конфликте вторая сторона? Герой-то где? Он любит свою работу, горит мыслею очистить свой район от наркоманов? Про это в тексте нет. Есть только туманные рассуждения про прогнивший дом без фундамента, а их, знаете ли, приложить можно к чему угодно.
Или, может, тут общественный конфликт – герой vs общество в лице районного начальства или бери шире, всей области? Тоже в тексте этого нет. Все внимание сосредоточено на морге, вскрытии, джефовой проститутке и проч., т.е. на внешних – шокирующих – деталях. Которые должны были замаскировать недостающую половину образа героя.
Мне-то кажется, что автор задумал внутриличностный конфликт, решил показать героя, который как цветочек в проруби, без руля и ветрил. Вполне себе герой. Актуальный в мире, апокалиптически пахнущем нефтью. Но это только заявка. Размах, внушающий уважения, но не вполне сопроводившийся ударом. Для полноценного удара, чтоб с размаху и точно читателю в лоб, эпизоды мешают. Вот к чему тут Зинкин сглаз и порча?
Впрочем, об этом можно и дальше рассуждать, но стоит ли?
Для ясности: я все это пишу для избывания собственной печали. Мне всегда грустно, когда я вижу, как автор второпях или не подумавши толком гробит собственные отличные замыслы. А ведь в мире, пропахшем нефтью, отличные замыслы встречаются реже, чем хотелось бы. А если их еще и гробить… Совсем пичалька получится.
Вот я и попечалилась от души.

На чем и прощаюсь, виновная во всем плохом и не причастная ко всему хорошему,
ваша Гореликова
Записан
Владимир Захаров
авторы
Ветеран
******

Рейтинг: 7
Offline Offline

Сообщений: 1668


Просмотр профиля Email
« Ответ #16 : 14 Декабрь 2023, 20:46:56 »

Сестра, про порчу там идёт речь в том ключе, что Зинка злобная корыстная сука, которая даже мать главгера обвиняет в порче. А не то, что она сама порчу наводит. И герой, которому болезнь сдвинула точку сборки, начинает ясно видеть сущности людей его окружающих, но что страшнее, он начинает чувствовать нечто ещё и помимо этого. Тот самый гнетущий тяжёлый фон, который собственно и составляет его жизнь. И главгер оглушён и потерян. И у Юры получилось это передать. А болезнь и симптомы её сопровождающие, вероятные причины болезни, все эти низшие нечистые существа, разносчики болезни, человек как корабль, с которого они бегут, когда он тонет - это же всё потрясающие образы, настоящая художественная удача. Что же до масштаба, которого де нет, то рассказ называется: "День уголовного розыска", - что само по себе не предполагает эпичности. Но мне масштаба хватило с головой, очень глубокий и зубодробительный текст.
Записан
Гореликова
авторы
Ветеран
******

Рейтинг: 11
Offline Offline

Сообщений: 1435


Просмотр профиля Email
« Ответ #17 : 14 Декабрь 2023, 22:04:03 »

Нет, брат, не втянешь ты в меня в споры об образе Зинки, ну ее

Лучше скажу, что проблематика рассказа очень интересна и, кмк, является частью определенного тренда. Фиг его знает, как потом назовут течение, которое в данной момент формируется в современной русскоязычной литературе, но если по аналогии – то в любом течении главным признаком является образ героя. А тут герой достаточно характерный и, насколько я вижу, популярный тип. Короче, интересно, что будет дальше.
Записан
Владимир Захаров
авторы
Ветеран
******

Рейтинг: 7
Offline Offline

Сообщений: 1668


Просмотр профиля Email
« Ответ #18 : 14 Декабрь 2023, 22:18:26 »

Да, нечто витает в воздухе. Наверно, это будет осмыслением "мужской доли" после развала СССР, когда жизнь вынудила вновь стать зверьми, хищниками, жилами и кровью отвоёвывать своё право на существование. Герой рассказа, как мне кажется, тоже волею судьбы оказался на службе, и болезнь обнажает внутренний конфликт с действительностью, его человеческий слом. Точнее, болезнь и есть этот экзистенциальный ужас.
Записан
Гореликова
авторы
Ветеран
******

Рейтинг: 11
Offline Offline

Сообщений: 1435


Просмотр профиля Email
« Ответ #19 : 14 Декабрь 2023, 22:39:52 »

Мужской доли? Да, скорей всего так и будет. Хоть я за равноправие полов, но с трудом представляю себе роман поколения, написанный от женского лица.
Болезнь – это отдельная тема. По своей мелочной сущности все-таки влезу с поправкой. В рамках экзистенциальной психологии болезнь не есть экзистенциальный ужас. Болезнь полегче будет, это всего лишь (хе-хе) пограничная ситуация, которая освобождает человека от привнесенных условностей. Но да, болезнь рассматривается как первый шаг в знакомстве с трансцендентными началами.
Спровоцировал ты меня, брат, снова. В рассказе «День» символика болезни героя свелась только к внешней ее стороне, а внутрь – к трансцендентному (хе-хе) автором не особо копнуто. В этом плане «Неразменный гусь» намного-намного глубже. Вот там экзистенция так экзистенция. Значит, что? Значит, автор может. Но не реализовал.
Записан
Лачин
авторы
Ветеран
******

Рейтинг: 9
Offline Offline

Сообщений: 7005


Просмотр профиля Email
« Ответ #20 : 14 Декабрь 2023, 22:50:35 »

      Володя, скажи Гореликовой (мне она вряд ли ответит), пусть в рецензию оформит. Жалко ведь постов.
Записан
Страниц: 1 [2]   Вверх
  Печать  
 
Перейти в:  


Powered by SMF 1.1.4 | SMF © 2006, Simple Machines LLC
Manuscript design by Bloc
Поддержите «Новую Литературу»!